"Программа воспитания!, 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.docx | 81.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения –основной общеобразовательной школы № 6 г.Аткарска (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172)
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы начального общего образования МОУ ООШ № 6 г.Аткарска.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися начальной школы личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально - значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания МОУ ООШ № 6 включает четыре основных раздела:
- Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
- Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок»
«Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» «Работа с родителями»
«Детское самоуправление» «Профориентация».
«Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Организация предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний».
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников МОУ ООШ № 6 г.Аткарска в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной образовательной программы начального и основного общего образования.
- Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням начального общего образования:
- В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Задачи воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через внедрение элементов ученического самоуправления на уровне классных сообществ;
- организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
РАЗДЕЛ «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
- ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
- Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
- Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
- Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
- Познавательная Деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира («Секреты каллиграфии»
- Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
- Трудовая деятельность Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Модуль «Самоуправление»
- Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся 1-4 классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
- детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога- куратора) в детско-взрослое самоуправление. Соуправление в начальной школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для участия каждого школьника по вопросам участия в делах школы и соуправления, а также взаимодействие с вожатыми-волонтерами старшеклассниками.
На уровне класса:
- через деятельность классного самоуправления представляющего интересы класса в общешкольных делах и призванного информировать об основных общешкольных делах.
На индивидуальном уровне:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
«Профориентация»
- Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
На внешнем уровне:
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.
На уровне школы:
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования.
На уровне класса:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
Индивидуальный уровень
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в будущем в процессе выбора ими профессии.
Модуль «Работа с родителями»
- Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
-Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
-родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер- классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
-родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Вариативные модели
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение обучающихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
Вне образовательной организации: | |
Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; | Социально - значимые проекты |
Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся виды спортивной и творческой деятельности, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих; | Спортивные состязания, праздники, фестивали, представления |
Посвященные значимым отечественным и международным событиям. | Всероссийские акции |
На уровне образовательной организации: | |
Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы начальной школы; | Общешкольные праздники, школьный проект |
Связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся; | Торжественные ритуалы. Посвящения |
Активное участие обучающихся и педагогических работников в жизни школы, защита чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы | Церемонии награждения (по итогам года) |
На уровне классов: | |
Делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; | Выборные собрания учащихся |
Реализация общешкольных ключевых дел; | Участие школьных классов |
На уровне обучающихся: | |
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в качестве ответственного участника в роли: постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных | Распределение и поручение ролей учащимся класса |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
- Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
- Воспитательная работа по реализации модуля
|
|
положительных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия |
|
сменяемых экспозиций для расширения представлений о разнообразии эстетического осмысления мира |
|
способностей, создающих повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися; |
кабинетов силами педагогов, учащихся и их родителей |
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной организации обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации как:
- оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
Модуль «Социальные практики»
- Социальная практика представляет собой деятельность, направленная на развитие социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свою Я- концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
- Одной их основных форм организации социальной практики является работа в рамках - конкретного модуля. Учащимся предлагаются модуль «Я и мир вокруг меня» и в соответствии с ними действующие проекты: «Спешите делать добро людям» и «Братья наши меньшие». В рамках проектов учащиеся оказывают помощь пожилым людям, участвуют в работе пропаганды по дорожной и пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении микрорайона, а также среди прохожих, помогают бездомным животным, находящимся в приютах и др.
Ожидаемыми результатами такой работы являются повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе, положительные изменения в сознании детей и повышение уровня их общей культуры, а также формирование навыков коллективной работы по реализации собственными силами реально социально полезного дела.
Модуль «Волонтерская деятельность»
Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
на внешкольном уровне:
-посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстримизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
- «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
- Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
- Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное отношение к ЗОЖ;
- Реализация программ дополнительного образования направленных на
формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни,о здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
- Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
- Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им правонарушений.
- Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
- Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
- Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
- Организация психокоррекционной работы.
- Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Инвариантные модули
Модуль «Классное руководство» | ||
осуществляется согласно индивидуальным планам воспитательной работы классных руководителей1 | ||
Модуль | Направление | Основные формы, запланированные классным руководителем на 2021-2022 учебный год |
«Я и гражданин» | формирование граждан- ственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | тематические классные часы; мероприятия гражданско-патриотического воспитания; уроки-мужества; мероприятия, посвященные Дню Победы; мероприятия, посвященные изучению истории города Переславля-Залесского и др. |
«Я - профессионал» | воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни и выбору бу- дущей профессии | тематические классные часы по профориентации; сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; |
«Я - человек» | воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся | тематические классные часы; мероприятия, посвященные праздничным датам; деятельность в рамках школьных объединений |
«Я и здоровье» | формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни | тематические классные часы; просмотр фильмов о здоровом образе жизни; спортивные мероприятия; беседы медицинского работника с обучающимися; мероприятия, посвященные безопасности учащихся (дорожная безопасность, пожарная безопасность, информационная безопасность); конкурсы рисунков о здоровом образе жизни и др. |
«Я и культура» | воспитание ценностного от- ношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | тематические классные часы; творческие конкурсы, проекты; выставки декоративно-прикладного творчества; организация коллективного творческого дела эстетической направленности и др. |
«Я и природа» | воспитание ценностного от- ношения к природе, окружа- ющей среде | тематические классные часы; (виртуальные) экскурсии по природным местам края; экологические конкурсы; конкурсы проектно-исследовательских работ и др. |
«Я и социум» | воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | тематические классные часы; мероприятия, посвященные праздничным датам и др. |
«Я и творчество» | воспитание ценного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | тематические классные часы; мероприятия, посвященные праздничным датам; конкурсы творческой направленности и др. |
Модуль «Школьный урок» | |||
осуществляется согласно индивидуальному плану работы педагога | |||
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
Название курса | Класс | Кол-во часов в неделю | Ответственные |
Согласно плану внеурочной деятельности | 2 | 3 | Классный руководитель |
Модуль «Самоуправление» | |||
Мероприятия | Класс | Время проведения | Ответственные |
Выбор актива класса. Распределение обязанностей | 2 | сентябрь | Классный руководитель |
Участие актива класса в подготовке и проведении классных мероприятий | 2 | в течение учебного года | Классный руководитель |
Модуль «Профориентация» | |||
Мероприятия | Классы | Время проведения | Ответственные |
Конкурс плакатов «Спасибо вам, учителя!» | 2 | октябрь | Классный руководитель |
Мероприятие «Фестиваль профессий» | 2 | ноябрь | Классный руководитель |
Школьный конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» | 2 | февраль | Классный руководитель |
Конкурс проектов «Профессии моих родителей» | 2 | апрель | Классный руководитель |
Организация и проведение классных часов по профориентационной работе | 2 | в течение учебного года | Классный руководитель |
Модуль «Работа с родителями» | |||
Проведение классных родительских собраний | 2 | Согласно плану проведения родительских собраний | Классный руководитель |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) обучающимися | 2 | в течение учебного года (по мере необходимости) | Классный руководитель |
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями учащимися 2 класса по вопросам воспитания и обучения детей | 2 | в течение учебного года (по мере необходимости) | директор, члены Совета профилактики |
Вариативные модули
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
Мероприятия | Класс | Время проведения | Ответственные |
Торжественное мероприятие «Первый звонок» | 2 | 01.09 | директор, зам. директора по ВР, классные руководители |
Конкурс поделок из природного материала «Дары осени» | 2 | октябрь | Классный руководитель
|
Мероприятие, посвященное Дню матери в России, «50 пятерок для мамы» | 2 | ноябрь | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное Дню Народного Единства, «Единство в нас» | 2 | ноябрь | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное Дню героев Отечества, «Место подвигу...» | 2 | декабрь | Классный руководитель
|
Мероприятие «Мы встречаем Новый год. » | 2 | декабрь | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное Дню дружбы | 2 | февраль | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества, «К подвигу солдата сердцем прикоснись» | 2 | февраль | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное Международному женскому дню, «Весенний праздник» | 2 | март | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное Дню космонавтики, «Путешествие в Космос» | 2 | апрель | Классный руководитель |
Мероприятие, посвященное празднованию Дню Победы, «Этих дней не смолкнет слава.!» | 2 | май | Классный руководитель |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
Мероприятия | Классы | Время проведения | Ответственные |
Оформление и обновление классных уголков | 2 | в течение учебного года | классный руководитель |
Оформление выставок рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | 2 | в течение учебного года | Классный руководитель |
Украшение кабинетов перед праздничными датами (День знаний, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы) | 2 | в течение учебного года | Классный руководитель |
Модуль «Волонтерская деятельность» | |||
Мероприятия | Классы | Время проведения | Ответственные |
Участие в акциях: «Школьник» (социальное-ориентированное направление) | 2 | сентябрь | Классный руководитель |
«Поздравь своего учителя» (творческое направление) | 2 | октябрь | Классный руководитель |
«Теплые ручки» (социальное направление) | 2 | декабрь | Классный руководитель |
«Помоги птицам зимой» (экологическое направление) | 2 | декабрь-март | Классный руководитель |
«Подари школе книгу» (социальное направление) | 2 | март | Классный руководитель |
«Цветущий май» (посадка семян) (трудовое направление) | 2 | май | Классный руководитель |
Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)»» | |||
Осуществляется согласно программе по ЗОЖ «Мой выбор» |
Модуль «Классное руководство»
№ | Тема | Цели | Направление | Дата проведения |
1. | «Праздник всех и каждого» | 1) введение ученика в мир знаний , краткое знакомство с будущей учебной деятельностью; 2) развитие интеллектуальных способностей младшего школьника, привитие интереса к приобретению знаний | Духовно-нравственное воспитание | 02.09 |
2. | «Веселое лето» | 1) поделиться впечатлениями о лете; 2) сплочение коллектива учащихся | Духовно-нравственное воспитание | 09.09 |
3. | «О школе и школярах, чернилах и учебниках и еще о многом другом» | 1) Ознакомить учащихся с историей появления школ и учебников в жизни человека; 2) показать роль и значение школы и учебников для получения образования; 3) способствовать пониманию значения роли школы в собственном развитии; способствовать развитию умения слушать. | Духовно-нравственное воспитание | 16.09 |
4. | «Чистое помещение – залог здоровья» | 1) привитие навыка здорового образа жизни; 2) знакомство второклассников с основными правилами поддержания чистоты в классе и жилой комнате; 3) формирование убеждения, что чистое помещение, в котором находятся люди, это залог здоровья. | Воспитание здоровых привычек | 23.09 |
5. | «Путешествие по зоопарку» | 1) воспитание бережного отношения к природе и к животным; 2) закрепление знаний о диких зверях, о жизни животных в неволе и на свободе; 3) развитие логического мышления и умения решать логические задачи на экологическую тематику | Экологическое воспитание | 30.09 |
6. | «Правила поведения в общественных местах | 1) познакомить школьников с основными правилами поведения в общественных местах, при общении со старшими сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета; 2) развивать математическое и логическое мышление у школьников | Этическое воспитание | 07.10 |
7. | «Откуда пришла книга в нашу жизнь?» | 1) ознакомить учащихся с историей появления книги на земле; 2) способствовать развитию интереса к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность; 3) стимулировать потребность стать любителем книг, уважать людей, создающих книги | Воспитание информационной культуры учащихся | 14.10 |
8. | «Как сохранить хорошее зрение» | 1) привитие навыка здорового образа жизни; 2) знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения; 3) формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем. | Воспитание здоровых привычек | 21.10 |
9. | «Земной шар на столе» | 1) знакомство с историей появления и использования глобуса и географических карт; 2) развитие мотивации обучения, логического мышления и умения решать простейшие логические задачи | Экологическое воспитание | 11.11 |
10. | «Встречают по одежке» | 1) воспитание этических норм поведения; 2) развитие потребности в аккуратности, в соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды | Этическое воспитание | 18.11 |
11. | «Как в нашу жизнь пришли газеты» | 1) ознакомить учащихся с инфомацией о современных взрослых и детских газетах; 2) способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать больше; 3) стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся | Воспитание информационной культуры учащихся | 25.11 |
12. | «Уход за зубами» | 1) привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами; 2) знакомство второклассников с основными правилами ухода за зубами | Воспитание здоровых привычек | 02.12 |
13. | «О дружбе» | Привить понятие дружба | Духовно-нравственное воспитание | 09.12 |
14. | «Путешествие по солнечной системе» | 1) знакомство с планетами Солнечной системы – Меркурием, Венерой и Марсом; 2) развитие образного и абстрактного мышления младших школьников, мотивация обучения и интереса к астрономии | Экологическое воспитание | 16.12 |
15. | «Быть хорошим хозяином совсем не просто» | 1) воспитание этических норм поведения, культуры поведения в гостях и гостеприимства хозяина; 2) развитие потребности хорошего тона, культуры и этики поведения в обществе | Этическое воспитание школьников | 23.12 |
16. | «Зачем людям нужны словари и энциклопедии?» | 1)ознакомить учащихся с историей появления словарей; способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию; 2) стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру работы со словарем | Воспитание информационной культуры учащихся | 13.01 |
17. | «Поведение на улице» | 1) воспитание культуры взаимоотношений, обучение элементарных правил на дороге, в городе; 2) развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни | Этическое воспитание | 20.01 |
18. | Чем я богат? | Сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в особенности проявлять высокие и сильные чувства ижить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее − богатство материальное или богатство человеческого сердца? | Духовно-нравственное воспитание | 27.01 |
19. | Знатоки ПДД | Повторить ПДД; приучить детей к культуре поведения на дороге | Социальное воспитание | 03.02 |
20. | Какая у меня память? | Дать возможность детям изучить особенности собственной памяти; осознать ее сильные и слабые стороны; закрепить знания детей о видах памяти. | Воспитание здоровых привычек | 10.02 |
21. | Мы - Всезнайки! | Развитие мышления, познавательной активности, творческих коммуникативных способностей учащихся. | Обще-интеллектуальное воспитание | 17.02 |
22. | «Поле чудес» | Расширять кругозор учащихся | Обще-интеллектуальное воспитание | 24.02 |
23. | Природа просит помощи. | Воспитание культуры общения и бережного отношения к природе | Экологическое воспитание | 03.03 |
24. | Лицо эмоций. | Знакомство с разнообразием чувств и эмоций. Развитие навыка работы в группе. | Духовно-нравственное воспитание | 10.03 |
25. | "Экологический калейдоскоп" | формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей. | Экологическое воспитание | 17.03 |
26. | "Я глазами других" | Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности. | Социальное воспитание | 07.04 |
27. | "Твоя безопасность. Игра "Счастливый случай" | Обобщение знаний детей о безопасности на воде, на дороге, в лесу и личной безопасности | Воспитание здоровых привычек | 14.04 |
28. | "Что такое подарок" | Познакомить детей с тем, как правильно дарить подарки | Этическое воспитание | 21.04 |
29. | «Хоровод сказок» | 1)привитие интереса к русскому народному творчеству; 2) формирование дружного коллектива класса. | Духовно-нравственное воспитание | 28.04 |
30. | «Удивительное – рядом» | развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств. | Воспитание информационной культуры учащихся | 05.05 |
31. | «Мой труд каждый день дома» | на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда. | Трудовое воспитание | 12.05 |
32. | «Конфликты и как их решать» | дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях; ввести в обиход детей понятие «тайм-аут», воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. | Социальное воспитание | 19.05 |
33. | « Жевательная резинка: польза или вред? » | 1) рассказать учащимся о пользе и о вреде жевательной резинки; 2) подвести их к выводу, что здоровье надо беречь. | Воспитание здоровых привычек | 26.05 |
34. | «Вот и стали мы на год взрослей» | подведение итогов за учебный год, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | Социальное воспитание |
Календарный план мероприятий
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Торжественная линейка, посвященная Дню знаний в соответствии с санитарными требованиями; 2.Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. |
Октябрь | 1.Школьная акция «Поздравим учителя» 2. «Неделя математики»; -конкурс «Рисуем из чисел и геометрических фигур» -Математическая викторина -конкурс «Парад цифр» -конкурс «На что похожа цифра» |
Ноябрь | 1.Организация и проведение поздравления ко дню Матери в соответствии с санитарными нормами ; 2. «Неделя открытых уроков»; 3.Участие в конкурсах различного уровня; |
Декабрь | 1.«Неделя литературного чтения»; -конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой» -конкурс поделок «Бюро находок сказочных вещей» -викторина «Начинает сказка сказываться» -конкурс кроссвордов «Русская народная сказка» 2.День неизвестного солдата; 3.Организация и проведение новогоднего классного часа ; 4.Участие в конкурсах различного уровня. |
Январь | 1.Участие в конкурсах различного уровня |
Февраль | 1.Организация и проведение праздника, посвященного 23 февраля по классам; 2.Организация почты валентинок; 3.Участие в конкурсах различного уровня |
Март | 1.«Неделя русского языка»; -конкурс «Тетрадь лучшего ученика» -викторина «Занимательный русский язык» -конкурс «Такие разные буквы» -игра «Найди слово в слове» -конкурс «Золотое перышко» 2.Организация и проведения праздника, посвященного 8 март а по классам; 3.Участие в конкурсах различного уровня; |
Апрель | 1. «Неделя открытых классных часов»; 2. «Неделя окружающего мира» -викторина «Знатоки природы среди своих» -рисунки «Сохраним природу» -рецепты зелёной кухни -акция «Посади растение» |
Май | 1.Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы по классам; 2.Участие в конкурсах различного уровня; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания 1-4 классы
laquo;Воспитание – великое дело, им решается участь человека»....
Рабочая программа воспитания во 2 классе по модулям.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как...
Программа воспитания обучающихся 1 класса "Дорогою добра"
Актуальность создания программы воспитания «В жизни человека есть два главных дела: стремиться к истине и стремиться к добру»,- говорит Этикет. Природой в чел...