Программа дополнительного образования "Зеленый дом"
рабочая программа

Загайнова Ирина Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности. Направленность- экологическая. Возраст учащихся 7-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_dom.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский"

 

Утверждаю

Директор

______________

"__" _________ 20__ г.

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР

___________

"__" _________ 20___ г.

дополнительная образовательная программа

                                           

          Составительпрограммы:

            Загайнова

Ирина Евгеньевна,

           учитель начальных классов

                                                         

                                                       

          Направленность программы:

             экологическая

        П. СОВЕТСКИЙ

Пояснительная записка

        Актуальность программы 

        Воспитание экологической культуры - важнейшая задача современного общества. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка        . закон "Об экологическом образовании", принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы  непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.. анализ теоретической и практической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальной школе свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной которой должно стать  становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

   Направленность программы

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды,  практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите. 

   

    Цель программы

 Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников

   Задачи программы

  1. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
  2. Развитие экологического мышления у детей.
  3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
  4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
  5. Привитие  интереса  учащихся к проблемам окружающей среды;
  6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего края и страны;
  7. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
  8.  Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
  9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.

Основные принципы

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип наглядности;

- принцип личностной ориентации

- принцип экологического гуманизма

- принцип краеведческий

- принцип практической направленности 

Отличительные особенности программы

        Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Возраст детей

        Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 32  учебных часа  (по  2 часа  1 раз в   неделю). Занятия планируется проводить  с учащимися 1 Б и 1 Г классов  во второй половине дня.

Формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
  • групповые практические занятия:
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
  • общешкольные мероприятия по экологии;
  • участие в природоохранных акциях.

Воспитательная деятельность

Воспитательный процесс направлен на формирование и развитие  коммуникативной культуры, приобщение к нравственным ценностям, на формирование детского коллектива. В основе воспитательной деятельности лежит принцип формирования образовательной среды воспитывающего и творческого характера, комфортного для каждого учащегося, комфортной для каждого ребенка.

        

Содержание воспитательной деятельности представляет собой комплекс направлений и видов детской деятельности:

- коммуникативная деятельность (организованное общение детей одной группы)

- общественно-полезная деятельность

- эстетическое воспитание (посещение  учреждений культуры, встречи с интересными людьми, досуговая деятельность);

- сотрудничество с классными руководителями, воспитателями ГПД;

- забота о здоровье ребенка.

Обеспечение образовательного процесса.

        Для достижения прогнозируемых в программе результатов необходимы следующие обеспечивающие компоненты:

Методическое обеспечение:

- методика различных организационных форм (разных типов и видов занятий);

- методика и технологии организации совместной деятельности детей.

- дидактический материал, наглядные пособия.

Материально-техническое обеспечение:

- ПК;

- мультимедийный проектор

- оборудованный учебный кабинет;

- магнитофон,

- аудиотека,

- библиотечный фонд;

- игровой материал.

Результативность и целесообразность работы по данной программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся , анкетирование педагогов и родителей; в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и  результатов реализации программы могут быть Недели экологии, праздники "Золотая осень", "День птиц", "День Земли" и т.д.

        Ожидаемые результаты

Показатели в личностной сфере  ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека  в природе.

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля - наш общий дом;
  • живое и неживое в природе;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • способы сохранения окружающей среды;
  • позитивное и негативное влияние  деятельности человека в природе;

Учащиеся должны уметь:

  •  выполнять правила  экологически сообразного поведения  в природе;
  • применять теоретические знания при общении с животными;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • оценивать поведение и  деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

К-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

1

Что такое экология

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения на звнятиях. выясняем, что такое экология.

Беседа.

 Работа в группах.

Диалог.

Игра "Живое - неживое"

Рисунок "Дуб и мы вокруг него"

2

Экскурсия в парк

1

Наблюдения в природе. Осенние изменения в неживой природе. Какое явление природы  бывает только осенью (листопад). наблюдение за окраской листьев на различных деревьях. Рассказы детей об осенних явлениях в природе.

Беседа. Загадки. Игра "Узнай листок"

Сказка о листьях.

3

Практическое занятие "Составление аппликаций из осенних листьев"

1

Изготовление поделок

Беседа, Кроссворд "Листья"

Выставка работ

4

Мой дом

1

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне, селе  и в городе

Игра, беседа. Диалог.

Работа в группах

Панно "Мой дом"

Рассказ "Дом в котором я живу"

5

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Выясняем откуда берется и куда девается мусор.

Изготовление поделок из "мусора".

Беседа.

Эксперимент "Что будет, если каждый бросит бумажку".

Выставка работ.

6

Деревья твоего двора

1

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать. Что мы можем сделать для здоровья деревьев

Беседа. Загадки. Кроссворд.

Поделка " Осеннее дерево из салфеток"

Выставка работ.

7

Экскурсия-прогулка "Краски и звуки зимы"

1

Наблюдения в природе. Какое явление бывает только зимой?. Из чего состоит снег?. Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы зимой.

Наблюдение беседа. Работа в группах. Рассказ.

Рисование на снегу

8

Мы - жители планеты Земля

1

Создание ситуаций понимания единства всех живых существ на Земле

Беседа. Игры. Работа в группах.

Коллективный рисунок "Мы жители Земли"

9

Планета Земля в Солнечной системе

1

Планеты Солнечной системы. Особенности каждой.

Ролевая игра "Земля - наш дом"

Создание модели Солнечной системы из пластилина

10

Моя малая Родина

1

Мой родной поселок, район, в котором живу. история. Природа.

Виртуальная экскурсия.

Игры.

Рисунок "Любимый уголок"

11

Моя семья

1

Происхождение слова "семья". Маленькое семя, посаженное в землю, дает крепкий росток. Обязанности каждого члена семьи. Роль семьи в жизни человека.

Работа в группах.

Беседа. Игра.

Рассказ "Моя семья"

12

Птицы нашего двора

1

Знакомство с многообразием птиц. Среда обитания птиц. Перелетные птицы. Зимующие. Значение птиц в жизни человека.

Беседа. рассказ. Сказки-шутки.

Игра "Где живет птица".

Изготовление аппликации - мозаики "Дятел"

Выставка работ

13

Птицы нашего двора

1

Замечательные птицы : о самых маленьких, самых крупных, самых быстрых. Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудное время. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц.

Игры. Беседа.

Рисунок "Птицы нашего двора"

14

Практическое занятие "Изготовление кормушек"

1

Изготовление кормушек"

Вывешивание кормушек

15

Животные в доме

1

Знакомство с домашними животными. Цель содержания до. животных.

Беседа. Игры. Загадки.

Поделка в технике оригами "Котенок и щенок"

16

Животные в доме

1

Кошка и собака - друзья человека.э. как ухаживать за домашними животными.

Викторина  "Про кошек и собак"Кроссворд.

Создаем фотоальбом "Мои домашние друзья"

17

Животные нашего края

1

Знакомство с животным миром нашего края. Значение животных в жизни людей. Необычные животные.

Игра. Беседа. Групповая работа  изготовление поделок животных из природного материала (шишки)

Выставка работ

18

Красная книга Республики Марий Эл

1

Знакомство с Красной Книгой Республики. Для чего нужна Красная Книга. Какие ещё моно увидеть книги?

Беседа. Игра. Виртуальная экскурсия в мир Красной книги.

Рисунки "Берегите животных!"

19

Насекомые

1

 Многообразие мира насекомых. Полезные и вредные насекомые.

Изготовление подеки "Божья Коровка" (скорлупа грецкого ореха"

Игра. Беседа.

Выставка работ

20

Наша одежда и обувь

1

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиеничекие требования, условия содержания и уход

Наблюдение. Опыт. Игра.

Составляем памятку.

21

Экскурсия в музей

1

Знакомство с экспонатами  музея

Беседа.

Рассказ "Что я видел в музее"

22

Прогноз погоды

1

Кто определяет прогноз погоды? Народные приметы, связанные с предсказаниями погоды

Создание поделки "Термометр"

Игра "Прогноз погоды"

23

День Земли

1

Знакомство с праздником. Для чего был создан праздник.

Игра - праздник "День Земли"

24

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

1

Влияние тепла и света на комнатные растения

Эксперимент, Наблюдение.

25

Воздух и жизнь.

1

Воздух - условие жизни. Как дышит человек, животные, растения. Загрязнение атмосферы. закаливание организма воздухом и водой.

Наблюдение. Эксперимент. Работа в группах

Составление сказки о воздухе и ветре.

26

Экологические памятки для детей и взрослых

1

Составление экологических памяток "Как вести себя в природе"

Коллективный проект.

Памятки.

27

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе. Взаимосвязь света и тепла, из взаимодействие на растения.

Наблюдение, Опыт

Аппликация "Весна идет"

28

Весна в нашем поселке.

1

Впечатления детей об экскурсии. описание весны.

Групповая работа. Составление коллективной поделки "Ветка сирени"

Выставка работ.

29

Вода в жизни растений

1

Как вода влияет на жизнь растений

30

Вода в жизни животных

1

Как вода влияет на жизнь животных. как животные заботятся о чистоте.

Беседа. Викторина.

Игра "Угадай животное".

Самостоятельное изготовление поделки из желудей и шишек.

Выставка работ

31

Будем понимать и любить.

1

Культура поведения в природе. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора "Как вести себя в природе"

Игра. Рисуем экологические знаки.

Выставка экологических знаков

32

Подводим итоги

1

Игра "В гости к природе"

Деловая игра.

Выставка работ, получившихся в ходе игры.

        

Список литературы

1.Дополнительные образовательные программы. -  Йошкар – Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования, 2004.

2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004

3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М., 2002

4. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова и др.  – Волгоград: Учитель, 2010.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. «Генезис», 2001

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2002

7 . Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....