Долгосрочная программа по применению игровых технологий: «Солнечные лучики
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Рабочая программа по применению игровых технологий:
«Солнечные лучики»
Составила:
учитель начальных классов
Дакаева Анастасия Руслановна
Смоленск
2021
Игра и игротерапия
1. Пояснительная записка
Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.
Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном ослабленном виде. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние.
Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия ( повышения самооценки) применяются две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре.
Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.
Цели программы: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.
Программа адресована обучающимся 1б, 2«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи программы.
Коррекционно- образовательные:
- развитие познавательной деятельности учащегося;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Коррекционно-развивающие:
- развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;
- развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
- обогащать словарный запас;
- развивать интерес к самопознанию
- способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению;
- побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;
- воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.
Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать правила поведения в общественных местах;
- знать правила общения с взрослыми; знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);
- знать 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону; уметь слушать и понимать обращённую к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
- уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;
- согласовывать свои действия с условиями игры;
- изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
- находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;
- при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
Достаточный уровень:
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (подвижные игры и т. д.);
- умение воспринимать игру и выражать своё отношение к игре;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций и в импровизации;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- повышать уровень речевой инициативы; вырабатывать навыки самоорганизации и самоконтроля.
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и отвечать на вопросы учителя;
- наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-слушать и понимать речь других;
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3. Содержание
Содержание
№ п\п | Название раздела в программе | Количество часов – |
1. | Ролевые игры. | 9 |
2. | Сюжетно-ролевые игры. | 14 |
3. | Театрализованные игры. | 9 |
Итого - 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
Количество часов на 1 полугодие: всего 15ч, в неделю 1ч.
на 2 полугодие: всего 19ч, в неделю 1 ч.
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Сроки | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть (8ч) | |||||
Раздел «Ролевые игры» | |||||
1. | «День рождения куклы» | 1 | 01.09 | ||
2. | «Едем на автобусе в школу» | 1 | 08.09 | ||
3. | «Идем с мамой в парикмахерскую» | 1 | 15.09 | ||
4. | «Делаем покупки в магазине» | 1 | 22.09 29.09 | ||
5. | «На приеме у врача» | 1 | 06.10 | ||
6. | «Кукольный театр в гостях у школьников» | 1 | 13.10 | ||
7. | «Отправляем письма (открытки) друзьям» | 1 | 20.10 | ||
8. | «Отправляем посылку по почте» | 1 | 27.10 | ||
II четверть (7ч) | |||||
Раздел «Сюжетно-ролевые игры» | |||||
9. 10. | «Дочки-матери» | 2 | 10.11 17.11 | ||
11. 12. | «Семья» | 2 | 24.11 01.12 | ||
13. | «Школа» | 1 | 08.12 | ||
14. | «Театр» | 1 | 15.12 | ||
15. | «Автобус» | 1 | 22.12 | ||
III четверть (11ч) | |||||
16. 17. | «Почта» | 2 | 12.01 19.01 | ||
18. | «Доктор» | 1 | 26.01 | ||
19. 20. | «Поликлиника» | 2 | 02.02 09.02 | ||
21. 22. | «Парикмахерская» | 2 | 16.02 ------ | ||
23. 24. | «Магазин» | 2 | 02.03 09.03 | ||
Раздел «Театрализованные игры» | |||||
25. 26. | «Кошка и котята» (режиссерская игра) | 2 | 16.03 23.03 | ||
IV четверть (8ч) | |||||
27. | «Курочка и цыплята» (режиссерская игра) | 1 | 06.04 | ||
28. | «Зайчики на полянке» (режиссерская игра) | 1 | 13.04 | ||
29. | «Бабочки на полянке» (режиссерская игра) | 1 | 20.04 | ||
30. | «Лягушата и бабочки у озера» (режиссерская игра) | 1 | 27.04 | ||
31. | «Репка» (игра-драматизация) | 1 | 04.05 | ||
32. | «Теремок» (игра-драматизация) | 1 | 11.05 | ||
33. | «Волк и семеро козлят» (игра-драматизация) | 1 | 18.05 | ||
34. | «Колобок» (игра-драматизация) | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий в обучении младших школьников
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...
Урок чтения с применением игровой технологии.
Тип урока: закрепление. Тема урока "Согласные звуки и буквы Б б. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "Родственные слова", закрепляют знания о согласных звуках и буквах Б б. Урок способствует разви...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Применение игровых технологий на уроках литературного чтения
Презентация на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...
"Применение игровых технологий в работе с детьми"
Основные виды деятельности человека : игра, учеба и труд. Все они органически присуще ему, последовательно развиваются плавно притекая друг в друга. Игра – первый важный вид деятельности и не надо отн...
Применение игровых технологий в период обучения грамоте
Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...