Классный час: "Я и мои права".
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час «Я и мои права»
Цели и задачи: -обобщить знания учащихся об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей детей;
- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам;
- акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Ход занятия:
Эпиграф к уроку:
Как хорошо, что есть права!
Конвенция нас строго защищает.
И в ней важны нам все права,
Они великой силой обладают.
I.Организационный момент.
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров. У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
II. Актуализация опорных знаний.
Что означают слова «права» и «обязанности»?
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Право - это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Что такое обязанность? Это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
В Конституции записаны права всех граждан.
-Давайте вспомним наши права:
- -Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на гражданство
- Право на защиту жизни, чести и достоинства
- Право свободно выражать свое мнение
- Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Запомните: «Права предоставляются, а обязанности выполняются!»
III. Сообщение темы и целей занятия.
Игра «Мои права и обязанности»
У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 7 минут.
1.Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;
2.Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;
3.Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4.Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;
5.Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6.Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7.Каждый ребёнок имеет право на дом;
8.Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
9.Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
10.Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
11.Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
12.Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;
13. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
Обучающиеся обязаны:
- Соблюдать Устав школы;
- Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
- Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в школе, выполнять требования дежурных;
- Добросовестно относиться к учебе, не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;
- Беречь имущество школы, бережно относиться к результатам труда других людей;
- Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы;
- Приходить в школу с необходимыми учебными принадлежностями, иметь форму для уроков физической культуры и технологии;
- Своевременно готовиться к предстоящим урокам.
Проверка!
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Воспитатель: Сделай, пожалуйста, музыку потише! Еще не все ребята сделали уроки! Ты всем мешаешь!
Ученик: Я имею право на отдых и досуг! Я хочу отдыхать с громкой музыкой.
- Кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
-Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
-Разъясните Иванову его права и обязанности.
IV. Итог занятия.
1. Что такое право?
2. Какие права есть у ребят?
3. Достаточно ли прав у детей?
4. Какую роль играют права в жизни человека?
5. Можешь и ты добиться, чтобы твои права уважали?
6. Какие черты характера помогают человеку добиться уважения своих прав?
7. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
8. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?
- Ребята, каждый человек на свете должен знать свои права. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Классный час по теме "Права и обязанности" с использованием художественной литературы....
Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».
Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...
Классный час в 4 классе "Правила дорожные знать каждому положено"
Данный классный час направлен на формирование у школьников представлений о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам, а также на отработку навыкавыпо...
Классный час во 2 классе "Право есть и у меня"
Знакомство с Декларацией о правахребенка и непосредственно с такими правами как: право на жизнь, на образование, на лечение, на имя, на свое жилище, на свое мнение. Выступления детей: сценки, загадки,...
Классный час в 4 классе "Права несовершеннолетних"
Планируемый результат: выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни; в сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы: • ориентация в нравс...
Классный час для 1 класа "Правила поведения в школе"
Классный час для 1 класса.Тема: Правила поведения в школе.Цели: 1. Привить правила культурного поведения в школе.2. Познакомить с простейшими правилами вежливости, научить тактичному обращению друг с ...
Классный час "Герои книг имеют право"("Конвенция о правах ребёнка")
Главный закон детей всего мира...