РАЗРАБОТКА ФОЛЬЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, 2015 Г.«Настали святки – запевай колядки»
методическая разработка (3 класс) на тему
Сценарий проведения праздника для обучающихся начальной школы .
Цель:показать ценность и важность проявления лучших человеческих чувств: уважения и любви друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastali_cvyatki-zapevay_kolyadki.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №6
Форма проведения: фольклорный праздник.
Участники: учащиеся 3 класса, их родители.
Цель: показать ценность и важность проявления лучших человеческих чувств: уважения и любви друг к другу.
Задачи:
-поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
-продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
-прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная подготовка: изготавливаются народные костюмы, разучиваются колядки и народные игры.
Оформление: на сцене – декорации зимней деревенской улицы, крестьянский дом, на столе – самовар, в тарелке пирожки, стоят чашки с блюдцами, украшенный ленточками шест со звездой, нарисованный костёр, искусственные ёлочки, угощение.
Ход мероприятия
Звучит народная мелодия, на лавке сидят Хозяин и Хозяйка
Хозяйка : А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли. Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Начинались они с сочельника, кануна Рождества. Обычай кликать коляду был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия в будущем году, славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями. Все выпрошенное складывалось в лукошко и съедалось под веселую беседу всеми собравшимися.
Хозяин: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?
Хозяйка : Ой, дед! как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать! В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. В святочную неделю было принято на Руси проводить праздничные гуляния. По дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование или колядки. Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных. А песни какие пели!
Хозяин и Хозяйка (поют):
Ой, овсень, овсень, во дворе, на дворе,
Сосенки стояли, зелены, кудрявый...
Хозяин: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.
Хозяйка: Пойду поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку-ка я блинов.
Хозяин: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна - пирогами.
(Слышится шум, песни с улицы .)
Колядующие:
Мы ходили, мы ходили По святой Руси. Поздравляли, величали, Добра, счастья всем желали.
(Раздается стук в дверь.)
Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!
Хозяйка: У нас денежек нема,
Опустели погреба! Пряники, орешки съели сладкоежки!
Идите прочь отсюда!
Колядующие: Ну, что? Не дает? Ах ты, жадоба-кишка, не подать пирога, не видать тебе добра!
На двор чертей, да в огород червей.
Подай, не ломай и начинку не теряй.
Подай-ка пирог - с рукавичку широк.
Подавай и каши - золотые чаши.
Либо каши горшок, либо блюдо кишок.
Либо ступу молока, либо блюдо киселя.
Либо сена клок, либо вилы в бок!
Уж ты, Марья, не скупись,
В новый год поделись.
Хозяин: Ну что же ты, Марьюшка, негоже колядовщиков со двора гнать. Не к добру это. Давай-ка встречай гостей со всех волостей!
Хозяйка: Милости просим в избу!
Колядующие: Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на весь вечер! Позволь, хозяюшка, коляду спеть.
Хозяйка: Милости просим! Окажите честь.
Колядовщики поют:-Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
-Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте.
-А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
-Житья вам сто лет!
Всем вам — всегда здравьице!
И всем деточкам:девочкам и мальчикам
Все: Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Хозяйка: За добрые пожелания мы одариваем вас печеньем, сладкими пирогами , да конфетами. ( одаривает) А теперь игра - не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-
прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. А нука- дедок, давай-ка узнаем найдется ли среди ребят тот кто тебя переговорит, а?
Хозяин: 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).
2. Баран - буян залез в бурьян.
3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.
5. На возу лоза, у воза коза.
Хозяйка: Молодцы, гости дорогие! Говорить- то вы быстро умеете. В те далёкие времена у людей не было ни телевизоров, ни магнитофонов, даже радио не было, поэтому они сами умели себя развлекать – пели, танцевали, хороводы водили, играли.
Давайте поиграем в игры, которыми развлекали себя девушки и юноши в святочную неделю. И первая игра называется «Заплети косу». Я приглашаю 2 команды по 3 человека. Каждый берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу. Молодцы.
Следующая игра «Колечко». Вам предлагается забросить на колышек 5 колец. Побеждает тот, кто забросит больше. Молодцы.
Вот так интересно проходили все двенадцать дней Святок в России в прошлые века.
Хозяин: Повеселился я с вами. Пора и честь знать! Вот вам сладок пирог, а вот вам порог.
Угощает колядовшиков, они уходят.
Звучит рус.нар. мелодия выходят ряженые медведь и коза
сценка «Медведь и Коза»
Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь:Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.
Коза:Выходи плясать Медведь,
Я частушки буду петь!
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь:Ты когда поешь Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза:А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха!
Медведь:Ах, Коза, ты Коза,
Серенькая Козочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза: Ах, мой Миша дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили!
Девочки поют частушки.
1.Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2.Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
3.Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла —
Я не удержалася!
4.По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал —
Курица обидела!
6.Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
7.Мы всегда везде такие —
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
8.Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
9.На столе стоит стакан,
А в стакане — тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
10.Балалаечка-гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
11.У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
ВСЕ: Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем — молодец!
Хозяйка : А ну-ка, ребята поиграйте-ка с козой-матушкой в игру.
муз/игра «Шла коза по лесу»
Дети поют и выполняют движения.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза,
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, коза.
Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.
Хозяйка : И конечно же на святки угощали пирогами.
Ну-ка, коза, Давай поиграем вместе с нами в игру «Горячий пирог»
Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча руками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.
Хозяйка : Вот вам и угощение. ( Угощают и они уходят)
Звучит музыка выходят ряженные цыганки, выполняют несколько танцевальных движений
Цыганка:Чтоб у ваших детушек
Головки не болели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб кусался зубок
Да смеялся роток,
И дай Бог всего тому,
Кто в этом дому.
1 цыганка – девочка.
Мы, колядовщики,
Пришли прославлять,
Хозяев величать!
Хозяюшке — житья сто лет!
А детушкам - здравьица!
2 цыганка – девочка.
И наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством.
Хозяин : Проходите, гости дорогие! Милости просим! Может быть погадаете нам?
Бабка: Ой, дед. А ведь не бывало Святок без гаданий. Для девушек это было самое главное в Святых вечерах, они пытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Выйдут ли они замуж, какой муж у них будет, какая жизнь. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идёт из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане. Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим как это у наших героев получается..
Цыганка : Давайте погадаем, будущее всех ребят узнаем.
Хозяйка: Ну-ка ребята, поиграем вместе, погадаем на славу.
Достают горшочек, водят хоровод и поют:
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка.Цыганки комментируют.
-Хлеб - житье в достатке.
-Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
-Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
-Монетка-к достатку, жить будешь богато.
-Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
-Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
-Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
-Зеркальце–собою любоваться.Делом не заниматься.
летит веник
Цыганка руки в боки :Это что еще за шутки?
Слышится голос Б.я Печка-то топится, пирожка-то хочется.
Цыганка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила!
летит башмак
Цыганка:Ах так!Ну, терпенье мое лопнуло.
Идет вытаскивает Бабу-Ягу
Баба-Яга:И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!
достает из горшочка веточку Что это? Растолкуйте!
Хозяйка: Видно к новому помелу!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек А колечка там нет?
Хозяйка : Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга:Ах так! Ах вот ты так разгоняет всех помелом Сейчас я буду хозяйкой.
попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!
игра «Ведьмина метёлка»
Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому Баба-Яга
даёт шуточное задание.
игра «Здравствуй, бабушка Яга!»
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.
Дети:Здравствуй, бабушка Яга!
Б.Я.:Здравствуйте, ребятки!
Дети:Костяная ты нога! топают ногой
Б.Я.:Ух, вы, ребятки! Заморожу я вас!
Дети:А мы не боимся! машут руками перед лицом
Б.Я.:Заколдую я вас!
Дети:А мы разбежимся!
Звучит тревожная музыка
Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу.
Б.Я.: Стоп! стучит метлой.
Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает - `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д.
Баба Яга А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет- чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре- «Апчхи!!!!!!!!!»
Все чихают
Дети хором: Дай Вам Бог здоровья!!!!
Б-Я вносит тазик с водой и веник
Снегу маленько я растопила…Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!
Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.
Хозяин : А ещё есть такая примета- если звёздочку с неба поймаешь…И желание загадаешь…-То оно непременно исполнится!
Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.
Хозяйка :Загадывайте все желания!
Все колядовщики.
Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были
Много лет жили.
Баба-Яга Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте так плясать и просятся!общие пляски с героями праздника
Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и играли..
Пожелания всем зрителям.
1-й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота и серебра!
2-й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3-й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
4-й ребёнок
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Хозяйка: И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый праздник для учащихся начальной школы. Подведение итогов учебного года. Награждение.
Каждый год в нашей гимназии проводится общешкольный итоговый Праздник Всех Наук. На празднике мы стараемся отметить призами, грамотами и кубками как можно больше детей. Сценарий это...
Праздник для учащихся начальной школы
Новогоднее путешествие вокруг света...
праздник для учащихся начальной школы "Осень - славная пора"
разработка внеклассного мероприятия, посвящённого осени....
Сценарий cпортивного праздника для учащихся начальной школы
Спортивный праздник проводится для учащихся 1-2 классов.Спортивный праздник разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Спортивный праздник для учащихся начальной школы
Совместный праздник для детей и их родителей(спорт)...
Фольклорный праздник для учащихся начальной школы.
Сценарий общешкольного праздника с презентацией и музыкальными заставками....
Фольклорный праздник для учащихся начальной школы.
Музыкальные заставки к сценарию...