Конспект внеурочного занятия на тему « Особенности питания птиц зимой» в 4 классе
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект внеурочного занятия на тему « Особенности питания птиц зимой» в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_zimoy.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Особенности питания птиц зимой»
Цель:
• Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».
Задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.
• Вызвать желание помочь зимующим птицам
• Учить замечать характерные особенности строения птиц.
- Организационный момент
Ребята, сегодня мы совершим невероятное путешествие в лес, при этом не выходя из кабинета. А теперь садитесь. Пока мы туда добираемся, я расскажу вам сказку. (слайд 2)
- Основной этап
- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и поляны теперь – как гладкие чистые страницы гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется:”Здесь был такой-то”.
Днём идёт снег. Кончится – страницы опять чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
- А кто был? Что делал? (слайд 3)
- Все верно.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
- А теперь давайте проведем небольшой опрос, чтобы узнать насколько хорошо вы знаете птиц. Я говорю утверждение и если оно относится к птицам - вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете.
- Тело покрыто шерстью.
- Тело покрыто перьями
- Есть зубы
- Есть клюв
- Отыскивают птицу с помощью клюва и лап
- Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
- Перья на хвосте отличаются особой длиной
- Эти животные летают ,
- плавают ,
- издают звуки ,
- бегают ,
- зимуют с нами,
- улетают зимой в теплые края.
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
- Верно. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек. Кто знает, что это за птицы? (слайд 4)
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы?
- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
- Посмотрите не экран. Давайте назовем зимующих птиц (слайд 5)
- А сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете зимующих птиц. Я буду загадывать вам загадки, а вы отвечать
( Слайд 6)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок (Воробей)
Слайд 6
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ... (Дятел)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает (Кукушка)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
- Физминутка
- Вижу, вы немного устали. Давайте встанем и немного разомнемся. (слайд 8)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- Основная часть
- Что для птиц страшнее: холод или голод?
- Может ли человек как-то помочь птицам пережить зимние холода?
- Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме?.
- А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?
- И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они
- Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (слайд 10) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
- Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
- А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Как они это делают, покажите? Зачем же птичке это нужно?
- Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.
- Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
- Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким?
- Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде.
- Ребята, а как вы думаете чем питаются зимой птицы?
- Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало
- Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины
Вороны питаются очистками, остатками пищи.
(слад11)
- Посмотрите на картинку и скажите, чем можно кормить птиц, а чем нет.
-Ребята, посмотрите внимательно! За веточкой кто-то спрятался! Сможете угадать кто это? Как вы это узнали? (слайды 12 – 17)
Ребята, а какие приметы про птиц вы знаете?
Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Если птицы жмутся к домам – к снегу, ненастью; играют – к ветру; весело поют – к хорошей погоде; вечером кормятся дольше обычного – к морозу.
- Итог занятия
- Наш урок подошел к концу. Послушайте пожалуйста стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- А какие ещё советы могли дать друг другу птицы и люди?
- Узнали ли вы что-то новое?
- Вам понравилось занятие?
- Урок окончен. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного занятия по теме "Здоровое питание"
Представленный материал содержит план-конспект для проведения внеурочного занятия по теме "Здоровое питание" в 3 классе....
Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании". Тема "Хорошо пройдёт обед, соблюдая этикет"
В материале содержится конспект и наглядные материалы по данной теме....
Конспект внеурочного занятия на тему "Правила движения достойны уважения", 3 класс
Цели и задачи: вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осо...
Конспект внеурочного занятия на тему «В оба глаза смотреть» - 1 класс
Название курса: «Умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: общеинтелектуальноеКласс / возраст детей: 1-3 класс, 7 лет Тема: Занятие 5 «В оба глаза смотреть»Цель: ...
Конспект внеурочного занятия на тему «Глазам своим не верить» - 1 класс
Название курса: «Умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: общеинтелектуальноеКласс / возраст детей: 1-3 класс, 7 летТема: Занятие 7 «Глазам своим не верить»Цель:...
Конспект внеурочного занятия на тему "Правила движения достойны уважения", 3 класс
Цели и задачи: вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осо...
Конспект внеурочного занятия на тему "Животные леса готовятся к зиме"
Конспект внеурочного занятия на тему "Животные леса готовятся к зиме"...