Внеурочное занятие "Мы - граждане России"
план-конспект занятия (4 класс)

Воронова Ирина Петровна

«Открытие» нового знания с информационно-коммуникационной технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatiya_my_-_grazhdane_rossii.docx190.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия в рамках конкурса «Парламентский урок – 2023»

Воронова И.П. Ташкирменская ООШ

Тема: «Мы – граждане России».

Цель:

дать представление о традиционных религиях на территории России, о том, что значит быть гражданином своей страны, своей Республики.

Задачи:

- сформировать представление о том, что значит быть гражданином;

- рассмотреть понятия: «этнос», «этнические группы»;

- познакомить с традиционными религиями, традициями и обычаями представителей этих религий

Тип занятия: «открытие» нового знания с информационно-коммуникационной технологией.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: проектор, компьютер, карты, атласы, плакаты, фотографии.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её результатом;

- проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- ориентироваться по физической карте России;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и понимать других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

Предметные результаты:

- понимать смысл понятий: «этнос», «этнические группы»; 

- уметь отличать и распознавать религии по описанию и фотографиям.

Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Этап мотивации (самоопределения)

к учебной деятельности

Звучит песня «Моя Россия»

Демонстрация слайдов о России

https://mp3fitz.com/download/ahOnH4nJWbbZkHbjjCiMmA/ 

О какой стране поётся в песне?

Какая она?

Демонстрация карты

Как называют народ, проживающий на территории государства? (граждане)

О чем пойдёт речь на занятии?

Какую цель поставим?

Слушают, просматривают

Определяют тему и цели занятия

II

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения

Россия – страна-цивилизация. В ней проживают около 200 этносов  и этнических групп. Прочитайте в словаре, что такое ЭТНОС.

Найдите в атласе и назовите этнические группы.

Они различаются своим происхождением историей, языками, обычаями и религиями

Работают со словарём, с атласом, отвечают на вопросы

III

Этап выявления места и причины затруднения

На слайдах содержится информация.

(1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

К какой религии это относится?

В 988 году великий князь Владимир крестил население Киева. Происходило это на реке Днепр.

Самая молодая и вторая по численности мировая религия. Исповедуют в 125 странах мира. Основателем считают пророка Мухаммеда.

Эта религия одна из трёх мировых религий. Возникла в Древней Индии. Основатель учения – Сиддхартха Гаутама, который потом получил имя Будда.

Основные религиозные тексты в религии — Тора и Танах, святой город — Иерусалим. Символами являются шестиконечная Звезда Давида, а также семисвечник, называемый Менорой.

Определяют религии по описанию

Христианство (православие)

Ислам (мусульмане)

Буддизм

Иудаизм

IV

Этап построения проекта выхода из затруднения

Сегодня мы будем говорить о гражданах, которые исповедуют традиционные религии на территории России. (Приложение 1 Плакаты)

Административная карта

Православие исповедуют народы славянской группы – русские, белорусы, украинцы. Много православных и среди других народов – карелов, коми, марийцев, чувашей, якутов, осетинов, мордвы.

Мусульмане составляют в РФ более 8% населения. Это не мигранты, а коренные жители. К ним относятся татары, башкиры, аварцы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кумыки, ингуши и часть осетин. Самый многонациональный экономический район – Северо-Кавказский, на юге европейской части страны.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Забайкальского края, Калмыкии, Тувы, Алтая.

Иудеи живут на всей территории нашей страны, крупные религиозные общины есть в Москве. 1,9 % проживают в Еврейской АО.

Россия складывалась и развивалась как многонациональная страна.

Ученики презентуют плакаты и показывают на административной карте места проживания

V

Этап реализации построенного проекта

У каждой нации свой предмет одежды, свое национальное блюдо, свои праздники.

На столах лежат картинки. (Приложение 2) Определите, кому они могут принадлежать.

(тюбетейка, лапти, рубашка, фартук, кисет

(чак-чак, пиво, вареники, перепечи, мед).

(сабантуй, акатуй, праздник цветов, гербер, сабантуй.)

Если все распределите правильно, то получится определённый этнос (на обратной стороне картинок написаны слова: ТА-ТА-РЫ, ЧУ-ВА-ШИ, МА-РИЙ-ЦЫ, УД-МУР-ТЫ, БАШ-КИ-РЫ)

Эти республики являются нашими соседями. Мы любим свой Татарстан.

Мы едины в этом многообразии, этим жива наша Родина.

(Прикрепляют на доску под названия)

Татарский

Чувашский

Марийский

Удмурдский

Башкирский

VI

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Дружба и единство народов – самое необходимое и самое важнейшее условие для успешного развития.

На территории Татарстана созданы все условия для счастливой и спокойной жизни (2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Республика заняла четвертое место в X Рейтинге российских регионов по качеству жизни в 2021 году. По инициативе Президента Татарстана реализовано 100 программ и проектов во всех сферах жизни.

2013 год – Всемирная летняя Универсиада. Возвели множество спортивных и социальных объектов. Столица Татарстана стала первым российским городом в современной истории, где прошла Универсиада.  

2014 год – на карте России появился Иннополис, а спустя год его торжественно открыли.

2015 год – чемпионат мира по водным видам спорта. В чемпионате приняли участие представители 190 стран мира.

2018 год – чемпионат мира по футболу. Казань – площадка для принятия матчей. Сыграли команды из Франции, Бразилии, Испании, Германии, Польши и других стран.

2019 год – чемпионат  WorldSkills. Первое мероприятие международного движения на территории России прошел в Казани.

В Татарстане проходит модернизация поликлиник и больниц, большая стройка нового доступного жилья, обновляются школы, детские сады, вырос и туристический поток.

Большие достижения – заслуга каждого гражданина Республики, жителя нашей большой страны.

Презентация ученика

(листая страницы презентации сообщает важные сведения о развитии Татарстана)

VII

Этап включения в систему знаний и повторения

Христианство — самая распространенная религия в стране. Она основана на учении Иисуса Христа, Сына Божьего и исповедует единого Бога в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Главная книга христиан — Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. 

C:\Users\User\Desktop\до 1 марта Парламентский урок 23\1 Храм.jpg

Последователи ислама в России в основном — мусульмане - сунниты. Это доминирующая ветвь ислама. Ислам — одна из самых молодых религий, ее появление относится к 662 году н.э. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Бога в ней называют Аллахом, а его изречения — суннами. Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии.

C:\Users\User\Desktop\до 1 марта Парламентский урок 23\2 Мечеть.jpg

Буддизм — одна из самых древних религий. В России буддизм в основном исповедуют жители Алтая и Бурятии. Личность Бога в буддизме имеет не такую значимую роль, как состояние нирваны, которого пытаются достичь верующие. В достижении этой цели помогают медитации, которые помогают отрешиться от земных благ и направить все силы на душевное состояние.

C:\Users\User\Desktop\до 1 марта Парламентский урок 23\3 Буддизм..jpg

Иудейские общины существовали на территории РФ еще до образования государства. Членами этих общин были и остаются не только этнические евреи, но и представители других этносов, которым близки религиозные взгляды иудеев. Главный ориентир в иудаизме — Заповеди, которые Бог дал Моисею. Это — монотеистическая религия. Главная религиозная книга в иудаизме — Тора, что в переводе означает «учение» или «закон».

C:\Users\User\Desktop\синаг.jpg

Рассматривают фотографии и рассказывают все о религиях

VIII

Этап рефлексии

С чем сегодня уйдёте с занятия?

Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. Все граждане Российской Федерации, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции.

C:\Users\User\Desktop\до 1 марта Парламентский урок 23\0.jpg

Выслушивают ответы друг друга

Прикрепляют  фотографии на доску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока:  сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...

Технологическая карта урока окружающего мира "Мы – граждане России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об основном законе Р...