Час общения "Семейные традиции"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Общение в современной семье, представление учащихся о семейных ценностях, семейном счастье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_v_sovremennoy_seme.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ
«Средняя образовательная школа №2»
г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, Васильева Елена Леонидовна
Час общения
Тема: Семейные традиции. Общение в современной семье
Цель: углубить представление учащихся о семейных ценностях, семейном счастье.
Задачи:
- закрепить понятия «семейные ценности», «семейное счастье»;
- развивать навыки общения в семье;
- воспитывать бережное отношение к семейным традициям.
Оборудование: альбомные листы, вырезанные ладошки, облака, фломастеры, толковый словарь.
Ход мероприятия:
- КРУГ РАДОСТИ
Упражнение «Групповое приветствие»:
Время - вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?
Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.
- БЕСЕДА:
-Ребята, кто мне скажет, когда появилось слово семья?.
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Обсуждение содержания стихотворения.
• Что такое семья?
• Как вы понимаете?
-Кто скажет, тему нашего занятия?
-Чему будем учиться, сформулируйте цель занятия.
- Формулирование темы урока.
- Сегодня мы поговорим о том, что такое семья, семейные ценности и о том, что нам так дорого в жизни.
Учебная информация:
Семья необходима каждому человеку, независимо от возраста. Это небольшой коллектив родных, близких людей, которые помогают и поддерживают в трудную минуту. И именно в семье рождаются чувства добра, которого сейчас так мало, любви и, конечно, ответственности.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но всегда ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
Посмотрим, какое понятие слова « Семья» дал в своём словаре С. И. Ожигов.
В словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников».
Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.
Где любовь и совет,
Дом с детьми - базар,
Бабушка, любящая внука,
Лишь потеряв свой дом,
Молодому растению нужна влага,
Брат без брата - что сокол без крыла,
Верблюдица некрасива,
Дитя хоть и криво,
там и горя нет. (русская)
а мила верблюжонку (монгольская)
дом без детей – могила. (казахская)
готова штаны променять на сахар.
( китайская)
младенцу нужна ласка. (алтайская)
сестра без брата - как хворостина голая. (чеченская)
да отцу-матери мило.
( украинская)
оценишь его по достоинству. ( армянская)
(После работы идёт проверка, полученные пословицы записываются на доске.)
- Учебная информация:
Семейные ценности считают важнейшими в жизни. При этом мало кто может внятно объяснить, что же такое семейные ценности.
К ценностям семьи можно отнести семейные традиции.
Найдём в словаре С.И. Ожегова слово традиция- 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Учебная информация:
В каждой семье есть свои обычаи. Касаются они всего: как обустроить дом, распределить обязанности, воспитывать детей, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... И нам кажется, что по-другому просто и быть не может. Мы к этому привыкли.
Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации. Традиции могут «строить» нашу жизнь буквально по кирпичику: на завтрак непременно едим кашу, праздничный стол не мыслим без торта, квартиру убираем по субботам, а отпуск проводим на море... А почему именно так, мы и не задумываемся. Просто так изначально сложилось...
Обычаи бывают «живыми и мертвыми». «Мертвые» означают слепое следование заведённому когда-то кем-то порядку. Обычно они поселяются у тех, кому лень или недосуг проявлять инициативу, придумывать что-то своё: ведь за любое нововведение придется нести ответственность!
«Живые» традиции, наоборот, делают жизнь веселее, пробуждают фантазию и укрепляют отношения между людьми.
Добрые семейные традиции определяют степень жизнеспособности семьи.
Чаще всего добрые семейные традиции приурочиваются к праздникам и выходным: ведь эти дни предполагают, что вся семья в сборе.
Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?
Ритуал отхода ко сну: дети обожают пошептаться с мамой, послушать сказку или простенькую колыбельную.
Воскресной традицией может стать семейный «выход в свет» - экскурсия, кино. Катание на лыжах. Непременное условие: четкая повторяемость. И еще: это должно нравиться всем!
На праздники можно отправляться в лес — костер, шашлыки, игры на
свежем воздухе.
Субботней традицией может стать семейное чаепитие с пирогом.
Памятные моменты: Семейный альбом. К сожалению, большинство из нас мало что знает о своих родственниках дальше третьего колена. Собери фотографии своих прадедов
и прабабушек, сделайте к ним подписи — пусть твои дети, а потом и внуки, помнят свой род.
- А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
- И я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.
-А что отличает одну семью от другой? (ответы детей)
-Это имя и фамилия. Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий:
- по внешности человека:
Мал, Бел, Косой, Рябой, Некраса.
- по характеру:
Добрыня, Горд, Умник, Несмеяна.
Что вы узнали о своих именах ? (рассказы детей)
- Построить свой дом.
– Ребята, давайте нарисуем свой дом. Каким вы его представляете. Придумайте, какие правила должны соблюдать в вашем доме, чтобы всем в нём жилось хорошо.
На листочках дети рисуют. свой дом, придумывают правила , благодаря, которым можно сохранить семью.
- «В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”
Значит семья – это понимание. Это слово уже написано на одном из кирпичей. Придумайте, какие ещё кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома.
Проверка проделанной работы.
С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – дочки, сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от нее зависит вся семья!
- Итоги
Пора подвести итог нашего занятия. В заключении я предлагаю каждой группе написать выражения на тему «Семья».(Работа в группах. Учащиеся записывают свои мысли на облачках, зачитывают и прикрепляют на доску)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце на веки останется в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа продленного дня. Пасхальные традиции.
Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы. Возможно использование как воспитателями группы продленного дня так и учителями начальных классов для проведения тематических классны...
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....
Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....
Семейные традиции
Выступление на родительском собрании...
Семейные традиции
Конспект ведения классного часа...
презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...