"Сказкотерапия"
проект
"Сказкотерапия" - проек, помогающий воспитывать детей с помощью сказок. Именно сказки, которые сопровождают ребёнка с самого раннего возраста способны донести до него такие понятия, как "добро и зло", "отвага и тусость", "честность и справедливость" и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ...
Ф. Кривин
Актуальность
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение. Сказкотерапия — термин, подразумевающий “лечение сказками”.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Особенности сказкотерапии с детьми с ТМНР
Детство и сказка – понятия неразделимые. Сказки учат, развивают. Воспитывают. Всё понятно, когда речь идёт об обычных детях. У нас дети – особенные. Они плохо умеют слушать, понимать, внимание у них кратковременное, не умеют разговаривать.
Перед нами встал вопрос: КАК извлечь наибольшую пользу из сказкотерапии для наших детей? КАКИЕ методы использовать? КАКОЙ материал отобрать?
Идеи приходили в ходе работы. Главное – начать. Цели были поставлены самые простые: научить ребёнка услышать сказку и понять её. Для этого прочитывали сказку много раз на протяжении длительного времени, объясняли, показывали картинки, смотрели мультфильм по сказке. Постепенно дети стали слушать, понимать.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и , учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.
Стало понятно, что сказки окажут огромную пользу. Инсценировка сказок позволила нам научить детей слышать инструкцию к действию и выполнять её, при этом развивается внимание и способность подражать действиям взрослого и запоминать их. В ходе работы выявлялись творческие способности детей, проявлялась коммуникативная активность, дети учились двигаться и ориентироваться.
Дети научились определять персонажей сказок на рисунках, узнают знакомые сказки в других постановках. Вначале была проблема даже с костюмами: они отказывались их надевать. Теперь им очень нравится наряжаться. Кроме того, очень значима «ситуация успеха», когда дети представляют очередную сказку перед зрителями. Сказкотерапия позволяет нашим детям преодолеть трудности в адаптации и развитии, помогают совершенствоваться и развиваться.
Цель:
Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, развивать чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Задачи:
Образовательные:
Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми
формировать практические навыки и умения двигательного воображения,
знать и показывать героев сказок, название.
Коррекционно-развивающие
Формировать у детей неречевые (мимику, пантомимику, жест) и речевые средства общения (звукоподражание (гав-гав, мяу-мяу, пи-пи-пи ….).
Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение согласовывать слово и движение;
Развивать творчество, закреплять умение подбирать выразительные
позы, движения, мимику для создания образа сказочного персонажа;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к сказкам;
Воспитывать умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь;
Воспитывать дружеские отношения между детьми;
Ожидаемые результаты
Формирование чувства уверенности, способности чувствовать себя комфортно при посторонних людях; умения контролировать эмоции;
- формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- овладение навыками публичных выступлений;
- формирование устойчивого интереса к сказкам.
Срок реализации проекта: ноябрь 2021 – март 2022
Участники проекта
Воспиатели: Золотова Н.В., Егорова Е.И.
Младшие воспитатели: Кувшинова Т.А., Галичанова Н.Г.
Библиотекарь Красько А.Б.
Учитель Дылдина М.К.
Музыкальный руководитель Спивак Н.И.
Технологическая карта проекта
Образовательная область | Виды деятельности | Содержание деятельности | ||||
Познание | Коммуникативная | Беседы по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Муха – Цокотуха», «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Тараканище», «Доктор Айболит» | ||||
Социализация | Игровая деятельность | Драматизация сказок «Репка», «Теремок», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка» | ||||
Физическая культура | Двигательная активность | Подвижные игры: «Гуси-гуси», «У медведя на бору», «Ручеёк», «Помоги Курочке Рябе», хороводы | ||||
Коммуникация | Речевая деятельность Звукоподражание Игровая деятельнось | Игры: «Узнай сказку по отрывку», «Кто лишний?», «Помоги сказочному герою отыскать свою сказку», «Эмоции», «Кто стоит дальше?» отгадывание загадок, звукоподражание героям сказок | ||||
Чтение художественной литературы | Читательская деятельность | Чтение вслух детям сказок | ||||
Художественное творчество | Рисование Аппликация Лепка | «Разукрась героя сказки», «Лепим медвежонка», Аппликация «Репка» | ||||
Музыка | Двигательная деятельность Песни танцы | Инсценировки песен: «Ой, блины мои, блины», «Чудеса», «Как на тоненький ледок», «На дворе то калина», святочные хороводы, масленичные хороводы, танец «Светит месяц», игра на народных инструментах «Калинка» |
Этапы работы над проектом:
- Поисковый – выявление проблемы
- Аналитический – подбор и анализ литературы
- Практический – реализация мероприятия
- Презентационный – драматизация сказки
- Контрольный – подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"
Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...
Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....
статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...
Сказкотерапия
Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....
Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...
Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.
Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...