«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на занятиях по оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга
Статья
«Определение критериев и уровней диагностики
проявления изобретательности младших школьников
и разработка условий, методов и приёмов
развития изобретательности детей
на занятиях по оригами».
Автор:
Ткаченко Галина Глебовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2023
Аннотация
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на занятиях по оригами.
Введение
XXI-й век характеризуется многочисленными процессами преобразований и реформ во всех сферах экономики и общественной жизни. Возрастает потребность современного общeствa в aктивных личнoстях, способных мыслить не шаблонно, а креативно, нaхoдить кaчeствeнныe рeшeния проблем, совершенствовать, преобразовывать уже существующие технологии, знания, а также умеющих успешно создавать нечто новое, оригинальное, неповторимое в разных сферах человеческой деятельности.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно, но для этого необходимо найти оптимальные условия, методы и приемы обучения, направленные на развитие креативности.
Вся история человечества — это история изобретательства. Сегодня развитие творческого мышления как никогда, актуально:
- жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения. Развитие творческих способностей определяет становление активного, целенаправленного человека;
- по мнению советского и российского педагога Никитина Б. П., который много лет занимался проблемой развития творчества детей, малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества;
- работы многих педагогов и психологов посвящены проблеме формирования творческого потенциала у детей, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях. Но вопрос развития детского изобретательства недостаточно хорошо представлен в педагогической литературе и исследован педагогами - практиками. Тем не менее, опыт работы по обучению детей технике оригами показывает, что у младших школьников можно развивать в той или иной степени способности к изобретательству.
В программе «Бумагопластика» прописаны следующие планируемые результаты:
Личностные - у детей будет сформирован навык творческого отношения к окружающей жизни;
Метапредметные - дети научатся проявлять инициативу, творчество и самостоятельность в различных жизненных ситуациях;
Предметные - дети научатся импровизировать, видоизменять образец, выполнять различные варианты изделий на заданную тему, создавать творческие работы с опорой на образец, создавать собственные изобретения в технике оригами.
Таким образом, изобретательская одаренность проявляется в разной степени, поэтому далеко не всякий ребёнок в состоянии полностью изобрести модель в технике оригами. Но каждый может видоизменить фигурку, усовершенствовать её.
Из актуальности вытекает проблема: определение диагностики уровней проявления изобретательности.
Цель статьи.
Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности младших школьников на занятиях по оригами.
Рассмотрев критерии, которые предлагают в своих работах Дж. Гилфорд, Дроздикова Л.Н., Е.П. Торренс, были выделены критерии, характеризующие степень изобретательности, уровни их проявления и разработана система творческих диагностических заданий.
Исследование проводилось в группе второго года обучения.
Представлены результаты итоговой диагностики.
Типы проблемных ситуаций на занятиях: 1.Ситуация неожиданности идеи выз. Удивление: динамические игрушки 2.Ситуация конфликта (когда новые факты выступают в противоречие с устоявшимся мнением): базовые формы двойной квадрат и треугольник. 3.Ситуация неопределённости (когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных): в схеме допущена ошибка: в серии схем пропущены один-два этапа. 4.Ситуация выбора (необходимость сделать выбор из представленных вариантов): задания на вариативность, беглость, гибкость. 5.Ситуация предложения (предоставляется возможность выдвинуть собственную версию): сборка фигуры из готового модуля. В результате проделанной работы выяснилось, что тестовые диагностические задания не только помогают выявить детей с разным уровнем степени изобретательности и определить разные стороны этого процесса, но и положительно влияют на развитие креативного мышления, что можно увидеть в детских творческих работах и в ролевых играх во время динамической паузы. Образовалась группа детей, которые регулярно изобретают модели фигурок. Интересными оказались причины, по которым эти дети изобретают:
Итак, для развития изобретательности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать учащихся к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника. Список литературы dodiplom.ru Кокиева Э. М. «Развитие изобретательности младших школьников на уроках технологии» vuzlit.ru «Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-133637-1351787375.jpg)
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младших школьников
Рекомендации классному руководителю...
Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».
Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510867-1414673368.jpg)
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...
Критерии оценки педагогической диагностики к содержанию и методам воспитания и обучения
Задачи, методы, виды и правила проведения диагностики отражены в этой статье...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-426145-1575637650.jpg)
Статья « Диагностика проявлений изобретательности детей на занятиях по оригами».
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на заня...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/11/picture-1098691-1557590010.jpg)
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1219732-1581880008.jpg)
Диагностики для определения уровня школьной мотивации, самооценки младших школьников.
Диагностики содержат методики:Лускановой Н.Г. для определения уровня школьной мотивации;"Лесенка", "Какой Я?" для определения самооценки младших школьников;Цукерман Г.Л. "Рука...