Система работы с одаренными младшими школьниками используя метод «Дизайн мышления» Ханова Елена Юрьевна
учебно-методическое пособие

Ханова Елена Юрьена

Вопрос детской одаренности всегда был в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Актуален он и в наши дни. Работа с одаренными детьми составляет одно из важнейших направлений деятельности инновационных учреждений. В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, неслучайно и обусловлено рядом причин. Лишь талантливые и способные люди могут помочь России выбраться из череды экономических социальных кризисов. Но только лишь при желании это делать. Пока же, замечу, что только 1/3 всех молодых людей проявляет патриотизм к своей малой родине и лишь 4% - к России в целом. При этом 12% молодых людей не верят никому – ни государству, ни родителям, ни себе; а около 45% опрошенных студентов хотели бы покинуть после вуза Россию. 33% - в поисках лучшей жизни, 31% - из-за значительных возможностей в самореализации и только 18% - не смогли четко сформулировать почему.

Эти цифры заставляют изменить отношение как к проблеме в целом, так и к самим учащимся, проявляющим неординарные способности. Это в свою очередь, привело к существенному усилению интереса фундаментальным научным разработкам в области психологии одаренности: к созданию новых теорий и методов, направленных на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их практической апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования. А также нет четких критериев определения одаренных детей, нет достаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности. Имеющиеся же в современном научном и, главное, практическом опыте материалы слишком теоритизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов, психологов, работающих с одаренными детьми. А самое главное в государстве не созданы условия для реализации развитых способностей, и у молодых людей до сих пор один из приоритетных путей самореализации – выезд за границу.

        Развитие детской одаренности является приоритетным направлением образовательной модели МКОУ «Черлакская гимназия». От вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» нужно перейти к поиску ответа на вопрос «Какие условия нужно создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям относится, в первую очередь, реализация индивидуальности личности обучающихся.

               Анализируя свою педагогическую деятельность с предыдущим выпуском обучающихся, я пришла к выводу. Система Л.В. Занкова позволяет развивать познавательные способности обучающихся, «учит детей учиться», самостоятельно действовать в нестандартной жизненной ситуации. 

     Задача системы образования всегда стояла в формировании у обучающихся тех знаний, ценностей, которая позволяет ему быть успешным вне стен школы. Получение любого результата обучения и воспитания требует адекватных педагогических технологий. Анализ работы показал высокий уровень способностей обучающихся гимназии. Объём освоенных ЗУН позволяет, с одной стороны, осваивать в рамках Ситемы Л.В. Занкова целостные технологии деятельности, с другой стороны опыт познавательной деятельности достаточны для резкого увеличения уровня самостоятельности и развития способностей каждого ребёнка. 

         Начиная работу в рамках ФГОС передо мной стала актуальной проблема работы с одарённым ребёнком. Реализуя планы работы необходимым считаю создание объективной системы работы с детьми с высоким уровнем интеллекта. Изучив психилого- педагогическую литературу по данной проблеме, я приступила к разработке проекта «Система работы с одарёнными детьми в начальной школе». Проект является подпрограммой комплексной воспитательной программы «Планета Детства». Каждая подпрограмма также способствует развитию различных видов одарённости. Данный проект рассчитан на четыре года, но при этом возможно внесение корректив.

         Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства гимназии.

На основе данной программы мною была разработана и частично апробирована система работы с одаренными детьми младшего школьного возраста.

 

           Цель – создание объективной методической системы работы с детьми с высоким уровнем интеллекта, развивая стремление к познанию различных областей науки и искусства в условиях гимназии.

         Задачи:

  • Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

  • Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования в работе с одаренными детьми.

  • Стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;

  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности.

Анализ педагогической и психологической литературы показывает, что существует множество трактовок понимания одаренности. С точки зрения А.И. Доровского, одаренность – своеобразное сочетание способностей у человека. Единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям. Детей, традиционно опережающих своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности, например, технические, музыкальные, художественные, математические и другие называют одаренными.

В.М. Слуцким выделены следующие признаки одаренных детей:

  • Высокая любознательность и исследовательская активность;

  • Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;

  • Они обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением;

  • Способностью классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умением широко пользоваться накопленными знаниями;

  • Имеют большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также обладают умением ставить вопросы;

  • Характерна повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

А.И. Доровский предлагает матрицу (см. таблицу) для выявления признаков одаренности у детей. В ней он выделил признаки одаренности ребенка в соответствии с возрастными периодами. Одним из доминирующих качеств одаренности, по его мнению, является любопытство, которое характерно для любого возраста. 

 

Методическая основа проекта – учение о формировании  ученика-личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира, его социальной ответственности.

Мною были определены учащиеся, относящиеся к группе одаренных исходя из «признаков» одаренности:

  • Имеют более высокий уровень (по сравнению с большинством) интеллектуальных способностей, восприимчивости к учению, творческих возможностей;

  • Обладают доминирующей, активной, не насыщенной любознательной потребностью;

  • Испытывают радость от умственного труда;

  • Для них характерна глубина и нетрадиционность мышления. Это категория учащихся младшего возраста с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

   

 Концептуальные признаки.

Работа с одаренными детьми основывается на следующих концептуальных принципах:

  1. Создание системы работы по изучению интересов, способностей, интеллектуального уровня школьников. Выделение из их среды способных, стремящихся к познанию, со сложившимися интересами в отдельных областях знаний, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

  2. Реализация дифференцированного подхода к  школьникам, дающего возможность наиболее способным, развитым детям быстрее продвигаться в процессе познания, осваивать дополнительную познавательную информацию.

  3. Подбор и апробирование диагностических методик интеллектуального развития детей.

  4. Индивидуальная работа со школьниками с ярко выраженными способностями.

  5. Обеспечение условий и участие детей в конкурсах для одаренных детей (НОУ, олимпиады, марафоны знаний, турниры, конкурсы), способных детей с развитыми познавательными интересами.

 

Была выработана система основанная на системе работы по методу "Дизайн мышление" основаннуюна 5 составляющих

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система «Развитие одаренности младших школьников».

Методическая система«Развитие одаренности младших школьников». Ведущая педагогическая идея - все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельност...

Система работы с родителями младших школьников

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители – пример ему…”.     Из средневекового трактата Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую истор...

Система работы учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов.Представленный материал является обобщением системы методов и приемов по развитию одаренности младших школьников...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Работа с одаренными младшими школьниками

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает заказ школе. Главная цель видится в том, чтобы воспитать личность активной, творческой....

методика работы одаренности младших школьников

Карта интересов для младших школьниковУчитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст в...