Методическая разработка "Знатоки ПДД"
методическая разработка (2 класс)
Правила поведения на дороге с использованием искусственного интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 321.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» Методическая разработка сценарий игры на тему: «Знатоки ПДД» Номинация: «Лучший педагог по безопасности дорожного движения для школьников» Автор составитель: Агашина Юлия Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «Толстихинская СОШ» 2023 год |
Оглавление
- Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность________________________________________________ 3
- Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей
обучающихся)________________________________________________4
- Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия______________ 5
- Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора__________ 6
- Основная часть______________________________________________ 7
- Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия___________________________________ 12
- Список, использованной литературы____________________________13
Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность)
Актуальность и практическая значимость методической разработки обусловлена реальными потребностями современного общества в развитии у младших школьников навыков безопасного поведения на дороге в целях снижения дорожно-транспортного травматизма, расширения и углубления у детей знаний ПДД, воспитания осознанного дисциплинированного поведения, умения предвидеть развитие различных ситуаций, возникающих на дороге и т.д.
Для повышения у детей младшего школьного возраста познавательной активности и интереса к изучению ПДД нами предлагается использовать на занятиях возможности искусственного интеллекта (нейросеть). Использование информационных технологий в образовательно-воспитательном процессе в школе является на сегодняшний момент одним из ведущих направлений, позволяющих усовершенствовать учебные программы и методические пособия, улучшить усвоение знаний учащихся, сделать занятия более увлекательными и насыщенными. Поэтому приоритетным направлением педагогической деятельности является разработка и внедрение в практику современных информационных технологий на основе искусственного интеллекта в процессе передачи младшим школьникам знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.
Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей обучающихся)
Основной целевой аудиторией методической разработки являются дети младшего школьного возраста (7-8 лет).
Стоит отметить, что большая часть пострадавших в ДТП − это младшие школьники. И многие из них попадают в аварию из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности в дорожной ситуации, отсутствия необходимых знаний ПДД, отсутствия внимательности и дисциплинированности на дороге. Это обусловлено особенностями психического и личностного развития младших школьников. Данный возраст характеризуется интенсивным развитием двигательной системы. К тому же угол «бокового» зрения у детей на 30 градусов меньше, чем у взрослых. Реакция у детей более замедленная, поэтому им нужно больше времени, чтобы среагировать на возникшую опасность. У детей длина шага гораздо короче, чем у взрослых и поэтому они дольше переходят дорогу. Низкий рост зачастую скрывает ребенка от водителя, их-за чего водитель при развороте или вождении машины задним ходом может не увидеть маленького пешехода. К тому же у младших школьников вызывают большие затруднения в определении пространственных положений и скорости объектов на дороге, отсутствует чувство времени при переходе через дорогу или при движении по намеченному маршруту в различных погодных условиях. Детям младшего школьного возраста свойственно неразвитое правосознание и самосознание, которое проявляется в непонимании последствий своего поступка и ответственности за свое поведение на дороге, а также неразвитое произвольное неуправляемое поведение на дороге и импульсивность, что может привести к трагическим последствиям. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо прививать культуру правильного поведения на дорогах. Это наиболее благоприятный период для изучения основ ПДД, целенаправленного развития навыков, благодаря которым дети смогут ориентироваться на дорогах и избежать опасных ситуаций.
Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия
Цель: расширить и углубить знания младших школьников по ПДД в процессе игровой деятельности с использованием современных технологий искусственного интеллекта (нейросеть), квест-технологий, ТРИЗ-технологий, кейс-технологий и средств ИКТ.
Задачи:
Обучающие:
- повысить уровень знаний учащихся начальных классов о ПДД;
- повторить правила поведения на улице, вспомнить виды транспортных средств, дорожные знаки и закрепить ПДД.
Развивающие:
- формировать навыки работы на компьютере с использованием искусственного интеллекта (нейросеть) и навыки работы в сети Интернет.
- развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки, творческий потенциал;
- развивать умения и навыки безопасного поведения младших школьников на улице и на дороге.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к ПДД и желание соблюдать их;
- повышать мотивацию к изучению ПДД;
- создавать благоприятную обучающую среду для младших школьников;
- воспитывать культуру общения обучающихся, формировать навыки работы в команде.
Планируемые результаты:
- повышение уровня знаний и правовой осознанности необходимости соблюдения ПДД;
- расширение и закрепление знаний о различных видах транспорта, дорожных знаках, дорожной разметке, участниках дорожного движения и т.д.
- закрепление навыков безопасного поведения на дороге, а также при использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ);
- развитие познавательной активности и повышение уровня мотивации к изучению ПДД;
- усвоение навыков пользования современными компьютерными технологиями в образовательно-воспитательном процессе.
Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.
Занятие проходит в форме игры. Поскольку традиционные формы занятий по ПДД не всегда эффективны и привлекательны для детей младшего школьного возраста, то такая новая форма занятий, как игра, содержащая элементы соревнований, позволяет развить у детей неподдельный интерес к занятиям, дает возможность проявить себя, как в командной, так и в индивидуальной работе. Младшие школьники лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного поиска и систематизирования новой информации. Использование игры с применением современных информационных технологий развивает у детей такие качества личности, как любознательность, инициативность, самостоятельность и такие навыки, как умение логически мыслить, умение пользоваться современными средствами ИКТ, развивает поисковую активность, коммуникативные навыки, творческие способности и т.д. Что делает процесс обучения более интересным, лёгким и увлекательным.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения предполагаемых результатов используются следующие технологии: технология искусственного интеллекта (нейросеть), технология ИКТ, проектная технология.
Методы обучения:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (презентация, рисунки нейросети, фотографии, тематические картинки, кроссворд, ребусы)
- практические (игровой метод, кейс-метод, эвристический метод, метод наблюдения, метод сравнения, метод моделирования ситуации, метод повторения, метод проектов).
Приемы обучения: решение кроссворда, ребусов, игровые приемы, приём «ключевых слов», прием «реставратор» (пословицы, поговорки), прием «интеллектуальная рефлексия».
Основная часть
Сценарий игры по ПДД в начальной школе на тему:
«Знатоки ПДД»
Ход игры:
- Организационный момент.
Педагог: Дорогие ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, и чтобы узнать его тему, я предлагаю вам отгадать загадку:
Нужно всем нам очень знать, Как таблицу умножения,
По дороге, чтоб шагать
По правилам… (дорожного движения).
Педагог: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя на дороге.
Затем педагог предлагает детям отправиться в путешествие, но для начала просит их разделиться на две команды, выбрать капитанов, придумать название своей команде.
Педагог: Ребята, каждой успешной команде необходимо иметь свой логотип. Мы живем с вами в современное время. Давайте для его создания воспользуемся возможностями компьютерной системы и позовем на помощь Искусственный интеллект (нейросеть). Ребята, скажите, что вы знаете об искусственном интеллекте (нейросети)? (ответы детей)
Беседа «Возможности искусственного интелекта»
Педагог: Искусственный интеллект — это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Искусственный интеллект используется в медицине, финансах, коммерции, промышленности и обеспечении правопорядка и безопасности — везде, где требуется обрабатывать большие объемы информации. А вспомните, где на дорогах используются технологии искусственного интеллекта? («умная остановка», «умный светофор», беспилотные авто, «умные камеры» на дорогах).
Педагог при помощи компьютера выходит в сеть Интернет и открывает специальный сайт с использованием нейросети для создания изображений по описанию. Дети задают необходимые параметры в виде текста и выбирают из разных вариантов наиболее понравившийся рисунок. Результаты приведены ниже.
Логотип команды «Инспектор» | Логотип команды «Дорожный знак» |
Педагог: Ребята, мы сегодня с вами ознакомились с обширными возможностями Искусственного интеллекта (нейросети). Вам понравилось? (ответы детей). Ребята, Нейросеть долго наблюдала по камерам за обстановкой на наших дорогах. К сожалению, не все люди знают и выполняют ПДД. Поэтому Нейросеть решила бросить вам вызов, какая из команд лучше знает ПДД, а потом она через «умные камеры» понаблюдает, как вы будете их выполнять. И специально для этого Искусственный интеллект подготовил хитрые, но интересные задания на знание ПДД. Давайте обыграем Нейросеть и покажем наши знания. Согласны? Вызов принят.
- Основная часть
Задание 1. Интерактивный кроссворд «Дорожная азбука»
Педагог: Ребята, скажите, с чем ассоциируется у вас фраза «Правила дорожного движения»? (например, дорога, автомобиль, остановка, пешеход и т.д.). Из слов-ассоциаций составлен кроссворд, который является следующим заданием.
Педагог предлагает ученикам отгадать кроссворд по ПДД, в котором использованы слова-ассоциации, и найти ключевое слово. Команда, которая первая отгадает весь кроссворд, получает 5 баллов.
Вопросы по горизонтали:
- Человек, совершающий поездку в транспорте, но не водитель (пассажир).
- У него инспектор ГАИ спрашивает права (водитель).
- Разметка на дороге в виде штрих-кода (зебра).
- Часть улицы, находящаяся в «собственности» пешеходов (тротуар).
- Водитель едет, а он идет на своих двоих (пешеход).
- Место ожидания городского транспорта (остановка).
- Транспорт, который рекомендуют обходить спереди (трамвай). Вопросы по вертикали:
- Световое сигнальное устройство для регулирования движения на дорогах (светофор).
- Подарок почтальону Печкину за поимку мальчика (велосипед).
- На нем часто ездят курьеры (самокат).
Далее для сверки ответов педагог открывает на следующем слайде правильно заполненный кроссворд и изображение светофора в соответствие с новыми ПДД.
Команда, которая первой назовет ключевое слово (ответ: светофор), получает дополнительно 5 баллов. Педагог показывает на слайде картинку с правильным ответом. И объясняет, что с этого года на светофорах можно увидеть новые знаки. Теперь для предупреждения водителей появится мигающая белая стрелка с белым человечком. Это означает о том, что на повороте горит зеленый свет для пешеходов и водитель должен притормозить и пропустить их.
Задание 2. Интерактивная игра «Веселые ребусы»
Педагог предлагает командам угадать ребусы по ПДД и назвать загаданные слова. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. А команда, которая отгадает все ребусы первой, получает дополнительно ещё 5 баллов.
№ п/п | Ребус | Ответ |
1 | Зебра | |
2 | Светофор | |
3 | Улица | |
4 | Пешеход |
Задание 3. Интерактивная игра «Аукцион пословиц и поговорок по ПДД»
Педагог предлагает ученикам вспомнить пословицы и поговорки про ПДД, дорогу, дорожные знаки или виды транспорта. За каждую правильно названную пословицу или поговорку по ПДД команда получает 1 балл.
Тише едешь – дальше будешь.
Ехал прямо, да попал в яму.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Знай правила движения, как таблицу умножения.
Сидя на колесе, думай, что под колесом. Красный свет – прохода нет.
Не ищут дороги, а спрашивают о ней. Семь раз погляди, а потом иди.
Незнакомая дорога, что дремучий лес.
Жизнь хороша, когда едешь не спеша.
Семь раз погляди, а потом иди. На дороге шутить – себе вредить.
Дорожный знак не говорит, а правилу учит. Любишь жизнь – смотри на знаки.
Педагог: Молодцы, ребята. Дети, скажите вы знаете, что такое фликеры? (ответы детей). В переводе с английского языка слово «Фликер» переводится как вспышка и означает светоотражатель. Скажите, а зачем пешеходам и велосипедистам нужны светоотражатели (фликеры)? (ответы детей). Фликеры отражают свет автомобильных фар и помогают водителям увидеть вас издалека на темной дороге и вовремя отреагировать. Фликеров должно быть не меньше четырех штук: на руках, ремне и рюкзаке. Наиболее эффективны светоотражатели белого или ярко-желтого цвета. Существует различные виды светоотражателей: фликеры-подвески, значки, брелоки, браслеты, наклейки, термоапликации и т.д. (слайд) На дороге нужно быть заметным – это спасет вам жизнь. Поэтому обязательно носите такие светоотражатели на одежде.
Домашнее задание: Далее педагог предлагает ученикам выполнить дома следующее задание: создать макет световозвращающего Элемента, создать ребусы со словами по теме ПДД (например, «Виды транспортных средств») посредством генератора ребусов.
Рефлексия.
Педагог предлагает школьникам по очереди высказать своё мнение о квесте, что нового они узнали, какие игры им понравились больше, что было для них наиболее сложным. Таким образом, педагог подводит итог проведенного занятия, определяет положительные и отрицательные стороны.
Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия
Данная разработка занятия может быть использована как в урочное, так и во внеурочное время с учащимися младших классов. При разработке и
проведении игры следует активно использовать возможности различных нейросетей (например, для создания квестов, кроссвордов, изображений по описанию). Чтобы оценить эффективность данного мероприятия было дано домашнее задание на проведение самостоятельной работы с использованием возможностей нейросетей с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Самостоятельное изготовление фликеров мотивирует на использование полученных знаний и навыков на практике.
Список использованной литературы
- Меркурьева А. Правила дорожного движения для детей. – М.: Эксмо, 2023. – 178 с.
- Правила дорожного движения РФ (в редакции от 1 марта 2023 г.). – М.: Альдберг, 2023. – 66 с.
- ПДД с дополненной реальностью (с иллюстрациями и штрафами). Включают в себя изменения от г. – М.: Третий Рим, 2023. – 81 с.
Интернет-ресурсы
- Нейросеть для создания рисунков -
- Нейросеть для создания кроссвордов–
- Нейросеть для создания квестов, ребусов, кодов, шифров -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...