Критерии диагностики
материал
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Уровень нравственного развития и воспитания учащихся
(Субъективный тест классного руководителя по М.И.Шиловой)
Цель: изучение сформированности нравственного уровня развития и воспитания младших школьников.
Процедура (диагностику проводит классный руководитель):
- анализирует поступки, мотивы, поведение школьников,
- сравнивает с диагностической картой показателей,
- регистрирует результаты наблюдений в таблицу:
класс ________ ФИ учащегося ____________________________________
Показатели | Критерии | Признаки проявляются | ||
Ярко 3 балла | Средне 2 балла | Слабо проявляются 1 балл, отсутствуют 0 баллов | ||
Социальная культура | Долг, товарищество, ответственность | |||
Трудолюбие | ||||
Дисциплинированность, отношение к учебе | ||||
Семейная культура | Следование семейным ценностям | |||
Уважение, забота о родителях | ||||
Авторитет семьи | ||||
Личностная культура | Доброта, отзывчивость | |||
Честность | ||||
Милосердие |
Диагностическая карта показателей:
Критерии | Признаки проявляются | |||
Ярко 3 б. | Средне 2 б. | Слабо 1 б. отсутствуют 0 б. | ||
Социальная культура | Долг, товарищество ответственность | Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других. | Без особого желания выполняет, необходим контроль учителя. | Уклоняется от поручений, безответственный. |
Трудолюбие | Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, организует других. | Трудиться при наличии соревнования, конкуренции. | Уклоняется от труда. | |
Дисциплинированность, отношение к учебе | Примерно ведёт себя в общественных местах, семье, призывает к этому других. | Соблюдает правила при контроле старших. | Нарушает дисциплину. | |
Семейная культура | Следование семейным ценностям | Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре. | Знает ценности семьи. | Ценности не интересуют. |
Авторитет семьи | Уважает семью, побуждает других. | Ситуативно уважает семью. | Не признаёт авторитет старших. | |
Уважение, забота о родителях | Уважает родителей, проявляет заботу. | Проявляет уважение, иногда заботу. | Считает, что родители должны заботиться о нём. | |
Личностная культура | Доброта, отзывчивость | Помогает другим, оказывает помощь. | Помогает, если просят. | Недружелюбен, груб. |
Честность | Верен слову, правдив, отвечает за свои поступки. | Не всегда честен, не всегда выполняет поручения. | Обманывает, лжив. | |
Милосердие | Внимателен, готов придти на помощь, проявляет сострадание. | Может помогать, но не проявляет инициативу. | Высокомерен. |
Приложение 2.
Мониторинг уровня сформированности личностных результатов учащихся:
№ п/п | Критерии оценивания | Параметры оценки |
1 | Принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. | Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
2 | Владение навыками коммуникации и принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Сформированность навыков коммуникации со взрослыми. |
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками. | ||
Сформированность необходимых ребенку социальных ритуалов. | ||
3 | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Сформированность социально-бытовых умений. |
Сформированность представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении. | ||
4 | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. | Сформированность основ гражданской идентичности. |
5 | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни. Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. |
6 | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
0 - баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 – балл - учащийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 – балла - учащийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 – балла - учащийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 – балла - учащийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 – баллов - учащийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Индикаторы оценивания:
№ п/п | Критерии оценивания | Параметры оценки | Индикаторы |
1. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. | Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Знание правил поведения в Центре, прав и обязанностей ученика. |
Наличие стремления участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и Центра. | |||
Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания. | |||
Восприятие важности учебы, любознательность и интерес к новому. | |||
2. | Владение навыками коммуникации и принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Сформированность навыков коммуникации со взрослыми. | Знание правил коммуникации. |
Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника. | |||
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками. | Владение культурными формами выражения своих чувств. | ||
Способность обращаться за помощью. | |||
Сформированность необходимых ребенку социальных ритуалов. | Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы. | ||
3. | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Сформированность социально-бытовых умений. | Овладение навыками самообслуживания. |
Самостоятельность и независимость в быту, знакомство с ТБ: обращение с электроприборами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. | |||
Сформированность представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Умение адекватно оценивать свои возможности и силы. (Различает «что я хочу» и «что я могу»). | ||
Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. | |||
4. | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. | Сформированность основ гражданской идентичности. | Знание знаменательных для Отечества исторических событий. |
Осознание своей этнической и культурной принадлежности. | |||
Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. | |||
Любовь к своему краю, осознание своей национальности. | |||
5. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня. |
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. | |||
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Занятие творческим трудом или спортом. | ||
Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда. | |||
6. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Умение различать «красивое» и «некрасивое». |
Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда. |
Оценка динамики достижений обучающегося в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.
Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки классный руководитель делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Приложение 3.
Оценка уровня воспитанности учащихся
(Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько).
Проанализировать и оценить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре.
Качества личности | Да | Не всегда | Нет | |
Я и Я | Старается учиться как можно лучше, на уроках активен и внимателен, регулярно и качественно выполняет домашнее задание, читает (любит, когда ему(ей) читают. | |||
Является правдивым человеком, всегда поступает справедливо, по совести, умеет признавать свои ошибки, стремиться быть лучше. | ||||
Умеет прощать причиненные ему обиды, дружелюбно относится к одноклассникам. | ||||
Имеет любимое полезное увлечение, свободное время проводит с пользой, не тратит его на безделье. | ||||
Средний балл | ||||
Я и ОБЩЕСТВО | Интересуется событиями, происходящими вокруг него, смотрит телепередачи, участвует в информационных классных часах. | |||
Активно участвует в конкурсах, делах класса и школы, добросовестно выполняет поручения. | ||||
Выполняет свои обязанности, правила поведения в школе и общественных местах, не нарушает дисциплину. | ||||
Знает свои права ребенка, знает, что нужно делать и к кому обратиться за помощью, в случаях их нарушения. | ||||
Средний балл | ||||
Я и СЕМЬЯ | Знает историю и традиции своей семьи. | |||
Уважает старших членов семьи (родителей, бабушек и дедушек), заботится о младших (братьях, сестрах), помогает по дому. | ||||
Участвует в планировании семейных дел, семейных праздниках, любит отдыхать и трудиться вместе с членами своей семьи. | ||||
Всегда говорит правду родителям, рассказывает им о своих успехах и неудачах, интересуется их делами. | ||||
Средний балл | ||||
Я и ЗДОРОВЬЕ | Соблюдает правила личной гигиены, имеет опрятный внешний вид. | |||
Выполняет режим дня, правильно и регулярно питается, умеет распределять время учебы и отдыха. | ||||
Регулярно делает зарядку, посещает уроки физкультуры, принимает участие в спортивных праздниках, конкурсах, проводит много времени на свежем воздухе, любит подвижные игры. | ||||
Отсутствуют вредные привычки (длительные компьютерные игры, длительный просмотр телепередач, переедание, курение и др.). | ||||
Средний балл | ||||
Я и КУЛЬТУРА | Интересуется историей и культурой своей страны. | |||
Всегда вежлив(а), знает и соблюдает правила поведения и речи, правила этикета. | ||||
Любит заниматься творчеством (петь, рисовать, танцевать и др.), посещает кружки, секции. | ||||
Любит и бережет природу (растения, животных), экономит электричество, воду, тепло и побуждает к бережному и экономному отношению других людей. | ||||
Средний балл |
(Да -3; Не всегда – 2; Нет – 1 балл) (Приложение 3)
Приложение 4.
Уровень сформированности семейной культуры
Анкета «Я и моя семья»
Изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника. Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.
- Тебе нравится твоя семья?
- Нравится.
- Не очень нравится.
- Не нравится.
- Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
- Да.
- Бывает по-разному.
- Нет.
- Тебя часто наказывают за проступки?
- Да.
- Бывает по-разному.
- Нет.
- Тебе нравится ухаживать и помогать родителям, младшим братьям или сестрам?
- Да.
- Бывает по-разному.
- Нет
- Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?
- Хотел бы.
- Не знаю точно.
- Не хотел бы.
- Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
- Да, делаю сам без просьб.
- Не всегда.
- Нет
- Часто ли ты слушаешь своих родителей?
- Часто.
- Иногда.
- Почти никогда.
- Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
- Да.
- Бывает по-разному.
- Нет.
- Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
- Часто.
- Иногда.
- Почти никогда.
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ _________ класса
№ п/п | ФИ учащегося | Период оценивания | |
начало уч. года | конец уч. года | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 |
1 балл – Низкий уровень; 2 балла – Средний уровень; 3 балла – Высокий уровень.
Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):
1 балл - Низкий – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
2 балла - Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
3 балла - Высокий – у учащихся сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценок
Критерии оценок за письменные работы по русскому языку и математике....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Диагностика 1 класса "Уровень развития ребенка по критериям"
Ф.И.Уровень развития ребенка по критериямЗрительное восприятиеПространственное восприятиеПредставление о счете, вычислительных операцийУмение сравнивать два множества по числу элементовУмение кл...
Критерии оценки педагогической диагностики к содержанию и методам воспитания и обучения
Задачи, методы, виды и правила проведения диагностики отражены в этой статье...
Стартовая диагностика сформированности УУД (1 класс) Диагностика сформированности коммуникативного компонента УУД
Этой дагностикой пользуюсь при наборе детей в 1 класс...
«Диагностика воспитания: уровни, критерии, методики». Реферат
Изучение эффективности результатов воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики, т.к. сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффектив...
«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на зан...