представление о гражданско-патриотическом воспитания
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
Понятия «гражданственность» и «патриотизм»
Принятое поспешное решение в первые годы после распада Советского Союза об исключении из обучающих программ предметов идеологической направленности привело к отсутствию нравственных ценностей у детей и подростков, снижению морально-этических качеств и даже росту преступности.
По этой причине планы школьных и дошкольных учреждений были пересмотрены и в детях стали опять с самого раннего возраста развивать патриотизм и гражданственность.
Понятие «патриотизм» понятно большинству людей очень хорошо и означает оно особое отношение, нравственную позицию, выражающуюся в любви к родной земле и стране, в уважении к прошлому, культуре, языку, готовности жертвовать различными благами и иногда жизнью в ситуациях, когда это необходимо.
Патриотизм проявляется в духовном единении народа страны, активной гражданской позиции и поэтому тесно связан с таким понятием как «гражданственность».
Границы этого термина несколько размыты, однако в большинстве случаев под гражданственностью понимают особые качественные характеристики личности, которые позволяют ей активно и сознательно выполнять свой долг и обязанности перед социумом и Родиной.
Целью любого цивилизованного общества является воспитание сознательных, законопослушных граждан, которые способны критически мыслить, приносить пользу и достойно защищать её интересы.
Гражданско-патриотическое воспитание – это особый процесс обучения, вкладывания в детей и подростков знаний о Родине, формирование у них трепетного отношения к своей земле, стране, согражданам, причастности к ответственности за судьбу своего государства.
Воспитание патриотизма и гражданственности не ограничивается наделением детей знаниями о своей исторической Родине, изучении её языка. Высшая цель такого воспитания – взращивание полноценного члена общества с активной гражданской позицией, глубоко осознающего свою роль в развитии страны.
Воспитание нового поколения с таким особым гражданским осознанием является одной из приоритетных задач образовательных институтов и государства в целом.
Что подразумевают под патриотическим воспитанием
Под патриотическим воспитанием принято подразумевать организованный специальным образом образовательно-воспитательный процесс, целью которого является идентифицирование и осознание взрослеющей личности себя как ответственного и активного гражданина своей страны, истинного патриота своей Родины направ воспитательной работы: гражданско-патриотическое
Целевые ориентиры: способных представлять и соответствовать ценностным отношениям к Родине, проявляющий стремление к потребности изучения и сохранению истории своей страны.
Тема проекта:«Я – патриот своей страны»
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для обеспечения гражданско-патриотического воспитания младших школьников посредством образовательных учреждений и их родителей.
Задачи проекта:
формировать у обучающихся представлений об истории России и родного края, ценностном отношении к Родине;
создать условия для усвоения учащимися знаний об истории своей страны;
создать условия для определения роли патриотизма в жизни современного общества;
создать условия для воспитания активной гражданской позиции личности;
стимулировать родителей и детей к эффективному взаимодействию со школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, используя различные направления совместной деятельности;
вовлечь родителей в воспитательный процесс;
организовать совместную творческую деятельность для реализации воспитательных мероприятий с музеем военной техники «Патриот», Донской государственной библиотекой, библиотекой имени М. А. Шолохова, социальными сетями;
укрепить сотрудничество между всеми участниками воспитательного процесса
Участники проекта, их функции
Участник | Роль | Функции |
Классный руководитель | Управленческая | Организаторская, координация сетевого взаимодействия (классный руководитель проводит воспитательные беседы с учениками, организует воспитательные мероприятия, куда вовлекает родителей, проводит родительские собрания, инициирует сотрудничество между школой и галерей, театром, транспортной компанией, городской библиотекой) |
Обучающиеся 3«А» класса | Исполнительская | Участие в мероприятиях, организация некоторых из них (принимают участи в мероприятиях проекта, организации и проведении некоторых из них) |
Родители | Организаторская | Сотрудничество (помогают в организации мероприятий, принимают в них участие, обсуждают на родительских собраниях представленную тему проекта и ищут пути решения поставленных задач не только в школе, но и за её пределами) |
Сотрудник музея | Организаторская | Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, проводит экскурсию по выставке военной технике) |
Представитель транспортной компании | Организаторская | Партнерская (организовывает безопасную перевозку участников проекта до место проведения мероприятий) |
Сотрудники музея имени М. А. Шолохова | Организаторская | Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, проводят беседу идемонстрируют выставку-просмотр, направленные на расширение представлений у обучающихся об исторических событиях города) |
Сотрудник Донской государственной библиотеки | Организаторская | Партнерская (проводит беседу с обучающимися, направленную на расширение представлений у обучающихся о патриотическом сознании) |
№ п/п | Мероприятия проекта | Участники | Ожидаемый результат | Показатели результата | Приме-чания |
Подготовительный этап | |||||
1 | Заключение договоров на оказание услуг с транспортной компанией,заключение договора о сотрудничестве с библиотекой, кукольным театром, детской художественной галереей | Классный руководитель, родители, сотрудник галереи и театра, представитель транспортной компании, сотрудник библиотеки. | Подписание договоров на оказание услуг с транспортной компанией,подписание договора о сотрудничестве, городской библиотекой, художественной галерей и кукольным театром | Подписанные договоры на оказание услуг с транспортной компанией и театром, галерей, подписанный договор о сотрудничестве с городской библиотекой. | Сентябрь |
2 | Родительское собрание: «Что такое проект и какова роль родителей в работе ребенка над проектом гражданско-патриотическому воспитанию у младших школьников«Моя малая Родина!» | Классный руководитель, родители. | Осознание родителями своей роли в реализации воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи и других организаций, разработка интеллект карт «Что такое проект?». | Не менее 80% родителей осознают свою роль в реализации воспитательного проекта | Октябрь |
3 | Классный час «Моя малая Родина!» | Классный руководитель, обучающиеся. | Расширение представленийо значении малой родины для каждого человека; формирование уважительного отношения обучающихся к малой родине. | У 100% обучающихся имеются расширенные представления значении малой родины для каждого человека. | Ноябрь |
4 | Тематическая беседа «Мы – патриоты своей Родины» на базе Донской государственной библиотеки. | Классный руководитель, обучающиеся, родители, сотрудники библиотеки, представитель транспортной компании | Формирование представлений у обучающихся опатриотическом сознании,чувства верности своему Отечеству, сохранении чувства гордости за свою страну, об истории России и родного края посредством книг | У100% присутствующих на тематической беседе расширились представления о патриотическом сознании, чувстве верности и сохранении гордости за свою страну, об истории России и родного края. | Декабрь |
Основной этап | |||||
5 | Посещение музея военной техники «Патриот» | Классный руководитель, обучающиеся, представитель транспортной компании, родители, сотрудник музея | Формирование представлений о военной технике страны. Написать сочинение на тему «Мои впечатления от посещения музея военной техники» | 100% детей написали сочинение о своих впечатлениях от посещения музея военной техники. | Январь |
6 | Тематическая беседа и выставка-просмотр «Освобождение Ростова-на-Дону» на базе библиотеки имени М. А. Шолохова | Классный руководитель, обучающиеся, представитель транспортной компании, родители, сотрудник галереи им. М. А. Шолохова | Расширить знания обучающихся о событиях во время захвата фашистов и Дне освобождения города Ростов-на-Дону. Разработка плакатов на тему «Мой город с чистым небом над головой!» | Разработано 7 плакатов на тему «Мой город с чистым небом над головой!» | Февраль |
7 | Акция в социальной сети в ВКонтакте «Чтение стихотворений собственного сочинения на тему «Моя малая родина»» | Классный руководитель, обучающиеся, родители | Формирование у обучающихся интереса к литературному творчеству и обогащение знаний о малой родине и поэзии посредством собственного сочинения и чтения стихотворений | 100% учащихся совместно с родителями были привлечены к участию в акции «Чтение стихотворений собственного сочинения на тему» Моя малая родина»» | Март |
8 | Лекция о кружке «военно-патриотическом» на базе Центра дополнительного образования | Классный руководитель, обучающиеся, родители, представитель транспортной компании, педагоги Центра ДО | Формирование познавательного интереса обучающихся к систематическому посещению военно-патриотического кружка | У 80% обучающихся развивается интерес к посещению военно-патриотических объединений | Апрель |
Рефлексивный этап | |||||
9 | Конкурс среди начальных классов «Я – знаток своей Родины!»на базе школы | Классный руководитель, учащиеся, родители | Рефлексия деятельности в рамках проекта, развитие коммуникативных способностей и мобильности у обучающихся. | Закрепление знаний у обучающихся об истории страны и роли патриотизма в жизни человека. | Апрель |
10 | Создание и выставка открыток на тему «День Великой Победы!» | Классный руководитель, учащиеся, родители | Рефлексия деятельности в рамках проекта, развитие творческих способностей обучающихся. | 100% обучающихся создали открытки для общешкольной выставки | Май |
11 | Возложение цветов у мемориала «Павшим воинам» и вручение открыток «Победы» детям войны ко Дню Великой Победы, чтение стихотворений о Победе и беседа с детьми войны | Классный руководитель, родители, обучающиеся | Рефлексия деятельности в рамках проекта, обучающиеся делятся полученными знаниями, читают стихотворения и обогащают знания исходя из рассказов детей войны | Не менее 100% обучающихся примут участие в возложении цветов у мемориала и беседе с детьми войны; около 65% детей прочтут стихотворения детям войны | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...
Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...