Методическая система «Развитие одаренности младших школьников».
материал по теме

Иноземцева Елена Зыгмундовна

 

Методическая система

«Развитие одаренности младших школьников».

 

Ведущая педагогическая идея - все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельности. В соответствии с этим моя методическая система направлена на развитие одаренности младших школьников на основе организации учебной и внеурочной деятельности.

В своей педагогической деятельности я   реализую следующую цель:

 создание условий для оптимального развития одаренности младших школьников на уроках и во внеурочное время.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 - Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

 - Предоставление возможностей совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Выделяют различную одаренность:

-интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность;

-творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления;

-академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельных учебных предметов;

 -художественно-эстетическую;

-социальную или лидерскую;

 -психомоторную, т.е. спортивную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система

«Развитие одаренности младших школьников».

Иноземцевой  Елены Зыгмундовны,

учителя начальных классов

        

      В современной жизни всё находится в процессе непрерывного развития, и  задача педагога – успеть за ходом времени, не остаться позади.

     Поскольку меняются приоритеты современного образования, то и выпускник начальной школы должен быть уже другим. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеурочную деятельность. Следовательно, моя задача как педагога заключается в развитии ребенка, чтобы он: мог и хотел добывать (а не получать!) знания,  мог приобрести умения и навыки,  раскрыл и развил свои природные задатки и способности,  нашел поддержку и понимание у сверстников и взрослых,  стремился к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию

     Эту непростую задачу ставлю с первых дней школьной жизни детей, развивая творческие способности, исследовательские умения и навыки, решая проблему совместной деятельности. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Одарённость ребёнка проявляется в  жажде поиска новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.

Ведущая педагогическая идея - все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельности. В соответствии с этим моя методическая система направлена на развитие одаренности младших школьников на основе организации учебной и внеурочной деятельности.

В своей педагогической деятельности я   реализую следующую цель:

 создание условий для оптимального развития одаренности младших школьников на уроках и во внеурочное время.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 - Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

 - Предоставление возможностей совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Выделяют различную одаренность:

-интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность;

-творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления;

-академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельных учебных предметов;

 -художественно-эстетическую;

-социальную или лидерскую;

 -психомоторную, т.е. спортивную.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме:

 Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся;

 Планирование и организация работы;

 Анализ работы, коррекция проводимой работы.

 Формы выявления одаренности используются следующие:

 -наблюдение;

-общение с родителями;

 -работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

 -олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции

Система работы основана на следующих принципах:

 1)Принцип личностно - ориентированного подхода, предполагающий учет индивидуальных особенностей каждого ученика;

2)Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

3)Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

В своей работе использую следующие педагогические технологии:

- Здоровьесберегающие технологии ( смена видов деятельности, проведение физкультминуток, дней здоровья способствуют здоровьесбережению)

 - Игровые технологии (приобретение знаний через высокую мотивацию выполнения условий игры)

 - Технология деятельностного метода на уроках математики дает возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся

- Технология личностно- ориентированного обучения предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика

 - Информационно – коммуникационные технологии позволяют сделать урок разнообразным и интересным

 Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения.

Формы организации обучения учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в разных видах деятельности. Процесс обучения организуется в различных формах как в традиционных, так и в инновационных: урок-презентация, урок-игра, урок-путешествие, творческая мастерская, конкурсы, олимпиады, сетевые проекты. В учебной деятельности используются различные современные средства информации: медиатека, Интернет, электронные энциклопедии. 

Особенности содержания. В соответствии с учебным планом школы учебные предметы в начальной школе изучаются на базовом уровне. Обучение осуществляется  по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». Данный комплект обеспечивает условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики.  В каждом учебнике УМК «Перспективная начальная школа» предполагается проектная деятельность. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Учебники ориентированы на развитие мышления и творческих способностей учащихся. Формируется очень важное умение – «умение учиться». Это позволит быть успешным по всем учебным предметам. Все упражнения направлены на взаимосвязное интеллектуальное и речевое развитие. В своей педагогической деятельности наиболее продуктивно использую игровые ситуации, исследовательский метод, учу детей мыслить логично, научно, творчески, с учётом возрастных особенностей.

Технология группового обучения вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска, каждый обучающийся имеет возможность высказать своё мнение, свою точку зрения.

Повысился интерес к учению. Учащиеся успешно овладевают знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой начальной школы. 

Методы обучения. Основным способом организации деятельности учащихся является частично – поисковый метод, который требует от учащихся размышлений и решения поставленных задач.

 В своей педагогической работе я широко использую собственную систему внеурочной деятельности, ориентированную на активные формы обучения. В целях повышения качества знаний во внеурочное время организована работа кружков «Занимательная математика» , «Акварелька». Традиционно в классе проходят предметные недели. На них подводится итог исследовательской деятельности учащихся по таким учебным предметам, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. Представляемый материал дает возможность каждому участнику конференции расширить знания и развить способность анализировать, сравнивать, обобщать. С исследовательскими работами учащиеся успешно выступают на районных конференциях.

Таким образом, грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности.

   Результаты обучения. Достигнуты высокие результаты в обучении младших школьников на уровне освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по предметам. Средняя отметка по предметам и удельный вес обучающихся на «4» и «5» выше районного показателя и имеет положительную динамику. Учащиеся подтвердили высокие результаты в учебе в 2012-2013 учебном году. При 100% успеваемости качество знаний составило 89%, стали призерами районной олимпиады по русскому языку, являются активными участниками всех общешкольных мероприятий. Два года подряд класс становился победителем школьного конкурса «Класс года».

В 5 классе  мои дети подтвердили результаты обучения.                                             

Ученики постоянно становятся призерами различных конкурсов. Среди достижений – Грамота победителя в районных Пушкинских чтениях (2012г.), Грамота призера в областных Корниловских чтениях(2013г.), Грамота 3 степени в Районных Ломоносовских чтениях(2013г.), Дипломы 1, 2, 3 степени участникам всероссийской предметной олимпиады «Олимпус»(2013г.), Диплом призера районного конкурса рисунков «Герой нашего времени» (февраль2011г.), Грамота призера районной научно- практической конференции «Твое Здоровье- дело твоих рук» (2013г.), Диплом лауреата четвертого Всероссийского конкурса детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия»,  Грамота за 1 место в районном конкурсе «Мир мозаики» (октябрь 2009г.), Грамота призера в муниципальном конкурсе творческих работ «Письмо ветерану» (2010г.). Грамота за 1 место в районном конкурсе «Мир аппликации» (2010г.), Почетные грамоты за 2 место в районных конкурсах «Добрая дорога детства», «Мир, в котором я живу» (2010, 2012г).                       Таким образом, грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, способствует развитию творческих способностей, навыков проектно – исследовательской деятельности.                                                                                                                              В результате такой методической системы у моих детей повышается мотивация обучения, активизируются познавательные процессы, дети с радостью посещают школу. Моя система работы оставила свой след в душах ребят. 

Список литературы

1.Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973

2. Взгляды Л.С. Выготского и проблемы современной психодиагностики. www.bestreferat.ru

3. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» www.sakhitti.ru

4. Философский словарь /под редакцией И.Т.Фролова- М.; Политическая литература, 1987

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"

Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....

Методики диагностики одаренности младших школьников

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...

Тест по диагностике одаренности младших школьников

В методическом пособии раскрыта практическая диагностика одаренности детей. Указан  метод измерения интеллекта для выявления одаренных детей.Материал будет ценным для учителей и психологов общеоб...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Развитие творческой одаренности младших школьников на занятиях по предметам гуманитарного цикла.

Сочетание систематического контроля за деятельностью  одаренных  младших  школьников  на занятиях по предметам  гуманитарного  цикла с педагогически целесообразной помощь...

Педагогический проект "Система развития детской одаренности"

Педагогический проект состоит из разделов: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий. 6.Условия, обеспечивающие достижения новых об...