Методическая разработка "Знатоки ПДД"
методическая разработка (2 класс)

Агашина Юлия Сергеевна

Правила поведения на дороге с использованием искусственного интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx321.18 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

сценарий игры на тему:

«Знатоки ПДД»

Номинация: «Лучший педагог по безопасности дорожного движения для школьников»

Автор составитель: Агашина Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Толстихинская СОШ»

2023 год


Оглавление

  1. Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность________________________________________________ 3
  2. Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей

обучающихся)________________________________________________4

  1. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия______________ 5
  2. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора__________ 6
  3. Основная часть______________________________________________ 7
  4. Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия___________________________________ 12
  5. Список, использованной литературы____________________________13

Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность)

Актуальность и практическая значимость методической разработки обусловлена реальными потребностями современного общества в развитии у младших школьников навыков безопасного поведения на дороге в целях снижения дорожно-транспортного травматизма, расширения и углубления у детей знаний ПДД, воспитания осознанного дисциплинированного поведения, умения предвидеть развитие различных ситуаций, возникающих на дороге и т.д.

Для повышения у детей младшего школьного возраста познавательной активности и интереса к изучению ПДД нами предлагается использовать на занятиях возможности искусственного интеллекта (нейросеть). Использование информационных технологий в образовательно-воспитательном процессе в школе является на сегодняшний момент одним из ведущих направлений, позволяющих усовершенствовать учебные программы и методические пособия, улучшить усвоение знаний учащихся, сделать занятия более увлекательными и насыщенными. Поэтому приоритетным направлением педагогической деятельности является разработка и внедрение в практику современных информационных технологий на основе искусственного интеллекта в процессе передачи младшим школьникам знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.


Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей обучающихся)

Основной целевой аудиторией методической разработки являются дети младшего школьного возраста (7-8 лет).

Стоит отметить, что большая часть пострадавших в ДТП − это младшие школьники. И многие из них попадают в аварию из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности в дорожной ситуации, отсутствия необходимых знаний ПДД, отсутствия внимательности и дисциплинированности на дороге. Это обусловлено особенностями психического и личностного развития младших школьников. Данный возраст характеризуется интенсивным развитием двигательной системы. К тому же угол «бокового» зрения у детей на 30 градусов меньше, чем у взрослых. Реакция у детей более замедленная, поэтому им нужно больше времени, чтобы среагировать на возникшую опасность. У детей длина шага гораздо короче, чем у взрослых и поэтому они дольше переходят дорогу. Низкий рост зачастую скрывает ребенка от водителя, их-за чего водитель при развороте или вождении машины задним ходом может не увидеть маленького пешехода. К тому же у младших школьников вызывают большие затруднения в определении пространственных положений и скорости объектов на дороге, отсутствует чувство времени при переходе через дорогу или при движении по намеченному маршруту в различных погодных условиях. Детям младшего школьного возраста свойственно неразвитое правосознание и самосознание, которое проявляется в непонимании последствий своего поступка и ответственности за свое поведение на дороге, а также неразвитое произвольное неуправляемое поведение на дороге и импульсивность, что может привести к трагическим последствиям. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо прививать культуру правильного поведения на дорогах. Это наиболее благоприятный период для изучения основ ПДД, целенаправленного развития навыков, благодаря которым дети смогут ориентироваться на дорогах и избежать опасных ситуаций.


Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия

Цель: расширить и углубить знания младших школьников по ПДД в процессе игровой деятельности с использованием современных технологий искусственного интеллекта (нейросеть), квест-технологий, ТРИЗ-технологий, кейс-технологий и средств ИКТ.

Задачи:

Обучающие:

  • повысить уровень знаний учащихся начальных классов о ПДД;
  • повторить правила поведения на улице, вспомнить виды транспортных средств, дорожные знаки и закрепить ПДД.

Развивающие:

  • формировать навыки работы на компьютере с использованием искусственного интеллекта (нейросеть) и навыки работы в сети Интернет.
  • развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки, творческий потенциал;
  • развивать умения и навыки безопасного поведения младших школьников на улице и на дороге.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к ПДД и желание соблюдать их;
  • повышать мотивацию к изучению ПДД;
  • создавать благоприятную обучающую среду для младших школьников;
  • воспитывать культуру общения обучающихся, формировать навыки работы в команде.

Планируемые результаты:

  • повышение уровня знаний и правовой осознанности необходимости соблюдения ПДД;
  • расширение и закрепление знаний о различных видах транспорта, дорожных знаках, дорожной разметке, участниках дорожного движения и т.д.
  • закрепление навыков безопасного поведения на дороге, а также при использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ);
  • развитие познавательной активности и повышение уровня мотивации к изучению ПДД;
  • усвоение навыков пользования современными компьютерными технологиями в образовательно-воспитательном процессе.


Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.

Занятие проходит в форме игры. Поскольку традиционные формы занятий по ПДД не всегда эффективны и привлекательны для детей младшего школьного возраста, то такая новая форма занятий, как игра, содержащая элементы соревнований, позволяет развить у детей неподдельный интерес к занятиям, дает возможность проявить себя, как в командной, так и в индивидуальной работе. Младшие школьники лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного поиска и систематизирования новой информации. Использование игры с применением современных информационных технологий развивает у детей такие качества личности, как любознательность, инициативность, самостоятельность и такие навыки, как умение логически мыслить, умение пользоваться современными средствами ИКТ, развивает поисковую активность, коммуникативные навыки, творческие способности и т.д. Что делает процесс обучения более интересным, лёгким и увлекательным.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для достижения предполагаемых результатов используются следующие технологии: технология искусственного интеллекта (нейросеть), технология ИКТ, проектная технология.

Методы обучения:

  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (презентация, рисунки нейросети, фотографии, тематические картинки, кроссворд, ребусы)
  • практические (игровой метод, кейс-метод, эвристический метод, метод наблюдения, метод сравнения, метод моделирования ситуации, метод повторения, метод проектов).

Приемы обучения: решение кроссворда, ребусов, игровые приемы, приём «ключевых слов», прием «реставратор» (пословицы, поговорки), прием «интеллектуальная рефлексия».

Основная часть

Сценарий игры по ПДД в начальной школе на тему:

«Знатоки ПДД»

Ход игры:

  1. Организационный момент.

Педагог: Дорогие ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, и чтобы узнать его тему, я предлагаю вам отгадать загадку:

Нужно всем нам очень знать, Как таблицу умножения,

По дороге, чтоб шагать

По правилам… (дорожного движения).

Педагог: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя на дороге.

Затем педагог предлагает детям отправиться в путешествие, но для начала просит их разделиться на две команды, выбрать капитанов, придумать название своей команде.

Педагог: Ребята, каждой успешной команде необходимо иметь свой логотип. Мы живем с вами в современное время. Давайте для его создания воспользуемся возможностями компьютерной системы и позовем на помощь Искусственный интеллект (нейросеть). Ребята, скажите, что вы знаете об искусственном интеллекте (нейросети)? (ответы детей)

Беседа «Возможности искусственного интелекта»

Педагог: Искусственный интеллект — это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Искусственный интеллект используется в медицине, финансах, коммерции, промышленности и обеспечении правопорядка и безопасности — везде, где требуется обрабатывать большие объемы информации. А вспомните, где на дорогах используются технологии искусственного интеллекта? («умная остановка», «умный светофор», беспилотные авто, «умные камеры» на дорогах).

Педагог при помощи компьютера выходит в сеть Интернет и открывает специальный сайт с использованием нейросети для создания изображений по описанию. Дети задают необходимые параметры в виде текста и выбирают из разных вариантов наиболее понравившийся рисунок. Результаты приведены ниже.


Логотип команды

«Инспектор»

Логотип команды

«Дорожный знак»

инспектор гибдд животное_Kandinsky

Педагог: Ребята, мы сегодня с вами ознакомились с обширными возможностями Искусственного интеллекта (нейросети). Вам понравилось? (ответы детей). Ребята, Нейросеть долго наблюдала по камерам за обстановкой на наших дорогах. К сожалению, не все люди знают и выполняют ПДД. Поэтому Нейросеть решила бросить вам вызов, какая из команд лучше знает ПДД, а потом она через «умные камеры» понаблюдает, как вы будете их выполнять. И специально для этого Искусственный интеллект подготовил хитрые, но интересные задания на знание ПДД. Давайте обыграем Нейросеть и покажем наши знания. Согласны? Вызов принят.

  1. Основная часть

Задание 1. Интерактивный кроссворд «Дорожная азбука»

Педагог: Ребята, скажите, с чем ассоциируется у вас фраза «Правила дорожного движения»? (например, дорога, автомобиль, остановка, пешеход и т.д.). Из слов-ассоциаций составлен кроссворд, который является следующим заданием.

Педагог предлагает ученикам отгадать кроссворд по ПДД, в котором использованы слова-ассоциации, и найти ключевое слово. Команда, которая первая отгадает весь кроссворд, получает 5 баллов.

Кроссворд 1

Вопросы по горизонтали:

  1. Человек, совершающий поездку в транспорте, но не водитель (пассажир).
  2. У него инспектор ГАИ спрашивает права (водитель).
  3. Разметка на дороге в виде штрих-кода (зебра).
  4. Часть улицы, находящаяся в «собственности» пешеходов (тротуар).
  5. Водитель едет, а он идет на своих двоих (пешеход).
  6. Место ожидания городского транспорта (остановка).
  7. Транспорт, который рекомендуют обходить спереди (трамвай). Вопросы по вертикали:
  8. Световое сигнальное устройство для регулирования движения на дорогах (светофор).
  9. Подарок почтальону Печкину за поимку мальчика (велосипед).
  10. На нем часто ездят курьеры (самокат).

Далее для сверки ответов педагог открывает на следующем слайде правильно заполненный кроссворд и изображение светофора в соответствие с новыми ПДД.Кроссворд 2

Команда, которая первой назовет ключевое слово (ответ: светофор), получает дополнительно 5 баллов. Педагог показывает на слайде картинку с правильным ответом. И объясняет, что с этого года на светофорах можно увидеть новые знаки. Теперь для предупреждения водителей появится мигающая белая стрелка с белым человечком. Это означает о том, что на повороте горит зеленый свет для пешеходов и водитель должен притормозить и пропустить их.

Задание 2. Интерактивная игра «Веселые ребусы»

Педагог предлагает командам угадать ребусы по ПДД и назвать загаданные слова. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. А команда, которая отгадает все ребусы первой, получает дополнительно ещё 5 баллов.

№ п/п

Ребус

Ответ

1

зебра

Зебра

2

светофор

Светофор

3

улица

Улица

4

пешеход (1)

Пешеход

Задание 3. Интерактивная игра «Аукцион пословиц и поговорок по ПДД»

Педагог предлагает ученикам вспомнить пословицы и поговорки про ПДД, дорогу, дорожные знаки или виды транспорта. За каждую правильно названную пословицу или поговорку по ПДД команда получает 1 балл.

Тише едешь – дальше будешь.

Ехал прямо, да попал в яму.

Кто знает дорогу, тот не спотыкается.

Знай правила движения, как таблицу умножения.

Сидя на колесе, думай, что под колесом. Красный свет – прохода нет.

Не ищут дороги, а спрашивают о ней. Семь раз погляди, а потом иди.

Незнакомая дорога, что дремучий лес.

Жизнь хороша, когда едешь не спеша.

Семь раз погляди, а потом иди. На дороге шутить – себе вредить.

Дорожный знак не говорит, а правилу учит. Любишь жизнь – смотри на знаки.

Педагог: Молодцы, ребята. Дети, скажите вы знаете, что такое фликеры? (ответы детей). В переводе с английского языка слово «Фликер» переводится как вспышка и означает светоотражатель. Скажите, а зачем пешеходам и велосипедистам нужны светоотражатели (фликеры)? (ответы детей). Фликеры отражают свет автомобильных фар и помогают водителям увидеть вас издалека на темной дороге и вовремя отреагировать. Фликеров должно быть не меньше четырех штук: на руках, ремне и рюкзаке. Наиболее эффективны светоотражатели белого или ярко-желтого цвета. Существует различные виды светоотражателей: фликеры-подвески, значки, брелоки, браслеты, наклейки, термоапликации и т.д. (слайд) На дороге нужно быть заметным – это спасет вам жизнь. Поэтому обязательно носите такие светоотражатели на одежде.

Домашнее задание: Далее педагог предлагает ученикам выполнить дома следующее задание: создать макет световозвращающего Элемента, создать ребусы со словами по теме ПДД (например, «Виды транспортных средств») посредством генератора ребусов.

Рефлексия.

Педагог предлагает школьникам по очереди высказать своё мнение о квесте, что нового они узнали, какие игры им понравились больше, что было для них наиболее сложным. Таким образом, педагог подводит итог проведенного занятия, определяет положительные и отрицательные стороны.

Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия

Данная разработка занятия может быть использована как в урочное, так и во внеурочное время с учащимися младших классов. При разработке и

проведении игры следует активно использовать возможности различных нейросетей (например, для создания квестов, кроссвордов, изображений по описанию). Чтобы оценить эффективность данного мероприятия было дано домашнее задание на проведение самостоятельной работы с использованием возможностей нейросетей с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Самостоятельное изготовление фликеров мотивирует на использование полученных знаний и навыков на практике.

Список использованной литературы

  1. Меркурьева А. Правила дорожного движения для детей. – М.: Эксмо, 2023. – 178 с.
  2. Правила дорожного движения РФ (в редакции от 1 марта 2023 г.). – М.: Альдберг, 2023. – 66 с.
  3. ПДД с дополненной реальностью (с иллюстрациями и штрафами). Включают в себя изменения от г. – М.: Третий Рим, 2023. – 81 с.

Интернет-ресурсы

  1. Нейросеть для создания рисунков -
  2. Нейросеть для создания кроссвордов–
  3. Нейросеть для создания квестов, ребусов, кодов, шифров -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка

Представленный материал поможет учителю начальных классов провести литературную игру, организовать неделю русского языка в классе или школе. ...

Презентация "Конкурс знатоков"

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и ...

16/12/12 Игра "" Знатоки русского языка"

Русский язык - один из самых богатых языков мира - это национальный язык русского народа.Он помогает людям понимать друг друга, общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной речи.С са...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

КВН "Знатоки сказок"

Цели: побудить интерес к чтению;расширить кругозор;развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности....

Внеклассное мероприятие ко Дню знаний для 3 класса. Интерактивная игра «Знатоки».

Внеклассное мероприятие ко Дню знаний для 3 класса. Интерактивная игра «Знатоки».    Презентация выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint .Цели использования п...