Родительское собрание на тему: «Простить нельзя наказать. Где поставим запятую? Управление конфликтами в семье»
план-конспект занятия (3 класс)

Пашкова Марина Петровна

Данный сценарий родительского собрания можно использовать для проведения  в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

Родительское собрание на тему:

«Простить нельзя наказать. Где поставим запятую?

Управление конфликтами в семье»

Описание: C:\Users\NIK\Documents\kak-pravilno-nakazat-rebenka.jpg

Выполнили: наставник Пашкова М.П.

Молодой педагог Михолапова Е.А.

с.Калинино

2023 г.

 «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»

Русская народная пословица

«Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства,

как то, что его наказывают за незнание, как за поступок. Кто

наказывает невинность, тот утрачивает любовь»

Песталоцци

Пояснительная записка

Выбор темы и её обоснованность. Данная тема  выявлена в результате анкетирования обучающихся «Наказывают ли вас дома, как и за что?», проведенного в ходе классного часа накануне родительского собрания.

Актуальность.

 Не всегда удается найти общий язык с детьми, а некоторые их поступки приводят нас в замешательство и заставляют задуматься о том, что же из них вырастет, если  так пойдет и дальше? Таким образом, рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью применить наказание.

В ходе анкетирования выявлены основные проблемы:

1. Возникновение непонимания между родителями и детьми

2. Обиды детей на наказания от родителей.  

Цель: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов наказания.

Задачи:

1.Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области  наказания ребёнка в семье.

2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

3.Способствовать формированию у родителей установки относиться уважительнее к детям, быть терпимее.

Планируемые  результаты:

  1. Освоение родителями различных моделей поведения в конкретных конфликтных ситуациях и как следствие повышение их педагогической грамотности;
  2. Установление партнерских отношений между всеми членами семьи.

Методы, приемы:  мозговой штурм,  прием « Портфельчик с полезностями», беседа, заполнение анкеты, работа в группах, памятки для родителей.

Форма проведения: собрание –диспут за круглым столом. Такая форма работы выбрана неслучайно: каждый родитель имеет право высказать свою точку зрения по данной проблеме.

Кто-то из родителей расскажет о своих трудностях, кто-то узнает про поведение других обучающихся, и  это даст возможность оценить своего ребёнка в сравнении, в том числе и своё поведение.

Рекомендации по использованию:  данную тему  можно использовать для  проведения родительского собрания в  начальных классах.

Ход родительского собрания

  1. Организационный момент. Определение темы собрания. ( слайд)

Описание: C:\Users\NIK\Documents\parents-clipart-parent-discipline-2.jpg      Описание: C:\Users\NIK\Documents\img6.jpg    Описание: C:\Users\NIK\Documents\kak-pravilno-nakazat-rebenka.jpg     Описание: C:\Users\NIK\Documents\0c413fad2b98b342595192abb34b1ace_ce_2046x1414x74x0_cropped_1332x888.jpg

-В этих картинках скрыта проблема, очень актуальная для нашего класса.

- Определите  её и тему нашего собрания.  (проблема: отношения между родителями и детьми, конфликты в семье: тема собрания выводится на слайд)

2. Основная часть.

Перед родительским собранием было проведено  анкетирование среди обучающихся 2 класса. Что по этому поводу думают дети?

1. Наказывают ли вас дома?

2. Как вас наказывают родители?

3. За что вас наказывают родители?

Итак, 7 опрошенных детей из 11 ответили, что их наказывают дома. 1 ребёнок ответил,  что родители ставят в угол, 4 лишают компьютера и телефона и еще 2 детей наказывают с применением физической силы. В вопросе «За что вас наказывают?» все дети ответили:  «За плохое поведение, за плохие оценки».

- Как вы считаете, нужно ли нам обсудить эту проблему? (метод мозгового штурма)

- Ответьте пожалуйста на вопросы (розданы анкеты с вопросами)

1. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)

2. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, иногда)

3. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда)

4. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, не всегда, нет)

5. Как вы наказываете своего ребенка? (Своим видом показываете, не разговариваете с ним; ругаете; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; наказываете трудом; не разрешаете гулять, общаться с друзьями; применяете физическую силу)

- Позже, мы сравним ваши результаты и результаты ваших детей.

    -  Может ли наказание быть средством воспитания? (Предполагаемые ответы родителей : да, наказание может быть средством воспитания. Да, наказание может и должно являться средством воспитания).

-Давайте разберемся вместе в том, приносит ли наказание плоды, которые мы от него ждем. Если мы наказываем ребенка, значит мы ставим перед собой какую-то цель и хотим ее достичь. Сегодня попытаемся ответить на вопросы: нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? У каждого из вас лежит «портфельчик» ( приём «Портфельчик с полезностями»),  который вы в течение собрания наполните  советами, рекомендациями по теме нашего собрания.

Описание: C:\Users\NIK\Documents\sobr4(1).jpg( слайд)

 Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Похороните меня за плинтусом» (стимулировать родителей к самоанализу своих детско-родительских отношений). 

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства и ощущения вы испытывали во время просмотра?

- Как вы думаете, какие чувства и ощущения испытывал ребенок?

- Как такое воспитание отразится на взрослой жизни ребенка?

Работа в группах. Практическое задание : ( разбор ситуаций)

(Родителям выдаются картинки, нарезанные на «пазлы» и им нужно будет найти «своих», таким образом  участники  соберутся в группы. На картинках изображение и описание ситуации, которую  надо обсудить).

1 группа.(слайд)

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи еще только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу до бабушки. С вами больше жить не буду».

(обсуждение  мнения родителей)

2 группа  ( слайд)

Мальчик Саша сообщил родителям о том, что его два одноклассника после уроков сильно избили мальчика из пятого класса. Его даже забрала «скорая помощь».

-От кого это ты узнал? – спросила мать.

-А я сам видел, как они его били по лицу и голове.

-Почему же ты, бессовестный, не заступился за мальчика? Тебе что, не жалко было его? – в сердцах с укоризной спросил отец?

- А тебе не жалко, когда ты меня бьешь по лицу и голове? – вопросом на вопрос ответил сын.

 (обсуждение  мнения родителей)

3 группа ( слайд)

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому; делать полную уборку, поливать огород и т.д .

( Обсуждение мнения родителей)

       Ещё такой пример, второклассник Дима регулярно получает двойки, и папа порет его ремнем раз в неделю, считая порку «культурной традицией». Какая цель была у этого родителя: озлобить ребенка или всё же донести до него свои расстроенные чувства и беспокойство по поводу плохих оценок. В этой истории цель была не ясна, поэтому и результат оказался противоположным ожидаемому. Дима продолжил учиться на двойки. Затем была предпринята попытка родителя изменить свое поведение и перестать пороть ребенка в течение месяца. Двоек меньше не стало, зато появились четверки. Когда ребенок поступает неправильно, он искренне не понимает, что сделал не так. В этот момент учитель и родители ему очень нужны.

       Наказать ребёнка, простить его? Как правильно поступить? Когда-то был действенен метод «кнута и пряника». Как же воспитывать детей XXI века? Что такое наказание? Это наше желание заставить делать ребёнка то, что нужно нам. И при этом ребёнок не чувствует к нам неуважения. А только страх , боль, обиду, в зависимости от того, какое наказание выбирает взрослый. Иногда и не выбирает, а реакция бывает спонтанной. Нам кажется, что в идеале ребёнок придет из школы, сам сделает уроки, сам пообедает, всё сделает сам и ляжет спать. Но так не происходит. Потому что идеальных детей не бывает. Не нужно расстраивать и раздражать на то. Что ребёнок не такой, каким вы его видите в своих мечтах. Нам хочется, чтобы он был всегда послушным, чтобы он выполнял любые наши желания,  а его желания иногда совершенно не соотносятся с нашими. Поэтому прежде, чем наказать, необходимо задуматься , что будет лучше для того, чтобы помочь ребёнку развиваться, самосовершенствоваться, для того, чтобы  мы могли оставаться в его глазах мудрым взрослым. Наши дети только учатся жить в социуме. И они совершают ошибки так же, как и мы взрослые, идя по пути саморазвития. Родители часто задают вопрос: «Что делать, если ребёнок не слушается?  Как быть?»  Надо учиться договариваться: «Давай вместе придумаем правило. И мы будем ему следовать». У каждого правила должны быть последствия. Спросите у ребёнка: «Что будет, если ты нарушишь правила?» Например, ребёнок не помыл за собой посуду, а вы договорились об этом. Что произойдёт?  Может он предложит, что пойдёт и прочитает книгу или уберёт в своей комнате. Очень важно, чтобы последствия были позитивными, ожидаемыми. Необходимо, чтобы эти правила беспрекословно соблюдались.

         В каждой семье конфликты, большие и маленькие, разрешаются по-разному.

   -  Имеет ли это какое-то отношение к формированию личности ребенка? (выслушивается  мнение родителей).

-  Да, имеет. Так или иначе, любые разрешаемые конфликты неизбежно дают эффект накопления. А под его влиянием формируются черты характера, которые потом определяют судьбу детей и родителей. Надо внимательно относиться к каждому столкновению интересов детей и их родителей.

 -Рассмотрим еще одну ситуацию. Интересы Саши часто расходятся с интересами его мамы. Например, мама хочет смотреть одну телепрограмму, а Саша — другую, или же между сыном и мамой возникают конфликты по поводу выполнения тех или иных хозяйственных дел. При этом мама не уступает сыну и заставляет его учитывать только ее желания.

 - Как будет развиваться личность Саши, если мама всегда выигрывает?

( выслушивается мнение родителей)

- Саша злится, но приказы мамы заставляют его признать себя побежденным. Ведь мама убеждена, что надо ломать его сопротивление: «Дашь ему волю, так он и на шею сядет».

     В семьях, где применяют авторитарные, силовые методы, нередко «коса находит на камень»: дети быстро привыкают отвечать на давление извне, сами стараются влиять на родителей. А если же родители выполнение своих желаний сопровождают объяснениями или особой тактикой воздействия, то ребенок становится зависимым, растет пассивным. И пассивность, и агрессивность ребенка связаны с накоплением обид, поэтому чаще всего в таких семьях отношения не становятся близкими и доверительными.

       Если же родители часто уступают ребёнка ради того, что бы был мир в семье, то чаще всего дети вырастают эгоистами, не умеющими организовать свою деятельность, не приученными к порядку. Не умея идти навстречу другим, такие люди, как правило, остаются в одиночестве.

- Что же делать, как выйти из конфликтной ситуации, избежать наказания, чтобы и ребёнок и родители остались довольны?

( выслушивается мнение родителей)

- Для успешного разрешения конфликта родителям рекомендуется активно выслушать ребенка, узнать о его чувствах, а затем выразить свои ощущения.

         В семьях, где родители имеют противоположные точки зрения на воспитание и наказание, ребенок становиться неуправляемым. Так как не знает, как же всё-таки себя вести. Противоположные действия родителей действуют на ребенка еще хуже, чем их единое мнение. У родителей нет единой цели, результат в виде «хорошего» поведения ребенка недостижим. Еще один важный момент. Так же ситуация выходит из-под контроля, когда родитель  физически наказывает ребенка за то, что он бьет собак. Дети подражают взрослым, копируют поведение. Словесные и физические наказания родители применяют в состоянии аффекта, когда чувства и эмоции на пределе. На работе неурядицы, по дороге домой что-то случилось. И тут ребенок дома нашкодил. На ребенке можно выместить злость и не получить ответной реакции. В этот момент нужно остановиться и подумать. Почему я так расстроен, виноват ли в этом мой ребенок. Если наказание всё же необходимо, нельзя взрослому медлить. Наказание должно следовать сразу. При этом возраст ребенка не имеет значения. Для ребенка важно усвоить безусловность правила поведения. Нельзя преувеличивать наказание. Наказание – сигнал о важности правила, а не наказание ради наказания. Нельзя унижать ребенка. Спокойным тоном объяснить, какое наказание ждет ребенка. Нельзя применять физические наказания. Иначе будет ожесточение, обиды, разрушение отношений.

Задание для родителей.

1.  Проанализируйте, сколько раз вы обратились к ребенку положительно: радостно приветствуя, одобрительно, с поддержкой.

2.  Вспомните, сколько раз вы обратились к нему отрицательно: упрекая, критически, делая замечания.

3.  Представьте себе, что вы встретили своего лучшего друга. Постарайтесь изобразить мимикой или жестами свою радость от такой встречи, покажите, что он вам близок и дорог. Теперь попытайтесь продемонстрировать те же чувства собственному ребенку, когда он приходит из школы.

4.  Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день.

5.  В каждой ситуации обращайте свое внимание на реакцию ребенка и на свои собственные чувства.

- В течение собрания каждый из вас собрал свой «портфельчик с полезностями».

Поделитесь, пожалуйста, советами, рекомендациями, которыми вы заполнили  его по теме нашего собрания. (выслушиваются мнения родителей)

-В завершении нашего собрания нам бы хотелось поделиться с вами памятками.

( родителям раздаются памятки).

                                                    Памятка. (слайд)

  1. Поговорите с ребёнком, узнайте, в чём причина его поведения. Постарайтесь понять его чувства.
  2.  Не торопитесь ругать ребёнка, подумайте можно ли к ситуации отнестись с юмором.
  3. Составьте правила вместе с ребёнком, учите ребёнка договариваться и соблюдать обещания.
  4. Избегайте обещаний наград, этот метод работает недолго.
  5. Уважайте ребёнка. Он имеет право на мнение, отличающееся от вашего.

          Если наказание всё же необходимо, что нельзя делать взрослому?

  1. Нельзя медлить. Наказание должно следовать сразу. Для ребёнка важно усвоить безусловность правила поведения.
  2. Нельзя преувеличивать наказание. Наказание – сигнал о важности правила, а не наказание ради наказания.
  3. Нельзя унижать ребёнка. Спокойным тоном объяснить, какое наказание ждёт ребёнка.
  4. Нельзя применять физические наказания. Иначе будет ожесточение, обиды, разрушение отношений.
  1. Заключение.

            Если вы сами будете правильно общаться  с ребенком, это выработает  в нем способность к размышлению над своими и чужими переживаниями.

На собственном примере родители учат ребенка главным принципам отношения к себе и другим. Они показывают ему, что у каждого есть свои чувства, есть право их выражать.

Если ребёнок поймет, что родители его любят, понимают, ждут дома, он, придя из школы, будет делиться тем, что в ней происходит.

Постепенно у ребенка будет расти его социальный опыт, круг его общения будет становиться более широким, и он вырастет человеком, хорошо понимающим других людей.

         -Наказать, нельзя простить? В каждом отдельном случае будет своя запятая в этом предложении. Взрослым важно не допустить жестокости. Хвалите ребенка, он будет стремиться порадовать вас своим поведением.

- Обратите внимание на слайд. Здесь высказывания великих людей  по данной проблеме.

1.«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство» (Ф. Энгельс)

2. «Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам» (Народная мудрость)

3.«Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает» (Э. Бомбек). 

4. «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает» (Олег Рой).

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Задачи:помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.Форма проведения:обучающий семинар.Вопросы для ...

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Родительское собрание по теме: "Конфликты в семье и пути их разрешения"

Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие ученики,  стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречия...

родительское собрание на тему: "Конфликты"

Разговор с родителями: «Прежде чем воспитывать ребенка, родителям стоит начать воспитывать себя» слайд 1Цель: Помочь родителям познать, лучше понимать своих детей и самих себя.Ход собрания...

Родительское собрание «Простить нельзя наказать. Где поставим запятую? Управление конфликтами в семье»

Методическая разработка посвящена проблеме применения наказания детям. Рассчитана на родителей обучающихся начальных классов. Представленная информация поможет  родителям выявить причины во...