Внеурочная деятельность.Рабочая программы" «Мы-знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!»
рабочая программа (3 класс)

Антакова Светлана Владимировна

Цель программы:

•          формирование у школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы,

формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my-znatoki_prirody.docx71.18 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №6

РАССМОТРЕНО                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет                                                                                    директор

Протокол №1                                                                                                   Никитенкова Т.С.

От 26.08.2022г                                                                                                  Приказ № 116

                                                                                                                           От 26.08.21022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»

 «Мы-знатоки природы:

изучай, исследуй, охраняй!»

Возраст обучающиеся: 8-11 лет.

 Срок реализации: 1 год.

Составитель:

 учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

Антакова Светлана Владимировна

г.Ярцево, 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа объединения «Мы - знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!» естественнонаучной направленности разработана на основе авторской программы Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С.В.Машковой «Земля - наш дом» «Юный эколог». 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт. - сост. Ю.Н. Александрова -Волгоград: Учитель, 2011. - 331с.

Актуальность экологических знаний, экологической грамотности человека становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания в детских садах, общеобразовательных, средних специальных и высших заведениях.

Рабочая программа объединения «Мы - знатоки природы изучай: изучай, исследуй, охраняй!» актуальна в наши дни, так как реализация этой программы должна обеспечить:

  • расширение экологических знаний, обучающихся;
  • привитие навыков экологической культуры;
  • установку на исследовательскую и практическую деятельность.
  • установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности;
  • выработку потребности поддерживания собственного экологического здоровья личности;

Программа объединения «Мы - знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!» содействует активации познавательной деятельности учащихся, их интереса к изучению природы родного края и желанию сохранять, приумножать богатства родной земли.

Дети реализуют свои творческие способности, проявляют индивидуальный подход в решении проблемных ситуаций, учатся работать совместно.

Программа предполагает организацию практической природоохранной, исследовательской деятельности учащихся, получение знаний через личный опыт, ежедневные практические занятия, изучение природы лабораторным путем через опыты, исследования, экскурсии и походы по родному краю.

Предлагаемая программа объединения выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую функции, отвечая особенностям возраста младших школьников, призвана помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Работа объединения входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с учащимися, подготовка команды детей к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе).

Цель программы:

  • формирование у школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы,
  • формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи программы.

Обучающие:

  • расширять представления о предметах и явлениях природы, растительного и животного мира нашего края, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе родного края, оценивать состояние окружающей среды нашей местности.

Развивающие:

развивать:

  • творческую, познавательную и созидательную активность учащихся;
  • устную речь учащихся, умение выступать перед аудиторией;
  • память, внимание, воображение, логику, мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключение);
  • самостоятельность,        сообразительность,        инициативность,        творчество,

коммуникативность, любознательность, наблюдательность, креативность;

  • интерес изучению природы нашего края.

Воспитательные:

Воспитывать

  • чувство долга, любви к природе, умение беречь и охранять природу родного края;
  • чувство ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее изучению, охране и воспроизведению;
  • единство экологического, эстетического, трудового и нравственного воспитания;
  • формирование восприятия красоты окружающего мира, чувства сопричастности, сострадания, трудолюбия, любви к своей малой родине.

Программа рассчитана на детей 8 - 11 лет. В объединение дети вступают по собственному желанию.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность курса составляет 68 часов.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами - отличительная особенность. По мере возможности каждый ребенок выполняет своё задание.

В ходе проведения экскурсий, акций, туристических походов, посещений музеев и др. форм, более затратных по времени, в режим работы объединения вносятся необходимые коррективы.


Формы организации учебного процесса

Занятия проводятся во второй половине дня. Используются нестандартные формы и методы обучения: занятия - путешествия, занятия - конференции, панорамы, занятия - игры (моделирование ситуативных и проблемных заданий, написание небольших докладов, сообщений в СМИ. Работа с дополнительной художественной и научной литературой.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. На занятиях школьники учатся сравнивать, обобщать собственные наблюдения, проводить эксперименты. В результате совершенствуется речь школьников, развивается их мышление, творческие способности, исследовательские навыки. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а самопознанию, пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.

Структура отдельного занятия, как правило, включает теоретическую и практическую части, заполнение дневников наблюдений, исследовательскую работу, проектную деятельность.

Частая смена деятельности обусловлена возрастными особенностями детей.

В ходе реализации программы используются следующие формы учета знаний, умений:

  • выставка работ «Берегите животных»; «Птицы наших лесов»; «Природа и мы»; «Они должны жить»,
  • конкурс рисунков - плакатов «Живи, природа!»;
  • экологический утренник «Земля - наш дом родной»;
  •  составление таблиц «Экологические связи в природе»;
  • изготовление книжки - раскладушки Операция «Первоцвет»;
  • акции «Чистый двор», «Утилизируй батарейки - сделай город чище!»
  • викторины, конкурсы проектов школьников «Мир вокруг нас»;
  • итоговое занятие - конференция «Природа встречает друзей»;

Ожидаемые результаты.

У обучающихся будет сформировано:

  • ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • система знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек- природа» как основа экологического образования и воспитания учащихся;
  • умение оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
  • активную жизненную позицию;
  • мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

В результате реализации программы, обучающиеся:

  • Овладеют основными экологическими терминами;
  • Научатся вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Будут уметь проводить самостоятельные исследования, практические работы;
  • Научатся делать заключение на основе собственных наблюдений, опытов, экспериментов;
  • Научатся работать индивидуально и в группе;
  • Будут способны отстаивать свою точку зрения;
  • Научатся выполнять правила поведения в природе;
  • Научатся самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • Осознают связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Учебный план

  • Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)
  • Природа - наш чудесный дом (14 часов)
  • Я и мир вокруг (2 часа)
  • Ключ к здоровью (4 часа)
  • Я и мир вокруг (12 часов)
  • Природа - наш чудесный дом (13 часов)
  • Ключ к здоровью (4 часа)
  • Я и мир вокруг (15 часов)

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Курс раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Содержание учебно-тематического плана

Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)

Тема 1. Что такое экология?

Наука экология. Что изучает экология. Экологические факторы.

Тема 2. Как мы познаём мир?

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Тема 3. Что такое экологическая проблема?

Основные проблемы экологии

Сбор данных об экологических проблемах города

Тема 4. Учимся работать с энциклопедией

Что такое энциклопедия?

Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды энциклопедий Подбор необходимого материала по заданной теме

Природа - наш чудесный дом (14 часов)

Тема 5. Что такое? Кто такой?

Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой

Тема 6. Фенологические наблюдения «Осень в природе»

Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе Изготовление поделок из природного материала

Тема 7. Занятие - дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Конкурс рисунков на тему «Охранять природу - значит охранять Родину!»

Тема8. Редкие и исчезающие растения Смоленской области

Знакомство с растениями, нуждающимися в охране в Смоленской области. Основные причины их исчезновения.

Составление памяток по охране природы

Тема 9. «Что дает растение человеку?»

Роль растений в жизни человека (Исследовательская работа)

Подготовка исследовательской работы к научной конференции учащихся

Тема 10. Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды?»

Лесные ягоды полезные и ядовитые Сбор информации, составление презентаций

Тема 11. Деревья нашего края

Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев Акция «Спасём берёзовую рощу»

Тема 12. Деревья нашего края

Как определить деревья по листьям, по зимующим почкам?

Тема 13. Деревья

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

Тема 14. «Деревья, которые не могут жить без животных»

Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья

Тема 15. Вырасти своё деревце.

Работа над проектом «Вырасти своё деревце»

Практикум «Вырасти своё деревце»

Тема 16. Комнатные растения в квартире

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений Уход за комнатными растениями

Тема 17. Зелёный мир на подоконнике

Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.

Фотовыставка «Зелёный подоконник».

Тема 18. «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»

Работа над проектом «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»

Практикум «Посади и вырасти свой цветок». Коллективный проект «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»

Я и мир вокруг (2 часа)

Тема 19. Фенологические наблюдения «Зима - покой природы»

Экскурсия. Сезонные изменения в природе Рисование по впечатлениям

Тема 20. «Моя синичка в надёжных руках»

Конкурс кормушек для зимующих птиц Подкормка птиц в зимнее время

Ключ к здоровью (4 часа)

Тема 21. Беседа - практикум «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продуты»

Влияние витаминов на развитие организма.

Тема 22. В гостях у доктора Айболита

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Правила и нормы здорового образа жизни.

Подбор материала для оформления уголка здоровья

Тема 23. Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности

Тема 24. Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Составление индивидуального режима дня

Я и мир вокруг (12 часов)

Тема 25. Чудеса и тайны природы

Удивительные явления природы. Необычные растения и животные планеты.

Работа со справочной литературой по выбранной теме.

Тема 26. Вода и жизнь

Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.

Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.

Тема 27. Путешествие за капелькой воды.

Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.

Просмотр учебного фильма.

Тема 28. Домашние питомцы в моей семье

Рассказ о своих питомцах, их фотографии. Подготовка к акции «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». Подготовка исследовательской работы «Мы в ответе за тех, кого приручили» к научной конференции учащихся

Тема 29. Анти - мусор

Детская художественная экологическая акция, направленная на улучшение санитарно-экологической обстановки в микрорайоне. Изготовление агитационных листовок «Городу быть чистым!»

Тема 30. Экологическая акция «Наша школа - цветущий сад»

Посадка семян для цветочной рассады Уход за всходами

Тема 31. День Земли. Экологическая игра

Интеллектуальная игра

Тема 32. Фенологические наблюдения «Весна - пробуждение природы»

Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе Конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!»

Тема 33. «Природа глазами художников»

Экскурсия в краеведческий музей

Тема 34. Режим дня «Не навреди себе»

Необходимость дозирования учебной нагрузки и отдыха

Тема 35. Деловая игра «Экологический суд!»

Деловая игра.

Тема 36. Конкурс «Экологов-эрудитов»

Интеллектуальная игра

Природа - наш чудесный дом (13 часов)

Тема 37. Мы - жители планета Земля

Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе?

Тема 38. Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах

Народная мудрость о сохранении окружающего мира Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу»

Тема 39. Фенологические наблюдения «Осень в городе»

Экскурсия

Фотовыставка «Краски осени»

Тема 40. «По страницам лесной энциклопедии»

Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса

Тема 41 «Спасти природу»

Сюжетно-ролевая игра-викторина Составление плакатов о сохранении природы

Тема 42Экопрактикум «Угадай гриб»

Съедобные и ядовитые грибы Оформление презентации, сбор информации

Тема 43. Экопрактикум «Ядовитые растения леса»

Ядовитые растения леса. Определение растения.

Сбор информации, оформление буклетов, презентаций

Тема 44. «Что даёт комнатное растение человеку?»

Исследовательская работа «Что даёт комнатное растение человеку?» Правила выращивания комнатных растений

Подготовка исследовательской работы к научной конференции учащихся. Коллективный проект «Зелёный подарок для мамы»

Тема 45. Исчезающие животные Смоленской области

Исчезающие животные Смоленской области. Основные причины их исчезновения Сбор информации, составление банка данных.

Тема 46. Мир прудов, ручьев и речек

Как растут водные растения? Кто живёт в пресном водоёме: млекопитающие, рыбы, земноводные.

Сбор информации, составление презентаций

Тема 47. Мир прудов, ручьев и речек

Птицы пресных водоёмов. Загрязнение водоёмов Сбор информации, составление презентаций

Тема 48. Интеллектуальная викторина «Самый умный» тема: «Мир прудов, ручьев и речек»

Тема 49. Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?».

Птицы Смоленской области. Зимующие птицы.

Изготовление кормушек для птиц

Тема 50. Живи, ёлочка!

Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе? Акция «Живи, ёлочка!»: выпуск агитационных листовок, мастер-классы для 1-2 классов по изготовлению альтернативных ёлочек

Тема 51 Экологический марафон «Кормушка»

Подкормка птиц. Изготовление кормушек для птиц Подкормка птиц.

Ключ к здоровью (4 часа)

Тема 52. Я и моё здоровье

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Конкурс слоганов о здоровом образе жизни

Тема 53. Я и моё здоровье

Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Смоленской области. Может ли Земля болеть?

Тема 54. Я и моё здоровье

Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Составление памяток безопасности в природе

Тема 55. Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему?

Составление физкультминуток

Я и мир вокруг (13 часов)

Тема 56. Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря

Вода в жизни природы и человека.

Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».

Конкурс плакатов о сохранении пресной воды

Тема 57. Экологическая акция «Наша школа - цветущий сад»

Посадка цветочной рассады на пришкольном участке Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке

Тема 58. Фенологические наблюдения «Весна в городе»

Экскурсия. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Конкурс рисунков «Весна идёт. Весне дорогу!»

Тема 59. На лесных проталинках (о первоцветах)

Растения-первоцветы. Редкие виды первоцветов. Причины их исчезновения Акция «Сохраним первоцветы»

Тема 60. Дискуссионный клуб «Знаю и хочу»

Экологические проблемы Ярцевского района. Как я могу помочь городу? Экодесант

Тема 61. 808- мастерская

Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических правил поведения в городе

Выступление агитбригады в детском саду об экологических правилах поведения в городе

Тема 62. «Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов»

Экскурсия на реку Вопь. Взятие проб воды.

Составление плана проекта о загрязнении водоёмов

Работа над мини-проектом «Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов» Тема 63. Заповеди чистого города.

Работа над мини- проектом «Каким я хочу видеть свой город?»

Конкурс мини- проектов «Каким я хочу видеть свой город?»

Тема 64. Заповеди чистого города.

Составление слоганов и малых стихотворных форм на экологическую тему Конкурс слоганов и малых стихотворных форм

Тема 65. «Считаем, экономим, платим»

Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам.

Тема 66 Экологическая акция «Наша школа - цветущий сад»

Высаживание цветочной рассады на пришкольном участке Уход за цветами на пришкольном участке

Тема 67. «По тропинкам родного края»

Эколого-краеведческая экскурсия Фотовыставка «Природа родного края»

Тема 68. Конкурс проектов «Проблемы родного края»

Экологические проблемы Ярцевского района. Как я могу помочь городу?

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Форма

аттестации,

контроля

Всего

Теория

Прак

тика

Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)

1

Что такое экология?

Наука экология. Что изучает экология. Экологические факторы.

1

1

2

Как мы познаём мир?

Представление об основных понятиях начального

природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

1

1

3

Что такое

экологическая

проблема?

Основные проблемы экологии

1

1

Сбор данных об экологических проблемах города

4

Учимся работать с энциклопедией

Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды энциклопедий

1

1

Подбор необходимого материала по заданной теме

Природа - наш чудесный дом >

14 часов)

5

Что такое? Кто такой?

Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой

1

1

6

Фенологические наблюдения «Осень в природе»

Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

1

Изготовление поделок из природного материала

7

Занятие - дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места  человека как части природы.

1

1

Конкурс

рисунков на тему «Охранять природу - значит охранять Родину!»

8

Редкие и

исчезающие

растения Смоленской

области

Знакомство с растениями, нуждающимися в охране в Смоленской области. Основные причины их исчезновения.

1

1

Составление памяток по охране природы

9

« Что дает растение

Роль растений в жизни человека

1

1

Исследовательская

работа

человеку?»

(Исследовательская

работа)

10

Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды?»

Лесные ягоды полезные и ядовитые

1

1

Сбор

информации,

составление

презентаций

11

Деревья нашего края

Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев

1

1

Акция «Спасём

берёзовую

рощу»

12

Деревья нашего края

Как определить деревья по листьям, по зимующим почкам?

1

1

13

Деревья

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

1

14

«Деревья, которые не могут жить без животных»

Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья

1

1

15

Вырасти своё деревце.

Работа над проектом «Вырасти своё деревце»

1

1

Практикум «Вырасти своё деревце»

16

Комнатные растения в квартире

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Проект.

1

1

Уход за

комнатными

растениями

17

Зелёный мир на

подоконнике

Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности  

ухода за комнатными растениями.

1

1

Фотовыставка

«Зелёный

подоконник».

18

«Вырастим цветы мы сами к празднику любимой

Работа над проектом «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»

1

1

Практикум «Посади и вырасти свой цветок».

мамы»

Коллективный проект «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»

Я и мир вокруг (2 часа)

19

Фенологические наблюдения «Зима - покой природы»

Экскурсия. Сезонные изменения в природе

1

1

Рисование по впечатлениям

20

«Моя синичка в надёжных руках»

Конкурс кормушек для зимующих птиц

1

1

Подкормка птиц в зимнее время

Ключ к здоровью (4 часа)

21

Беседа - практикум «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продуты»

Влияние витаминов на развитие организма.

1

1

22

В гостях у доктора Айболита Проект.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Правила и нормы здорового образа жизни.

1

1

Подбор материала для оформления уголка здоровья

23

Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности

1

1

24

Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий

1

1

Составление индивидуального режима дня

Я и мир вокруг (12 часов)

25

Чудеса и

тайны

природы

Удивительные явления природы. Необычные растения и животные планеты.

1

1

Работа со справочной литературой по выбранной теме.

26

Вода и жизнь

Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.

1

1

Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.

27

Путешествие за капелькой воды.

Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.

1

1

Просмотр

учебного

фильма.

28

Домашние питомцы в моей семье

Рассказ о своих питомцах, их фотографии. Подготовка к акции «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

1

Акция «Мы в ответе за тех, кого

приручили». Подготовка исследовательской работы «Мы в ответе за тех, кого приручили» к научной конференции учащихся

29

Анти - мусор

Детская художественная экологическая акция, направленная на улучшение санитарно-экологической обстановки в микрорайоне

1

1

Изготовление агитационных листовок «Городу быть чистым!»

30

Экологическая акция «Наша школа - цветущий сад»

Посадка семян для цветочной рассады

1

1

Уход за всходами

31

День Земли.

Экологическая

игра

Интеллектуальная игра

1

1

32

Фенологические наблюдения «Весна - пробуждение природы»

Экскурсия с целью наблюдения за сезонными

изменениями в природе

1

1

Конкурс

рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!»

33

«Природа глазами

художников»

Экскурсия в  краеведческий музей

1

1

34

Режим дня «Не навреди себе»

Необходимость дозирования учебной нагрузки и отдыха

1

Составление своего режима для

35

Деловая игра   «Экологический

суд»

 суд!»

Деловая игра

1

36

Конкурс

«Экологов-

эрудитов»

Интеллектуальная игра

1

Природа - наш чудесный дом (13 часов)

37

Фенологические наблюдения «Осень в городе»

Экскурсия

1

1

Фотовыставка «Краски осени»

38

«По страницам лесной

энциклопедии»

Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса

1

1

39

«Спасти

природу»

Сюжетно-ролевая

игра-викторина

1

1

Составление плакатов о сохранении природы

1

Вводное занятие. Мы - жители планета Земля

Экологические

проблемы,

катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе?

1

1

2

Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах

Народная мудрость о сохранении окружающего мира

1

1

Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу»

Природа - наш чудесный дом (13 часов)

3

Фенологические наблюдения «Осень в городе»

Экскурсия

1

1

Фотовыставка «Краски осени»

6

Экопрактикум «Угадай гриб»

Съедобные и ядовитые грибы

1

1

Оформление презентации, сбор информации

40

Экопрактикум «Угадай гриб»

Съедобные и ядовитые грибы

1

1

Оформление презентации, сбор информации

41

Экопрактикум «Ядовитые растения леса»

Ядовитые растения леса. Определение растения.

1

1

Сбор информации, оформление буклетов, презентаций

42

«Что даёт комнатное растение человеку?»

Исследовательская работа «Что даёт комнатное растение человеку?» Правила выращивания комнатных растений

1

1

Подготовка исследовательской работы к научной конференции учащихся. Коллективный проект «Зелёный подарок для мамы»

43

Исчезающие

животные

Смоленской

области.

Проект.

Исчезающие животные Смоленской области. Основные причины их исчезновения

1

1

Сбор информации, составление банка данных.

44

Мир прудов, ручьев и речек

Как растут водные растения? Кто живёт в пресном водоёме: млекопитающие, рыбы, земноводные.

1

1

Сбор информации,

составление

презентаций

45

Мир прудов, ручьев и речек

Птицы пресных водоёмов. Загрязнение водоёмов

1

1

Сбор информации,

составление

презентаций

46

Интеллектуальная викторина «Самый умный»

Тема викторины:

«Мир прудов, ручьев и речек»

1

1

47

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?».

Птицы Смоленской области. Зимующие птицы.

1

1

Изготовление кормушек для птиц

48

Живи, ёлочка!

Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе?

1

1

Акция «Живи, ёлочка!»: выпуск агитационных листовок, мастер классы для 1-2 классов по изготовлению альтернативных ёлочек

49

Экологический

марафон

«Кормушка»

Подкормка птиц. Изготовление кормушек для птиц

1

1

Подкормка птиц.

Ключ к здоровью (4 часа)

50

Я и моё

здоровье

Проект.

Факторы, влияющие на здоровье человека.

1

1

Конкурс слоганов о здоровом образе жизни

51

Я и моё здоровье

Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Смоленской области. Может ли Земля болеть?

1

1

52

Я и моё здоровье

Правила

личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

1

1

Составление памяток безопасности в природе

53

Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.

Как нужно отдыхать на перемене и почему?

1

1

Составление

физкультминуток

Я и мир вокруг (15 часов)

54

Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря

Вода в жизни природы и человека Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».

1

1

1

Конкурс плакатов о сохранении пресной воды

55

Какую воду мы пьем?

Исследование питьевой воды на основе данных из СЭС. Работа над мини проектами

1

1

Экологический всеобуч для воспитанников детского сада «Какую воду мы пьём?»

56

Водяной фильтр города

Экскурсия на очистные сооружения города

1

1

Фоторепортаж «Водяной фильтр города»

57

Экологическая акция «Наша школа - цветущий сад»

Посадка цветочной рассады на пришкольном участке

1

1

Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке

58

Фенологические наблюдения «Весна в городе»

Экскурсия

Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина).

1

1

Конкурс рисунков «Весна идёт. Весне дорогу!»

59

На лесных проталинках (о первоцветах)

Растения-первоцветы. Редкие виды первоцветов. Причины их исчезновения

1

1

Акция «Сохраним первоцветы»

60

60

Дискуссионный клуб «Знаю и хочу»

Экологические проблемы Ярцевского района. Как я могу помочь городу?

1

Экодесант

61

808- мастерская

Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических правил поведения в городе

1

1

Выступление агитбригады в детском саду об экологических правилах поведения в городе

62

« Человек и его деятельность -

Экскурсия на реку Вопь Взятие проб

1

1

Работа над мини-проектом «Человек

причина

загрязнения

водоемов»

воды. Составление плана проекта о загрязнении водоёмов

и его деятельность - причина загрязнения водоемов»

63

Заповеди чистого города.

Работа над мини-проектом «Каким я хочу видеть свой город?»

1

1

Конкурс мини-проектов «Каким я хочу видеть свой город?»

64

Заповеди чистого города. Проект.

Составление слоганов и малых стихотворных форм на экологическую тему

1

1

Конкурс слоганов и малых стихотворных форм

65

«Считаем, экономим, платим»

Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам.

1

1

66

Экологическая акция «Наша школа - цветущий сад»

Высаживание цветочной рассады на пришкольном участке

1

1

Уход за цветами на пришкольном участке

67

«По тропинкам родного края»

Эколого-краеведческая экскурсия

1

1

Фотовыставка «Природа родного края»

68

Конкурс проектов «Проблемы родного края»

Экологические проблемы Ярцевского района. Как я могу помочь городу?

1

1

Награждение

победителей

Литература

Основная литература для учителя:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практическая экология для всех. СПб, «Крисмас+», 2005.
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М., «Владос», 2004.
  3. Горохов, В. А. Национальные парки России (книга для учащихся) / В. А. Горохов, С. С. Виш- невская. - М.: Просвещение, 1997.
  4. 5 . Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. М., «ТЦ Сфера»,2005.
  5. 8. Ясвин, В. А. Мир природы в мире игр / В. А. Ясвин // Экологическое образование. - 2000. - № 4.
  6. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  7. Безруков, А. Занимательная география        Текст        /А. Безруков, Г.
  8. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  9. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  10. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.
  11. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
  12. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С. 19-22.
  13. Ишутинова, Л. М. Грибы - это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. - 2000. - № 6.- С.68.
  14. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 1995.
  15. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
  16. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
  17. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель»,

2003.

  1. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель»,

2003.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. - М.: Педагогика - Пресс, 1993. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. - Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. -М.: Московский лицей, 1996.
  2. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. - М.: Учпедгиз, 1961.
  3. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник - тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. -М.: Дрофа, 1997.
  4. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. - М., 1993.
  5. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1991. - № 5. - С. 2-8.
  6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2009.
  7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
  8. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. - М.: Просвещение, 1988.
  9. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. - Чапаевск, 1998.
  10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. - М.: Знание, 1986.
  11. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. - М.: Агропромиздат, 1991.
  12.  Шиппард,        Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. - Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

13.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. 14.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.

15.Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.

16.Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.

17.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Тайны природы"

Программа  внеурочной деятельности «Тайны природы» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана с целью сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она п...