"Сказкотерапия"
проект

Егорова Елена Ивановна

"Сказкотерапия" - проек, помогающий  воспитывать  детей с помощью сказок. Именно сказки, которые сопровождают ребёнка с самого раннего возраста способны донести до него такие понятия, как "добро и зло", "отвага и тусость", "честность и справедливость" и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ...

Ф. Кривин

hello_html_7e6cd5e.jpg

Актуальность

На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение. Сказкотерапия — термин, подразумевающий “лечение сказками”.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Особенности сказкотерапии с детьми с ТМНР

Детство и сказка – понятия неразделимые. Сказки учат, развивают. Воспитывают.  Всё понятно, когда речь идёт об обычных детях. У нас дети – особенные. Они плохо умеют слушать, понимать, внимание у них кратковременное, не умеют разговаривать.

        Перед нами встал вопрос: КАК извлечь наибольшую пользу из сказкотерапии для наших детей? КАКИЕ методы использовать? КАКОЙ материал отобрать?

        Идеи приходили в ходе работы. Главное – начать. Цели были поставлены самые простые: научить ребёнка услышать сказку и понять её. Для этого прочитывали  сказку много раз на протяжении длительного времени, объясняли, показывали картинки, смотрели мультфильм по сказке. Постепенно дети стали слушать, понимать.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и , учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став  взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать,  выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

 Стало понятно, что сказки окажут огромную пользу. Инсценировка сказок позволила нам научить детей слышать инструкцию к действию и выполнять её,  при этом развивается внимание и способность подражать действиям взрослого и запоминать их. В ходе работы выявлялись творческие способности детей, проявлялась коммуникативная активность,  дети учились двигаться и ориентироваться.

Дети научились определять персонажей сказок на рисунках, узнают знакомые сказки в других постановках. Вначале была проблема даже с костюмами: они отказывались их надевать. Теперь им очень нравится наряжаться. Кроме того, очень значима «ситуация успеха», когда дети представляют очередную сказку перед зрителями. Сказкотерапия  позволяет нашим детям преодолеть трудности в адаптации и развитии, помогают совершенствоваться и развиваться.

Цель:

 Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, развивать  чувства уверенности в себе, в собственных силах.  

Задачи:

                  Образовательные:

Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми

формировать практические  навыки и умения  двигательного воображения,

знать и показывать героев сказок, название.

Коррекционно-развивающие

Формировать у детей неречевые (мимику, пантомимику, жест) и речевые средства общения (звукоподражание (гав-гав, мяу-мяу, пи-пи-пи ….).

Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение согласовывать слово и движение;

Развивать творчество, закреплять умение подбирать выразительные

позы, движения, мимику для создания образа сказочного персонажа;

Воспитательные:

Воспитывать  интерес к сказкам;

Воспитывать умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь;

Воспитывать дружеские отношения между детьми;

Ожидаемые результаты

Формирование чувства уверенности, способности чувствовать себя комфортно при посторонних людях; умения контролировать эмоции;

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование устойчивого интереса к сказкам.

Срок реализации проекта: ноябрь 2021 – март 2022

Участники проекта

Воспиатели: Золотова Н.В., Егорова Е.И.

Младшие воспитатели: Кувшинова Т.А., Галичанова Н.Г.

Библиотекарь Красько А.Б.

Учитель Дылдина М.К.

Музыкальный руководитель Спивак Н.И.

Технологическая карта проекта

Образовательная область

Виды деятельности

Содержание деятельности

Познание

Коммуникативная

Беседы по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Муха – Цокотуха»,  «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Тараканище»,  «Доктор Айболит»

Социализация

Игровая деятельность

Драматизация сказок «Репка», «Теремок», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка»

Физическая культура

Двигательная активность

Подвижные игры: «Гуси-гуси», «У  медведя на бору», «Ручеёк»,  «Помоги Курочке Рябе», хороводы

Коммуникация

Речевая деятельность

Звукоподражание

Игровая деятельнось

Игры: «Узнай сказку по отрывку», «Кто лишний?»,  «Помоги сказочному герою отыскать свою сказку»,

  «Эмоции», «Кто стоит дальше?»  отгадывание загадок, звукоподражание героям сказок

Чтение художественной литературы

Читательская деятельность

Чтение вслух детям сказок

Художественное творчество

Рисование

Аппликация

Лепка

«Разукрась героя сказки»,

«Лепим медвежонка»,

Аппликация «Репка»

Музыка

Двигательная деятельность

Песни

танцы

Инсценировки песен: «Ой, блины мои, блины», «Чудеса», «Как на тоненький ледок»,  «На дворе то калина»,  святочные хороводы,  масленичные хороводы, танец «Светит месяц», игра на народных инструментах «Калинка»

Этапы   работы над проектом:

  1. Поисковый  –  выявление проблемы
  2. Аналитический – подбор и анализ литературы
  3. Практический – реализация мероприятия
  4. Презентационный – драматизация сказки
  5. Контрольный – подведение итогов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия

Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...