«Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».
план-конспект занятия (2 класс)

Мастер-класс

Здравствуйте коллеги, Я,  Усольцева Наталья Вячеславовна, воспитатель  2 класса. приглашаю вас на мастер-класс

 «Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».

Состав обучающихся  в нашей школе это дети , имеющие следующие нозологии: - расстройством аутического спектра (РАС), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), Легкая умственная  отсталость,  умственная отсталость средней степени. Часть детей  проживает в интернате, а подход к каждому различный.

В  моем классе 1 ученик  с расстройством аутического спектра + средняя тяжесть умственной отсталости, и 10 детей   с легкой умственной отсталостью. На примере одного ребёнка, Жернакова Егора, мы рассмотрим индивидуальный подход к ребенку с расстройствами аутического спектра.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».

Слайд 2

Аутизм Аути́зм (также известный как инфанти́льный аути́зм ( англ. infantile autism ), де́тский аути́зм ( childhood autism ) [3] , ра́нний инфанти́льный/де́тский аути́зм ( early infantile/childhood autism ) [3] , синдро́м Ка́ннера или аути́зм Ка́ннера ( Kanner's autism ) [3] , в DSM-IV — аутисти́ческое расстро́йство ( autistic disorder ) [3] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга

Слайд 3

Основные признаки ребенка - аутиста : нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей; стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения; нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.

Слайд 4

В интернате – самое главное – выполнение режимных моментов и развитие навыков самообслуживания. Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом? Одевание . Гигиена . Уход за собой . Прием пищи . Использование туалета .

Слайд 5

Режим дня воспитанников (1-4 классы) Подъём, зарядка-7.30-7.45 Уборка спален, утренний туалет-7.45-8.00 Завтрак -8.00-8.15 Подготовка к учебным занятиям-8.15 Учебные занятия-8.30 Полдник -11.20 Обед -13.20 Сон -14.00 Полдник -16.00 Самоподготовка -16.20-17.30 Воспитательный час, занятия по интересам-17.30 Ужин-19.00 Вечерний туалет -19.30 Подведение итогов дня-20.00 Подготовка ко сну-20.30 Сон -21.00

Слайд 6

прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват

Слайд 8

С чего же стоит начать? Заранее подготовим место для занятий, садимся с ребенком друг напротив друга. Приготовить шаблоны с силуэтами, например – ствол дерева, тучка, солнце, Недостающим деталями для такого задания служат разноцветные прищепки. «Сделай лучики солнышку» .

Слайд 9

Спина и плечи

Слайд 10

Внутренние органы

Слайд 11

Третья точка связана с суставами.

Слайд 12

Заболевания горла и носа

Слайд 13

Пищеварение

Слайд 14

Голова и сердце

Слайд 15

Каждый ноготь связан с определенным органом:

Слайд 16

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Здравствуйте коллеги, Я, Усольцева Наталья Вячеславовна, воспитатель 2 класса. приглашаю вас на мастер-класс

«Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».

Состав обучающихся в нашей школе это дети , имеющие следующие нозологии: - расстройством аутического спектра (РАС), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), Легкая умственная отсталость, умственная отсталость средней степени. Часть детей проживает в интернате, а подход к каждому различный.

В моем классе 1 ученик с расстройством аутического спектра + средняя тяжесть умственной отсталости, и 10 детей с легкой умственной отсталостью. На примере одного ребёнка, Жернакова Егора, мы рассмотрим индивидуальный подход к ребенку с расстройствами аутического спектра.

Аутизмом называют расстройство развития, при котором у ребенка нарушается связь с внешним миром. Он существует в своем мирке и не желает выходить за его пределы. Проявляется это расстройство уже в возрасте 2 лет, но диагноз подтверждается позднее – в 3–5 лет.

Как правило, такие дети физически здоровы. Основные признаки ребенка - аутиста:

  • нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей;
  • стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения;
  • нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.

Для чего необходимо обучать аутичного ребёнка самообслуживанию?
Владение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребёнка в будущем, это поможет ему лучше воспринимать и понимать окружающий мир, усвоить основные правила поведения в жизни, в обществе, вступать в необходимые отношения с людьми, поддерживать и развивать эти отношения. Чем лучше у особенного ребёнка развиты эти навыки, тем выше шанс, что он будет успешным в различных жизненных ситуациях.
В интернате – самое главное – выполнение режимных моментов и развитие навыков самообслуживания. Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом?

Одевание. Сюда относится умение соотносить верх и низ одежды, самостоятельно надевать её, застёгивать пуговицы, молнию, завязывать и развязывать шнурки, обувать и снимать обувь, самостоятельно раздеваться.
Гигиена. Она включает комплексное использование ванной комнаты — открывание и закрывание крана, умывание с мылом, мытье рук, вытирание полотенцем.
Уход за собой. Действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание, чистка зубов и проведение других базовых гигиенических процедур.
Прием пищи. Включает развитие навыков самообслуживания, таких как умелое использование посуды, питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом и др.
Использование туалета. Умение проситься в туалет, самостоятельно вытираться, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами.

Режимные моменты

Режим дня воспитанников

(1-4 классы)

Режимные моменты

Время суток (ч)

Подъём, зарядка

Уборка спален, утренний туалет

Завтрак

Подготовка к учебным занятиям

Учебные занятия

Полдник

Обед

Сон

Полдник

Самоподготовка

Воспитательный час, занятия по интересам

Ужин

Вечерний туалет

Подведение итогов дня

Подготовка ко сну

Сон

Как ставятся цели ребенку?

Дать четкую, конкретную информацию, НЕ ПЕРЕГРУЖАЯ!!! Лишней (словами, фразами) и ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ!!! Данной цели не МЕНЯЯ СЛОВ во фразе!!!! Например – Идем умываться! Или Одевай брюки! Не нужно ребенку аутисту употреблять в речи слова «может быть» «наверное» «возможно» и т.п..

видео.

В группе ребенку - аутисту сложно воспринимать общую информацию, делать задания вместе со всеми, поэтому выходом из этой ситуации стала прищепкотерапия.

Я вам предлагаю попробовать методику для детей с РАС - прищепкотерапия «Она пальчик щиплет крепко, И белье хватает цепко. Называется, прищепка. Вот она» (показать прищепку)

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной. Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями.

Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша. Для того, чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш, шариковую ручку, кисть в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Прищепка способствует формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев обоих рук.

Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут. Разнообразие прищепок позволяет придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как я использую и буду использовать в своей работе этот предмет. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика).Перечисление от простых к сложнее, для педагогов

С чего же стоит начать?

Заранее подготовим место для занятий, садимся с ребенком друг напротив друга. Приготовить разноцветный барабан (круг вырезанный из цветного картона, стаканчики разного цвета или волшебный мешочек, разноцветные прищепки. Выполнение упражнений последовательно по правилам:

1 «Веселый барабан»

Например: Взрослый показывает последовательность упражнения

Мой весёлый барабан,

Мы с тобою поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили играть.

- Ребенок выполняет упражнение самостоятельно.

(Те же самые действия выполняют с другими прищепками).

2 «Веселый художник»

Приготовить шаблоны с силуэтами, например – ствол дерева, тучка, солнце, Недостающим деталями для такого задания служат разноцветные прищепки. «Сделай лучики солнышку». Проявление творчества. Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Взрослый и ребенок по правилам одевают недостающие детали на предметы. После того как ребенок будет ориентироваться в цвете, предложить следующее занятие.3 «Повесить белье»Совместно с ребенком развесить белье на веревку (заранее приготовить нарезанные квадраты разного цвета из картона, цветной бумаги и натянуть веревку для развешивания) по правилам, как в первом упражнении.

Дидактическая игра с прищепками «Мамины помощники». (мл. возраст) «Наша мамочка устала, Всю одежду постирала. Милой маме помогу, Всю одежду прицеплю».Вот несколько вариантов упражнений для занятия с одним основным предметом на один день. Рекомендуется выполнять эти упражнения для закрепления несколько раз.

Прищепкотерапия — один из нестандартных методов, позволяющих решить некоторые проблемы со временем и здоровьем. Суть состоит в том, что вы просто прищипываете активные точки бельевыми прищепками, тем самым стимулируя их, ходите так, с прищепками, и в это время спокойно занимаетесь обычными домашними делами. Предлагаю в качестве объектов уши. На ушах находится большое количество биологически активных точек, воздействуя на которые, можно повлиять на самочувствие. Прищепкотерапия не вызывает отрицательных эмоций, что порой играет решающую роль в выздоровлении. Спина и плечи За эти части тела отвечает верх вашего уха. Чтобы избавиться от болей в спине или плечах, прицепите прищепку на первую точку. Примерно через 60 секунд вы почувствуйте, что тело начнет расслабляться, а боль уходит. Внутренние органы Зона 2 ответственна за здоровье внутренних органов. Несомненно, если вы испытываете сильную боль, вам необходимо немедленно обратиться к врачу. А если же вы почувствовали напряжение и легкую боль, почему бы не попробовать «прищепочный» метод? Суставы Третья точка связана с суставами. Заболевания горла и носа. Если прицепить прищепку к четвертой точке при первых признаках простуды, симптомы пройдут и вы не заболеее. Пищеварение избавиться от неприятных ощущений в желудке или даже от легких болей в пищеварительном тракте поможет всё та же прищепка. Голова и сердце. За две главнейшие части тела отвечает именно мочка уха. Цепляйте прищепку на это место для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Прищепка на мочке уха поможет сохранить здоровье сердца и ясность ума.

Каждый ноготь связан с определённым органом Большой палец – это состояние головы, головного мозга. Указательный палец помогает отрегулировать состояние дыхательной системы и кишечника. Средний палец олицетворяет тонкий кишечник. Безымянный палец подскажет состояние почек. Мизинец — самый нужный при сердечной боли, женских проблемах. Вам понадобится обычная деревянная бельевая прищепка с не слишком тугой пружиной. Внимательно осмотрите ногти на руках, отыщите самый изменённый по цвету (бледный или красный), форме (деформированный) и температуре (самый горячий или холодный). Нет ли онемения или болезненности при надавливании на какой-нибудь ноготь? Воздействовать нужно на самый «необычный» ноготь. С помощью прищепки можно поддерживать нормальное артериальное давление, правда, если гипертония не в запущенной стадии. Если ноготь бледный, прицепляйте прищепку так, чтобы она захватывала основание ногтя и верхнюю фалангу. Если центр ногтя очень белый или красный, палец следует сжимать с боков. Когда ноготь тёмно-красный, прищепка ставится на центр ногтевой пластины. Время воздействия — 3—10 минут в зависимости от ощущений. Лечебный эффект проявится в изменении цвета ногтя: бледный покраснеет, а красный, наоборот, побледнеет. Носите прищепку с собой.

Вывод. Правила работы с аутичными детьми:

• Принимать ребенка таким, какой он есть.
• Исходить из интересов ребенка.
• Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
• Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
• Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
• Как можно чаще разговаривать с ребенком.
• Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
• Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
• Избегать переутомления ребенка.

(памятка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения

Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...

Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности

В рамках  областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной о...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...

Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.

Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.Дети с расстройством аутистического спектра требуют особого внимания, терпимо...