«Сказкотерапия»
рабочая программа (4 класс)
Программа «Сказкотерапия» для обучающихся 3-5 класов, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skazkoterapiya.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Сказкотерапия»
Для обучающихся 3-5 классов
2018-2020 учебный год
Программу составила :
Учитель первой категории
Епифанова Т.А
Смоленск 2020
1.Пояснительная записка.
Программа «Сказкотерапия» для обучающихся 3-5 класов, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.
Задачи программы:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у обучающихся.
- Создание игровой доверительной атмосферы и установление межличностного контакта с педагогом;
- Формирование у обучающегося адекватной самооценки, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у обучающегося чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми.
Сказкотерапия дает возможность обучающимся с ОВЗ понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценностях. Она помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Программа позволяет развивать коммуникативные навыки, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувство юмора, улучшать мелкую и общую моторику, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Все занятия проходят в игровой форме.
Программа «Сказкотерапия» включает следующие разделы: «
- Русские народные сказки»
- «Терапевтические сказки»
- «Сказки русских писателей».
Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.
2.Общая характеристика программы.
Программа «Сказкатерапия» – это один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Сказка –открытый для понимания детей, материал. Терапевтическая, «лечебная» сила в сказке появляется тогда, когда сказка обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задает вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно углубление в сказку и делают ее терапевтической.
Главные правила занятий по сказкотерапии: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка; сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована, она не должна пугать или лишать надежды.
К основным видам деятельности на занятиях по сказкотерапии можно отнести: слушание сказки, видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги, рассказывание от 1 и 3 лица, обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках, рассказывание и придумывание продолжения, сочинение собственной сказки, имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов), куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки), медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс), сказочный диалог, творческое воплощение сюжета сказки (рисование, раскрашивание, аппликация, декоративно-прикладное творчество)
3.Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Русские народные сказки | 14 |
2 | Терапевтические сказки | 7 |
3 | Сказки русских писателей | 13 |
Всего | 34 | |
№ | Наименование раздела | Краткая характеристика содержания раздела |
1 | Русские народные сказки | Народные сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Рукавичка», «Заячья избушка», «Заяц-хвастун», «Кот и Лиса». |
2 | Терапевтические сказки | «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки), «В темной норе» (снижение страха темноты), «Обещание» (формирование привычки выполнять обещания и обязанности), «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого), «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения). |
3 | Сказки русских писателей | С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха», В. Сутеев. «Кто сказал «мяу», «Цыпленок и утенок». |
4. Содержание программы
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- знает свое фамилию, имя;
- знает что он (она) мальчик (девочка);
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- понимает и ведет себя как ученик;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;
- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;
5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;
- умеет корректно привлечь к себе внимание;
- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- бережно относится к результатам своего и чужого труда
- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома
Предметные результаты:
-расширение и углубление знаний об окружающем мире;
- развитие различных анализаторов: зрительных, слуховых, кинестетических;
- повышение позитивного фона настроения;
- снижение уровня тревожности и агрессивности;
- умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение первичных навыков саморегуляции;
- формирование желания нравиться себе и другим людям;
- развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми
Базовые учебные действия:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
3.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии на 2020-2021 учебный год
4-5 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Виды учебной деятельности |
Русские народные сказка -14 ч. | ||||
1. | Сказки. Сказочные герои | 1 | Представление героев сказок. Беседа о качествах характера сказочных героев. Рассказывание знакомых сказок. Обсуждение. Работа с разрезными картинками | |
2. | Русская народная сказка «Теремок» | 1 | Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с раскраской | |
3. | Русская народная сказка «Теремок». Работа с книгой. Рассказывание по ролям | 1 | Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание сказки по ролям | |
4. | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Театрализация. | 1 | Видео-просмотр сказки. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание и придумывание продолжения сказки. Театрализация (преображение с помощью элементов костюма: платок, кепка, маски). | |
5. | Русская народная сказка «Репка». | 1 | Видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Игра в кукольный театр. Лепка. | |
6. | Русская народная сказка «Маша и медведь». | 1 | Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с раскраской. | |
7. | Русская народная сказка «Маша и медведь». | 1 | Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание сюжета сказки по ролям. Аппликация | |
8. | Русская народная сказка «Колобок». | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с разрезными картинками. Лепка. | |
9. | Русская народная сказка «Колобок». | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
10. | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
11. | Русская народная сказка «Заячья избушка» | 1 | Просмотр видео. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Раскрашивание. | |
12. | Русская народная сказка «Заячья избушка» | 1 | Прослушивание аудио – записи. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация | |
13. | Русская народная сказка «Заяц-хвастун» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. рассказывание и придумывание продолжения. Работа с разрезными картинками. | |
14. | «Сказка -ложь, да в ней намек!» Обобщение по разделу. | 1 | Просмотр видео-фрагментов сказок. Узнавание героев. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказках, их героях и поступках. Озвучивание отдельных сюжетов сказок. | |
Терапевтические сказки-7ч. | ||||
15. | Сказка «В темной норе» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «В темной норе» (направлена на снижение страха темноты). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. Аппликация. | |
16. | Сказка «Обещание» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Обещание» (формирование привычки выполнять обещания и обязанности). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание от первого лица (диалог с использованием жестов). | |
17. | «Сказка про лисенка» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с раскраской. | |
18. | «Сказка про медвежонка-невежу» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения), рассказывание и придумывание продолжения. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование | |
19. | «Сказка про Зайца-забияку» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Сказочный диалог. Рисование | |
20. | «Сказочная страна». Обобщение по разделу | 2 | Слушание отрывков из сказок, воспроизведение сюжетов, героев. Работа с сюжетными картинками по темам терапевтических сказок. Обсуждение, размышление о сказках, их героях и поступках. Сказочный диалог. Работа с разрезными картинками. | |
Сказки русских писателей-13 | ||||
21. | С.Я. Маршак «Кошкин дом» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с разрезными картинками. | |
22. | С.Я. Маршак «Кошкин дом» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация | |
23. | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Раскрашивание | |
24. | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог. | |
25. | К. Чуковский «Тараканище» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
26. | К. Чуковский «Тараканище» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке. Различение героев сказки по внешним признакам, голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Лепка | |
27. | К. Чуковский «Муха-Цокотуха» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с разрезными картинками | |
28. | К. Чуковский «Муха-Цокотуха» | 1 | Просмотр сказки. Узнавание героев. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание, заучивание отрывка (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог. | |
29. | В. Сутеев. «Кто сказал «мяу» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Раскрашивание. | |
30. | В. Сутеев «Кто сказал «мяу» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
31. | В. Сутеев «Цыпленок и утенок» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
32. | В. Сутеев «Цыпленок и утенок» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация | |
33. | Сказки русских писателей. Обобщение по разделу. | 1 | Слушание отрывков из сказок, воспроизведение сюжетов, характеристика героев. Работа с сюжетными картинками по темам сказок. Обсуждение, размышление о сказках, их героях и поступках. Сказочный диалог. Работа с разрезными картинками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"
Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...
Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....
статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...
Сказкотерапия
Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....
Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...
Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.
Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...