Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании младших школьников
статья
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, воспитание таких социально значимых качеств личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_duhovno_-_nravstvennom_vospitanii_mladshih_shkolnikov.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1374 г. Москвы
Подготовила:
Аверина Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы. (слайд 1)
«Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит».
Саади
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. (слайд 2)
В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.
(слайд 3) Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
(слайд 4) Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Роль школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. В моём понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать своё мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
• любящий свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
• доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих учеников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
(слайд 5) Основные ценности:
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Каждый классный руководитель постоянно и всесторонне должен изучать учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. (слайд 6)
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Классный час – это возможность непосредственного общения классного руководителя с учащимися, где осуществляется серьезная и системная работа по формированию нравственных качеств личности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, со школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества. Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал. В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач мне помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров, задаю на дом детям найти пословицы и поговорки на данную тему.
Приступая к изучению рассказов о Родине, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество.
Каждый классный час, я стараюсь разработать так, чтобы учесть особенности каждого ребенка, ведь у каждого из них, свой особый характер, тип мышления.
Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть свои формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.
(слайд 7) Нравственное воспитание включает в себя восемь основных направлений:
Первое направление — диагностическое.
Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.
Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
(слайд 8) Второе направление — «Воспитание духовности».
Цель: формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.
Формы: беседы, классные часы, конкурс «Все привыкли мы к порядку…»
(слайд 9) Третье направление — «Здоровье плюс…»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», Дни здоровья, конкурсные программы «Здоровая семейка» и т.п.), турниры, соревнования, походы.
(слайд 10)Четвертое направление — «Новое поколение»
Цель: овладение средними школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.
Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой.
(слайд 11) Пятое направление — «Экология»
Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.
Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, детское экологическое движение «Зеленая планета», проекты Спасем окружающую среду», «Зеленая планета», конкурсы «Знатоки природы — лучшие читатели», экологические десанты.
(слайд 12) Шестое направление — «Исток»
Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.
Формы: психолого-педагогическое просвещение родителей, родительские собрания, тренинги, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы.
(слайд 13) Седьмое направление — «Красота спасет мир»
Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.
Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; семейные выставки достижений.
(слайд 14) Восьмое направление — «Трудовое, экономическое воспитание»
Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.
Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.
Данные виды деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Моя задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.
Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Дети каждый день общаются в одном коллективе. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли. Именно направить, ведь для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя, он учится, прежде всего, послушанию. Я стараюсь не давать детям готовые решения, так как это влечёт за собой неумение найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс строю таким образом, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Я учу ребят правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение.
Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Доброжелательные взаимоотношения в моём классе строятся в совместной деятельности: подготовка внеклассных мероприятий для первоклассников и воспитанников детского сада №66, поздравления для ветеранов центра «Забота», подготовка к районным и общешкольным мероприятиям и т.д.
Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества, ответственности, сплочение ребят в дружной коллективной деятельности. Даже если есть у ребенка речевые ошибки, логопедические нарушения, но он стремится к выступлению на сцене, он желает показать себя, я даю ему возможность сделать это.
Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Я считаю очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Я стараюсь создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело.
(слайд 15)
Притча о двух соседях
Один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится»
Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Считаю, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия, обращаюсь, если нужно за помощью, стараюсь привлечь их к школьным делам, прошу о помощи детям, участии в конкурсах.
Также обращаю внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала».
(слайд 16) Духовно – нравственный портрет ребенка
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
(слайд 17)
«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»
К. Ушинский
Свое выступление хочется закончить такими словами:
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были не просто
понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений и личного счастья"
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Содержа...
Работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
В данной работе представлен опыт работы по формированию гражданской позиции детей младшего школьного возраста....
Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"
Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Выступление на ШМО классных руководителей«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»...
Роль классного руководителя в духовно-нравственном развитии личности школьника в современной школе
Выступление на педсовете....
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...