Гражданско-патриотическое воспитание. Конкурсная работа .Тема"Подвиг вне времени "
методическая разработка (3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_podvig_vne_vremeni_-_kopiya_-_kopiya.docx | 345.12 КБ |
prilozhenie_rabochiy_list_1.pdf | 241.34 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Всероссийский дистанционный конкурс
среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Гражданско- патриотическое
Тематическое направление
Подвиг вне времени
Тема методической разработки
Хропова Галина Владимировна,
МАОУ « СОШ№1г.Немана»
Автор:ФИО, должность,
образовательная организация
(в соответствии с Уставом)
2023год
1.3 Актуальность и обоснование выбора темы
Важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Объективные и субъективные процессы существенно обострили социальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
Наиболее продуктивное время для воспитания чувств любви к Родине - это детство и юность. В марте нынешнего года президент РФ Путин В.В., обращаясь к участникам образовательной программы «Школа наставника» отметил: «Историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма и ответственности за свою Родину».
Поэтому школа и должна формировать и развивать личность школьника как гражданина и защитника Отечества.
Исторический опыт показывает, что истинный патриотизм является результатом упорной, целенаправленной воспитательной работы, напряженной учебы с целью постижения героических вех и великих свершений в истории Отечества и начинаться она должна с самого раннего возраста. Формирование у обучаемых высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защиты интересов Родины по плечу только истинному учителю – патриоту.
Передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.
В своей работе я постараюсь показать, что из поколения в поколение меняется оружие, а человеческая природа остаётся неизменной.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Подвиг вне времени» имеет важное значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя.
Данный материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках русского языка, литературного чтения, технологии. Может быть использовано для проведения Уроков мужества, классных часов, посвященных истории Великой Отечественной войны.
При реализации данной программы используются следующие формы: беседа, просмотр видео « Я из пряжи вяжу носки» «Награждение Симоненко медалью», « О Нурмагомеде Гаджимагомедове», изготовление красной гвоздики
1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 3-4 классы
1.6. Цель
Создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, осознание преемственности поколений через изучение героического пути.
1.7.Задачи
Стимулировать познавательный интерес школьников и расширить их представления о героях; развивать у детей коммуникативные способности, умение пользоваться и отбирать нужную информацию в рамках темы; пробудить интерес к истории своего народа;
создать условия для коллективной деятельности.
1.8. Планируемые результаты
Личностные:
Проявление стойких патриотических чувств гордости за историю своей страны.
Стремление к изучению истории Великой Отечественной войны;
Регулятивные УУД:
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и определенными задачами.
Умение выделять основное, анализировать свои знания, планировать саморазвитие;
Способность извлекать информацию из письменных источников;
Умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
Способность получать дополнительную информацию, используя исторические источники.
Умение выявлять причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные УУД:
Способность проявлять себя в творческой коллективной и групповой деятельности.
Умение слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
Обучающиеся:
- демонстрируют знания о Великой Отечественной войне;
- проявляют себя при выполнении творческих заданий;
- логически размышляют, проявляют познавательную активность;
- уважительно высказываются о защитниках Отечества, проявляя чувство гордости и любви к истории страны, края.
- Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия- классный час. Именно классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися. Классный час расширяет круг знаний воспитанников, формирует у школьников определенное отношение к миру на основе моральных и духовных ценностей, способствует выработке нравственной оценки событий и явлений, предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.
- Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Внеклассное мероприятие разработано с использованием проектной технологии. Формы организации деятельности обучающихся: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа. Применяются методические приёмы: «Саморефлексия».
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия важное значение имеет предварительная работа с учениками, которые собирают материал о своих прадедахс помощью родителей и близких родственников. Организована встреча с участником СВО, участие в школьной «Зарничке» для начальной школы, участие детей в акциях «Твори добро», выполнение трека « Орленок-хранитель исторической памяти» в «Движении первых»
1.12.Материально-технические, информационные ресурсы
Кабинет с компьютерной техникой и выходом в Интернет.
2.Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
-Учитель сообщает тему учащимся заранее, чтобы ученики смогли подготовить рассказы о своих прадедах.
-Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает цветные фотографии Героев России, пионеров-героев, участников Великой Отечественной войны, участников СВО, готовит рабочий лист(дополнительное задание)
2.2.Описание проведения воспитательного мероприятия
Автор: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1г.Немана» Хропова Галина Владимировна
Место проведения: кабинет начальных классов.
План-схема мероприятия:
- Организационный момент 1 минута.
- Актуализация 1 минута.
- Основная часть мероприятия 35 минут.
- Рефлексия 2 минуты.
- Итог мероприятия. 1 минуты.
3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Мои методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, с целью подготовки и проведения внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов. Материал способствует развитию патриотического воспитания. Данная методическая разработка «Подвиг вне времени» может быть приурочена и к датам: Дню защитника Отечества и Дням воинской славы.
Ход мероприятия
Учитель записывает на доске эпиграф к уроку - первого русского выдающегося ученого, профессионального исследователя природы: физика, химика, географа, металлурга, математика и астронома. Михаила Васильевича Ломоносова
Всегда, ежели придёт срок,
дерзайте Отчизну мужеством прославить!
Приветствие. Мотивационная беседа. Определение темы и цели внеклассного мероприятия
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересное занятие, прочитайте эпиграф к уроку и сделайте вывод, о чем этот эпиграф, о чем мы сегодня будем говорить? (Следуют ответы учащихся)
- Правильно, мы сегодня будем говорить о людях, которые старались сделать всё, чтобы наша Родина процветала, которые проявили мужество, защищая её интересы.
2. Актуализация первичных знаний.
Учитель: Родина! Какое значение для человека имеет слово Родина?
Подберите к слову синонимы.
Учащиеся:
Это страна, в которой мы родились и живем, семья, родная природа, традиции и праздники нашего народа, соседи, родная школа. Синонимы: отчизна, отечество, родная страна, родная земля, отчий край.
Учитель: Как называют человека, который любит свою Отчизну, готов совершать подвиг во имя интересов своей Родины?
Ученики: патриот
Учитель: Ребята нашего класса подготовили небольшие рассказы о своих прадедах. Послушать внимательно рассказы и ответить на вопрос «Можно ли назвать прадедов патриотами?»
Рассказы детей о своих прадедах
Ученик 1:
Когда началась война, мой прадед Николай Иванович Астахов ещё не достиг призывного возраста и его не брали на фронт. Тогда он приписал себе два лишних года, исправив 1922 на 1920 год, и в суматохе никто этого не заметил. С доблестью и честью мой прадед воевал с немецко-фашистскими захватчиками в составе 211 стрелковой Черниговской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени дивизии .Был ранен, после успешной реабилитации вернулся на фронт. В звании старшего сержанта Николай Иванович прошёл всю войну, за что ему была объявлена благодарность приказом Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина. Был награжден Орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». День Победы ,9 мая 1945 года, мой прадед встретил в городе Оломоуц (Чехословакия)
Учитель: Можно ли назвать Н.И.Астахова патриотом?
Ученики: (Да, можно. Он после ранения снова вернулся на фронт. Он приписал себе два лишних года, чтобы пойти воевать с немецко-фашистскими захватчиками)
Можно ли сказать, что Николай Иванович ковал Победу?(Да.Он боролся за свою Родину)
Учитель: Огромной ценой досталась нашим прадедам Победа. Они дрались с врагом на земле, били фашистов в воздухе, на морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях. Из фильмов и книг о войне мы узнали, что шли ожесточенные бои в Севастополе, Брестской крепости, на Курской дуге, Малой земле.
Ученик 2:
Прадед мой, Сергей Тимофеевич, начал свой боевой путь в 1942 году, вступив в действующую армию в составе третьего стрелкового полка Северо-Кавказского фронта, боролся за ликвидацию таманской группировки противника. Ему в то время было неполных 19 лет. В составе 338-го отдельного батальона прадедушка Сережа участвовал в высадке десанта в бою на Малой Земле. Это место представляло собой каменистый плацдарм общей площадью в 30 квадратных километров. Его задача в то время заключалась в том, чтобы доставлять морем секретную почту из Геленджика на Малую Землю. Переправы осуществлялись только ночью. Это был единственный шанс бойцов остаться незамеченными. Это не всегда удавалось. И тогда путь проходил под обстрелом врага. На подходе к берегу плотность огня была ураганной. Каждый снаряд противника поднимал огромные массы воды, опрокидывал катера и уносил жизни наших солдат. В такой обстановке моему прадеду не раз доводилось доставлять секретную почту. Он знал, что выполняет очень важное и секретное задание, но не боялся опасности и был горд, что именно ему поручили это ответственное дело.
Оказывается, прадедушка Сережа не умел плавать. И когда у него спрашивали, как же он не утонул, то он рассказывал, что приходилось всегда крепко держаться за пакет с почтой, который был тщательно упакован в непромокаемую ткань, между слоями которой был воздух. И при попадании в воду, пакет с почтой оставался на поверхности, а они держались за него и гребли к берегу. Прадедушка всегда с волнением вспоминал ту обстановку, сражения и бои. Как участник событий на Малой земле он был награжден медалью «За отвагу».
Учитель: В чем заключалась основная задача Сергея Тимофеевича?
Ученики: (Доставить секретные документы)
Учитель:Можно ли назвать Сергея Тимофеевича патриотом? (Да. Он не умел плавать, но благодаря находчивости плыл и доставлял секретные документы)
Ученик 3:
Мой прадед был одним из тех, кто дрался под Курском. Василий Денисович был танкистом. Имел знак отличия - «Ворошиловский стрелок». В 1943 году был тяжело ранен в ногу. Его отправили в госпиталь и на фронт он больше не вернулся. После войны продолжил трудовую деятельность. В 1946 году приехал по вербовке в Калининградскую область.
Учитель: Кто из вас знает, кому присваивали знак отличия « Ворошиловский стрелок?(Выдавался тем, кто выполнил нормативы по стрельбе из различных видов оружия. Это могли быть винтовка, револьвер или пулемёт).
Учитель: Говорят, что у войны не женское лицо. Однако в Великой Отечественной войне участвовали и женщины, и дети. Многие из них жертвовали собой, чтобы ускорить победу над гитлеровской Германией.
Учитель вывешивает портрет Марата Казея, рассказывает о нём (Марат вместе со старшей сестрой Ариадной осиротели, когда их мать была убита немцами за помощь минскому подполью. Ребята присоединились к партизанам, и Марат стал разведчиком. И хотя в 1943 году им предложили обоим отправиться в глубокий тыл (у Ариадны были отморожены обе ноги), 14-летний Марат предпочел остаться в отряде. В марте 1943 года Марат спас целый партизанский отряд, сумев выбраться из окружения и привести подмогу. Несмотря на свой юный возраст этот мальчик получил несколько наград: «За боевые заслуги», «За отвагу» и «Орден Отечественной войны» 1-й степени. В мае 1944 года Марат Казей, возвращавшийся с разведывательной операции, столкнулся с немцами. По одной версии он взорвал себя гранатой, чтобы не достаться врагу живым. По другой версии, он взорвал себя вместе с несколькими немцами, которые подошли к мальчику слишком близко. Посмертно был награжден званием Героя Советского Союза).
Это и Зина Портнова. Вывешивается портрет. (В 1942 году юная Зинаида вступила в организацию «Юные мстители», которая занималась распространением листовок, собирала разведданные и участвовала в диверсиях против гитлеровцев. Устроившись посудомойкой в немецкую офицерскую столовую, Зина отравила крысиным ядом суп, который съели более 100 офицеров. Немцы устроили проверку всех, кто работал на кухне, и накормили Портнову тем самым супом. Но Зина ела как ни в чем не бывало, и не выдала себя. Потом, испытывая страшную боль в животе, девочка еле добралась до дома бабушки, а та всю ночь отпаивала внучку травяными отварами и молочной сывороткой. Благодаря этому Зина выжила, но в деревне ей было оставаться опасно, и ее переправили в партизанский отряд. В 1944 году Зина Портнова была схвачена немцами. Она пыталась бежать, застрелив следователя (тот неосторожно положил пистолет на стол), офицера и часового, но была ранена и жестоко избита. Больше месяца Зину пытали, пытаясь добиться информации о партизанах, а затем расстреляли. Ей оставался всего месяц до 18-летия).
Учитель: Можно ли назвать этих ребят патриотами?
Ученики: (Можно. Дети рисковали своей жизнью, борясь за свою Родину)
Учитель: Как помогали солдатам люди, которые находились в тылу ?
Ученики: (Собирали посылки, убирали картошку, вязали варежки, носки, на заводах делали снаряды. Отливали пули, одежду, изготавливали одежду..)
Учитель: Более 75 лет мир жил спокойно. Но вот фашизм снова поднял голову в братской нам Украине. На борьбу с нацистами встали граждане Донецкой и Луганской народных республик.24 февраля 2022 года Россия пришла на помощь этим республикам. Президент объявил о специальной военной операции.
Учитель: Из поколения в поколение меняется оружие, а человеческая природа остаётся неизменной. Подвиг вне времени! Сегодня в зоне СВО наши бойцы совершают точно такие же подвиги, как их деды и прадеды. Наша армия столкнулась с проблемой борьбы против нацизма, как и в годы Великой Отечественной войны. Многие пошли на фронт добровольцами, некоторые из них «по призванию». Это те, кто связал свою жизнь с профессией военного.
Просмотр видео о Нурмагомеде Гаджимагомедове https://dzen.ru/video/watch/623d7b6a15889205fba1e1fe?share_to=link
Учитель: Можно ли Нурмагомеда Гаджимагомедова считать патриотом своей Родины?
Ученики: (Да. Он отдал свою жизнь, спасая товарищей)
Рассказ ученика(вывешивается портрет) о Сергее Мурашкине.( Командир взвода старший лейтенант Сергей Мурашкин обеспечивал безопасный проход российских подразделений, когда военные обнаружили диверсионную группу из числа военных ВСУ. Взвод принял решение об атаке националистов. Было уничтожено 6 самоходных артиллерийских установок, 2 бронетранспортера, 4 пикапа с установленными на них минометами и более 20 националистов).
Учитель: (прикрепляется фото) Хочется сегодня рассказать и об одиннадцатилетнем мальчике Фёдоре Симоненко.2 марта 2023 года диверсанты прорвались в Брянскую область, обстреляли машину, в которой находились водитель и трое детей. Водитель погиб. Федор получил ранение, но не испугался и вывел в безопасное место двух девочек.
Президент РФ Путин В.В. подписал Указ о награждении Симоненко Федора медалью « За отвагу».
Просмотр видео о награждении Фёдора Симоненко https://www.youtube.com/watch?v=qEttK194LhY
Учитель: Это лишь малая часть того, какие подвиги совершают каждый день наши солдаты, продолжая уничтожать нацистов, тех, кто убивает детей, женщин, стариков.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какую помощь вы можете оказать нашим бойцам?
Ученики: (Собирать посылки, изготавливать маленькие подарки, писать и отправлять письма поддержки на фронт)
Учитель: Какие чувства вы испытываете, глядя на всех этих героев?
Ученики :(Гордость, хочется быть похожими на них)
Учитель: Какими качествами должен обладать патриот?
Ученики: (мужество, бесстрашие, стойкость, благородство, сильные духом)
Все качества учитель записывает на доске.
Учитель: А сейчас я предлагаю сделать красную гвоздику – символ Памяти.
https://yandex.ru/video/preview/14856214873095277599
(работа проводится в группе по 4 чел).
Под музыку Георгия Свиридова «Метель» дети прикрепляют на фото героев, которые помещены в процессе рассказа на доску, красные гвоздики.
Учитель: Почему для нас эта тема имеет важное значение?
Ученики: Мы должны чтить память наших предков, на примере предков, участников специальной военной операции мы учимся быть патриотами страны, в которой родились и живем
4. Рефлексия «Выбор».
Предлагаю вам в заключении поделиться впечатлениями о нашем сегодняшнем мероприятии по следующей схеме:
1. | На мероприятии я работал | Активно, пассивно |
2. | Своей работой на занятии я | Доволен, не доволен |
3. | Занятие показалось мне | Коротким, длинным |
4. | На мероприятии я | Не устал, устал |
5. | Материал занятия для меня был | Понятен, непонятен Полезен, бесполезен Интересен, скучен |
5.Итог внеклассного мероприятия
Учитель: Умирая за нашу Родину, наши бойцы завещали нам беречь любимую Отчизну как зеницу ока. И мы с вами свято должны выполнять это завещание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе
Данная рабочая программа во воспитательной работе состоит из пояснительной записки, описания направлений и плана воспитательной работы....
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе для учащихся начальной школы
Название проекта: Защитники ОтечестваКраткая характеристика проекта: проект направлен на патриотическое воспитание младших школьниковНаправление воспитания.6 формировать в детях любовь к родине...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»
Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....
Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"
В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»
Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)
Основа моей воспитательной работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных,...