Внеурочное занятие "Мы - граждане России"
план-конспект занятия (4 класс)
«Открытие» нового знания с информационно-коммуникационной технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatiya_my_-_grazhdane_rossii.docx | 190.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебного занятия в рамках конкурса «Парламентский урок – 2023»
Воронова И.П. Ташкирменская ООШ
Тема: «Мы – граждане России».
Цель:
дать представление о традиционных религиях на территории России, о том, что значит быть гражданином своей страны, своей Республики.
Задачи:
- сформировать представление о том, что значит быть гражданином;
- рассмотреть понятия: «этнос», «этнические группы»;
- познакомить с традиционными религиями, традициями и обычаями представителей этих религий
Тип занятия: «открытие» нового знания с информационно-коммуникационной технологией.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: проектор, компьютер, карты, атласы, плакаты, фотографии.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её результатом;
- проявлять интерес к изучению темы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- ориентироваться по физической карте России;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
Предметные результаты:
- понимать смысл понятий: «этнос», «этнические группы»;
- уметь отличать и распознавать религии по описанию и фотографиям.
Ход занятия:
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Звучит песня «Моя Россия» Демонстрация слайдов о России https://mp3fitz.com/download/ahOnH4nJWbbZkHbjjCiMmA/ О какой стране поётся в песне? Какая она? Демонстрация карты Как называют народ, проживающий на территории государства? (граждане) О чем пойдёт речь на занятии? Какую цель поставим? | Слушают, просматривают Определяют тему и цели занятия |
II | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения | Россия – страна-цивилизация. В ней проживают около 200 этносов и этнических групп. Прочитайте в словаре, что такое ЭТНОС. Найдите в атласе и назовите этнические группы. Они различаются своим происхождением историей, языками, обычаями и религиями | Работают со словарём, с атласом, отвечают на вопросы |
III | Этап выявления места и причины затруднения | На слайдах содержится информация. (1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ) К какой религии это относится? В 988 году великий князь Владимир крестил население Киева. Происходило это на реке Днепр. Самая молодая и вторая по численности мировая религия. Исповедуют в 125 странах мира. Основателем считают пророка Мухаммеда. Эта религия одна из трёх мировых религий. Возникла в Древней Индии. Основатель учения – Сиддхартха Гаутама, который потом получил имя Будда. Основные религиозные тексты в религии — Тора и Танах, святой город — Иерусалим. Символами являются шестиконечная Звезда Давида, а также семисвечник, называемый Менорой. | Определяют религии по описанию Христианство (православие) Ислам (мусульмане) Буддизм Иудаизм |
IV | Этап построения проекта выхода из затруднения | Сегодня мы будем говорить о гражданах, которые исповедуют традиционные религии на территории России. (Приложение 1 Плакаты) Административная карта Православие исповедуют народы славянской группы – русские, белорусы, украинцы. Много православных и среди других народов – карелов, коми, марийцев, чувашей, якутов, осетинов, мордвы. Мусульмане составляют в РФ более 8% населения. Это не мигранты, а коренные жители. К ним относятся татары, башкиры, аварцы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кумыки, ингуши и часть осетин. Самый многонациональный экономический район – Северо-Кавказский, на юге европейской части страны. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Забайкальского края, Калмыкии, Тувы, Алтая. Иудеи живут на всей территории нашей страны, крупные религиозные общины есть в Москве. 1,9 % проживают в Еврейской АО. Россия складывалась и развивалась как многонациональная страна. | Ученики презентуют плакаты и показывают на административной карте места проживания |
V | Этап реализации построенного проекта | У каждой нации свой предмет одежды, свое национальное блюдо, свои праздники. На столах лежат картинки. (Приложение 2) Определите, кому они могут принадлежать. (тюбетейка, лапти, рубашка, фартук, кисет (чак-чак, пиво, вареники, перепечи, мед). (сабантуй, акатуй, праздник цветов, гербер, сабантуй.) Если все распределите правильно, то получится определённый этнос (на обратной стороне картинок написаны слова: ТА-ТА-РЫ, ЧУ-ВА-ШИ, МА-РИЙ-ЦЫ, УД-МУР-ТЫ, БАШ-КИ-РЫ) Эти республики являются нашими соседями. Мы любим свой Татарстан. Мы едины в этом многообразии, этим жива наша Родина. | (Прикрепляют на доску под названия) Татарский Чувашский Марийский Удмурдский Башкирский |
VI | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Дружба и единство народов – самое необходимое и самое важнейшее условие для успешного развития. На территории Татарстана созданы все условия для счастливой и спокойной жизни (2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Республика заняла четвертое место в X Рейтинге российских регионов по качеству жизни в 2021 году. По инициативе Президента Татарстана реализовано 100 программ и проектов во всех сферах жизни. 2013 год – Всемирная летняя Универсиада. Возвели множество спортивных и социальных объектов. Столица Татарстана стала первым российским городом в современной истории, где прошла Универсиада. 2014 год – на карте России появился Иннополис, а спустя год его торжественно открыли. 2015 год – чемпионат мира по водным видам спорта. В чемпионате приняли участие представители 190 стран мира. 2018 год – чемпионат мира по футболу. Казань – площадка для принятия матчей. Сыграли команды из Франции, Бразилии, Испании, Германии, Польши и других стран. 2019 год – чемпионат WorldSkills. Первое мероприятие международного движения на территории России прошел в Казани. В Татарстане проходит модернизация поликлиник и больниц, большая стройка нового доступного жилья, обновляются школы, детские сады, вырос и туристический поток. Большие достижения – заслуга каждого гражданина Республики, жителя нашей большой страны. | Презентация ученика (листая страницы презентации сообщает важные сведения о развитии Татарстана) |
VII | Этап включения в систему знаний и повторения | Христианство — самая распространенная религия в стране. Она основана на учении Иисуса Христа, Сына Божьего и исповедует единого Бога в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Главная книга христиан — Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. Последователи ислама в России в основном — мусульмане - сунниты. Это доминирующая ветвь ислама. Ислам — одна из самых молодых религий, ее появление относится к 662 году н.э. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Бога в ней называют Аллахом, а его изречения — суннами. Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии. Буддизм — одна из самых древних религий. В России буддизм в основном исповедуют жители Алтая и Бурятии. Личность Бога в буддизме имеет не такую значимую роль, как состояние нирваны, которого пытаются достичь верующие. В достижении этой цели помогают медитации, которые помогают отрешиться от земных благ и направить все силы на душевное состояние. Иудейские общины существовали на территории РФ еще до образования государства. Членами этих общин были и остаются не только этнические евреи, но и представители других этносов, которым близки религиозные взгляды иудеев. Главный ориентир в иудаизме — Заповеди, которые Бог дал Моисею. Это — монотеистическая религия. Главная религиозная книга в иудаизме — Тора, что в переводе означает «учение» или «закон». | Рассматривают фотографии и рассказывают все о религиях |
VIII | Этап рефлексии | С чем сегодня уйдёте с занятия? Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. Все граждане Российской Федерации, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции. | Выслушивают ответы друг друга Прикрепляют фотографии на доску |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."
Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...
Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ. ...
Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")
Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...
Технологическая карта урока окружающего мира «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРАЖАЮЩЕГО МИРА Дата:06.05.2022 г....
Технологическая карта урока окружающего мира "Мы – граждане России" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об основном законе Р...