Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе".
методическая разработка (4 класс) по теме

Вербицкая Ольга Аркадьевна

 

Путешествие по экологической тропе рекомендуется проводить для учащихся 2-4 классов (возрастной состав 8-10 лет) в рамках мероприятий, посвящённых экологическим темам. Данный материал раскрывает негативное  влияние человека на жизнь природы, учит бережному отношению и любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davyte_lyubit_prirodu.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Внеклассное мероприятие.

«Путешествие по экологической тропе"

2-4 класс

Выполнила учитель

начальных классов

МКОУ Бутурлиновская

средняя    общеобразовательная

                                                                       школа№4,

Воронежской области

                                                                       Вербицкая Ольга  Аркадьевна

г.Бутурлиновка

2013г.

Пояснительная записка и методические рекомендации.

Перед учителями-предметниками стоит важнейшая задача: не только систематизировать знания учащихся, но и научить школьников применять их на практике. Этому во многом способствуют внеклассные занятия, которые углубляют знания учащихся, полученные на уроке, повышают  интерес школьников к предмету, приучают к самостоятельной творческой работе и имеют глубокое воспитательное значение.

Путешествие по экологической тропе рекомендуется проводить для учащихся 2-4 классов (возрастной состав 8-10 лет) в рамках мероприятий, посвящённых экологическим темам.

Данный материал раскрывает негативное  влияние человека на жизнь природы, учит бережному отношению и любви к природе.

Главную роль экскурсовода  может выполнять не только учитель, но и родители, старшие школьники. Предварительно дети собирают материал о птицах, насекомых, находят важную информацию в газетах, энциклопедиях, рисуют знаки, учат слова, готовят костюмы, декорации к сказке.

Давайте любить природу!

Цели:

  1. пробудить интерес к естественным наукам;
  2. развивать образное мышление и творческое воображение;
  3. воспитывать доброе отношение к природе.

Оборудование: рисунки, знаки, декорации к сказке, костюмы, плакаты.

Ход занятия.

«Эту истину знают от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою».            

Слайд №1.

  • О чем это стихотворение? Почему нужно любить природу?
  • Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее. Но постепенно многое изменилось, у людей появились поля, фермы, заводы; были созданы машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу.
    Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно.

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Оказалось, что люди по прежнему множеством нитей связаны с окружающей  природой. Погубив ее, они погибнут сами.

Так кем же должен быть человек: сыном природы или ее покорителем?

Слайд №2.

  1. ученик.

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!

  1. ученик.

В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

  1. ученик.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.

  1. ученик.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Учитель.

Наше занятие посвящено встречам на экологической тропе. Что же такое экология? Это слово происходит от слов ойкос - дом и логос - наука или учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего - четыре стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - море, озеро, река. Значит, у всего живого - свой дом, а для всех вместе - наша планета Земля.

5ученик.

Природа - это дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым.

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Учитель. А кто еще, кроме нас, живет в этом доме?

Ответы детей.

Слайд №3.

Учитель.

Мы дверь в природу отворим,
И с лесом мы поговорим.

Учитель. Ребята, вы знаете, что в природе все живое, не только зайцы, белки, мышки, но и трава, цветы... Они тоже дышат, растут, радуются солнцу и дождю. Как бы хотелось услышать, о чем они говорят между собой!

Ребята, здесь три тропинки. По какой же нам идти? Давайте решим примеры. Где результат меньше - по той тропинке путь короче.

  1. 80-60 + 20+ 11 = 51
  2. 15 + 10+20-5 = 40
  3. 16 + 20 -18 - 1 + 15 - 33 + 11 = 13
    охраняй

Заменим каждое число буквой, стоящей в алфавите под этим порядковым номером, и прочтем слово, которое мы должны помнить в лесу. Идем по тропинке, выбранной нами.

Учитель.

Продолжим наш путь.
И здесь мы видим бугорок,
А в нем — городок.
Летним днем построен он,
А жильцов в нем миллион. ( Муравейник)

Слайд №4.

Можно ли его потревожить? Перенести? Какая польза от муравья? Чем питаются
муравьи? Можно ли их назвать хищниками? Почему их называют санитарами леса? Как муравьи живу - в муравейнике?

- Ребята, а знаете ли вы, что существует целая наука, изучающая жизнь муравьев?
Называется она
«мирмекология».

Ответы детей.

Среди муравьев есть карлики и великаны. Великаны-муравьи имеют длину тела до 4 сантиметров, муравьи-лилипуты - 2-3 миллиметра. Муравьи живут семьей. В семье есть родоначальница - царица. Она живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи-няньки ухаживают за ней. Самое многочисленное население - это рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи-солдаты. Их обязанность - защищать муравейник. Бывают случаи нападения муравьев одного вида на колонию муравьев другого вида. Напав, они уводят в рабство часть населения. Оружие муравьев -челюсти. Есть и ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота. Она обжигает кожу противника и парализует его.

Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тысяч насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист.


Ученик.

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник—дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят.
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки — в детский сад.
Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой.
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

С. Михалков

Ученик.

Разорить муравейник — не труд,

Но вредители лес сожрут.

Запомни, и млад, и стар,

Муравей — лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

Учитель.

Без рук, без топорёнка
Построена избенка. (Гнездо)

Слайд №5.

Можно ли это гнездо перенести? Можно ли брать в руки яйцо птицы?

 Ответы детей.

 Учитель.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной,

На меня он не глядит.

Всё стучит, стучит, стучит? (Дятел)

Слайд №6.

Ученик.

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами. 

Учитель.

Синяя косынка,

Тёмненькая спинка,

Маленькая птичка.

Звать её…(синичка). 

Слайд №7.

Ученик.

Одна синица за день поедает столько насекомых, сколько весит сама. За последние 350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц.

Ученик.

Не  разоряйте птичьего гнезда.

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Учитель.

Осторожно обойдем гнездо, тихо, чтобы никого не потревожить.

Вот перед нами...

Висит сито, не руками свито.

Муха охнула сперва:

«Ах, какие кружева!»
А попала в кружева,
И пропала голова.

Бедняжка, словно в тине, завязла в...

(паутине).

Слайд №8.

Можно ли порвать паутину?
Можно ли убивать пауков?
А как нам пройти?
 

Ответы детей.

Учитель.

Игра «Паучок». Описание игры: учащиеся встают в круг, взявшись за руки. Считалкой выбирают «жука».
«Надоел жуку гамак, да не вырваться никак» выбирал «жука». Он встает в середину круга и пытается освободиться из «плена паутины». Выигрывает тот, кто сумеет вырваться.

Учитель.

Продолжаем свой путь. Но что мы видим? Горит костер!
Как погасить огонь в лесу? (Засыпать землей.)
Почему нельзя разжигать костры в лесу?
 

Ответы учащихся.

Ежегодно в мире 20 миллионов га леса страдает от лесных пожаров, 97% по вине человека. Кострище не зарастает  5-7 лет.


Учитель.

Иногда человек причиняет вред природе неумением вести себя на прогулках. Давайте посмотрим экологическую сказку «Колобок»  (Н.В Афанасенко, г. Мариинск, Кемеровская область)                

Какие ошибки вы заметили в поведении людей? 

Ответы учащихся

 Брошенная в лесу бумага может пролежать до полного разложения более двух лет, консервная банка-до ста лет, стекло- более тысячи лет, пакет -более двухсот лет.

 Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не причинит вред животному. Ребята, а вы знаете правила поведения в природе?

Слайд № 9.

Ученик.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки.
Убегут с лесной опушки.

Ученик.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять.
Ты пришел не убивать!

Ученик.

Бабочки пускай летают.
Ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Слайд № 10.

Учитель.

Природа—это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.

Закончилось наше путешествие по экологической тропе. Никогда не забывайте слово, которое мы взяли с собой, входя в лес, - ОХРАНЯЙ.

Использованная литература:

  1. Аксенова М.А. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2.- М.: Аванта +, 1995.
  2. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1 -4 классы.- Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся.- Калуга, 1996.
  4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М, 1996.
  5. Ганичкин А. Любимые домашние цветы. - М.6 Оникс, 2006.
  6. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников// Начальная школа. - 1992. - №11 - 12. с 19 - 22.
  7. Илларионова Ю.Г. Учить детей отгадывать загадки. - М., 1988.
  8. Кирсанова Т.А. Птичьи имена // Начальная школа. - 2001. - №1.- с.54.
  9. Машкова СВ. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в
    природу. Волглград, 1996.
  10. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель. - М., 2000.
  11. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников. - М., 1999.
  12. Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России.- М. : Дрофа, 2006.
  1. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
  2. Ядовитые животные и растения СССР/ под ред. Б.Н.Орлова. - М., 1990.
  3. Уколова Т. Ф., Переволоцкая Н. В. Проблемы экологического образования младших школьников / Под ред.Л.А.Богдановой. - Кемерово: ОблИУУ, 1998.

16.С. В. Лескова. Народная загадка на уроке// Начальная школа. - 1993. - №7. с.56- 60.

17. Л.С. Литвинова, С. В. Дендебер, О. Е. Жиренко. Пойми живой язык природы.-Воронеж, 2006.

Приложение 1.

Н. В. Афанасенко

г. Мариинск, Кемеровская обл.

Колобок.

Экологической сказка.

1 -й скоморох.

Собирайтесь, добры люди!
Представление здесь будет!

  1. й скоморох.

Здравствуйте, гости дорогие,
Да и вы, хозяева родные!

  1. й скоморох.

Здоровья вам да удачи,
Терпения и радости в придачу!
А сказочку послушать не желаете?
А где послушать, там и посмотреть.
А сказка наша не простая,
Хоть всем знакомая такая.

  1. й скоморох.

Отгадайте-ка загадку.
Покатился без оглядки
Через поле и лесок
Наш румяный... (колобок).

  1. й скоморох.

Сказка - ложь, да в ней - намек.
Посмотри и сам поймешь.

Скоморохи убегают за кулисы. На сцене появляется Дед.

Дед.      Вишь, дымок с трубы идет?
То старуха колобок
Мне сегодня испечет.
По сусекам поскребла,
По амбарам помела -
Аккурат на колобок
Там мучицы-то нашла.
А то все с утра и пела:
«Дед, нема ее, нема...»
Ну а запах-то какой!

Появляется Старуха.

Старуха. Все. Готово. Испекла.

Остудить теперь нужда.
Дед.      А хорош-то! А пригож!

Так и съел бы!
Старуха. Нет, не трожь!
Дед.      Да не трону, не боись.

А бедовый, а румяный...

Дед перекатывает колобок в руках, но тот падает на пол и катится.

Дед.      Вот безрукий, непутевый!

Стой! Куда ты? Погоди!
Старуха. Ну, держи его, держи!
Дед.      Ой, лови его, лови!

Бесполезно. Не догоним!

Силы, мать, уже не те...
Старуха. Что, допрыгался, чертяка!

Говорила ведь, не трожь!
Дед.      Что же делать? Можь, вернется?

Погуляет и придет.
Старуха. Нет, старик, он не вернется...

Посмотри, как он хорош!
Дед.      Ладно, бабка, не горюй!

Да не плачь ты, ради бога.

О-хо-хо... Пойдем домой...

На сцену выбегают скоморохи.

1 -й скоморох.

Плачет баба, плачет дед,
Колобка и следа нет.

  1. й скоморох.

Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.

  1. й скоморох.

Покатился без оглядки -
Засверкали только пятки -
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.

На сцене появляются ученики-деревья, изображая лес.

1 -й скоморох. Не скоро сказка сказывается, а главное случается.

На сцену выходит Заяц; голова его забинтована, лапы перевязаны.

Заяц.     Ох-ох-ох... Не дай бог...

Что за запах аппетитный?

Колобок?! Так поедим!

Стой, ни с места!

Ох-ох-ох... (Стонет.)
Колобок.
Ты чего это, косой?

И побитый, и хромой...
Заяц.     Попрошу не обзываться!

А косой ты знаешь кто?
Колобок. Уж не я ли?
Заяц.     Нет, не ты!

Есть, кругляш, у нас такие,

Кто вчера здесь отдыхал,

А потом бутылками пустыми

По кустам, прицелившись, стрелял.

А я как раз под кустиком лежал -

Ну... культурно отдыхал.
Колобок. Вот беда! А что потом?
Заяц.     Что? Ты даже не поверишь!

Мусор, грязь, осколки, банки,

Целлофан, бумага, склянки.

Это ж надо же подумать!

Это разве были люди?!

Ведь поранятся зверята,

Несмышленые ребята.

Ты катись-ка дальше, друг,

Всех предупреди вокруг.
2-й скоморох.

Покатился без оглядки

Наш румяный колобок,

А навстречу ему... Волк.
Колобок. Здравствуй, серый! Аль не рад?

Еле ты волочишь ноги.

Довели тебя тревоги?
Волк.   Это верно, Колобок,

Круглый и румяный бок.

Был я резвым и веселым,

Никогда не был голодным.

Добывал я пищу сам,

Быстро бегал но лесам.

А потом связался с ним!
Колобок. С кем?
Волк.     Да барана я стащил...

А барашек тот гулял

По лугам да по полям.

А траву на тех полях

Поливают с самолета,

Обрабатывают что-то.

Гербициды, пестициды...

В общем, химия одна!

Колобок. Ну а дальше-то чего?
Волк.     Все тебе «чего, чего»!

Съел барашка я того,

Обглодал всего - и вот...

Живот пучит, лапы крючит,

Зубы сводит, череп рвет.

Все - лечиться надо мне.

На поляне дальше есть

Травка, что мне надо съесть.

Лекарственная!

Колобок. Ты лечись, Волк, поскорее!

Впредь же будешь ты умнее.

На поляне аккуратней:

Там бутылки, банки, склянки.

Себе лапы не порежь!

Волк.    Вот спасибо, круглый бок.

Ну, катись и будь здоров!

Колобок. И тебе здоровья тоже!

Что творится-то! О боже!
3-й скоморох.

Покатился Колобок.

Волку он уже помог -

Помогать не стыдно ведь.

Глянь, сюда идет... Медведь.
Колобок. Здравствуй, Миша-генерал!

Тоже, что ли, захворал?

Медведь.

Здравствуй-здравствуй, Колобок,
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел.
Я в своем родном лесу
Чуть живьем, брат, не сгорел.
Колобок. Как же, Миша, так случилось?
Правило-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям
Ведь со спичками играть.

Медведь.

Да не я! Я что же, глупый,
Чтобы спичками шалить?
Шел грибник, окурок бросил -
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник -
Еле ноги я унес.
А хотел берлогу строить...
Да, с бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата...
Вот беда!
Колобок. Ой-ой-ой! Вот уж беда!

Чем помочь такому горю?
А в соседнем-то околке
Под большой ветвистой елкой
Места разве не найдешь?

Медведь.

Ты о чем, румяный бок?
Нет околка: изрубили!
Елок тоже нет: спилили!
Что за люди, не пойму?
Сеют лишь одну беду.
Ну, счастливо, Колобок!
Не скучай и будь здоров!
Колобок. Ох-ох-ох! Да что тут скажешь?

Один из скоморохов начинает плакать.

1-й скоморох.

Ты чего?

  1. й скоморох.

Животных жалко!

  1. й скоморох.

Нам нельзя, брат, унывать!

Будем сказку продолжать.
1-й скоморох.

Покатился Колобок,

Дует в спину ветерок.

Что ж, катись, коль не сидится.

Глянь, сюда бежит... Лисица.
Колобок. Ба! Лисица! Вот так диво!

Ты куда это спешишь?

На меня и не глядишь!

Не узнала что ль меня?

Колобок я - глянь сюда!

И по коробу скребен,

По амбару я метен,

На сметанке я замешен,

На окошке остужен.

И от бабушки ушел,

И от дедушки ушел.

Во плутовка! Во дает!

Колобка не узнает!
Лиса.    Колобков уже не ем:

На диете я теперь.

Я тебя давно бы съела,

Да боюсь полнеть не в меру.

Ты в сельмаге не бывал,

Курочки там не видал?

В лесу птиц совсем не стало,

А я чуть-чуть оголодала,
Колобок. Сам в сельмаге не бывал,

А от бабки-то слыхал

Разговор ее с соседкой,

Что лежат, мол, год как в лавке

«Ножки Буша» на прилавке.
Лиса.   Издеваться?! Как так можно!

Есть их даже невозможно!

Нет ни запаха, ни вкуса -

Не губи ты мою душу!

С каждым днем в лесу все хуже,

Потравили даже лужи.

Страшно воду пить в реке -

Жизни нет зверью нигде!
Колобок. Нет, не зря я совершил прогулку эту!

Леса без птиц, и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды!

На сцену выходят все участники спектакля.

Заяц.     Как это страшно - вымиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего!

Волк.     И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.

Медведь.

И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Встречи на экологической тропе"

Данное мероприятие поддерживает интерес учащихся к окружающему миру, воспитывает бережное отношение к природе, развивает умение видеть красоту окружающего мира....

Внеклассное мероприятие "Экологическая тропинка"

Экологическая игра-путешествие для учащихся 3-4-х классов. В игре принимают участие две команды из 5 – 6 человек. В роли Лесовичка - ученик среднего звена. Игра проводится в виде путешествия по эколог...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" во 2-4 классах.

Внеклассное мероприятие представляет собой воображаемое путешествие по экологической тропе, где ребята выполняют интеллектуальные, проблемные, занимательные задания, которые помогают формировать элеме...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»

Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 1-4 классов  коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Экологическая тропа»

Внеклассное занятие для 3 классов.Цель занятия: формирование у детей экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.Задачи  занятия:1.Способствовать получению и расширению знан...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание береж...

Свидетельство проекта инфоурок (Внеклассное мероприятие экологической направленности «Путешествие по экологической тропе»)

Свидетельство проекта инфоурок  (Внеклассное мероприятие экологической направленности «Путешествие по экологической тропе»)...