Путешествие по экологической тропе
методическая разработка
Внеклассное занятие "Путешествие по экологической тропе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Занятие в разновозрастной группе
"Путешествие по экологической тропе"
подготовила и провела
учитель начальных классов
Цветкова Л.Е.
"Путешествие по экологической тропе"
Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Оборудование:
аудиозапись голов птиц;
индивидуальные творческие задания;
клей;
цветные карандаши;
мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
- Добрый день, друзья! Рада всех вас видеть. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и давайте им поделимся друг с другом .
Рефлексия. У кого сегодня бодрое настроение – поднимите ладошки вверх, а у кого грустное – ладошки вниз.
Дети читают стихотворение по строчке С. Погорельского.
1. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
2.Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
3.Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
4.Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
2. Сообщение темы.
- Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: « Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
И сегодня мы с вами поговорим на тему: «Лес – наше богатство» и посадим лес.
3. Обобщение знаний воспитанников.
- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
А)Доскажите фразу.
Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
– Сегодня на нашем мероприятии мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
Кадр 1 Лес
– Жил был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц соловья, жаворонка)
Кадр 3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
Кадр 4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1
Учитель
–На столах лежат картинки с изображением деревья средней полосы России. Отгадайте загадку, и узнайте название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4.
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.
Кадр 12. Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Задание 2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)
Отгадайте загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока? (божья коровка)
Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.(муравьи)
Голубой аэропланчик |
Задание 3
Кадр 13 Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках, насекомые сели на цветы. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.
Задание 4
Енот Егорка подготовил для нас кроссворд о природе.
Кадр 14 Кроссворд
Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.
Вопросы к кроссворду
Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу? (река)
Синоним слова звери. (животные)
Назови одним словом деревья, травы, кустарники.(растения)
Житель планеты, наделенный разумом. (человек)
Назови синоним слова атмосфера. (воздух)
Как называется солнце на языке астрономов? (звезда)
Учитель
– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.
Кадр 15 Охрана природы
Учитель
– Нужно ли охранять природу?
Ученики
– Да!
Учитель
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Задание 5
На столе лежат экологические знаки. Возьмите любой знак, и расскажите о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Кадр 17
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
Задание 6
«Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода).
Итак, первая станция у нас называется«Реки, речки и моря по земле текут не зря».
Загадки.
1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
2. Пушистая вата плывет куда – то. (Облака)
3. На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град)
4. Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки (Дождик).
Продолжи пословицу
Не зная броду, не… (суйся в воду)
Под лежай камень… (вода не течет)
Много воды утекло…( с тех пор)
В тихом омуте… (черти водятся)
Просмотр презентации о воде
Еще один весенний праздник — Всемирный день водных ресурсов, который отмечают 22 марта, появился в календаре недавно — в 1993 году. И объявила об этом Генеральная Ассамблея ООН. А задача у праздника предельно простая — привлечь внимание всего человечества к вопросам освоения и сбережения водных ресурсов. Так, в разных регионах России проводится «Марафон чистой воды», который организует ГК Росводоканал.
Послушайте сказку о воде…..
Учитель
Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек )
- Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.
- Что имел в виду автор этих строк ? (Ответы детей )
- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?
- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."
- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.
Интересно, а как вы приводите себя в порядок?
- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
- Вспомним правила гигиены здоровья.
- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?
(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)
Итак, отправляемся в путешествие дальше.
лесная почта
Ребята, к нам пришли письма от лесных жителей. Вам нужно по – очереди угадать от кого это письмо. Учитель читает:
…Прошу разбудить меня весной, приходите лучше с медом (Медведь)
…Тому, кто найдет мой хвост, оставьте его себе на память, я успешно выращу новый… (Ящерица)
…Из птенцов за короткое время сделаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)
… Добрым , но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов… (кукушка).
Физминутка
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Дети встают, шагают под слова физминутки, отвечают хором, где нужно.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
Учитель приглашает ребят на следующую станцию
Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему"(команды отвечают по – очереди)
Ять-ять-ять -… Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - …. Мы спасём тебя, Земля.
Ождь-ождь-ождь - ….Не нужен нам кислотный дождь.
Я-я-я - … Наука экология.
Конкурс "Обгонялки”
Шуточные вопросы "Двойная жизнь животных”.
Задание - отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ.
1. Любитель зимнего плавания (морж);
2. Пешеходный переход (зебра);
3. Автобусный безбилетник (заяц);
4. Заменитель колес у трактора и танка (гусениц)
5. Любитель очень рано вставать (жаворонок);
6. Любитель очень поздно ложиться (сова);
7. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо (змей);
8. Щетка для чистки бутылок (Ерш - речная рыба с колючими плавниками);
9. Имя писателя – классика (Лев);
10. Ложный слух (утка);
11. Спортивный снаряд в гимнастике (конь)
Учитель
– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Природа – твой дом. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!
И в заключении ребята нашего класса подготовили стихотворения.
До чего ж природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
По лесочку мы пойдем,
Мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
Чтобы ели - не болели,
Пили воду, - не боясь,
Нужно, чтоб нигде не смели
Портить землю отродясь!
Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
Чтобы были труд и отдых,
Как бывало в старину.
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Творческая работа ( рисование бабочки).
- Насекомые – мелкие животные. Их много гибнет в руках и сачках школьников. Особенно это касается бабочек, которые находятся под угрозой полного исчезновения.
- Посмотрите на этих бабочек, изображенных на иллюстрациях. У многих хорошо развита предупреждающая и покровительственная окраска. Яркая, издали бросающаяся в глаза предупреждающая окраска, свойственна бабочкам, в крови которых содержатся ядовитые и жгучие вещества. Например, летающая днем медведица Гера или Орнитоптера и топазовая и др. насекомоядные птицы быстро запоминают, что этих ярких бабочек трогать нельзя. В природе бабочек осталось очень мало. Пусть они найдут в каждом из вас своего защитника.
Практическая работа:
- А сейчас давайте попробуем выполнить эту красоту своими руками.
Возьмите заготовки бабочек из бумаги, мы попробуем оживить их. А сделаем мы это с помощью ярких красок.
- Ребята, все бабочки симметричны, рисунок одного крыла повторяет рисунок другого. А чтобы это сделать, нужно выполнить гуашью рисунок одного крыла и сделать отпечаток на другом.
- Возьмем желтую гуашь и прорисуем кистью пятно на правом верхнем крыле. Следующая гуашь – красная, ее пятно ляжет на правом нижнем крыле. Середину закрашиваем синей гуашью.
- После того, как половина бабочки окрашена, нужно сделать отпечаток на другую симметричную сторону.
- После этого черной гуашью прорисовываем тело бабочки.
После завершения работы учащиеся поднимают и показывают бабочки друг другу. С каждого ряда выходят по 1 ученику и прикрепляют по 3-4 бабочки на плакат с лугом, прикрепленный к доске ( Выставка работ учащихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по экологической тропе
Путешествие по экологической тропе -презентация...
Путешествие по экологической тропе
Путешествие по экологической тропе -презентация...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе".
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4951675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 120px; float: left; margin-left: 10px; margin-right: 10...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" во 2-4 классах.
Внеклассное мероприятие представляет собой воображаемое путешествие по экологической тропе, где ребята выполняют интеллектуальные, проблемные, занимательные задания, которые помогают формировать элеме...
Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс
Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в 1 классе)...
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе
Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....
Экологический урок "Путешествие по экологической тропе"
Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бережного отношения к природе;формирование познавательных интересов....