Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе «Мой родной край» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию
программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни его родного края».
Кружок «Мой край» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Программа ориентирована на учащихся 1 классов и рассчитана на 1год обучения, отводится 1час в неделю(33часа в год) .
В этом возрасте учащиеся понимают практическую ценность природы для людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Цель программы:
Формировать интерес к изучению природы родного края.
Задачи программы:
- Расширение знаний учащихся об окружающем мире
- Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся
- Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
4 Обучение проведению наблюдениям за объектами природы.
Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
К концу года учащиеся должны знать:
- Смену времен года как смену условий существования организмов;
- Особенности природной зоны своей области;
- Представителей животного и растительного мира родного края;
- Формы охраны природы .
К концу года учащиеся должны уметь:
- Вести простейшие наблюдения в природе;
- Устно описывать объекты природы;
- Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики;
- Соблюдать правила поведения в природе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
Содержание программы :
1.Растительный мир. Растения родного края- 5ч
Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. Что растет на нашей грядке. Плодовые и ягодные культуры.
2. Мир насекомых. Насекомые родного края – 6ч
Виды насекомых. Места их обитания. Где и как зимуют. Охрана полезных насекомых.
3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках родного края – 6ч
Общие признаки позвоночных животных. Аквариумное рыболовство. Охрана рыбных богатств.
4. Обитатели воздушного пространства - 7ч.
Дикие и домашние птицы. Зимующие и перелётные птицы. Птицы леса. Хищники. Охрана птиц.
5.Звери, обитающие на территории родного края – 7ч.
Дикие и домашние животные. Подготовка животных к зиме. Борьба с грызунами. Героизм животных. Охрана животных.
6. Охрана природы родного края – 2ч.
Охраняемые территории. Заповедники России.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Растительный мир. Растения родного края | 5 | 3 | 2 |
2 | Мир насекомых. Насекомые родного края | 6 | 4 | 2 |
3 | Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках родного края | 6 | 4 | 2 |
4 | Обитатели воздушного пространства | 7 | 4 | 3 |
5 | Звери, обитающие на территории родного края | 7 | 5 | 2 |
6 | Охрана природы родного края | 2 | 2 | |
Всего: | 33 | 22 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата проведеня | |||||
План. | Факт. | |||||||
Растительный мир. Растения родного края- 5ч | ||||||||
1 | Что такое экология? Растительный мир (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие.) | 1ч | ||||||
2 | Осенние краски природы. (смена окраски листьев, листопад) Хвойные и лиственные деревья. | 1ч | ||||||
3. | Кустарники. Их роль для человека. Разноцветные плоды растений | 1ч | ||||||
4. | Травы. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. | 1ч | ||||||
5. | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | 1ч | ||||||
Мир насекомых. Насекомые родного края – 6ч | ||||||||
6 | Насекомые (виды, места обитания) | 1ч | ||||||
7 | Мал золотник, да дорог (какую пользу приносят насекомые) | 2ч | ||||||
8 | Насекомые - вредители | 1ч | ||||||
9 | Где и как зимуют насекомые | 1ч | ||||||
10 | Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями | 1ч | ||||||
Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках родного края – 6ч | ||||||||
11 | Рыбы. Общие признаки позвоночных животных | 1ч | ||||||
12 | Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб | 1ч | ||||||
13 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 1ч | ||||||
14 | Рыбы, обитающие в реках Суджанского района | 1ч | ||||||
15 | Аквариумное рыбоводство. | 1ч | ||||||
16 | Охрана рыбных богатств | 1ч | ||||||
Обитатели воздушного пространства - 7ч. | ||||||||
17 | Обитатели воздушного пространства ( виды, места обитания) | |||||||
18 | Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? | |||||||
19 | Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц | |||||||
20 | Водоплавающие птицы. Птицы открытых воздушных пространств. | |||||||
21 | Птицы леса. Хищники. | |||||||
22 | Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек. | |||||||
23 | Птицы своей области, занесенные в Красную книгу. | |||||||
Звери, обитающие на территории родного края – 7ч. | ||||||||
24 | Дикие и домашние животные | 2ч | ||||||
25 | Как готовятся к зиме дикие и домашние животные? | 1ч | ||||||
26 | Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами. | 1ч | ||||||
27 | Звери, обитающие на территории Суджи | 1ч | ||||||
28 | Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека. | 1ч | ||||||
29 | Животные, занесенные в Красную книгу | 1ч | ||||||
Охрана природы родного края – 2ч. | ||||||||
30 | Охраняемые территории | 1ч | ||||||
31 | Заповедники, заказники, национальные парки России. | 1ч |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004
2.Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997
3.Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007
4.Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991
5.Светлова И.Е. Атлас Земли. – М, «Эксмо», 2007
6.Шаталова Е.В. Праздничный калейдоскоп. – Волгоград, «Учитель», 2008
7.Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009
9.Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса "Мой родной край".
Программа расчитана на 3 года. Творческое объединение создаётся на базе классного коллектива. Можно использовать как темы классных часов . Проводится 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»
Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы Светловой Е.В....
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край мой единственный в мире".
Программа курса «Край мой, единственный в мире …..» (М.П. Смирнова) ориентирована на изучение «своей местности», при котором у учащихся развиваются творчески...