ПРОЕКТ ПРОФЕССИЯ- УЧИТЕЛЬ
проект

Нестеренко Наталия Васильевна

ПРОЕКТ ПРОФЕССИЯ- УЧИТЕЛЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professiya-_uchitel.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. ЛЯПИДЕВСКОГО СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН

«Профессия – учитель»

ст. Старощербиновская

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
  2. ГЛАВА I «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?»………………………5
  3. ГЛАВА II «УЧИТЕЛЬ – ЭТО…»………………………...…………..7
  4. ГЛАВА III «ИССЛЕДОВАНИЕ»…………………………………….15
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: несмотря на огромное количество проблем, которые существуют в школе, роль учителя, по-прежнему, не теряет своей актуальности. Приведу несколько цитат:

«Я считаю, что миссия учителя - особая миссия. Помочь маленькому человеку увидеть мир во все его многообразии, помочь определиться в выборе ценностей, что может быть важнее!!!».

«Роль учителя во все времена - это научить ребенка любить этот мир и с любовью изучать его. Так должно быть. Что нужно сделать, чтобы так было? Цепочка любви и добра для многих детей начинается с педагогов.»

«Роль учителя всегда была и остается актуальна в современном мире. Учить детей необходимо с развития интереса к школе, учебному материалу, с уважения друг к другу.»

 Учитель - это одна из самых уважаемых и в то же время одна из самых сложных профессий. Этой профессией сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Не случайно школу сравнивают со вторым домом, ведь от того какая будет атмосфера в классе, настрой учителя зависит желание детей получать знания. Эта тема очень актуальна и наша задача - дать основу для жизни, доступно и качественно донести до каждого ребенка те знания, без которых невозможно состояться как личности.

Выбор темы исследования: на свете есть множество разных профессий, они все интересные и нужные, и из этого множества человек для себя выбирает только ту, которая соответствует его желаниям, возможностям, способностям, физическому состоянию здоровья, пониманию престижности выбираемой профессии.

При определении профессионального пути человек не всегда до конца осознает влияние профессии на всю свою дальнейшую жизнь: будет он радостно и легко просыпаясь, каждое утро бежать на любимую работу, и, не замечая времени, полностью отдаваться выбранному делу, или каждый день мучить себя, считая минуты до окончания рабочего дня.

Учитель… Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет учитель в жизни человека. Сколько сил, труда, терпения, души вкладывает учитель в каждого своего маленького ученика, чтобы тот вырос успешным и счастливым человеком! Недаром говорится, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Вот почему меня заинтересовала эта тема. 

Цель проекта: представить профессию учителя как привлекательную, необходимую, хотя и трудную, будничную и одновременно таинственную, творческую.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «учитель».
  2. Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время?
  3. Можно ли в современной школе при наличии современного оборудования обойтись без учителя?
  4. Существует ли вакансии профессии учитель на рынке труда?
  5. Что говорят о роли учителя?
  6. Воспитать культуру труда, активизировать интерес к собственному будущему, повысить осознание важности и личной ответственности за профессиональный выбор и построение профессионального пути.

Гипотеза: состоит в предположении, что профессия учитель важна в нашей жизни.

Объект проекта: профессия учитель

Предмет проекта: профессиональная деятельность учителя

ГЛАВА I «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?»

Слово "профессия", как и большинство слов, которые мы используем в нашем языке, пришло к нам из латинского языка. Оно произошло от слова professio, которое в свою очередь берет начало от слова profiteor, в переводе означающее "объявляю своим делом". Профессия — это род трудовой активности человека, который владеет комплексом теоретических и практических знаний.

В мире существует множество официальных профессий. Профессии могут быть как официальными, то есть полученными непосредственно на официальной работе, так и неофициальными, например, овладение какими-либо профессиональными навыками и использование их в бытовой жизни для помощи себе, другим с целью зарабатывать деньги. Профессии стали появляются в те времена, когда наши предки решили вести оседлый образ жизни. Социальные роли разделялись по факторам умения и приспособленности, например, на охоту, сельское хозяйство и прочее. После того как люди стали создавать первые государства, количество профессий резко выросло. Однако расцвет разных профессий происходит во время индустриализации. В качестве примеров можно привести следующие профессии: доктора, учителя, инженеры, шахтеры, механики, адвокаты. На сегодняшний день ценность ручного труда стремительно падает. В этом виновен процесс автоматизации: множество рук, которые трудились на производствах и заводах, теперь заменены машинами, но профессию учитель не заменишь!

Когда появилось человечество, тогда же появились и учителя. Одним из первых и верных учителей была Природа. Наблюдая за птицами, насекомыми, повадками и поведением животных, солнцем, древние люди научились определять погоду, узнавать о приближении землетрясений, наводнений, извержении вулканов, определять смену времён года, время суток.   Природа учила древних людей выживать. Она, как мама, учит всему, что сама знает.

В каменном веке учителями было старшее поколение, которое обучало младшее познавать окружающий мир:

- разжигать огонь;

- выделывать шкуры животных;

- охотиться;

- распознавать грибы, ягоды, травы.

Чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передавать свои знания и опыт ученикам.

Проходили годы. Самые опытные, знающие из старшего поколения люди становились учителями-жрецами. Жрецы занимали самый высокий статус в древнем государстве. Для людей того времени согласовывать свою жизнь и прибегать к помощи жреца было естественным. Жрецы обучали музыке и поэзии, танцам и атлетике, письму, чтению и счёту. Учителями Средневековья были монахи, священники и дьяконы, которые обучали чтению, письму, простейшему счёту, основам христианского вероучения и церковному пению в церковных и монастырских школах. А «учитель» в современном понимании появился буквально несколько веков назад.



ГЛАВА II «УЧИТЕЛЬ – ЭТО…»

"Учителя, которым дети обязаны воспитанием,

почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь,

а другие - добрую жизнь"

По мнению родителей, престиж учителя определяется:

  • мастерством;
  • человеческими качествами;
  • стилем общения;
  • результатами образованности учащихся.

Профессия: учитель начальных классов.

 Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.

 Тип профессии по Климову: «Человек-человек», относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.

Место работы: школа.

Преимущества профессии: востребованность на рынке труда, творческий характер труда.

Требования, которые предъявляет данная профессия к работнику (способности и качества личности): развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.

Важные качества: 

  • склонность к работе с детьми; высокая степень личной ответственности;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию и саморазвитию;
  • находчивость и разносторонность;
  • тактичность; целеустремленность;
  • артистизм; требовательность к себе и другим.

Особенности профессии. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика.  Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.

Медицинские противопоказания: инфекционные и кожные заболевания, неврозы, плохое зрение и слух, психическая и эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).

Профессиональные навыки: 

  • ораторство;
  • организатор; коммуникабельность;
  • высокий уровень распределения внимания.

Требования к образованию: среднее специальное, высшее.

Изучение направлено на: 

  • освоение некоторых психолого-педагогических знаний и умений;
  • выявление склонностей и способностей обучающихся к педагогической деятельности;  
  • осознание соответствия своих личных возможностей с требованиями профессии педагога;
  • формирование навыков самоопределения и самостоятельного принятия решения.

Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг. Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире.

 Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.

Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе. Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода. Содержание деятельности Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта, ведет всю учебную документацию, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе. Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода. Содержание деятельности Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта, ведет всю учебную документацию, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь».

У педагога должны быть личные качества склонность к работе с детьми:

  •  наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников; высокая степень личной ответственности; ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно; психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание; умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, тактичность, целеустремленность, энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим. наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Образование

 Среднее педагогическое образование. Педагогические колледжи. Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в начальной школе. Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Высшее педагогическое образование. Педагогические университеты, академии и институты Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование. Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования. Специальность: «Педагогика и методика начального образования».

Послевузовское образование.

Аспирантура. Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях. Постдипломное образование и самообразование. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка Учитель – это специалист, который осуществляет свою деятельность в режиме непрерывного самообразования, постдипломного образования и повышения квалификации. В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации учитель обязан повышать свою квалификацию и обучаться на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки не реже, чем 1 раз в 3 года.

Карьера 

Учитель начальных классов может пройти курсы повышения квалификации, продолжить обучение в аспирантуре и тем самым продвинуться по административной лестнице. Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в Отдел образования администрации города или района. Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Опытные, успешные и нацеленные на рост карьеры педагоги могут в перспективе открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг, организовать свою частную школу.

Востребованность профессии

 Представители профессии «Учитель начальных классов» являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим образовательным организациям постоянно требуются квалифицированные учителя начальных классов. Уникальность профессии Большинство считает, что профессию «Учитель начальных классов» нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии учителя начальных классов, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Плюсы профессии:

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников; длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы профессии:

  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • большой объем общественной работы;
  • повторение одной и той же информации из года в год;
  • профессиональное выгорание при работе свыше 10 лет.

Учитель – это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагога должен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Не каждый способен стать учителем, ведь для этого нужно не только получить образование, но и обладать неподдельной тягой к профессии. Так что учитель – это, скорее, призвание, нежели специальность. Нужно всегда помнить об этом, и только осознав всю глубину этого высказывания, решить, а стоит ли вообще становиться педагогом.

Кто такой учитель? Казалось бы, все знают, кто такой педагог. Сейчас образование дается каждому, в независимости от его расы, пола и вероисповедания. И это, безусловно, хорошо, ведь без знаний современный человек мало чем отличается от своих далеких предков, бегавших с копьем за мамонтом. Но каково это – быть учителем? Только представьте ту ответственность, что ложится на его плечи, ведь от его навыков преподавания зависит качество знаний. И если он не справится со своей задачей, то окажется, что его воспитанники не готовы к дальнейшим испытаниям. Так что учитель – это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. Он, словно ювелир, создающий из неграненых камней произведения искусства, шаг за шагом превращает неопытных ребят в полноценных граждан.

ГЛАВА III «ИССЛЕДОВАНИЕ»

Я провела опрос с ребятами в школе по следующим вопросам:

  •  «Что значит для вас слово “учитель”?»
  • «Есть ли идеальные учителя?»;
  • «Что считают главным в своей профессии учителя нашей школы?»

По результатам исследования для большинства опрошенных слово «учитель» - это

- тот, кто учит детей разным предметам;

- тот, кто помогает писать,

- тот, кто ведёт нас к знаниям,

- учит нас быть образованными, воспитанными, умными

Что же нас, учащихся привлекает в профессии учителя?

- учить других;

- ставить отметки в журнал;

- проверять тетради;

- объяснять, делиться знаниями;

- ходить с ребятами в музей, в библиотеку, на экскурсии;

- играть в интересные развивающие игры;

- радоваться успехам, достижениям ребят;

- направлять на правильный путь.

А что ответили учителя нашей школы на этот же вопрос?

- стремлени6е к постоянному общению, любовь к детям;

- стремление жить активно, в вечном движении

Также я решила выяснить у ребят есть ли идеальные учителя?

Мнения разделились. Большинство считает, что идеальных учителей нет, так как нет идеальных людей:

- понимающими – 75%;

- уважающими своих учеников- 53%;

- внимательными, готовыми оказать помощь – 47%;

- любить детей – 82%;

Вывод. Учитель должен быть добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом.

Одним из вопросов, которые я задавала нашим учителям, был вопрос «Что вы считаете главным в вашей профессии?»

Итак, главным в своей профессии учителя считают:

- ответственное отношение к делу,

- трудолюбие;

- любовь к детям

В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых уважаемых – это профессия учителя. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученики вспоминают всю жизнь, рассказывают о них друзьям, знакомым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В жизни каждого выпускника школы наступает момент, когда он должен сделать правильный шаг в выборе профессии. И от верности этого выбора зависит, будет ли человек получать удовольствие от работы. Существует множество профессий, все они интересны, но любая из них требует определённых знаний и умений. В моей семье есть учитель: мама - учитель начальных классов, брат – учитель истории и английского языка. Пока я не решила, кем хочу стать. Очень важно, чтобы профессия была по душе, была близка и понятна. Она должна приносить радость и ощущение, что человек на месте. Я думаю, что учитель - это очень важная и достойная уважения профессия. Это нелёгкий труд, но он необходим для развития общества. Кто, как не учитель, даёт необходимые знания, воспитывает, развивает индивидуальность каждого ученика?! Учитель направляет способности в нужное русло, учит размышлять, творить. Настоящий учитель всегда найдёт подход к ученикам, поможет им. Он всегда в поиске новых приёмов обучения, старается, чтобы учиться было легко и увлекательно. Трудностей в данной профессии много. Это и нежелание некоторых детей учиться, их вызывающее поведение. Это и кипы тетрадей, которые нужно ежедневно проверять. Это и работа с дополнительной литературой, чтобы урок был познавательным. Это и ненормированный рабочий день, улаживание иногда возникающих конфликтов, отсутствие контакта с некоторыми учениками. Но преодолеть все эти проблемы можно, если в итоге есть положительный результат. Учитель должен быть выдержанным, спокойно разбираться в различных ситуациях, выслушивать мнение ученика. Очень хорошо, когда учащиеся доверяют учителю, прислушиваются к его советам. Учитель должен любить и хорошо знать свой предмет. Для этого уже сейчас нужно иметь хорошие знания, уметь поделиться ими со своими одноклассниками. Конечно, учитель - одна из самых нужных профессий. Преподаватель дает знания, воспитывает учеников, которые, возможно, станут учеными, профессорами, великими деятелями науки и искусства. Таким образом, учитель играет большую роль в создании будущего своего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Высказывание о профессии учителя

Данное высказывание Дональда Д. Куинн посвящено профессии учителя. Да, наша профессия нелегка!!!...

Все профессии важны. Проект « Профессии».

Обогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике в жизни людей, начать подготовку к выполнению проекта.Развивать интеллектуальные умения( сравнивать, обобщать,классифицировать, формулиро...

Все профессии важны. Проект « Профессии».

ЦельФормировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.Задачи: образовательныеОбогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике в жизни людей, начать подг...

Окружающий мир во 2 классе. ТЕМА. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ. ПРОЕКТ «ПРОФЕССИИ»

Технологическая карта урока по окружающему миру...

Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)

Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)...

Путешествие в мир профессий. Профессия - учитель Региональный конкурс "Я - учитель здоровья"

Путешествие в мир профессий. Профессия - учитель Региональный конкурс "Я - учитель здоровья"...

Статья "Учитель - не просто профессия, учитель - это призвание".

Статья о профессии учителя. Труд педагога требует от нас не только больших знаний, но и душевных сил, выдержки. Радует то, что несмотря на все сложности, находятся люди, которые выбирают для себя...