Родительское собрание "Как поддержать у школьников желание учиться" 4 класс
учебно-методический материал (4 класс)
Ключевые вопросы классного мероприятия с родителями:
1. Основные затруднения в обучении учащихся 4 класса.
4. Организационные вопросы.
Цель родительского собрания: активизировать конструктивную активность родителей по решению проблемы «снижение школьной мотивации, желания учиться у учащихся 4-х классов». Материал содержит рекомендации по теме собрания, знакомит родителей с формой и организацией итоговой аттестации - ВПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Мероприятие с родителями «Как поддержать у школьников желание учиться».
Пояснительная записка
Родительское собрание «Как поддержать у школьников желание учиться» возникло в связи с необходимостью решения проблемы, связанной со снижением школьной мотивации, желанием учиться у учащихся 4-х классов, а также предстоящие ВПР. Наблюдение за детьми, общение с ними, педагогами и родителями показывает, что для школьников в этот возрастной период наиболее важным и значимым является общение со сверстниками, а учебная деятельность, достижение в ней положительных результатов уходит на второй план. Появляется избирательность интересов. Потребность в учении, познавательная мотивация развита далеко не у каждого школьника. Снижение школьной мотивации, учебной активности связано с тем, что у ребёнка могут быть проблемы в обучении, а родителя не акцентируют своё внимание на этом или не могут найти пути устранения проблем. В данной ситуации необходима помощь педагога-психолога, классного руководителя, которым нужно провести работу с родителями этих учащихся.
Целью родительского собрания «Как поддержать у школьников желание учиться» является: активизировать конструктивную активность родителей по решению проблемы «снижение школьной мотивации, желания учиться у учащихся 4-х классов» и «Родительская помощь при подготовке школьника к ВПР».
Задачи:
- Активизировать внимание родителей на проблемах в обучении учащихся.
- Помочь родителям определить пути устранения проблем в обучении и низкой успеваемости.
- Способствовать формированию активной позиции родителей по решению проблем, связанных с обучением детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Перед проведением родительского собрания проводится подготовительная работа: анкетирование учащихся, ранжирование. На родительском собрании используется интерактивный метод «Работа в мини-группах».
Материалы: цветные бейджики, маркеры, листы А4 разного цвета с вопросами, доска (интерактивная доска), мел.
Показателями результативности мероприятия (для самоодиагностики педагога-психолога) являются активность родителей, доброжелательная психологическая атмосфера, положительные результаты рефлексии родителей, повышение уровня школьной мотивации учащихся.
Примечание: Т.к. материал содержит три основных вопроса:
1. Основные затруднения в обучении учащихся 4 класса.
2. «Как поддержать у школьников желание учиться»
3. «Как помочь ребенку при подготовке к участию в ВПР»
а также некоторые организационные вопросы, целесообразно представить их в презентации.
Из опыта работы – родители чаще всего высказывают положительные ощущения, берут для себя (указывают на) полезные рекомендации, говорят слова благодарности.
Основная часть
1.Организационный этап.
Вступительная речь учителя
Здравствуйте, уважаемые родители. Рада встрече с вами. Надеюсь, что с этого мероприятия вы возьмёте для себя что-то полезное и нужное, сможете найти ответы на актуальные для вас вопросы по проблемам обучения и воспитания детей.
Я предлагаю Вам ответить на такой вопрос: «Зачем вы отправляете ребёнка в школу?» (Далее родители дают свои ответы. Один из ответов – «Учиться»). Но, к сожалению, так бывает, что проучившись несколько лет, у ребёнка начинает пропадать желание учиться, узнавать что-то новое, добиваться положительных результатов в учебной деятельности и вообще, посещать школу. Почему так происходит, как преодолеть эти трудности в обучении, поддержать у детей желание учиться, сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Размещение родителей по группам
Родителям предлагается взять бейджик любого цвета и объединиться в группы с теми родителями, у кого бейджики такого же цвета.
2.Разминка «Какой я, как родитель?»
Родителям даётся задание, на бейджиках написать своё имя и 1-3 качества, характеризующих их, как родителей. (Например, любящая, требовательная, заинтересованная, ответственная, неравнодушная и т.д.)
Далее родители должны представиться: например, «Меня зовут Татьяна, как родитель я строгая и любящая»).
Затем, группа родителей определяет количество совпадений по качествам и придумывает себе название по наибольшему количеству совпадений и озвучивает название группы (например, «Мы любящие родители»).
3.Анкетирование родителей
Каждой группе родителей выдаётся по 3 листа разного цвета с вопросами и предлагается на каждом листе ответить на эти вопросы.
Лист голубого цвета с вопросом:
- «В каких случаях вы предлагаете ребёнку помощь?»
Лист розового цвета:
- «За что вы хвалите своего ребёнка?»
Лист жёлтого цвета:
- «За что вы ругаете своего ребёнка?»
Далее родители сами обрабатывают эти анкеты. Каждой группе предлагается обработать один вопрос (т.е. группа получает листы одного цвета).
После обобщения всех ответов, каждая группа озвучивает и комментирует результаты.
Как показывает опыт работы, по результатам анкетирования родителей, выявляется, что родители чаще всего хвалят детей за хорошие оценки, а не за проявляемую детьми самостоятельность в достижении учебной задачи, умении организовать свою деятельность, за оказание помощи в учёбе одноклассникам. Чаще всего ругают, аналогично, за плохие оценки, плохую успеваемость, поведение. Не всегда оказывают помощь в выполнении домашних заданий.
4.Выступление кл.руководителя «Анализ анкетирования учащихся»
Перед родительским собранием проводится:
- анкетирование учащихся, позволяющее определить уровень школьной тревожности учащихся, отношение к школе, учёбе, одноклассникам, классному руководителю (используется анкета «Определение уровня школьной мотивации» - Н.Г. Лускановой - См. Приложение 1);
2) ранжирование «Что для тебя важно в школе?», определяющее, что лежит в основе той или иной установки: учение, общение или вознаграждение (См. Приложение 2).
5. «Мозговой штурм» - выявление причин снижения успеваемости, падения интереса к учебе
Родители называют причины, влияющие на снижение успеваемости и падение интереса к учёбе. (Например, дети не слушают мнение и советы родителей, не придерживаются режима дня, не могут организовать себя и т.д.). Педагог-психолог составляет их список на доске. Затем, после ранжирования оставляются три причины, наиболее значимые.
6. «Я хороший родитель» - нахождение путей устранения проблем в обучении, снижении интереса к учёбе и низкой успеваемости
Родителям в группах предлагается сформулировать задачи и свои действия по устранению причин, влияющих на снижение интереса к учёбе, устранение проблем в обучении.
Далее идёт выступление каждой группы с комментариями. После выступлений родителей, педагог – психолог резюмирует, комментирует ответы родителей.
7. «Чемодан» - подведение итогов, рефлексия
Педагог-психолог, обращаясь к родителям, говорит: «Представьте себе, что вы собираетесь вместе со своим ребёнком в путешествие (страну - «Мир знаний»). Вам нужно собрать с собой чемодан. Но в этот чемодан вы должны положить не вещи, а свои ощущения, впечатления, нужные для вас и вашего ребёнка советы, пожелания, которые пригодятся вам для дальнейшего обучения вашего ребёнка.
Из опыта работы – родители чаще всего высказывают положительные ощущения, берут для себя (указывают на) полезные рекомендации, говорят слова благодарности.
Список источников
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации.
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
- Положение о службе социально – психолого – педагогического сопровождения в МБОУ Берёзовской начальной общеобразовательной школе.
Список литературы (учебно-методические материалы):
1.Азаров Ю.В. Семейная педагогика /Ю.П. Азаров. – М..: Политиздат, 1982.
2.Азбука общения / Л.М. Шипицына (и др.). – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
3.Аксюченко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения / Н. Литарова, В. Аксюченко // Воспитание школьников. – 2003. - № 1. – С. 16-17.
4.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997.
5.Афанасьева Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева. – М.: Прсвещение, 1986.
6.Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнёрству / В.М. Брюхова // Классный руководитель. – 2007. - № 7. – с. 113-129.
7.Валикова Т.В. Учитель и семья / Т.В.Валикова. – М.: Просвещение, 1980.
8.Гребенников И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1985.
9.Грубкина Т. Родительский клуб / Т. Грубкина // Школьный психолог. – 2000. - № 25.
10.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: Вако, 2006.
11.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И. Дереклеева. – М.: Вако, 2002.
12.Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Вып. 1. / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
13.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
14.Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик. – М.: Генезис, 2003.
15.Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / И.П.Локанова. – М., 2001.
16.Максимочкина В.Н. Родительские собрания: шаги к мудрости / В.Н. Максимочкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
17.Мир детства: младший школьник / под ред. А.Г.Хрипковой. – Самара: Учебная литература, 2004.
18.Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учебных заведений: Кн 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1995. – 512 с.
19.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. –М.: - «Сфера», 1998. – 240 с.
20.Осетинская О.В. Я – первоклассник: портфолио учащегося / О.В. Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 31 с.
21.Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьника / авт. – сост. Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 39 с.
22.Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
23.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина и др. / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: - ВЛАДОС, 2001.
25.Советова Е.В.Родительские собрания в начальной школе. Е.В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
26.Сонин В.А. Психологический практикум / В.А. Сонин. – М., 1998.
27.ТархановаЛ.А. Педагогика понимания / Л.А. Тарханова // ПедСовет. – 2001. - № 8. – с. 3-4.
28.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании / М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. –М.: Генезис, 2004.
29.Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов / Т.В. Шклярова. – М.: ТЕРРА, 1994.
30. Шуман С.Г. Родительские тревоги / С.Г. Шуман. – М.: Педагогика, 1989.
31.Яременко Е.О. Родительские собрания: внеклассная работа / О.О. Еременко, Е.К. Лобачёва. – М.: Экзамен, 2009.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)
/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г./
Цель: определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень: 20-24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень: 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень: 10–14 баллов - низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень: Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
АНКЕТА
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
Приложение 2
Ранжирование «Что для тебя важно в школе?»
Учащимся предлагается проранжировать утверждения.
«Что для тебя важно в школе?»
А) возможность общения с товарищами;
Б) получение хороших оценок;
В) похвала учителя;
Г) узнать новое на уроке;
Д) поддерживать хорошие отношения с одноклассниками;
Е) овладевать новыми знаниями;
Ж) сделать так, чтобы одноклассники меня ценили;
З) дополнительно заниматься по любимым предметам;
И) чтобы учитель ставил меня в пример другим.
Ранжирование позволяет определить, что лежит в основе той или иной установки:
- А – учение (Г,Е,З);
- Б – общение (А, Д, Ж);
- В – вознаграждение ( Б, В, И).
Таким образом, помимо количественного показателя есть качественное значение. Оно позволяет не только установить индивидуальные предпочтения, но и увидеть суть проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».
Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...
Как поддерживать в школьниках желание учиться
рассмотреть причины нежелания ребенка учиться, причины возникновения трудностей в учёбе; научить родителей принимать необходимые...
Родительское собрание по теме: "Воспитание желания учиться"
С проблемой желания учиться встречаются многие родители?!. Как помочь ребёнку учиться с удовольствием? Несколько советов о мотивации учения младшего школьника....
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем". 3 класс
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем" 3 класс. Разработка конспекта собрания....
Конспект урока чтения и развития речи на тему: К. Ушинский. «Четыре желания». 3 класс
Конспект урока чтения и развития речи для обучающихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья.Тема урока: К. Ушинский. «Четыре желания». Цели урока: Познакомить учащихся с произвед...
Выступление на тему "Как поддерживать в школьниках желание учиться"
Данная презентация предназначена для выступления на родительском собрании...
Родительское собрание "Интересы младшего школьника" для 2 класса
Роль родителей в развитии потенциальных возможностей ребенка...