Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3-4 классов
методическая разработка (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 3-4 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Семенова А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» для начальной школы в образовательной системе «Школа России».
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса образовательном учреждении»;
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05. 2011г. № 03-29).
- Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов. – Москва «Просвещение» 2014 г.
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Описание места курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в учебном плане
Учебный курс «Занимательная информатика» в МБОУ СШ №3 р.п. Кузоватово включен в учебный план и расписание внеурочной деятельности начальной школы.
Рабочая программа курса «Занимательная информатика» начального общего образования составлена на два года обучения на 68 часов – в 3 классе 1 час в неделю и в 4 классе 1 час в неделю.
Итоговый контроль знаний и умений учащихся проводится в форме защиты учебных проектов, а так же на итоговых уроках, где в игровой форме происходит обобщение и повторение пройденного материала по изученному разделу.
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематическому планированию выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин, а также закрепляют полученные знания и умения с помощью проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Занимательная информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
- владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- одномерная и двумерная таблицы;
- круговая и столбчатая диаграммы;
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
ИКТ-квалификация
- сканирование изображения;
- запись аудиовизуальной информации об объекте;
- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
- заполнение учебной базы данных;
- создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в активную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Важной составляющей курса является проектная деятельность. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе выполнения проектов ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Можно выделить следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного курса наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
3 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Длина цепочки. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию | 1 |
2 | Цепочка цепочек. | 1 | |
3 | Проект «Мой лучший друг»/ «Мой любимец» | Работать в компьютерной среде: составлять текст в письменной форме — небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации — готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры. | 1 |
4 | Таблица для мешка (по двум признакам) | Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. | 1 |
5 | Словарный порядок. Дефис и апостроф. | Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определённое слово. | 1 |
6 | Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. | 1 |
7-8 | Уровень вершины дерева. | 2 | |
9-10 | Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. | Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель). Выполнять программы для Робика — строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позициям. | 2 |
11 | Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия перед каждой/после каждой. Определять истинность утверждений о цепочках с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими инфор- мационными понятиями (цепочка). Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания | 1 |
12 | Склеивание цепочек. | 1 | |
13 | Проект «Определение дерева по веточкам и почкам». | Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. | 1 |
14 | Путь дерева. | Знакомиться с важнейшими информациионными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие путь дерева. Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. | 1 |
15-16 | Все пути дерева. | 2 | |
17 | Проект «Сортировка слиянием» | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядочение) — упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. | 1 |
18-19 | Робик. Конструкция повторения. | Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. | 2 |
20 | Склеивание мешков цепочек. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места | 1 |
21 | Таблица для склеивания мешков. | 1 | |
22 | Проект «Турниры и соревнования», 1 часть. | 1 | |
23 | Проект «Турниры и соревнования», 2 часть. | 1 | |
24 | Круговой турнир. Крестики-нолики. | Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игры «Крестики-нолики», заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места | 1 |
25 | Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры. | Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр «Камешки», «Ползунок», «Сим». Играть в игры с полной информацией. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места | 1 |
26 | Игра «Камешки». | 1 | |
27-28 | Игра «Ползунок». Игра «Сим». | 2 | |
29 | Выигрышная стратегия. | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры «Камешки» | 1 |
30 | Выигрышные и проигрышные позиции. | 1 | |
31 | Выигрышные стратегии в игре «Камешки». | 1 | |
32 | Проект «Живая картина» | Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя. | 1 |
33 | Итоговое повторение за курс 3 класса | 1 | |
34 | Резерв | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Повторение изученного в 3 классе. | 1 | |
2 | Бусины. Одинаковые бусины. Разные бусины | Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить гра- фические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. | 1 |
3 | Бусины в цепочке | 1 | |
4 | Проект «Записная книжка» | 1 | |
5 | Словарь.
| Осваивать знакво-символичес-кую систему русского языка анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма | 1 |
6-7 | Словарь. Проект «Буквы и знаки в русском тексте» | 2 | |
8-9 | Алфавитная цепочка. Слово. | Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов. Осваивать знаковую систему языка - анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту. | 2 |
10-11 | Проект «Новогодняя открытка». | 2 | |
12 | Дерево игры | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. | 1 |
13-14 | Исследуем позиции на дереве игры | 2 | |
15 | Дерево вычислений | Анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. | 1 |
16-17 | Робик. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ | Представлять процесс выполнения программы в виде цепочки - строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке её выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции. | 2 |
18 | Дерево всех вариантов | 1 | |
19 | Проект «Стратегия Победы» | 1 | |
20 | Выравнивание, решение трудных задач | Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя. Записывать звуковые файлы для озвучения реплик персонажей сказки | 1 |
21-22 | Проект «Наша сказка» | 2 | |
23-24 | Лингвистические задачи | Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов другой по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения | 2 |
25 | Шифрование | 1 | |
26-27 | Решение задач | 2 | |
28-29 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач | 2 | |
30 | Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть) | Наблюдать и фиксировать величины — регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбчатые диаграммы для различных параметров погоды за месяц. | 1 |
31 | Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть) | 1 | |
32 | Итоговое занятие | 1 | |
33-34 | Резерв | 2 | |
ИТОГО | 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы – Москва: «Просвещение», 2014.
- Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2018. – 104 с.;
- Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2018. – 108 с.;
- Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 3. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2018. – 108 с.
- Поурочные разработки. «Информатика 3-4 Часть 1»,
- Поурочные разработки. «Информатика 3-4 Часть 2»,
- Поурочные разработки. «Информатика 3-4 Часть 3» ,
- https://www.int-edu.ru/content/informatika-3-4-l-semenov-t-rudchenko-umk
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика и робототехника в начальной школе"
Представлена программа по информатике для внеурочных занятий в начальной школе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 4 класса
В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию качественно новой лично...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
Программа внеурочной деятельности в занимательной форме подготавливает обучающихся начальной школы к изучени предметной области Математика и Информатика...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
Рабочая программа «Занимательная информатика» для 2-4 классов разработана на основе ФГОС НОО, с целью формирования начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических поняти...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 1-2 классов
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.Программа построена в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненног...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построен...