"Программа воспитания!, 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx81.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения –основной общеобразовательной школы № 6 г.Аткарска (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172)

Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы начального общего образования МОУ ООШ № 6 г.Аткарска.

Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися начальной школы личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально - значимой деятельности.

Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.

В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.

Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися.

Программа воспитания МОУ ООШ № 6  включает четыре основных раздела:

  1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
  2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
  3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок»

«Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» «Работа с родителями»

«Детское самоуправление» «Профориентация».

«Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела»,  «Организация предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения  инфекционных заболеваний».

Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников МОУ ООШ № 6 г.Аткарска в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной образовательной программы начального и основного общего образования.

  1. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.

К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.

РАЗДЕЛ  «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»

Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням начального общего образования:

  1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Задачи воспитания:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через внедрение элементов ученического самоуправления на уровне классных сообществ;
  6. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  7. организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ, реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

РАЗДЕЛ «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

  1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

  1. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.

  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые

  1. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  1. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
  • Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
  • Познавательная Деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира («Секреты каллиграфии»
  • Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
  • Трудовая деятельность Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Модуль «Самоуправление»

  • Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся 1-4 классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
  • детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога- куратора) в детско-взрослое самоуправление. Соуправление в начальной школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

  • через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для участия каждого школьника по вопросам участия в делах школы и соуправления, а также взаимодействие с вожатыми-волонтерами старшеклассниками.

На уровне класса:

  • через деятельность классного самоуправления представляющего интересы класса в общешкольных делах и призванного информировать об основных общешкольных делах.

На индивидуальном уровне:

  • через чередование традиционных поручений (ЧТП), вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

«Профориентация»

  • Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

На внешнем уровне:

  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

На уровне школы:

  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования.

На уровне класса:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

Индивидуальный уровень

  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в будущем в процессе выбора ими профессии.

Модуль «Работа с родителями»

  • Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности

На групповом уровне:

-Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

-родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер- классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

-родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

-индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

  1. Вариативные модели

  1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение обучающихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

Воспитательная работа по реализации модуля.

Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

         Вне образовательной организации:

Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые        обучающимися        и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,                экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование

окружающего школу социума;

Социально - значимые проекты

Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся виды спортивной и творческой деятельности, которые        открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;

Спортивные состязания, праздники, фестивали, представления

Посвященные        значимым        отечественным        и

международным событиям.

Всероссийские акции

На уровне образовательной организации:

Ежегодно        проводимые                творческие (театрализованные,        музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы начальной школы;

Общешкольные праздники, школьный проект

Связанные с переходом обучающихся на следующую        ступень        образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие

школьную идентичность обучающихся;

Торжественные        ритуалы.        Посвящения

Активное участие обучающихся и педагогических работников в жизни школы, защита чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы

Церемонии награждения (по итогам года)

На уровне классов:

Делегирование        представителей        классов        в

общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

Выборные собрания учащихся

Реализация общешкольных ключевых дел;

Участие школьных классов

На уровне обучающихся:

Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в качестве ответственного участника в роли: постановщиков,      исполнителей,      ведущих,

декораторов, корреспондентов, ответственных

Распределение и поручение ролей учащимся  класса

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

  • Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.

  • Воспитательная работа по реализации модуля
  • Содержание и виды деятельности
  • Формы деятельности
  • Формирование        наглядными средствами

положительных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия

  • Оформление интерьера школьных помещений
  • (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов и т.п.) и их периодическая переориентация -

  • Размещение на   стенах   школы   регулярно

сменяемых экспозиций для расширения представлений о разнообразии эстетического осмысления мира

  • Выставки   творческих   работ   обучающихся;
  • картин определенного художественного стиля фотоотчетов об интересных школьных событиях

  • Проявление        фантазии        и творческих

способностей,        создающих        повод для

длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;

  • Совместное        благоустройство        классных

кабинетов силами педагогов, учащихся и их родителей

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной организации обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации как:

  • оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

Модуль «Социальные практики»

  • Социальная практика представляет собой деятельность, направленная на развитие социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свою Я- концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
  • Одной их основных форм организации социальной практики является работа в рамках -        конкретного модуля. Учащимся предлагаются модуль «Я и мир вокруг меня» и в соответствии с ними действующие проекты: «Спешите делать добро людям» и «Братья наши меньшие». В рамках проектов учащиеся оказывают помощь пожилым людям, участвуют в работе пропаганды по дорожной и пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении микрорайона, а также среди прохожих, помогают бездомным животным, находящимся в приютах и др.

        Ожидаемыми результатами такой работы являются повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе, положительные изменения в сознании детей и повышение уровня их общей культуры, а также формирование навыков коллективной работы по реализации собственными силами реально социально полезного дела.

Модуль «Волонтерская деятельность»

Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

на внешкольном уровне:

-посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;

на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы.

  1. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстримизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний»

Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

  • «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
  • Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
  • Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное отношение к ЗОЖ;
  • Реализация программ   дополнительного   образования   направленных   на

формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни,о здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании.

На индивидуальном уровне:

  • Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
  • Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им правонарушений.
  • Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
  • Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
  • Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
  • Организация психокоррекционной работы.
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Инвариантные модули

Модуль «Классное руководство»

осуществляется согласно индивидуальным планам воспитательной работы классных руководителей1

Модуль

Направление

Основные формы, запланированные классным руководителем на 2021-2022

учебный год

«Я и гражданин»

формирование граждан- ственности, патриотизма,

уважение к правам, свободам и обязанностям человека

тематические классные часы;

мероприятия        гражданско-патриотического воспитания;

уроки-мужества;

мероприятия, посвященные Дню Победы;

мероприятия,        посвященные        изучению истории города Переславля-Залесского и др.

«Я -

профессионал»

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни и выбору бу- дущей профессии

тематические        классные        часы        по профориентации;

сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

«Я - человек»

воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся

тематические классные часы;

мероприятия,        посвященные        праздничным датам;

деятельность        в        рамках        школьных объединений

«Я и здоровье»

формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

тематические классные часы;

просмотр фильмов о здоровом образе жизни; спортивные мероприятия;

беседы медицинского работника с обучающимися;

мероприятия, посвященные безопасности учащихся (дорожная безопасность, пожарная безопасность,        информационная безопасность); конкурсы рисунков о здоровом

образе жизни и др.

«Я и культура»

воспитание ценностного от- ношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и

ценностях

тематические классные часы; творческие конкурсы, проекты;

выставки        декоративно-прикладного творчества;

организация коллективного творческого дела эстетической направленности и др.

«Я и природа»

воспитание ценностного от- ношения к природе, окружа- ющей среде

тематические классные часы;

(виртуальные)        экскурсии        по        природным местам края;

экологические конкурсы;

конкурсы проектно-исследовательских работ и др.

«Я и социум»

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического

сознания

тематические классные часы;

мероприятия,        посвященные        праздничным датам и др.

«Я и творчество»

воспитание ценного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и

ценностях

тематические классные часы;

мероприятия,        посвященные        праздничным датам;

конкурсы творческой направленности и др.

Модуль «Школьный урок»

осуществляется согласно индивидуальному плану работы педагога

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Название курса

Класс

Кол-во часов в неделю

Ответственные

Согласно плану внеурочной деятельности

2

3

Классный руководитель

Модуль «Самоуправление»

Мероприятия

Класс

Время проведения

Ответственные

Выбор актива класса. Распределение обязанностей

2

сентябрь

Классный руководитель

Участие актива класса в подготовке и проведении классных

мероприятий

2

в течение учебного года

Классный руководитель

Модуль «Профориентация»

Мероприятия

Классы

Время проведения

Ответственные

Конкурс плакатов «Спасибо вам, учителя!»

2

октябрь

Классный руководитель

Мероприятие «Фестиваль профессий»

2

ноябрь

Классный руководитель

Школьный конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»

2

февраль

Классный руководитель

Конкурс проектов «Профессии моих родителей»

2

апрель

Классный руководитель

Организация и проведение классных

часов по профориентационной работе

2

в течение учебного года

Классный руководитель

Модуль «Работа с родителями»

Проведение классных родительских собраний

2

Согласно плану проведения родительских

собраний

Классный руководитель

Проведение индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями)

обучающимися

2

в течение учебного года (по мере необходимости)

Классный руководитель

Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями

учащимися 2 класса  по вопросам воспитания и обучения детей

2

в течение учебного

года (по мере необходимости)

директор,

члены Совета профилактики

Вариативные модули

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Мероприятия

Класс

Время

проведения

Ответственные

Торжественное мероприятие «Первый звонок»

2

01.09

директор, зам. директора по ВР,

классные руководители

Конкурс поделок из природного материала

«Дары осени»

2

октябрь

Классный руководитель

 

Мероприятие, посвященное Дню матери в

России, «50 пятерок для мамы»

2

ноябрь

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное Дню Народного

Единства, «Единство в нас»

2

ноябрь

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное Дню героев

Отечества, «Место подвигу...»

2

декабрь

Классный руководитель

 

Мероприятие «Мы встречаем Новый год. »

2

декабрь

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное Дню дружбы

2

февраль

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное Дню

защитников Отечества, «К подвигу солдата сердцем прикоснись»

2

февраль

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное Международному женскому дню,

«Весенний праздник»

2

март

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное Дню космонавтики, «Путешествие в Космос»

2

апрель

Классный руководитель

Мероприятие, посвященное празднованию Дню Победы, «Этих дней не смолкнет

слава.!»

2

май

Классный руководитель

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Мероприятия

Классы

Время проведения

Ответственные

Оформление и обновление классных

уголков

2

в течение

учебного года

классный

руководитель

Оформление выставок рисунков, фотографий, творческих работ,

посвященных событиям и памятным датам

2

в течение учебного года

Классный руководитель

Украшение кабинетов перед праздничными датами (День знаний, Новый год, День

защитника Отечества, Международный женский день, День Победы)

2

в течение учебного года

Классный руководитель

Модуль «Волонтерская деятельность»

Мероприятия

Классы

Время проведения

Ответственные

Участие в акциях:

«Школьник» (социальное-ориентированное направление)

2

сентябрь

Классный руководитель

«Поздравь своего учителя» (творческое направление)

2

октябрь

Классный руководитель

«Теплые ручки» (социальное направление)

2

декабрь

Классный руководитель

«Помоги птицам зимой» (экологическое направление)

2

декабрь-март

Классный руководитель

«Подари школе книгу» (социальное направление)

2

март

Классный руководитель

«Цветущий май» (посадка семян) (трудовое направление)

2

май

Классный руководитель

Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)»»

Осуществляется согласно программе по ЗОЖ «Мой выбор»

        Модуль «Классное руководство»

Тема

Цели

Направление

Дата проведения

1.

«Праздник всех и каждого» 

1) введение ученика в мир знаний , краткое знакомство с будущей учебной деятельностью;

2) развитие интеллектуальных способностей младшего школьника, привитие интереса к приобретению знаний

Духовно-нравственное воспитание

02.09

2.

«Веселое лето»

1) поделиться впечатлениями о лете;

2) сплочение коллектива учащихся

Духовно-нравственное воспитание

09.09

3.

«О школе и школярах, чернилах и учебниках и еще о многом другом»

1) Ознакомить учащихся с историей появления школ и учебников в жизни человека;

2) показать роль и значение школы и учебников для получения образования;

3) способствовать пониманию значения роли школы в собственном развитии;

способствовать развитию умения слушать.

Духовно-нравственное воспитание

16.09

4.

«Чистое помещение – залог здоровья»

1) привитие навыка здорового образа жизни;

2) знакомство второклассников с основными правилами поддержания чистоты в классе и жилой комнате;

3) формирование убеждения, что чистое помещение, в котором находятся люди, это залог здоровья.

Воспитание здоровых привычек

23.09

5.

«Путешествие по зоопарку» 

1)  воспитание бережного отношения к природе и к животным;

2) закрепление знаний о диких зверях, о жизни животных в неволе и на свободе;

3) развитие логического мышления и умения решать логические задачи на экологическую тематику

Экологическое воспитание

30.09

6.

«Правила поведения в общественных местах

1) познакомить школьников с основными правилами поведения в общественных местах, при общении со старшими сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета;

2) развивать математическое и логическое мышление у школьников

Этическое воспитание

07.10

7.

«Откуда пришла книга в нашу жизнь?»

1) ознакомить учащихся с историей появления книги на земле;

2) способствовать развитию интереса к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность;

3) стимулировать потребность стать любителем книг, уважать людей, создающих книги

Воспитание информационной культуры учащихся

14.10

8.

«Как сохранить хорошее зрение» 

1) привитие навыка здорового образа жизни;

2) знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения;

3) формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.

Воспитание здоровых привычек

21.10

9.

 «Земной шар на столе» 

1) знакомство с историей появления и использования глобуса и географических карт;

2) развитие мотивации обучения, логического мышления и умения решать простейшие логические задачи

Экологическое воспитание

11.11

10.

«Встречают по одежке» 

1) воспитание этических норм поведения;

2) развитие потребности в аккуратности, в соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды

Этическое воспитание

18.11

11.

«Как в нашу жизнь пришли газеты» 

1) ознакомить учащихся с инфомацией о современных взрослых и детских газетах;

2) способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать больше;

3) стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся

Воспитание информационной культуры учащихся

25.11

12.

«Уход за зубами» 

1) привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами;

2) знакомство второклассников с основными правилами ухода за зубами

Воспитание здоровых привычек

02.12

13.

«О дружбе»

Привить понятие дружба

Духовно-нравственное воспитание

09.12

14.

«Путешествие по солнечной системе»

1) знакомство с планетами Солнечной системы – Меркурием, Венерой и Марсом;

2) развитие образного и абстрактного мышления младших школьников, мотивация обучения и интереса к астрономии

Экологическое воспитание

16.12

15.

«Быть хорошим хозяином совсем не просто» 

1) воспитание этических норм поведения, культуры поведения в гостях и гостеприимства хозяина;

2) развитие потребности хорошего тона, культуры и этики поведения в обществе

Этическое воспитание школьников

23.12

16.

«Зачем людям нужны словари и энциклопедии?» 

1)ознакомить учащихся с историей появления словарей;

способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию;

2) стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру работы со словарем

Воспитание информационной культуры учащихся

13.01

17.

«Поведение на улице» 

1) воспитание культуры взаимоотношений, обучение элементарных правил на дороге, в городе;

2) развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни

Этическое воспитание

20.01

18.

Чем я богат?

Сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в особенности проявлять высокие и сильные чувства ижить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее  богатство

 материальное или богатство человеческого сердца?

Духовно-нравственное воспитание

27.01

19.

Знатоки ПДД

Повторить ПДД; приучить детей к культуре  поведения на дороге

Социальное воспитание

03.02

20.

Какая у меня память?

Дать возможность детям изучить особенности собственной памяти; осознать ее сильные и слабые стороны; закрепить знания детей о видах памяти.

Воспитание здоровых привычек

10.02

21.

Мы - Всезнайки!

Развитие мышления, познавательной активности, творческих коммуникативных способностей учащихся.

Обще-интеллектуальное воспитание

17.02

22.

«Поле чудес»

Расширять кругозор учащихся

Обще-интеллектуальное воспитание

24.02

23.

Природа просит помощи.

Воспитание культуры общения и бережного отношения к природе

Экологическое воспитание

03.03

24.

Лицо эмоций.

Знакомство с разнообразием чувств и эмоций. Развитие навыка работы в группе.

Духовно-нравственное воспитание

10.03

25.

"Экологический калейдоскоп"

 формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.

Экологическое воспитание

17.03

26.

"Я глазами других"

Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.

Социальное воспитание

07.04

27.

"Твоя безопасность. Игра "Счастливый случай"

 Обобщение знаний детей о безопасности на воде, на дороге, в лесу и  личной безопасности

Воспитание здоровых привычек

14.04

28.

"Что такое подарок"

Познакомить детей  с тем, как правильно дарить подарки

Этическое воспитание

21.04

29.

«Хоровод сказок»

1)привитие интереса к русскому народному творчеству;

2) формирование дружного коллектива класса.

Духовно-нравственное воспитание

28.04

30.

«Удивительное – рядом»

развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Воспитание информационной культуры учащихся

05.05

31.

«Мой труд каждый день дома»

на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

Трудовое воспитание

12.05

32.

«Конфликты и как их решать»

дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях; ввести в обиход детей понятие «тайм-аут», воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.

Социальное воспитание

19.05

33.

« Жевательная резинка: польза или вред? »

1) рассказать учащимся о пользе и о вреде жевательной резинки;

 2) подвести их к выводу, что здоровье надо беречь.

Воспитание здоровых привычек

26.05

34.

«Вот и стали мы на год взрослей»

подведение итогов за учебный год, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Социальное воспитание

Календарный план мероприятий

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.Торжественная линейка, посвященная Дню знаний в соответствии с санитарными требованиями;

2.Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Октябрь

1.Школьная акция «Поздравим учителя»

2. «Неделя математики»;

-конкурс «Рисуем из чисел и геометрических фигур»

-Математическая викторина

-конкурс «Парад цифр»

-конкурс «На что похожа цифра»

Ноябрь

1.Организация  и проведение поздравления ко дню Матери в соответствии с санитарными нормами ;

2. «Неделя открытых уроков»;

3.Участие в конкурсах различного уровня;

Декабрь

1.«Неделя литературного чтения»;

-конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой»

-конкурс поделок «Бюро находок сказочных вещей»

-викторина «Начинает сказка сказываться»

-конкурс кроссвордов «Русская народная сказка»

2.День неизвестного солдата;

3.Организация и проведение новогоднего классного часа ;

4.Участие в конкурсах различного уровня.

Январь

1.Участие в конкурсах различного уровня

Февраль

1.Организация и проведение праздника, посвященного 23 февраля по классам;

2.Организация почты валентинок;

3.Участие в конкурсах различного уровня

Март

1.«Неделя русского языка»;

-конкурс «Тетрадь лучшего ученика»

-викторина «Занимательный русский язык»

-конкурс «Такие разные буквы»

-игра «Найди слово в слове»

-конкурс «Золотое перышко»

2.Организация и проведения праздника, посвященного 8 март а  по классам;

3.Участие в конкурсах различного уровня;

Апрель

1. «Неделя открытых классных часов»;

2. «Неделя окружающего мира»

-викторина «Знатоки природы среди своих»

-рисунки «Сохраним природу»

-рецепты зелёной кухни

-акция «Посади растение»

Май

1.Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы по классам;

2.Участие в конкурсах различного уровня;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Программа воспитания 1-4 классы

laquo;Воспитание – великое дело, им решается участь человека»....

Рабочая программа воспитания во 2 классе по модулям.

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как...

Программа воспитания обучающихся 1 класса "Дорогою добра"

Актуальность создания программы воспитания      «В жизни человека есть два главных дела: стремиться к истине и стремиться к добру»,- говорит Этикет. Природой в чел...