План занятия по финансовой грамотности на тему " Как сделать сбережения"
план-конспект занятия (3 класс)

Гайфуллина Гульсина Вагизовна

Методическая разработка занятия " Как сделать сбережения" в 3 классе может реализоваться в процессе внеурочной деятельности. На занятии будут затрагиваться курсы математики.русского языка,технологии,обществознания и естествознания

Учебного предмета  "Финансовой грамотность" во многих школах учебным планом не предусмотрено.Однако сегодня уже никто не возражает,что формирование финансовой грамотности осмысливается обществом как значимая педагогическая задача. Финансовая грамотность как сфера содержания образования,имеет ярко выраженный метапредметный характер.Ученики младших классов очень любят сказки. Поэтому на занятии используются сказочные персонажи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_sberezheniya.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Учебного предмета «Финансовая грамотность» в начальной школе не предусмотрено, однако сегодня уже никто не возражает, что формирование финансовой грамотности осмысливается обществом как значимая педагогическая задача

Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека.. Финансовая грамотность как сфера содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер. На занятии будут затрагиваться курсы математики , русского языка, технологии, обществознания и естествознания.

Выпущены учебники и рабочие тетради по финансовой грамотности под редакцией Сергея Федина . Учителя обязаны использовать данный учебный материал в своей работе. Ученики младших классов  любят сказки . Поэтому на занятии используются сказочные персонажи.

Методическая разработка занятия  по теме « Как делать сбережения» в 3 классе может реализоваться в процессе внеурочной деятельности.

Цель: Создать условия для формирования представлений о сбережениях, способах их накопления 

Дидактическая задача: научить учащегося рационально использовать свои доходы  и уметь приумножать свои сбережения.

Методы:частично-поисковый ,объснительно-иллюстративный

Приемы:словесные,наглядные,практические

Планируемые результаты:

Личностные:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; 

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

Предметные:

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Уметь объяснять, что такое сбережения, в какой форме лучше делать сбережения.

Метапредметные:

 - регулятивные: 

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

- познавательные: 

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

- коммуникативные:

• осознанное  и  произвольное  построение  речевого  высказывания    в  устной  и  письменной  форме;  

• постановка  и  формулировка  проблемы,  самостоятельное  создание  алгоритмов  деятельности  при  решении  проблем  творческого  и  поискового  характера;

• планирование  учебного  сотрудничества, постановка  вопросов,  управление  умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  заданиями  и  условиями  коммуникации;  

• владение  монологической  и  диалогической  формами  речи  в  соответствии  с  грамматическими  и  синтаксическими  нормами  родного  языка,  современных  средств  коммуникации.

Ключевые слова : Бюджет. Доход. Расход. Семейный бюджет.Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад.

Форма  обучения: групповая

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с терминами, карточки со словами,ноутбук, проектор, толковый словарь, детские копилки (сбербанка,копилка-головоломка),коллекции марок

                                                                      Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Стране Финансовой Грамотности. И будем не только слушать и смотреть, но и самостоятельно принимать решения, как взрослые.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи

Желают удачи друг другу.

Целеполагание. Мотивация  к учебной деятельности

Вы все знаете сказку « Три поросёнка»

Сегодня мы  познакомимся с новой историей

.

                               

Жили-были три брата, три поросёнка, и звали        их  Ниф-Ниф, Нуф-Нуф ,Наф-Наф. Заспорили        однажды        поросята,        из        какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал.

Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны. Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке - большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.

Эмоциональный настрой на чтение новой истории

индивидуальная работа)

Самостоятельное чтение сказки

 Повторение пройденного материала на основе прочитанного рассказа.

- Почему поросята решили строить дом из кирпича?

- Как вы считаете, правильно вели поросята семейный бюджет?

-Докажите, чтением из теста, что они правильно ведут семейный бюджет.

-Где они хранят оставшиеся деньги после всех расходов?

фронтальная работа

Повторяют пройденный учебный материал,

Читают выборочно ответы на вопросы из текста

В копилке.

Постановка учебных задач. Планирование

Ребята у кого есть копилки?

Посмотрите, что про копилку рассказывают герои известного вам мультфильма.

-Какие еще бывают копилки, прочитайте в учебнике на с.73.

Складывать деньги в современные копилки –одно удовольствие! Некоторые из них считают деньги, которые в них хранятся, и показывают общую сумму на маленьком дисплее. Есть копилка в форме банки, которая так и называется – сбербанка( или банка для сбережений). И ты всегда можешь в шутку сказать ,как взрослые (дело в том что крупнейший банк России называется «Сбербанк» и многие взрослые действительно хранят свои деньги в этом банке, то есть в Сбербанке)

 А ещё есть удивительная копилка-головоломка. Положить туда деньги просто, а вот чтобы достать их, придётся потрудиться!

Вопросы по содержанию прочитанного

- О каких интересных копилках идет речь в учебнике?

- Как объясняется слово сбербанка? ( Банка для сбережений)

- Кто попробует объяснить значение слова сбережения.

          Выставляется на доске слово

                                 сбережения

                                 накопления

                                    запас

-А можно ли сделать копилку своими руками?

- Можно ли сделанную своими руками копилку. подарить подруге на день

Правильно ребята. И ваша копилка быстро заполнится и придётся сшить красивый кошелёк или бумажник.

Правильно ли поступил Буратино. закопав свои сбережения ?

А сейчас немного займемся еще и математикой. Работаете в парах

По сколько рублей нужно откладывать, чтобы за год набрать 365 рублей?

Может ли вы это сделать?

На сколько увеличатся ваши сбережения, если будете откладывать по 2 рубля?

А если каждый день в ваш неприкосновенный запас пойдут по три рубля вы наберёте почти 1000 рублей.

Самое главное надо желание накопить превратить в привычку. И не тратить деньги , которые вам дают бабушки и дедушки , родители на чипсы и колу.

Каждый день вам родители дают 70 рублей на обед.  Очень хотите завести  щенка.

Щенок стоит 700 рублей. За сколько дней вы сможете накопить эти деньги ,отказавшись от обедов?

Можно ли это делать?

Правильно отказываться от еды нельзя.

.

Посмотрите на цены в школьном буфете. Многие из вас остаются в продленной группе и питаются еще после занятий.

Что можно купить , чтобы пообедать, но при этом несколько рублей сэкономить?

                                   Меню на обед

             

        

Наименование

1

                Комплексный обед:

суп

какао

яблоко

белый хлеб

50

2

Пицца        

20

3

Пирожок с яблоком

15

Значит,  можно экономить ежедневно по 20 рублей или 35 рублей.

.

 -Как долго мальчик будет копить деньги на покупку?

- Какие правила вы должны соблюдать если начали откладывать на вашу мечту?

-Посмотрите мультфильм дальше

- Где ваши родители могут хранить лишние деньги?

Можно положить деньги в банк. Это называется банковский вклад. Это намного безопаснее и выгоднее, чем хранить их в копилке или прятать дома в цветочном горшке. Деньги из копилки могут пропасть (например, их украдут воры) или потеряться. К тому же их количество не изменится со временем, если только не добавлять туда новую сумму. В банке же, если он надёжный, деньги будут в безопасности, да ещё и «подрастут». Это значит, что их станет больше через некоторое время, потому что добавятся проценты (об этом мы говорили на одном из занятий).

(Просмотр видеофрагмента из м.ф. «Фиксики. Копилка").

Индивидуальное чтение

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы.

Рассматривают сбербанку, копилку-головоломку

Групповая работа

1 группа Находят значение слова в словаре Ожегова

2 группа выбирают из карточек синонимы

(долги, накопления, товар,запас,экономия,

Рассматривают копилки ,кошелки сделанные учениками старших классов рождение .сэкономив свои сбережения?

Коллективная оценка

Дают отрицательную оценку действия литературного героя. Можно было положить в копилку.

Дети делают вывод

Нет

Нужно сократить расходы (экономить)

Нельзя отказываться от необходимого, но можно произвести точный расчёт затрат на удовлетворение конкретных потребностей

 Просмотр видеофрагмента м.ф. «Фиксики. Банки»

Применение понятий и способов действий.

-Давайте представим такую ситуацию: Саша долгое время копил на коньки. Наконец, у него набралась достаточно большая сумма. Посоветуйте, как ему поступить дальше.

(Подвести учащихся к тому, что не нужно делать поспешных покупок. Нужно сравнить цены в разных магазинах на один и тот же товар и только потом совершать покупку. Таким образом, можно сэкономить).

-Спасибо, вы помогли Саше совершить выгодную покупку, от которой у него еще остались деньги.

-А что с ними можно сделать дальше?

С  очень интересным способом  сбережений вас познакомит учебник

стр 71.

 Когда у тебя накопится приличная сумма ты можешь  купить какую – нибудь  редкую монету или старинную открытку, марку, значок, медаль и с этого момента начать собирать, например, коллекцию монет(тогда ты будешь называться, нумизматом), или открыток ( а в этом случае ты станешь филокартистом) ,или марок ( тогда ты будешь филателистом).В общем собирать можно всё, что угодно, и для этого совсем не обязательно быть богачом. Это здорово , интересно и выгодно! Потому что со временем твоя коллекция будет расти в цене, как многие старинные вещи. И ты ,если понадобится, сможешь продать её за гораздо большие деньги , чем потратил, пока её собирал.

Людей.которые что-то собирают ,называют коллекционерами.

Какие вопросы по содержанию вы можете задатьодноклассникам?

Посмотрите какую коллекцию марок у нас собрала семья Фасхутдиновых Может когда -нибудь это станет их капиталом.

А зачем семье сбережения? Обсудим .

Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы и оставалось какое – то количество избыточных денег. Эти сбережения нужны, чтобы располагать определенным резервным фондом. Как в народе говорят НЗ (неприкосновенный запас) Не на «черный день», а на всякий случай. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы и для того, чтобы собрать деньги на солидное приобретение или  к примеру на отдых летом на море. Для этого весь год ваши родители понемногу откладывают каждый месяц со своего дохода.

И для этого все члены семьи должны бережно относиться к каждому рубля. И только тогда сбудутся мечты.

Как вы можете помочь родителям осуществить общие планы.?

 

.

У каждого народа очень много пословиц о бережливости..

Я уверена вы их тоже знаете.

Прочитайте русские пословицы о бережливости

Береги денежку про черный день.

Бережливость дороже богатства.

Без нужды живёт, кто деньги бережёт.

Бережливость лучше прибытка.

Без счёту и денег нету.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Была кучка — стал ворошок.

Запас человека не портит.

Не деньги богатство, а бережливость да разум.

Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

Запас мешку не порча.

Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.

Обсуждают в группах, предлагают варианты

Возможные варианты: копить еще на что-нибудь, купить подарок кому-либо…

Чтение учебника про себя

Возможные вопросы

 Кто такие коллекционеры?

Нумезматы?Филателисты?Филокартисты?

Почему коллекционирование очень интересное и полезное занятие?

Рассматривают коллекцию

Примерные ответы детей

Бережно относиться к своей одежде, игрушкам и ко всем вещам в доме.

Экономить воду и свет.

Не требовать у родителей сладостей, новый телефон.

Бережно относиться к карманным деньгам.

Не драться,.чтобы не испортить одежду,рюкзак.

Помогать родителям в подсобном хозяйстве . Это приносит огромную экономию денежных средств

Закрепление

Ребята мы приближаемся к концу урока .Предлагаю вам два задания  

По выбору.

Составить сиквейн к слову сбережения.

Ребята в рабочих тетрадях выполните задания на стр. 51

Сбережения

Нужное, важное ,мое.

Беречь, откладывать ,экономить

Накопленная сумма денег

Хочу иметь.

Информация о домашнем задании         

Прочитайте интересную информацию на стр. учебника 72-73

Итог занятия, рефлексия

-Давайте вернемся к нашим поросятам. Какие советы вы можете

 им дать  для того, чтобы сохранить сбережения?

 

А сейчас посмотрим инсценировку «Копейка рубль бережет»

Может сказка, может, нет. Поведал мне об этом дед, Который очень старым был, Но с детворой всегда дружил. Богатством он не обладал, Скорей, безденежьем страдал:

«Копейка рубль бережет», - Всегда ребятам повторял

И карамелькой угощал.

Плаксивая Танюша конфеты не любила

И старику Игнату однажды заявила:

«Что за присказка такая: «Копейка рубль бережет». Кто ж на рубль сейчас проживет?!»

Рубль - это ерунда

Миллионами владеть, я понимаю, - это да!!! Улыбнулся дед Игнат,

Он любил нас, как внучат.

«Расскажу я вам детишки Историю о глупом парнишке, Который копеечкой не дорожил,

Считал себя щедрым, а сам глупым был. Копеечки разбрасывал, на землю их кидал,

Не понимая, что копейка - стартовый капитал. Обиделась однажды копейка на него,

Ушла от парнишки она далеко. Мальчишка потери той не замечал, Жил - не тужил, конфеты жевал.

Решил он купить себе новых конфет,

Смотрит, а денег недостаточно, копейки нигде нет. Без копейки нет рубля, а без рубля нет десятки Такие вот раскладки.

Понял это наш глупыш

Ведь ничего здесь не возразишь. Копеечка рубль бережет

С этим девизом теперь и живет».

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого.

Возможные ответы: стать коллекционером, положить в банк, начать разводить подсобное хозяйство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньги?

На данном занятии дети знакомятся с понятием деньги, для чего нужны деньги. Занятие проходит в форме интерактивной беседы....

Занятие кружка "Финансовая грамотность" на тему "Устройство монеты"

Данное занятие знакомит учащихся с историей возникновения монеты, её устройством....

Занятие кружка "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет"

Сценарий занятия на тему: «Семейный бюджет»Цели занятия:v усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;v изучить структуру семейного бюджета. Предметные образовательны...

Презентация к занятию по финансовой грамотности по теме "Откуда в семье берутся деньги?"

Презентация к внеурочному занятию по финансовой грамотности по теме "Откуда в семье берутся деньги?" в 4 классе....

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры"

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры" для обучающихся 4 класса...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Как правильно экономить" - 2 класс

Название курса: Финансовая грамотностьНаправление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обра...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Приусадебное хозяйство. Запасы."

Направление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование знаний о приусадебном хозяйстве и умение применять их в повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные:1....