«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на занятиях по оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга
Статья
«Определение критериев и уровней диагностики
проявления изобретательности младших школьников
и разработка условий, методов и приёмов
развития изобретательности детей
на занятиях по оригами».
Автор:
Ткаченко Галина Глебовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2023
Аннотация
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на занятиях по оригами.
Введение
XXI-й век характеризуется многочисленными процессами преобразований и реформ во всех сферах экономики и общественной жизни. Возрастает потребность современного общeствa в aктивных личнoстях, способных мыслить не шаблонно, а креативно, нaхoдить кaчeствeнныe рeшeния проблем, совершенствовать, преобразовывать уже существующие технологии, знания, а также умеющих успешно создавать нечто новое, оригинальное, неповторимое в разных сферах человеческой деятельности.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно, но для этого необходимо найти оптимальные условия, методы и приемы обучения, направленные на развитие креативности.
Вся история человечества — это история изобретательства. Сегодня развитие творческого мышления как никогда, актуально:
- жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения. Развитие творческих способностей определяет становление активного, целенаправленного человека;
- по мнению советского и российского педагога Никитина Б. П., который много лет занимался проблемой развития творчества детей, малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества;
- работы многих педагогов и психологов посвящены проблеме формирования творческого потенциала у детей, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях. Но вопрос развития детского изобретательства недостаточно хорошо представлен в педагогической литературе и исследован педагогами - практиками. Тем не менее, опыт работы по обучению детей технике оригами показывает, что у младших школьников можно развивать в той или иной степени способности к изобретательству.
В программе «Бумагопластика» прописаны следующие планируемые результаты:
Личностные - у детей будет сформирован навык творческого отношения к окружающей жизни;
Метапредметные - дети научатся проявлять инициативу, творчество и самостоятельность в различных жизненных ситуациях;
Предметные - дети научатся импровизировать, видоизменять образец, выполнять различные варианты изделий на заданную тему, создавать творческие работы с опорой на образец, создавать собственные изобретения в технике оригами.
Таким образом, изобретательская одаренность проявляется в разной степени, поэтому далеко не всякий ребёнок в состоянии полностью изобрести модель в технике оригами. Но каждый может видоизменить фигурку, усовершенствовать её.
Из актуальности вытекает проблема: определение диагностики уровней проявления изобретательности.
Цель статьи.
Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности младших школьников на занятиях по оригами.
Рассмотрев критерии, которые предлагают в своих работах Дж. Гилфорд, Дроздикова Л.Н., Е.П. Торренс, были выделены критерии, характеризующие степень изобретательности, уровни их проявления и разработана система творческих диагностических заданий.
Исследование проводилось в группе второго года обучения.
Представлены результаты итоговой диагностики.
Типы проблемных ситуаций на занятиях: 1.Ситуация неожиданности идеи выз. Удивление: динамические игрушки 2.Ситуация конфликта (когда новые факты выступают в противоречие с устоявшимся мнением): базовые формы двойной квадрат и треугольник. 3.Ситуация неопределённости (когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных): в схеме допущена ошибка: в серии схем пропущены один-два этапа. 4.Ситуация выбора (необходимость сделать выбор из представленных вариантов): задания на вариативность, беглость, гибкость. 5.Ситуация предложения (предоставляется возможность выдвинуть собственную версию): сборка фигуры из готового модуля. В результате проделанной работы выяснилось, что тестовые диагностические задания не только помогают выявить детей с разным уровнем степени изобретательности и определить разные стороны этого процесса, но и положительно влияют на развитие креативного мышления, что можно увидеть в детских творческих работах и в ролевых играх во время динамической паузы. Образовалась группа детей, которые регулярно изобретают модели фигурок. Интересными оказались причины, по которым эти дети изобретают:
Итак, для развития изобретательности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать учащихся к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника. Список литературы dodiplom.ru Кокиева Э. М. «Развитие изобретательности младших школьников на уроках технологии» vuzlit.ru «Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младших школьников
Рекомендации классному руководителю...
Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».
Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей....
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...
Критерии оценки педагогической диагностики к содержанию и методам воспитания и обучения
Задачи, методы, виды и правила проведения диагностики отражены в этой статье...
Статья « Диагностика проявлений изобретательности детей на занятиях по оригами».
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на заня...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника...
Диагностики для определения уровня школьной мотивации, самооценки младших школьников.
Диагностики содержат методики:Лускановой Н.Г. для определения уровня школьной мотивации;"Лесенка", "Какой Я?" для определения самооценки младших школьников;Цукерман Г.Л. "Рука...