Статья : " Роль духовно – нравственного воспитания в младшем школьном возрасте".
статья
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки ( речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия , знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_duhovno_-_nravstvennogo_vospitaniya._statya.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль духовно – нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
В возрасте 7- 11 лет ребенок начинает понимать , что он представляет собой некую индивидуальность, которая безусловно подвергается социальным воздействиям. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки ( речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия , знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Ребенок уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Итак, в период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
Духовно–нравственного развитие и воспитание гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, направленной на модернизацию страны. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.
Проблема духовно – нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.
Задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников:
∙ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища).
∙ воспитание нравственных чувств и этического сознания (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним).
∙ воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности).
∙ воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах).
∙ воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи) и т.д.
Нравственное и духовное воспитание ребенка это одно из важных видов в воспитательной работе. Решающее значении имеет для духовного и нравственного воспитания опыт учителя духовный и нравственный. Младший школьник может развиваться в доброй среде: в семье, школе, классе. Учителю не стоит забывать, что формирование нравственного и духовного понятия у младшего школьника - это сложный процесс. Как мы поняли, чтобы воспитать личность, развитую духовно и нравственно, учителю необходимо приложить много усилий. Учитель должен воспитать в детях толерантное поведение, у ученика должно быть развито сочувствие, сопереживание, не быть агрессивным, относится к другим людям терпимо, уважать национальности, народности, культуру и религию. Основой воспитания является школьная жизнь ребенка. Жизнь ребенка должна быть объектом внимания педагогов.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой л...
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста...
презентация педагогического опыта по теме Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
цель формирование нравственных чувств...
Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных произведений"
Обобщение опыта учителя МОБУ «Восточненская СОШ» Гончаровой Н. М.по теме «Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных ...
Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...