«Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».
план-конспект занятия (2 класс)
Мастер-класс
Здравствуйте коллеги, Я, Усольцева Наталья Вячеславовна, воспитатель 2 класса. приглашаю вас на мастер-класс
«Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».
Состав обучающихся в нашей школе это дети , имеющие следующие нозологии: - расстройством аутического спектра (РАС), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), Легкая умственная отсталость, умственная отсталость средней степени. Часть детей проживает в интернате, а подход к каждому различный.
В моем классе 1 ученик с расстройством аутического спектра + средняя тяжесть умственной отсталости, и 10 детей с легкой умственной отсталостью. На примере одного ребёнка, Жернакова Егора, мы рассмотрим индивидуальный подход к ребенку с расстройствами аутического спектра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аутизм Аути́зм (также известный как инфанти́льный аути́зм ( англ. infantile autism ), де́тский аути́зм ( childhood autism ) [3] , ра́нний инфанти́льный/де́тский аути́зм ( early infantile/childhood autism ) [3] , синдро́м Ка́ннера или аути́зм Ка́ннера ( Kanner's autism ) [3] , в DSM-IV — аутисти́ческое расстро́йство ( autistic disorder ) [3] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга
Основные признаки ребенка - аутиста : нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей; стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения; нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.
В интернате – самое главное – выполнение режимных моментов и развитие навыков самообслуживания. Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом? Одевание . Гигиена . Уход за собой . Прием пищи . Использование туалета .
Режим дня воспитанников (1-4 классы) Подъём, зарядка-7.30-7.45 Уборка спален, утренний туалет-7.45-8.00 Завтрак -8.00-8.15 Подготовка к учебным занятиям-8.15 Учебные занятия-8.30 Полдник -11.20 Обед -13.20 Сон -14.00 Полдник -16.00 Самоподготовка -16.20-17.30 Воспитательный час, занятия по интересам-17.30 Ужин-19.00 Вечерний туалет -19.30 Подведение итогов дня-20.00 Подготовка ко сну-20.30 Сон -21.00
прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват
С чего же стоит начать? Заранее подготовим место для занятий, садимся с ребенком друг напротив друга. Приготовить шаблоны с силуэтами, например – ствол дерева, тучка, солнце, Недостающим деталями для такого задания служат разноцветные прищепки. «Сделай лучики солнышку» .
Спина и плечи
Внутренние органы
Третья точка связана с суставами.
Заболевания горла и носа
Пищеварение
Голова и сердце
Каждый ноготь связан с определенным органом:
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Здравствуйте коллеги, Я, Усольцева Наталья Вячеславовна, воспитатель 2 класса. приглашаю вас на мастер-класс
«Индивидуальный подход в воспитательной работе со школьниками с Расстройством аутического спектра в условиях групповой деятельности».
Состав обучающихся в нашей школе это дети , имеющие следующие нозологии: - расстройством аутического спектра (РАС), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), Легкая умственная отсталость, умственная отсталость средней степени. Часть детей проживает в интернате, а подход к каждому различный.
В моем классе 1 ученик с расстройством аутического спектра + средняя тяжесть умственной отсталости, и 10 детей с легкой умственной отсталостью. На примере одного ребёнка, Жернакова Егора, мы рассмотрим индивидуальный подход к ребенку с расстройствами аутического спектра.
Аутизмом называют расстройство развития, при котором у ребенка нарушается связь с внешним миром. Он существует в своем мирке и не желает выходить за его пределы. Проявляется это расстройство уже в возрасте 2 лет, но диагноз подтверждается позднее – в 3–5 лет.
Как правило, такие дети физически здоровы. Основные признаки ребенка - аутиста:
- нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей;
- стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения;
- нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.
Для чего необходимо обучать аутичного ребёнка самообслуживанию?
Владение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребёнка в будущем, это поможет ему лучше воспринимать и понимать окружающий мир, усвоить основные правила поведения в жизни, в обществе, вступать в необходимые отношения с людьми, поддерживать и развивать эти отношения. Чем лучше у особенного ребёнка развиты эти навыки, тем выше шанс, что он будет успешным в различных жизненных ситуациях.
В интернате – самое главное – выполнение режимных моментов и развитие навыков самообслуживания. Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом?
Одевание. Сюда относится умение соотносить верх и низ одежды, самостоятельно надевать её, застёгивать пуговицы, молнию, завязывать и развязывать шнурки, обувать и снимать обувь, самостоятельно раздеваться.
Гигиена. Она включает комплексное использование ванной комнаты — открывание и закрывание крана, умывание с мылом, мытье рук, вытирание полотенцем.
Уход за собой. Действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание, чистка зубов и проведение других базовых гигиенических процедур.
Прием пищи. Включает развитие навыков самообслуживания, таких как умелое использование посуды, питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом и др.
Использование туалета. Умение проситься в туалет, самостоятельно вытираться, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами.
Режимные моменты
Режим дня воспитанников
(1-4 классы)
Режимные моменты | Время суток (ч) |
Подъём, зарядка | |
Уборка спален, утренний туалет | |
Завтрак | |
Подготовка к учебным занятиям | |
Учебные занятия | |
Полдник | |
Обед | |
Сон | |
Полдник | |
Самоподготовка | |
Воспитательный час, занятия по интересам | |
Ужин | |
Вечерний туалет | |
Подведение итогов дня | |
Подготовка ко сну | |
Сон |
Как ставятся цели ребенку?
Дать четкую, конкретную информацию, НЕ ПЕРЕГРУЖАЯ!!! Лишней (словами, фразами) и ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ!!! Данной цели не МЕНЯЯ СЛОВ во фразе!!!! Например – Идем умываться! Или Одевай брюки! Не нужно ребенку аутисту употреблять в речи слова «может быть» «наверное» «возможно» и т.п..
видео.
В группе ребенку - аутисту сложно воспринимать общую информацию, делать задания вместе со всеми, поэтому выходом из этой ситуации стала прищепкотерапия.
Я вам предлагаю попробовать методику для детей с РАС - прищепкотерапия «Она пальчик щиплет крепко, И белье хватает цепко. Называется, прищепка. Вот она» (показать прищепку)
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной. Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями.
Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша. Для того, чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш, шариковую ручку, кисть в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Прищепка способствует формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев обоих рук.
Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут. Разнообразие прищепок позволяет придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как я использую и буду использовать в своей работе этот предмет. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика).Перечисление от простых к сложнее, для педагогов
С чего же стоит начать?
Заранее подготовим место для занятий, садимся с ребенком друг напротив друга. Приготовить разноцветный барабан (круг вырезанный из цветного картона, стаканчики разного цвета или волшебный мешочек, разноцветные прищепки. Выполнение упражнений последовательно по правилам:
1 «Веселый барабан»
Например: Взрослый показывает последовательность упражнения
Мой весёлый барабан,
Мы с тобою поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили играть.
- Ребенок выполняет упражнение самостоятельно.
(Те же самые действия выполняют с другими прищепками).
2 «Веселый художник»
Приготовить шаблоны с силуэтами, например – ствол дерева, тучка, солнце, Недостающим деталями для такого задания служат разноцветные прищепки. «Сделай лучики солнышку». Проявление творчества. Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Взрослый и ребенок по правилам одевают недостающие детали на предметы. После того как ребенок будет ориентироваться в цвете, предложить следующее занятие.3 «Повесить белье»Совместно с ребенком развесить белье на веревку (заранее приготовить нарезанные квадраты разного цвета из картона, цветной бумаги и натянуть веревку для развешивания) по правилам, как в первом упражнении.
Дидактическая игра с прищепками «Мамины помощники». (мл. возраст) «Наша мамочка устала, Всю одежду постирала. Милой маме помогу, Всю одежду прицеплю».Вот несколько вариантов упражнений для занятия с одним основным предметом на один день. Рекомендуется выполнять эти упражнения для закрепления несколько раз.
Прищепкотерапия — один из нестандартных методов, позволяющих решить некоторые проблемы со временем и здоровьем. Суть состоит в том, что вы просто прищипываете активные точки бельевыми прищепками, тем самым стимулируя их, ходите так, с прищепками, и в это время спокойно занимаетесь обычными домашними делами. Предлагаю в качестве объектов уши. На ушах находится большое количество биологически активных точек, воздействуя на которые, можно повлиять на самочувствие. Прищепкотерапия не вызывает отрицательных эмоций, что порой играет решающую роль в выздоровлении. Спина и плечи За эти части тела отвечает верх вашего уха. Чтобы избавиться от болей в спине или плечах, прицепите прищепку на первую точку. Примерно через 60 секунд вы почувствуйте, что тело начнет расслабляться, а боль уходит. Внутренние органы Зона 2 ответственна за здоровье внутренних органов. Несомненно, если вы испытываете сильную боль, вам необходимо немедленно обратиться к врачу. А если же вы почувствовали напряжение и легкую боль, почему бы не попробовать «прищепочный» метод? Суставы Третья точка связана с суставами. Заболевания горла и носа. Если прицепить прищепку к четвертой точке при первых признаках простуды, симптомы пройдут и вы не заболеее. Пищеварение избавиться от неприятных ощущений в желудке или даже от легких болей в пищеварительном тракте поможет всё та же прищепка. Голова и сердце. За две главнейшие части тела отвечает именно мочка уха. Цепляйте прищепку на это место для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Прищепка на мочке уха поможет сохранить здоровье сердца и ясность ума.
Каждый ноготь связан с определённым органом Большой палец – это состояние головы, головного мозга. Указательный палец помогает отрегулировать состояние дыхательной системы и кишечника. Средний палец олицетворяет тонкий кишечник. Безымянный палец подскажет состояние почек. Мизинец — самый нужный при сердечной боли, женских проблемах. Вам понадобится обычная деревянная бельевая прищепка с не слишком тугой пружиной. Внимательно осмотрите ногти на руках, отыщите самый изменённый по цвету (бледный или красный), форме (деформированный) и температуре (самый горячий или холодный). Нет ли онемения или болезненности при надавливании на какой-нибудь ноготь? Воздействовать нужно на самый «необычный» ноготь. С помощью прищепки можно поддерживать нормальное артериальное давление, правда, если гипертония не в запущенной стадии. Если ноготь бледный, прицепляйте прищепку так, чтобы она захватывала основание ногтя и верхнюю фалангу. Если центр ногтя очень белый или красный, палец следует сжимать с боков. Когда ноготь тёмно-красный, прищепка ставится на центр ногтевой пластины. Время воздействия — 3—10 минут в зависимости от ощущений. Лечебный эффект проявится в изменении цвета ногтя: бледный покраснеет, а красный, наоборот, побледнеет. Носите прищепку с собой.
Вывод. Правила работы с аутичными детьми:
• Принимать ребенка таким, какой он есть.
• Исходить из интересов ребенка.
• Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
• Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
• Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
• Как можно чаще разговаривать с ребенком.
• Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
• Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
• Избегать переутомления ребенка.
(памятка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...
«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».
Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...
Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения
Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...
Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
В рамках областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной о...
Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия (2 класс, обучающиеся с расстройством аутистического спектра). Тема занятия: Развитие мышления.
Способствовать формированию интеллектуальных способностей обучающегося....
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны...
Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.
Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.Дети с расстройством аутистического спектра требуют особого внимания, терпимо...