Рабочая программа курса ВД "Арт-студия "Моё творчество""
рабочая программа (1 класс)
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-studiya_moyo_tvorchestvo_1_klass.docx | 59.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Приложение к дополнительной общеобразовательной программе,
утверждённой приказом № 591-0 от «30 » августа 2023 г
Программа курса внеурочной деятельности
творческого направления
«Арт – студия «Моё творчество»
Автор-составитель:
Монастырева Светлана Григорьевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Рассчитана на детей 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
с. п. Салым
2023-2024
Пояснительная записка
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы.
Актуальность. Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Всестороннее представление ребенка об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Практическая значимость. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет:
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Также обучающиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни.
Цель программы - формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей. воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
- деятельности: изготовление игрового материала, флористики, декупажа, бумагопластики, дизайна.
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Внеурочная деятельность «Арт – студия «Моё творчество»» в 1 классе реализуется в объёме 1 час в неделю, 33 учебных часа в год.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- объяснять эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- учащиеся научатся организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла.
Ожидаемые результаты и способы их измерения
Личностные результаты (формируемые личностные УУД)
сформировано умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении коллективной работы
сформированоа способность с саморазвитию и самообразованию
сформировано знание о культуре своего народа
сформировано осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
Метапредметные результаты (Формируемые регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
сформирована умение работать в коллективе
сформировано умение самостоятельно ставить цель и добиваться результата
Предметные результаты сформировано навык умения работать с художественными материалами сформировано самовыражение и ориентации в пространстве культуры.
Содержание курса (1 класс)
Раздел «Живопись» - 10 ч.
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Раздел «Графика» - 10 ч.
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Раздел «Скульптура» - 4 ч.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Раздел «Аппликация» - 4 ч.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.
Раздел «Бумажная пластика» - 3 ч.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.
Раздел «Работа с природными материалами» - 2 ч.
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Изображение уголков природы – листья, цветы, деревья.
Учебно- тематический план курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Моё творчество»»
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | теоретические | практические |
1 | «Живопись» | 10 | 5 | 5 |
2 | «Графика» | 10 | 5 | 5 |
3 | «Скульптура» | 4 | 2 | 2 |
4 | «Аппликация» | 4 | 2 | 2 |
5 | «Бумажная пластика» | 3 | 1 | 2 |
6 | «Работа с природными материалами» | 2 | 1 | 1 |
Всего | 33 | 16 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Раздел программы, тема | Всего часов | Количество часов | |||
Практика | Теория | |||||||
1 четверть (9ч) | ||||||||
1 | 07.09 | Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». Выполнение набросков с натуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2 | 14.09 | Рисование листьев деревьев. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3 | 21.09 | Рисование листьев деревьев. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4 | 28.09 | Рисование дерева. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
5 | 05.10 | Рисование цветов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
6 | 12.10 | Рисование цветов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
7 | 19.10 | Рисование птиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
8 | 26.10 | Рисование птиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2 четверть | ||||||||
9 | 09.11 | Сюжетная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
10 | 16.11 | Сюжетная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
11 | 23.11 | Введение. Типы линий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
12 | 30.11 | Введение. Типы линий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
13 | 07.12 | Работа цветными карандашами | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
14 | 14.12 | Работа цветными карандашами | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
15 | 21.12 | Работа фломастером | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
16 | 28.12 | Работа фломастером | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3 четверть | ||||||||
17 | 11.01 | Вид графики. Гравюра | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
18 | 18.01 | Вид графики. Гравюра | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
19 | 25.01 | Введение. Типы линий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
20 | 01.02 | Введение. Типы линий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
21 | 08.02 | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
22 | 15.02 | Выполнение творческих работ. Лепка с натуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
23 | 29.02 | Выполнение творческих работ. Лепка по памяти. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
24 | 07.03 | Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
25 | 14.03 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
26 | 21.03 | Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4 четверть | ||||||||
27 | 04.04 | Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
28 | 11.04 | Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
29 | 18.04 | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | 1 | 1 | 0 | |||
30 | 25.04 | Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа. | 1 | 0 | 1 | |||
31 | 02.05 | Выполнение творческих работ по рисунку, схеме. | 1 | 0 | 1 | |||
32 | 16.05 | Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
33 | 23.05 | Введение. Методы работы с природными материалами. Цветы и деревья. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
ИТОГО | 33 | 16 | 17 |
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Принтер.
Экранно-звуковые пособия:
- Мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные
с содержанием курса.
Материально-техническая база
- Набор для ручного труда
- Декоративные наборы
- Набор канцелярских товаров
Инструменты и приспособления:
- простой карандаш;
- линейка;
- ножницы канцелярские с закруглёнными концами;
- фигурные ножницы;
- офисные булавки;
- кисточка для клея;
- канцелярский нож.
Материалы:
- двухсторонняя цветная бумага для квиллинга;
- картон белый и цветной;
- природный материал;
- гофрированная цветная бумага;
- салфетки бумажные;
- пенопласт;
- тесьма;
- клей ПВА.
Список литературы для педагога
- Выгонов В. Изделия из бумаги.
- Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками
- Долженко Г.100 поделок из бумаги.
- Дюмина Г. Уроки детского творчества.
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru.
- Интернет-ресурс: Рукодельная рассылка с лучшими мастер классами.
- Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни.
- Перевертень Г.Н. Самоделки из разных материалов.
- Хвостова Д. Большая книга поделок.
- Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевое творчество
Программа составлена по курсу Каландаровой Н "Уроки речевого творчества"...
Рабочая программа курса "Радуга творчества" 4 класс.
Пояснительная записка Программа «Радуга творчества » разработана на основе: - закона Российской Федерации « Об образо...
Рабочая программа курса Дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество в православной культуре"
Дополнительное образование в школе является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, для развития интеллектуальных и творческих способнос...