Формирование основ критического мышления у учащихся начальных классов.
статья (4 класс) на тему
Эта статья была написана для выступления на городском семинаре. Актуальность применения ТРКМ, и краткое освещение некоторых приемов и методов, которые можно использовать в начальной школе. Также к статье прилагаю презентацию, которая четко совпадает с теоретическим выступлением. Данной статьей можно заинтерисовать учителей в применении ТРКМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование основ критического мышления у уч.нач.школы | 17.4 КБ |
Презентация к выступлению | 873 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ критического мышления у учащихся начальных классов.
Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии.
Сегодня можно найти очень много литературы по новым педагогическим технологиям, но среди них чрезвычайно мало универсальных решений, которые можно было бы применять для разных дисциплин и для различных типов занятий, тем более применимых в начальной школе.
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Не все приемы и стратегии этой технологии могут работать в начальном звене, так как ребёнок 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школы школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Структура занятия в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов и может работать в начальном звене.
1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Методические приемы:
1. Парная мозговая атака.
2. Групповая мозговая атака.
3. Ключевые термины.
4. Свободное письменное задание.
5. Таблица «З-Х-У».
6. Плюс-минус-вопрос.
7. Верные и неверные утверждения.
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает "Что хочу узнать?".
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). Здесь могут быть предложены следующие методы:
1. Инсерт-система маркировки текста.
2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
3. Чтение с остановками.
4. Кластер.
5. Бортовые журналы.
6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть:
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пильская М.А.
Методические приемы: Мозговая атака (штурм) Корзина идей Таблица «З-Х-У». Плюс-минус-вопрос. Верите ли вы, что… .
«Корзина идей» Почва это-………. Земля Вещество Растительная земля Суша, а не вода Дом для животных
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
2. Стадия осмысления Инсерт-система маркировки текста. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица. Чтение с остановками. Кластер Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Инсерт (условные значки)
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Кластер
Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
3. Рефлексия (размышление) Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Синквейн
Синквейн Первая строка – существительное , тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Синквейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления
Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...
Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы
Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Формирование навыков критического мышления
Современному обществу необходимы креативные, критически мыслящие люди, способные рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения. И каждый учитель ежедневно работает над тем, чтобы его ученики...
Статья на тему "Формирование основ логического мышления младших школьников на основе проведения несложных математических исследований и интерпретации результатов"
В статье представлены анализ различных методических подходов для развития логического мышления младших школьников и логические упражнения, обеспечивающие формирование таких действий как анализ, ...
Презентация "Формирование основ логического мышления младших школьников на основе проведения несложных математических исследований и интерпретации результатов"
Презентация к статье на тему "Формирование основ логического мышления младших школьников на основе проведения несложных математических...