Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»
статья (3 класс)
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения понятий «патриотизм, долг, совесть, ответственность, интернационализм», отсутствие системы патриотического воспитания могут привести к серьезным последствиям как для России в целом, так и для становления личности молодого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_popova_l.a.docx | 311.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»
В условиях роста национального самосознания очень важно прививать любовь к родному краю и стране с раннего детства.
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения понятий «патриотизм, долг, совесть, ответственность, интернационализм», отсутствие системы патриотического воспитания могут привести к серьезным последствиям как для России в целом, так и для становления личности молодого поколения.
В связи с этим, воспитание гражданина-патриота сегодня является одной из первостепенных образовательных задач и залогом гарантированного будущего для всего российского общества. Вопросы формирования патриотического сознания обучающихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в патриотическом воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
Таким образом, главная задача общества и школы на современном этапе состоит в том, чтобы возродить и развивать чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность
Патриотизм в нашей стране – это не искусственно придуманное понятие. Внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества.
Сейчас гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления. Любовь к Родине – это главное, составляющее гражданско-патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека. Патриотизм - это определяющая черта современной личности.
Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания, современная наука все чаще обращается к культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государств.
Президент России В.В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры.
Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
Поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.
Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
При решении задач патриотического воспитания учителям необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:
- актуальность подаваемых знаний для детей указанного возраста;
- воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его личных особенностей;
- разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.
«…Именно в казачестве преемственно сохранились патриотизм, жертвенная готовность защищать наши ценности… Казачество – это образ жизни, формируемый под духовным воздействием православной веры».Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.
Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.
Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика, казачества.
Гражданско – патриотический характер воспитания и социализации в казачьих классах имеет свою военно-профессиональную специфику. Она отражает глубокую связь гражданско - патриотического воспитания с традиционными задачами формирования у казачат личностных качеств военного профессионала: убежденности в выполнении своего долга служения Родине, чести, достоинстве, самоотверженности, смелости, ответственности, самодисциплине и др.
Процесс внеурочной деятельности в казачьих классах направлен в том числе и на подготовку к военной службе, но развитие у обучающихся личностных качеств военнослужащего казака, объединенных общим понятием «казачья доблесть», значимых в любой сфере социальной деятельности, является важной задачей и особенностью воспитания и социализации казаков.
Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.
Учитель проводит беседу на классном часе
Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.
Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.
Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.
Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.
Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.
В рамках взаимодействия и внеурочной деятельности были проведены встречи, беседы, мероприятия: «Кто такой казак», «Казачьи поселения и их песни», «Казачьи семьи и их традиции», «Клятва казачат», «С чего начинается Родина», экскурсии в музей терских казаков, знакомство с казачьим оружием, беседы с куратором, из них казачата узнали о службе в армии, о пластунах – это лучшие разведчики в армии, мероприятие подготовленное учителем начальных классов Кузнецовой Натальей Анатольевной «Посвящение в казачата». Экскурсия по школьному музею и встреча с атаманом Александрийского терского казачества Мячиным Павлом Михайловичем состоялась в октябре 2021 года. Атаман рассказал об истории возникновения казачьих поселений на Северном Кавказе. Казачата с удовольствием произвели сборку и разборку автомата, показанную учителем ОБЖ Рогозиным Александром Сергеевичем, приняли участие в концерте посвященном 23 февраля. Уроки мужества «Непобедимая и легендарная», «В боях за Родину», «Пионеры-герои», "Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт", "Никто не забыт и ничто не забыто», «День народного единства», «Сохрани природу родного края», посещение праздничного концерта «День Победы праздник жизни», возложение цветов к памятнику Скорбящей матери в станице Александрийской. Знакомство и обучение строевой подготовки, походным песням. «Письма с фронта», учащимися представлена информация о родственниках, служивших в армии, участие в акции «Бессмертный полк», полоса препятствий.
Таким образом в условиях возрождения и развития казачества в России, в том числе и в нашем Георгиевском городском округе, изучение истории и культуры казачества является важной составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания и образования подрастающего поколения: именно на примере здоровых традиций беззаветного служения Отечеству казачества можно воспитать достойное будущее современной России.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч...
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."
Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....
Обобщение опыта работы по теме: "Использование ИКТ на интегрированных уроках в начальной школе".
Обобщение опыта работы....
Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".
Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»...