Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы Т.Голуб, региональный материал Кубановедения. В ходе урока использованы современные педтехнологии: ИКТ, театрализация, личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие технологии. Урок имеет богатую воспитательную ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie_hleb_-_vsemu_golova.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа VIII вида №15
г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»,
Урок, проведенный в рамках Декады начальных классов
для учащихся 4 класса
Цель:
1.Знакомить с произведением Т.Голуб, развивать навыки осознанного выразительного чтения с элементами драматизации;
2. Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое мышление, внимание, память, активизировать словарный запас;
3. Формировать первоначальное представление о роли хлеба в жизни каждого человека, знакомить с нелёгким трудом хлебороба, воспитывать уважительное и бережное отношение к хлебу, тяжёлому труду людей, выращивающих хлеб, гордость за свой родной край – житницу России.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Светлана Анастасиевна Гудзиева
ХОД УРОКА:
- Оргмомент
- Эмоциональный настрой:
- Посмотрите за окно: какое сегодня красивое высокое голубое небо, словно белые кораблики, плывут по нему облака, солнышко тянет к земле свои нежные лучики, пытаясь согреть каждый стебелёк, каждую былинку, каждую веточку своим теплом, как будто говоря: «Просыпайтесь поскорее, весна уже пришла!». И всё вокруг радуется теплу, ясному дню, солнышку, весне. А какое настроение у вас? Вы уже повстречались с весной? (тихо звучит музыка)
III. Основная часть:
1. Вводная беседа:
- Весна пришла к нам в гости не с пустыми руками, припасла она для вас интересную загадку:
Отгадать легко и быстро:
Знает батюшку любой –
Мягкий, пышный и пушистый
Чёрный, белый и ржаной.
С хрусткой корочкой душистой
На столе он главный гость.
Без него обед не вкусный -
На Руси так повелось.
- Правильно – это ХЛЕБ. А вы любите хлеб? Какой хлеб вам больше всего нравится? За что вы любите хлеб? Как люди относятся к хлебу? Как вы думаете, почему люди так почитают и уважают хлеб?
2. Чтение наизусть стихотворений, подготовленных детьми к уроку:
1: И обед нам не обед, если к супу хлеба нет,
И не та на вкус картошка, если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше!
Хлеб, кормилец – пища наша.
«Хлеб душистый – сила наша, молодецкая еда», -
Говорил народ всегда.
2: И недаром хлеб солдатский наши воины по-братски
Честно делят меж собой, уходя, на смертный бой.
Весь в пыли, в крови солдат даже корке хлеба рад.
Ведь когда стреляют пушки и когда враги вокруг,
То последнею краюшкой с другом делится лишь друг.
3: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.
Хлеб для нас не только пища, без которой жизни нет.
Он – мерило дружбы верной, доблести людской пример!
Учитель: На работе и в походе у народа хлеб в почёте.
С хлебом русский человек – богатырь из века в век!
3. Актуализация знаний:
- Чтобы вкусный свежий хлеб попал на наш стол, трудится много людей разных профессий. Знаете ли вы как, рождается хлебный каравай? (ответы детей)
Учитель: Пышный, мягкий, пропечённый, подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной к нам пришёл издалека.
Нам пора скорей взглянуть на нелегкий этот путь.
4: У пшеницы путь особый, чтобы зёрна стали сдобой,
Нужно солнышком налиться, дождевой воды напиться,
Постоять под небесами золотыми колосками,
Покачаться на ветру и однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу, увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой станут зёрнышки мукой.
Много сит мука пройдет…
Белый, серый, сдобный, чёрный хлеб нам пекарь испечёт.
- Видите, какой долгий путь проходит зёрнышко, чтобы превратиться в каравай. Сначала пахарь готовит землю к посеву зерна, сортировщик отбирает самые крепкие, самые лучшие зёрна для посева, сеятель высаживает зерно в подготовленную землю, весь долгий период созревания хлебороб ухаживает за посевами, оберегая от обильных дождей и злой засухи, сухого ветра и хлебных вредителей. Работа в поле кипит и день, и ночь, не смыкая глаз, трудятся люди, заботясь о хлебной ниве. Когда колосок поспевает, становится тяжёлым, в поле выходят комбайнеры – начинается жаркая страда – жатва, люди стараются успеть собрать выращенный урожай, чтобы ни один колосок не высыпался на землю. Собранное зерно везут в закрома. Далее из зерна мельник сделает муку, из муки пекарь выпечет пышный душистый каравай.
5: Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке:
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
- Как нужно относиться к главному богатству на земле? Но, к сожалению, не все об этом помнят и не всегда уважительно и бережно относятся к хлебу.
4. Знакомство с новым произведением. Инсценирование стихотворения Т.Голуб «Хлеб и Маша»
- Послушайте, какой случай произошёл однажды с героиней стихотворения, которое написала наша с вами землячка – Татьяна Голуб.
Хлеб и Маша.
Каждый день девчонку Машу уговаривала мама:
-Доченька, не будь упряма, с хлебом ешь и суп, и кашу!
Маша хныкала в ответ:
-Не хочу! Не буду! Нет!
Маше бабушка твердила:
- В хлебе, внученька, вся сила,
Съешь-ка сладкий пирожок или сдобный кренделёк.
Маша мякишек щипала и под стол его швыряла.
Долго хлеб молчал, крепился, но однажды рассердился.
Быстро с хлебницы скатился, докатился до двери,
Крикнул Маше:
-Отвори! От тебя я убегу! Жить так больше не могу!
- Убегай! – сказала Маша и открыла настежь дверь, -
Без тебя я стану краше и спокойнее, поверь!
Хлеб ушёл, довольна Маша: не вернётся он назад.
Ест без хлеба простоквашу, и котлету, и салат.
Вместо хлеба на обед стали ей давать конфет.
Два денёчка Маша пела, а на третий – присмирела,
На четвёртый – загрустила, а на пятый – попросила:
- Ой, бабулечка, дружочек, дай мне к чаю пирожочек
Или с маком кренделёк, или хлебушка кусок.
Машет бабушка рукой:
-Маша, Маша, что с тобой?
Ты, наверное, забыла, как ты хлебу нагрубила!
Не вернется он назад – съешь-ка, детка, шоколад!
Маша в слёзы:
- Что же делать? Я без хлеба похудела!
Я без хлеба не могу! За прощеньем побегу!
Маша к хлебу прибежала, умолять и плакать стала:
- Хлеб, голубчик! Не сердись, в дом скорее воротись!
Без тебя мне дольше дня не прожить! Прости меня!
Хлеб в ответ:
- Я б не сердился и домой бы воротился,
Но пшеничное зерно, сможет ли простить оно?
Маша в поле прибежала, к хлебным зёрнышкам припала:
- Зёрна, злобы не таите, глупую меня простите!
- Мы обиду не таим, мы, конечно же, простим.
Вот простит ли только поле – материнское раздолье?
Маша полю поклонилась, перед полем извинилась.
Был от полюшка ответ:
- Я б простило, слова нет,
но простят ли хлеборобы?
Урожаев мастера до зари вставали,
чтобы стала нивушка щедра.
Рук и силы не жалели, мало спали, наспех ели,
Землю бережно пахали, разрыхляли, удобряли,
Дружно сеяли зерно, а когда взошло оно,
Как ребёнка берегли, выйти в колос помогли.
А теперь, смотри – пшеница золотая колосится.
Маша, ты не забывай, что румяный каравай
Сам собою не растёт – нужен труд и нужен пот
Целой армии людей. Так что к ним иди скорей.
Побежала Маша к людям, стала плакать и просить:
- Больше хлеб швырять не буду, буду хлебом дорожить!
- Что ж, - сказали хлеборобы, - если так, то вот испробуй
Сдобный белый каравай, но урок не забывай!
Поклонилась Маша людям, каравай на синем блюде
Прямо к сердцу подняла, потому что поняла,
Что пословица права: «Хлеб – всей жизни голова!»
5. Беседа по восприятию идейного содержания нового произведения:
- Как вы думаете, почему хлеб обиделся на девочку? Как девочка обращалась с хлебом? Как вы думаете, почему она так поступала?
- Какой стала жизнь Маши без хлеба? Почему без хлеба стало плохо?
- Что сделала девочка, чтобы вернуть хлеб? Что поняла девочка, вернув хлеб? Какие еще полезные советы вы можете дать девочке?
6. Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт детей.
а) Работа с пословицами:
- Какие еще пословицы о хлебе вы знаете?
(работа по группам с деформированными пословицами: 1 группа – составляет пословицу самостоятельно, 2 группа – составляет пословицу по данному началу, 3 группа – работает под руководством учителя):
-Правильно расставьте слова в пословицах:
АРОМАТНЫЙ ХЛЕБУШКО – ВСЕМУ МИРУ ДЕДУШКА.
БУДЕТ ХЛЕБ – БУДЕТ И ПЕСНЯ.
МНОГО СНЕГА – МНОГО ХЛЕБА.
ХЛЕБ НА СТОЛЕ – МИР В ДОМЕ.
ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
КТО ХЛЕБ ОБИЖАЕТ, ТОГО ЛЮДИ НЕ УВАЖАЮТ.
- Как вы понимаете эти пословицы? Почему так говорят?
б) Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.
- К сожалению, бывают такие люди, которые обижают хлеб. Посмотрите, что произошло с девочкой, обидевшей хлеб.
- Как вы думаете, чему научилась девочка, став птицей? Как теперь она будет относиться к хлебу?
7.Обобщение полученных знаний, рефлексия:
- Прочитайте, какие полезные советы даёт нам народная мудрость:
* За столом хлеб доедай, на пол крошки не сметай.
* Хлеба на пол не бросай, труд людской ты уважай.
* Хлебные крошки собери в ладошку, в каждой крошке труд людей, уважай хлеб и жалей.
- Пшеница могла бы по праву стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком хлеба для России.
6: Краснодарский хлебный край
Растит богатый урожай.
В поле трудится станица,
Чтобы выросла пшеница –
Золотистое зерно,
В хлебном колосе росло –
Стало пышным караваем,
С ним гостей всегда встречаем.
7: Кубанский хлеб душист и ароматен,
С румяной корочкой бока,
На вид красив, на вкус приятен –
Ты береги его всегда!
- Итог урока:
- Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы узнали много нового и интересного о самом главном богатстве нашей Родины – хлебе, задумались над тем, всегда ли бережно вы относитесь к хлебу, не обижаете ли его порой. Я верю, что каждый из вас, узнав, какой ценой достается людям каждая горсть зерна, сколько труда многих людей вложено в каждый каравай, будет ценить и уважать хлеб.
Учитель: Мудрая пословица права: во все века у всех народов
Хлеб был и остаётся голова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"
Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения самостоятель...
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.
В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...
План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс
Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока внеклассного чтения "Сказы старого мастера"
Урок проводится в рамках краеведческого дня "Сказы старого мастера". Форма урока - нестандартная: урок-превращение. Конспект данного урока представляет собой оригинальный сценарий. Учащиеся полу...
Конспект урока "Матушка - Весна всем людям красна"
Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и ИЗО 4 класс + презентация....