Долгосрочная программа по применению игровых технологий: «Солнечные лучики
рабочая программа

Дакаева Анастасия Руслановна

Программа по игровым технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnye_luchiki.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Рабочая программа по применению игровых технологий:

«Солнечные лучики»

Составила:

учитель начальных классов

Дакаева Анастасия Руслановна

Смоленск

2021

Игра и игротерапия

1. Пояснительная записка

Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.

Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.

Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном ослабленном виде. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние.

Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия ( повышения самооценки) применяются две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.

Цели программы: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.

Программа адресована обучающимся 1б, 2«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи программы.

Коррекционно- образовательные:

  • развитие познавательной деятельности учащегося;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;
  • развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
  • формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать интерес к самопознанию
  • способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к учению;
  • побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;
  • воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.

Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.

Основные направления коррекционной работы:

1.        Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.        Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.        Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.        Коррекция произвольного внимания.

5.        Коррекция мышц мелкой моторики.

6.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
  • называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • знать правила поведения в общественных местах;
  • знать правила общения с взрослыми; знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);
  • знать 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону; уметь слушать и понимать обращённую к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
  • уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;
  • согласовывать свои действия с условиями игры;
  • изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
  • находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;
  • при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Достаточный уровень:

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (подвижные игры и т. д.);
  • умение воспринимать игру и выражать своё отношение к игре;
  • использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций и в импровизации;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • повышать уровень речевой инициативы; вырабатывать навыки самоорганизации и самоконтроля.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.

Регулятивные базовые учебные действия:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать и отвечать на вопросы учителя;

- наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3. Содержание

Содержание

№ п\п

Название раздела в программе

Количество часов –

1.

Ролевые игры.

9

2.

Сюжетно-ролевые игры.

14

3.

Театрализованные игры.

9

Итого - 34

4. Календарно-тематическое планирование

Количество часов на 1 полугодие: всего 15ч, в неделю 1ч.

                                на 2 полугодие: всего 19ч, в неделю 1 ч.

Содержание тем

Кол-во

часов

Сроки

По плану

По факту

I четверть (8ч)

Раздел «Ролевые игры»

1.

«День рождения куклы»

1

01.09

2.

«Едем на автобусе в школу»

1

08.09

3.

«Идем с мамой в парикмахерскую»

1

15.09

4.

«Делаем покупки в магазине»

1

22.09

29.09

5.

«На приеме у врача»

1

06.10

6.

«Кукольный театр в гостях у школьников»

1

13.10

7.

«Отправляем письма (открытки) друзьям»

1

20.10

8.

«Отправляем посылку по почте»

1

27.10

II четверть (7ч)

Раздел «Сюжетно-ролевые игры»

9.

10.

«Дочки-матери»

2

10.11

17.11

11.

12.

«Семья»

2

24.11

01.12

13.

«Школа»

1

08.12

14.

«Театр»

1

15.12

15.

«Автобус»

1

22.12

III четверть (11ч)

16.

17.

«Почта»

2

12.01

19.01

18.

«Доктор»

1

26.01

19.

20.

«Поликлиника»

2

02.02

09.02

21.

22.

«Парикмахерская»

2

16.02

------

23.

24.

«Магазин»

2

02.03

09.03

Раздел «Театрализованные игры»

25.

26.

«Кошка и котята» (режиссерская игра)

2

16.03

23.03

IV четверть (8ч)

27.

«Курочка и цыплята» (режиссерская игра)

1

06.04

28.

«Зайчики на полянке» (режиссерская игра)

1

13.04

29.

«Бабочки на полянке» (режиссерская игра)

1

20.04

30.

«Лягушата и бабочки у озера» (режиссерская игра)

1

27.04

31.

«Репка» (игра-драматизация)

1

04.05

32.

«Теремок» (игра-драматизация)

1

11.05

33.

«Волк и семеро козлят» (игра-драматизация)

1

18.05

34.

«Колобок» (игра-драматизация)

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

Урок чтения с применением игровой технологии.

Тип урока: закрепление. Тема урока "Согласные звуки и буквы Б б. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "Родственные слова", закрепляют знания о согласных звуках и буквах Б б. Урок способствует разви...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения

Презентация  на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...

"Применение игровых технологий в работе с детьми"

Основные виды деятельности человека : игра, учеба и труд. Все они органически присуще ему, последовательно развиваются плавно притекая друг в друга. Игра – первый важный вид деятельности и не надо отн...

Применение игровых технологий в период обучения грамоте

Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...