Программа дополнительного образования "Зеленый дом"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности. Направленность- экологическая. Возраст учащихся 7-8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenyy_dom.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский"
Утверждаю Директор ______________ "__" _________ 20__ г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ "__" _________ 20___ г. |
дополнительная образовательная программа
Составительпрограммы: Загайнова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов
Направленность программы: экологическая |
П. СОВЕТСКИЙ
Пояснительная записка
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - важнейшая задача современного общества. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка . закон "Об экологическом образовании", принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.. анализ теоретической и практической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальной школе свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Направленность программы
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите.
Цель программы
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников
Задачи программы
- Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
- Развитие экологического мышления у детей.
- Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
- Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
- Привитие интереса учащихся к проблемам окружающей среды;
- Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего края и страны;
- Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
- Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Основные принципы
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации
- принцип экологического гуманизма
- принцип краеведческий
- принцип практической направленности
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет при одногодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 32 учебных часа (по 2 часа 1 раз в неделю). Занятия планируется проводить с учащимися 1 Б и 1 Г классов во второй половине дня.
Формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
- групповые практические занятия:
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях.
Воспитательная деятельность
Воспитательный процесс направлен на формирование и развитие коммуникативной культуры, приобщение к нравственным ценностям, на формирование детского коллектива. В основе воспитательной деятельности лежит принцип формирования образовательной среды воспитывающего и творческого характера, комфортного для каждого учащегося, комфортной для каждого ребенка.
Содержание воспитательной деятельности представляет собой комплекс направлений и видов детской деятельности:
- коммуникативная деятельность (организованное общение детей одной группы)
- общественно-полезная деятельность
- эстетическое воспитание (посещение учреждений культуры, встречи с интересными людьми, досуговая деятельность);
- сотрудничество с классными руководителями, воспитателями ГПД;
- забота о здоровье ребенка.
Обеспечение образовательного процесса.
Для достижения прогнозируемых в программе результатов необходимы следующие обеспечивающие компоненты:
Методическое обеспечение:
- методика различных организационных форм (разных типов и видов занятий);
- методика и технологии организации совместной деятельности детей.
- дидактический материал, наглядные пособия.
Материально-техническое обеспечение:
- ПК;
- мультимедийный проектор
- оборудованный учебный кабинет;
- магнитофон,
- аудиотека,
- библиотечный фонд;
- игровой материал.
Результативность и целесообразность работы по данной программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся , анкетирование педагогов и родителей; в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы могут быть Недели экологии, праздники "Золотая осень", "День птиц", "День Земли" и т.д.
Ожидаемые результаты
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в природе.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля - наш общий дом;
- живое и неживое в природе;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- способы сохранения окружающей среды;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с животными;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | К-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | Что такое экология | 1 | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения на звнятиях. выясняем, что такое экология. | Беседа. Работа в группах. Диалог. Игра "Живое - неживое" | Рисунок "Дуб и мы вокруг него" |
2 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдения в природе. Осенние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только осенью (листопад). наблюдение за окраской листьев на различных деревьях. Рассказы детей об осенних явлениях в природе. | Беседа. Загадки. Игра "Узнай листок" | Сказка о листьях. |
3 | Практическое занятие "Составление аппликаций из осенних листьев" | 1 | Изготовление поделок | Беседа, Кроссворд "Листья" | Выставка работ |
4 | Мой дом | 1 | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне, селе и в городе | Игра, беседа. Диалог. Работа в группах | Панно "Мой дом" Рассказ "Дом в котором я живу" |
5 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Выясняем откуда берется и куда девается мусор. Изготовление поделок из "мусора". | Беседа. Эксперимент "Что будет, если каждый бросит бумажку". | Выставка работ. |
6 | Деревья твоего двора | 1 | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать. Что мы можем сделать для здоровья деревьев | Беседа. Загадки. Кроссворд. Поделка " Осеннее дерево из салфеток" | Выставка работ. |
7 | Экскурсия-прогулка "Краски и звуки зимы" | 1 | Наблюдения в природе. Какое явление бывает только зимой?. Из чего состоит снег?. Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы зимой. | Наблюдение беседа. Работа в группах. Рассказ. | Рисование на снегу |
8 | Мы - жители планеты Земля | 1 | Создание ситуаций понимания единства всех живых существ на Земле | Беседа. Игры. Работа в группах. | Коллективный рисунок "Мы жители Земли" |
9 | Планета Земля в Солнечной системе | 1 | Планеты Солнечной системы. Особенности каждой. | Ролевая игра "Земля - наш дом" | Создание модели Солнечной системы из пластилина |
10 | Моя малая Родина | 1 | Мой родной поселок, район, в котором живу. история. Природа. | Виртуальная экскурсия. Игры. | Рисунок "Любимый уголок" |
11 | Моя семья | 1 | Происхождение слова "семья". Маленькое семя, посаженное в землю, дает крепкий росток. Обязанности каждого члена семьи. Роль семьи в жизни человека. | Работа в группах. Беседа. Игра. | Рассказ "Моя семья" |
12 | Птицы нашего двора | 1 | Знакомство с многообразием птиц. Среда обитания птиц. Перелетные птицы. Зимующие. Значение птиц в жизни человека. | Беседа. рассказ. Сказки-шутки. Игра "Где живет птица". Изготовление аппликации - мозаики "Дятел" | Выставка работ |
13 | Птицы нашего двора | 1 | Замечательные птицы : о самых маленьких, самых крупных, самых быстрых. Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудное время. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц. | Игры. Беседа. | Рисунок "Птицы нашего двора" |
14 | Практическое занятие "Изготовление кормушек" | 1 | Изготовление кормушек" | Вывешивание кормушек | |
15 | Животные в доме | 1 | Знакомство с домашними животными. Цель содержания до. животных. | Беседа. Игры. Загадки. | Поделка в технике оригами "Котенок и щенок" |
16 | Животные в доме | 1 | Кошка и собака - друзья человека.э. как ухаживать за домашними животными. | Викторина "Про кошек и собак"Кроссворд. | Создаем фотоальбом "Мои домашние друзья" |
17 | Животные нашего края | 1 | Знакомство с животным миром нашего края. Значение животных в жизни людей. Необычные животные. | Игра. Беседа. Групповая работа изготовление поделок животных из природного материала (шишки) | Выставка работ |
18 | Красная книга Республики Марий Эл | 1 | Знакомство с Красной Книгой Республики. Для чего нужна Красная Книга. Какие ещё моно увидеть книги? | Беседа. Игра. Виртуальная экскурсия в мир Красной книги. | Рисунки "Берегите животных!" |
19 | Насекомые | 1 | Многообразие мира насекомых. Полезные и вредные насекомые. | Изготовление подеки "Божья Коровка" (скорлупа грецкого ореха" Игра. Беседа. | Выставка работ |
20 | Наша одежда и обувь | 1 | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиеничекие требования, условия содержания и уход | Наблюдение. Опыт. Игра. | Составляем памятку. |
21 | Экскурсия в музей | 1 | Знакомство с экспонатами музея | Беседа. | Рассказ "Что я видел в музее" |
22 | Прогноз погоды | 1 | Кто определяет прогноз погоды? Народные приметы, связанные с предсказаниями погоды | Создание поделки "Термометр" | Игра "Прогноз погоды" |
23 | День Земли | 1 | Знакомство с праздником. Для чего был создан праздник. | Игра - праздник "День Земли" | |
24 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | 1 | Влияние тепла и света на комнатные растения | Эксперимент, Наблюдение. | |
25 | Воздух и жизнь. | 1 | Воздух - условие жизни. Как дышит человек, животные, растения. Загрязнение атмосферы. закаливание организма воздухом и водой. | Наблюдение. Эксперимент. Работа в группах | Составление сказки о воздухе и ветре. |
26 | Экологические памятки для детей и взрослых | 1 | Составление экологических памяток "Как вести себя в природе" | Коллективный проект. | Памятки. |
27 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе. Взаимосвязь света и тепла, из взаимодействие на растения. | Наблюдение, Опыт | Аппликация "Весна идет" |
28 | Весна в нашем поселке. | 1 | Впечатления детей об экскурсии. описание весны. | Групповая работа. Составление коллективной поделки "Ветка сирени" | Выставка работ. |
29 | Вода в жизни растений | 1 | Как вода влияет на жизнь растений | ||
30 | Вода в жизни животных | 1 | Как вода влияет на жизнь животных. как животные заботятся о чистоте. | Беседа. Викторина. Игра "Угадай животное". Самостоятельное изготовление поделки из желудей и шишек. | Выставка работ |
31 | Будем понимать и любить. | 1 | Культура поведения в природе. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора "Как вести себя в природе" | Игра. Рисуем экологические знаки. | Выставка экологических знаков |
32 | Подводим итоги | 1 | Игра "В гости к природе" | Деловая игра. | Выставка работ, получившихся в ходе игры. |
Список литературы
1.Дополнительные образовательные программы. - Йошкар – Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования, 2004.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004
3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М., 2002
4. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. «Генезис», 2001
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2002
7 . Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....