Мастер-класс " Роль коуч-технологий в формировании мышления успеха учащихся"
план-конспект занятия (4 класс)
Цель: познакомить с использованием приемов коуч-технологий для создания ситуации успеха на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, вовлечь участников мастер-класса в обдумывание собственной практики работы по применению коучинга.
Задачи:
- создать условия для восприятия опыта работы по использованию коуч-технологий во внеурочной деятельности ;
- Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
- Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Коуч-=технологии" | 78.82 КБ |
Презентация "Коуч-технологии" | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г.Тайшета
Мастер – класс
Тема: «Роль коуч-технологий в формировании мышления успеха учащихся».
Авторы:
Быргазова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория Журавлева Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Тайшет, 2021г.
Введение.
Цель: познакомить с использованием приемов коуч-технологий для создания ситуации успеха на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, вовлечь участников мастер-класса в обдумывание собственной практики работы по применению коучинга.
Задачи:
- создать условия для восприятия опыта работы по использованию коуч-технологий во внеурочной деятельности ;
- Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
- Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
Актуальность рассматриваемого опыта:
В соответствии с кардинальным изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося, активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения.
Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Основная часть
Что такое коучинг?
Коучинг – это…
· средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или продвижения в любой сложной ситуации;
· работа как с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата.
Коучинг больше помогает учиться, нежели учит.
Основная цель коучинга - взаимодействовать таким образом, чтобы способствовать росту и развитию учащегося, опираясь на его потенциал, таланты, силы.
Основная задача – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов.
Коуч-учитель не советует, а продвигает. Коучинг бывает индивидуальный, групповой, командный.
Ключевые установки и ценности коучинга естественным образом включаются в любое учебное занятие.
Методы и техники коуч-подходов, различны. Основные инструменты коучинга применяемые в педагогике: сфокусированное слушание, создание доверия (раппорт), трансформационные, сильные вопросы, формат конечного результата, SMART - правила формулирования цели, намерения, желания, шкалирование, колесо баланса.
Многие приемы коучинга, близкие педагогике и хорошо знакомые педагогам, используются нами на уроках, родительских собраниях, в процессе реализации проектов, организации и проведении внеклассных мероприятий, занятиях внеурочной деятельности.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
О, лучезарные умы человечества!
О, великодушные повелители детских сердец!
Мы рады лицезреть ваше присутствие!
Да, насладятся наши уши вашими потоками речи!
Положительный эмоциональный настрой- это ступенька к зарождению мотивации школьника на пути к его успеху.
- Постановка цели.
Человек живет на земле, чтобы познать счастье. Давайте же попробуем с вами ответить на этот же вопрос, разглядывая его с разных сторон.
Прием «Разноцветные фигуры». ( выводим на слайд, фигурки квадрат –зеленый ,круг красный-, треугольник- желтый.)
- Выбрать фигурки, написать на них свое имя разместить на листе.
Перед вами на экране фигуры, выберите ту фигуру, которая вам больше всего нравится. Запишите на листочке ее форму, эти сведения нам пригодятся позднее. Тех, кто выбрал фигуру квадрат – это родители, они будут рассматривать понятие счастье с точки зрения родителей. Те, кто выбрал фигуру треугольника- это группа учащихся, они будут рассматривать понятие с точки зрения детей. Кто выбрал круг - это педагоги, они рассматривают с точки зрения учителя.
3. Этап реализации плана.
Чтобы рассмотреть, что такое счастье, нарисуйте на листочках круг и разделите его на 4 части. Круг- это колесо развития, баланса, успеха. Запишите над окружностью в каждом секторе из чего состоит счастье с точки зрения той группы, в которой вы состоите.
Для того, чтобы решить данные задачи, нам нужно продумать шаги действия. Начертите, пожалуйста, координатный луч, отметьте начальную точку, запишите сегодняшнюю дату, отметьте на координатном луче следующие периоды : неделя, месяц, год. А сверху напишите, какие действия необходимо совершить, чтобы прийти к решению наших задач. Это наша лента времени, которая помогает нам проследить наши действия, чтобы оценить успешны ли эти шаги или нет. Вернемся к нашему колесу счастья, заштрихуйте каждый сектор, на сколько вы уже близки к решению данной задачи. Судя по заполнению нашего колеса мы можем прийти к выводу, чему нужно уделить большее внимание, а что оставить на потом и решить позже.
Вернемся к нашим фигурам и даем характеристики.
- Этап рефлексии.
Пояснение.
Люди – « Квадраты»обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. «Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут. Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.
Люди – « Треугольники», настоящие «Энерджайзеры», только в
отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом.
«Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения – неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.
Люди «Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя
счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих,
но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с
окружающими, а «сглаживать» недоразумения.
Хотелось бы вам изменить фигуры, или оставляем то, что выбрали.
Вывод: чья-то позиция тается относительно устойчивой, а кто-то в следующий раз может ее изменить.
Коуч -технологии можно использовать на любом этапе урока, внеурочная деятельность позволяет нам использовать коуч- технологии целиком и полностью. В то время как урочная деятельность немного ограничивает наши рамки.
И закончить свой мастер-класс хочется вот таким стихотворением.
Бывают люди – мячики.
Они, над неудачами
По жизни лихо скачут
И никогда не плачут
Заденешь – не заметят.
Ударишь – не ответят.
А след их – звон пустой всего
Да пыль. И больше ничего.
Бывают люди - лодочки
Обычно по серёдочке
Плывут, без сожаления.
Куда несёт течение.
Заденешь – удивляются.
Ударишь – закачаются.
Они не оставляют след.
Им до следов и дела нет.
Бывают люди – ручейки.
Отбившиеся от реки.
Текут, где их не просят.
Во всё смятенье вносят.
Заденешь – растекутся.
Ударишь – разревутся.
Им всё равно куда идти.
Нет цели – нет конца пути.
Бывают люди – огоньки.
На фоне будничной тоски
Они горят, искрятся.
Их участь – выделяться.
Заденешь – согревают.
Ударишь – обжигают.
Их след ведёт в страну мечты.
Скажи, а кто по жизни ты?
Коучинг в своей работе применяем совсем недавно, многому ещё нужно учиться. Но уже понятно, что коучинговый подход даёт хорошие результаты в формировании свободной и счастливой личности ребёнка.
Литература
1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. – К.: Изд-во Companion Group. –2009. – 256 с.
2. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132
3. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники /Э.Парслоу, М.Рэй. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост; Технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности; Метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления; Не учит, а помогает учиться; Искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Коучинг :
Помочь ребенку понять себя, оценить свои запросы. Разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития. Задачи коучинга в образовании:
этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения); этап планирования эффективных действий для достижения цели; этап реализации плана ( приверженность цели); этап завершения ( рефлексия). Общение в формате коучинга является поэтапным:
Разноцветные фигуры Этап мотивации и постановки цели:
Прием: «Разноцветные фигуры» Этап мотивации и постановки цели:
« Колесо счастья» Этап планирования эффективных действий для достижения цели :
«Колесо счастья» Этап планирования эффективных действий для достижения цели :
Лента времени Этап планирования эффективных действий для достижения цели :
Лента времени:
вставить фото «Колесо счастья»
** Все ли спицы одинаковы? ** Что вам хочется изменить? ** Какой пункт больше всего «западает»? ** Какие простые действия вы можете совершить уже сейчас, чтобы немножко выровнять свое колесо? «Колесо счастья»
Прием: «Разноцветные фигуры» Рефлексия :
Разные люди
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ критического мышления у учащихся начальных классов.
Эта статья была написана для выступления на городском семинаре. Актуальность применения ТРКМ, и краткое освещение некоторых приемов и методов, которые можно использовать в начальной школе. Также...
Пути и средства формирования мышления у учащихся младших классов школ 8 вида на уроках математики
Статья...
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся
Методическая разработка, которая дает краткое понятие коучинга, прописаны некоторые приемы, даны примеры....
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся...
мастер-класс: Роль коуч-технологии
Роль коуч- технологии в формировании мышления успеха учащегося на уроках литературного чтения....
Игра-тренинг "Вперёд к успехам" с использованием коуч-технологии во внеурочной деятельности.
Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговы...
- Мне нравится (1)