Мероприятие "Дорога добра и милосердия"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Материал можно использовать как внеклассное мероприятие, а так же на уроках ОРКСэ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_dobra_i_miloserdiya.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие
«Дорога добра и милосердия»
Разработал: учитель начальных классов Савостина Вера Ивановна
Цели:
- формировать представление учащихся о доброте и милосердии;
- учить детей сочувствию, умению быть милосердными, добрыми; - развивать наблюдательность, умение правильно оценить ситуацию и сделать правильный моральный выбор; - воспитывать уважение и любовь к ближним.
Задачи:
— развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки;
— способствовать развитию представлений у детей о добре и зле, о значении добра для гармонии и счастья;
— способствовать формированию у обучающихся доброты и милосердия, чуткости, сострадания, доброжелательности, уважительного отношения к людям, ответственности за совершаемые поступки, умения прийти на помощь нуждающимся в ней;
— расширять знания об их роли в жизни каждого человека;
— закрепить общепринятые правила поведения.
Планируемые результаты:
Личностное развитие – формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
Социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о толерантном поведении; освоение основных социальных ролей, норм и правил; развитие стремления быть терпимым в обществе людей.
Познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные понятия: милосердие, добро, благотворительность, сострадание, терпимость, достоинство, долг, любовь, дружба, вежливые слова.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, корзина, магниты,тарелка, презентация «Живительные воды милосердия», аудиозапись песен.
Плакаты:
* Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах.
* Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью. (Марк Аврелий)
* Забывайте обиды. Но никогда не забывайте доброту. (Конфуций)
* Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром. (Эзоп)
* Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно принесёт плоды. (Махатма Ганди)
* Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще, сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь. (Цицерон)
* Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)
* Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. (Аристотель)
* Доброе – это прекрасное в действии. (Жан Жак Руссо)
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ведущий 2: Сегодня у нас необыкновенный праздник доброты и милосердия. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, неприятных обид. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям.
Открою маленький секрет, если доброта, вежливость и честность живут на свете, то радуются взрослые и дети!
Исполняется песня Барбарики «Что такое доброта»
Ведущий 1: Милосердие… Вслушайтесь в звучание этого удивительного слова! Что оно подразумевает? Как вы его понимаете? (Ответы детей)
Милосердие – это милость сердца.
Милость – идущая от сердца всегда бескорыстна.
Милосердие – это готовность делать добро,
Милосердие – это сочувствие, сострадание.
Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.
- А что значит милое сердце? (доброе, ласковое, нежное, любящее, заботливое)
Ведущий 2: Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее и радостнее. В народе говорят «Слово лечит, слово и ранит». А какие волшебные слова вы знаете? (Ответы детей) Молодцы!
А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы и другие волшебные слова.
Игра «Волшебные слова»
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече … (Здравствуйте!)
За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи!)
Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день!)
Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста!)
Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет!)
Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер!)
Если девочка больна, хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова!)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо!)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (До свидания!)
Ведущий 1: Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «Здравствуйте», «Доброе утро». Произнося их, мы желаем своим близким здоровья, хорошего настроения.
?
Какие всё-таки красивые слова – «Здравствуйте», «Доброе утро», «Доброй ночи». Когда услышишь добрые слова, да ещё и сказанные от души, с улыбкой на лице, то сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбку.
Ведущий 2: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра-тренинг «Волшебный цветок Добра»
Игра заключается в том, чтобы все плохие слова заменить на хорошие.
Грубый – ласковый,
злой – добрый,
жадный – щедрый,
грустный – веселый,
вражда – дружба,
горе – радость,
ненависть – любовь,
обман – правда,
унижение – похвала,
жестокость – нежность.
(Дети составляют ромашку с хорошими словами)
— Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас прекрасный и волшебный цветок получился!
Ведущий 1: Я уверена, что вы все любите сказки. В сказках всегда добро побеждает зло. Мы будем описывать героев сказок, которые делали добрые дела, а вы угадайте, кто это.
Викторина «По дорогам сказок»
Ведущие по очереди задают вопросы, одновременно демонстрируются книги.
- «Я очень люблю свою бабушку, которая живёт за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки». (Красная Шапочка)
- «Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом». (Кот в сапогах)
- «Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка»». (Настенька)
- «Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку». (Дюймовочка)
- Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
- А этот герой лечил зверей и птиц, он спасал больных зверей Африки. (Айболит)
- Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика»)
- Несмотря на строгость мачехи и сводных сестёр она всегда оставалась доброй и послушной. (Золушка)
- Эта собачка была неразлучна с девочкой, которая помогла трём друзьям (Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву) обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотошка)
Ведущий 2: Ребята! А сейчас послушайте стихотворение.
Стихотворение «Доброта»
Шла по свету девушка простая
С именем редчайшим – Доброта.
Лед Бездушья с ней при встрече таял,
И остепенялась Суета.
Злоба выходила на дорогу,
И с Разбоем шла на Доброту,
Встретив, вырождалась понемногу,
Доброте вредить невмоготу!
Ложь порой так искренне краснела
При нежданной встрече с Добротой,
Лесть же подлизаться не сумела,
И ушла, прикрывшись Темнотой.
Долго в одиночестве шагала
Доброта по честному пути,
Но однажды Дружбу повстречала,
С нею веселей вдвойне идти.
Дружба позвала с собою Радость,
С Радостью примчалась Красота,
Все же победит любую Гадость
В жизни непременно Доброта!
(Оксана Варникова)
Ведущий 1: Дарите людям искренне добро,
Дарите ежедневно, ежечасно!
Пусть добрых дел сияет серебро,
Пусть добротой заполнится пространство.
Творите это чудо из чудес
От всей души – легко и бескорыстно!
Пусть вырастает рукотворный лес
Добрейших слов и благородных мыслей.
Добро, как чистый воздух на земле,
Не может быть излишним и напрасным…
Дарите, станет мир вокруг светлей
От радости подаренного счастья.
Ведущий 2: О том, что добро необходимо человеку, знали и наши далёкие предки. Их мудрость отражена в народных пословицах и поговорках. Назовите известные вам поговорки и пословицы о доброте.
(Обучающиеся перечисляют заранее подготовленные пословицы и поговорки)
Поговорки и пословицы о доброте
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без доброго слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит.
Добро – изнанка зла.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
От добра добра не ищут.
Ведущий 2: Ребята, а как вы думаете, чему учат нас пословицы и поговорки? (Ответы детей)
Ведущий 1: Пословицы и поговорки учат нас совершать добрые поступки, хвалить за хорошее и не замечать недостатки людей.
* Шутить по-доброму.
* Быть чистосердечным в отношении с собеседником.
* Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным.
* Если друг попал в беду, помочь ему.
* Решать споры словами, а не кулаками.
* Быть добрым человеком.
Ведущий 2: Послушайте притчу «Добро и зло».
Притча «Добро и зло»
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказала Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Ведущий 1: Ребята, а какими качествами должен обладать человек, без которых он не может называться человеком? Прежде чем вы ответите на вопрос, я хочу вас познакомить с еще одной притчей «Дары Божии».
Притча «Дары Божии»
Рассказывают, что в самом начале времён, когда только-только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д. А последнему, как это обычно бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав: «Наполни её тем, чем сам сочтешь нужным!»
Ведущий 1: Давайте и мы наполним нашу корзину качествами, которые вы взяли бы себе. (Дети пишут на листочках качества и складывают в корзину)
Заглянем в свою корзинку: что там у нас хранится? (Доброта, вера, милосердие, сострадание, любовь, дружба, терпимость, долг…)
Правильно, ребята, именно эти качества присущи настоящему человеку. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым.
Ведущий 2: В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека.
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на сострадании,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердии,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минет смерти,
А потому добро творить спеши.
Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.
(Андрей Дементьев)
Ведущий 1: Добрые чувства воспитываются в людях с детства. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно утверждать, что позже он не будет добр с людьми.
Стихотворение «Он шел по улице и тихо плакал» (читает учащийся)
Он шел по улице и тихо плакал. Облезлый, одноухий, с больною лапой, Повисший хвост, несчастные глаза, А в них жемчужинкой дрожит слеза. Его никто вокруг не замечал, А если и заметил, то ворчал, А мог еще и палкой замахнуться. Он убегал, когда мог увернуться. Он с грустью думал: «Я такой урод. Ну кто такого жить к себе возьмет». Так шел он, шел по краешку дороги. И вдруг перед собой увидел ноги, Огромные такие две ноги Обутые в большие сапоги. В смертельном страхе он закрыл глаза, А человек нагнулся и сказал: «Красавец-то, какой! А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной? Я буду очень рад. Принцессу и дворец не обещаю, А молочком с сосиской угощаю». Нагнулся, протянул к нему ладошку. Он первый раз держал в ладошках кошку. Взглянул на небо, думал, дождь закапал. А это кот в руках от счастья плакал.
Ведущий 2: Попробуйте ответить, какое отношение к теме нашего мероприятия имеет это стихотворение? Откуда на улице появились эти животные? Кто же в этом виноват?
(Обсуждение содержание стихотворения. Ответы обучающихся.)
Добрый, милосердный человек не может жестоко обращаться с животными.
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения.
Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
Ведущий 1: Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
За добро добром платят!
Ведущий 2: Представьте: вас назначили правителем одной страны. Какие законы милосердия вы бы составили, и какую памятку вы бы разработали ? (Ответы) А мы тоже подумали и составили памятку «Жизненных правил».
Памятка «Жизненных правил» (читаем по очереди)
- Утро начинай с улыбки себе и всем членам твоей семьи.
- Будь: вежливым, не забывай говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»; добрым к людям; терпимым к другим людям; щедрым.
- Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, маленьким, по мере своих возможностей.
- Защищай слабого.
- Сделал добро и радуйся, не жди ничего взамен.
- Не завидуй.
- Научитесь прощать людям их слабости и прощать обиды.
- Уважай чужой труд.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Уважай ветеранов и людей пожилого возраста, родителей.
- Не причиняй зла живым существам.
Ведущий 1: Попробуйте жить по этим законам и правилам – и вы увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство будет согревать твоё сердце. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Ведущий 2: Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причём непременно разнообразных, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, чувствуем себя щедрыми и способными помочь.
Рефлексия
Ведущий 1: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте протянем руки перед собой ладонями вверх. Представьте себе, что у каждого из нас на ладонях есть маленькое солнышко. Это солнышко – милосердие, доброта. Оно очень нужно и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает нас как солнце. Давайте сделаем круг как можно меньше, встанем теснее и соединим кончики пальцев. Представьте себе, что наши маленькие солнышки соединились в одно. И пусть это солнышко согревает вас и напоминает о добре, милосердии.
Исполняется песня «Дорогою добра» (сл. Энтина Ю., муз. Минкова М.)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
А если с другом худо –
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Аппликация «Волшебная клумба»
Ведущий 1: А теперь давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Её я предлагаю вам сделать из ладошек зелёного цвета, ведь зелёный цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наши цветы. А знаете, почему наши цветы будут волшебными? Волшебные они потому, что цвет его лепестков означает различные качества людей. А качества бывают разные: хорошие, добрые и не очень… Вот и выберите. От того, какой цвет вы выберете, будет зависеть, каким будет ваш цветок.
(Детям предлагаются разноцветные лепестки: яркие цвета – положительные качества людей (следует назвать), тёмные цвета – отрицательные качества (следует назвать). Положительные: дружба, любовь, доброта, отзывчивость, честность, вежливость… Отрицательные: грубость, неуважение, ложь, злость, лень, гнев…)
Ведущий 2: Наше мероприятие подошло к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: где же находится царство милосердия и добра, и необходимо ли оно в наше время?
Ответы детей:
— В наше время милосердие нужно обязательно.
— Царство милосердия и добра находится в сердце каждого человека.
— Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
— Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
Ведущий 1: И нам, конечно, хотелось бы, чтобы в ваших сердцах тоже царили только доброта, любовь и милосердие. Мы вам советуем вечером, перед тем, как уснуть, подумать, как вы провели минувший день, какие поступки вы совершили – добрые или злые?
Песня «Если добрый ты»
Ведущий2: Как много добрых слов мы знаем Но не только слова , но и поступки у нас должны быть добрыми.
Если ближний замерз – согрей,
Если он не одет – одень
Если голоден – накорми
Если жаждет он – напои.
Если он скорбит – утешай,
Заболеет он – навещай.
Жизнь тебе подарили,
Для того, чтоб ты всех любил.
Ведущий 1: Счастлив тот, кто другим помогает,
Из любой беды выручает.
Доброте не поздно учиться,
В жизни она всегда пригодится.
Ведущий 2: Любовь и добро – наше спасение.
Советуем вам больше терпения.
Друзей никогда не браните,
Друг другу улыбки дарите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учеников 1-2 класса "Моя малая Родина. Добро и милосердие Сергия Радонежского."
Материал классного часа содержит рассказ с иллюстрациями об основателе города Сергиев Посад святом Сергии Радонежском. Старалась обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончатель...
"Дорогой дружбы, добра и милосердия." Внеклассное мероприятие
Где красота – там доброта. Их разлучить ничто не может.Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.И нам без них не обойтись ни светлым днём, ни днём дождливым.И если хочешь быть красивым, то доб...
Классный час "Дорогой добра и милосердия"
Цели урока:разделить в представлении учащихся понятия “добро”, “зло”, “терпение”,«милосердие», дружба», «благодарность»;убедить в необходимости добра и недоступности зла;воспитывать потребность ...
Сценарий ко дню инвалидов. «Праздник добра и милосердия»
ü Воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу;ü Доставить детям радость и удовольствие от игр во время праздника;ü Вовл...
Внеклассное занятие "Добро и милосердие"
Данное внеклассное мероприятие проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует...
Педагогическое эссе «Учить по законам добра, правды, милосердия, любви, сострадания, справедливости
Радость... Она даётся не каждому. Она идёт не из пустой души, а от духовной глубины....
Исследовательская работа "Добро и милосердие в нашей жизни".
Цель работы: выяснить легко ли быть добрым и милосердным, на примере отношения к братьям нашим меньшим....