Программа :" Народные забавы".
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Народные забавы»
для обучающихся 3 «Б» класса
(II вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности :" Народные забавы" | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №172 от «31» августа2021 г. директор: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В.Рыбакова | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «31» августа2021 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «31» августа2021 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Народные забавы»
для обучающихся 3 «Б» класса
(II вариант)
на 2021 – 2022 учебный год
Программу составила: Николаева Елена Викторовна учитель высшей квалификационной категории |
Смоленск 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения внеурочной деятельности:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И. М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты (ФГОС)
∙ определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
∙ выражать собственное мнения, позицию; овладевать культурой общения и
поведения, при этом проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
∙ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
∙ проявлять дисциплинированность, поставленных целей;
∙ оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
К концу курса обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты
∙ обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
∙ представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
∙ формировать навыки здорового образа жизни;
∙ организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
∙ бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
∙ взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
∙ в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
∙ выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
∙ общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
∙ планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
∙ организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
∙ учиться проводить самооценку своей деятельности, совместно с учителем и
другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
∙ учиться осуществлять контроль за своим поведением через соблюдение правил игры.
∙ управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность
Познавательные:
∙ характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
∙ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
∙ анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов игры, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
Предлагаемая программа курса знакомит учащихся 3 классов с национальными играми народов России, подвижными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народов. Изучение курса в каждом классе заканчивается спортивным праздником, соревнованиями, викториной по изучаемой теме, тематическими конкурсами.
Программа адресована обучающимся 3 «Б» класса с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Виды деятельности: игровая; познавательная; двигательная; сюжетно - ролевые игры; эстафеты. Данная программа реализуется в объеме 32 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Программный материал состоит из 3 разделов, которые содержат теоретическую и практическую часть.
1 раздел. Подвижные игры, основанные на элементах легкой атлетики, гимнастики, акробатики, спортивных игр.
Теория: техника безопасности во время проведения подвижных игр; правила игры, судейство; правила "честной игры"; роль и значение подвижных игр в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; конкурсы, аттракционы, игровые программы; ролевые и сюжетные игры.
Практика: игры: «Совушка», «Мышеловка», «Колобок», «Пустое место», «Коршун и наседка», «Переправа с досками», «Туннель», «Собери урожай», «На погрузке арбузов», «Принеси мяч», «Успей перебежать», «Гусеницы», «Штандер, стоп», «Ловишки», «Охотник и сторож», «Перестрелка», «Картошка», «Рыбак и рыбки», «День и ночь», «Салки в два круга», «Соревнования скороходов».
2 раздел. Русские народные игры.
Теория: техника безопасности во время проведения игр в спортивном зале, на стадионе; история русской игры; факты истории возникновения игр; традиции русского народа; русские народные празднества, забавы, обряды; считалки, заклички; хороводы и хороводные игры Руси.
Практика: игры: «Жмурки», «Кот и мышь», «Горелки», «Салки», «Пятнашки», «Охотники и зайцы», «Петушки», «Фанты», «Салки с приседаниями», «Птицелов», «Краски», «Царь горы», «Волк», «Гори, гори ясно!», «Третий лишний», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Шмель», «Падающая палка», «Гуси-лебеди», «Дедушка рожок».
3 раздел. Игры народов России.
Теория: техника безопасности во время проведения игр в спортивном зале, на стадионе; разнообразие игр различных народов, проживающих в России; факты истории возникновения игр; особенности игр разных народов; традиции народных праздников.
Практика: игры: бурятские «Рукавицу гнать», «Ищем палочку»,татарская «Спутанные кони», «Серый волк», башкирские «Юрта», «Медный пень», дагестанские «Отгадай», «Подними платок»,«Шапка канатоходца», чувашские «Хищник в море», «Рыбки», якутские «Сокол и лиса», «Пятнашки», марийские «Биляша», «Катание мяча», калмыцкие «Прятки», «Альчик!», карельские «Мяч», «Я есть!», народов Коми «Невод», «Стой, олень!», народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз», народов Забайкалья «Почта», северо-осетинская игра «Борьба за флажки», тувинские «Стрельба в мишень», «Борьба», чечено-ингушская «Чиж», кабардино-балкарская «Под буркой», удмуртские «Водяной», «Серый зайка».
Подвижные игры
Техника безопасности во время проведения подвижных игр. С чего начинается игра? Ролевые и сюжетные игры. Считалки. Выбор капитанов. Разучивание игр «Беги и собирай», «Штандер, стоп», «Переправа с досками», «Туннель», «Вышибалы», «Пятнашки», «Успей перебежать», «День и ночь». История создания игр. Сюжетные действия детей в игре. Много игроков - игра веселее. Игровые имитационные действия в играх. Индивидуальные действия в играх. Поисковые игровые действия детей в играх. Роль и значение подвижных игр в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью. Командные и индивидуальные действия детей в игре.
Русские народные игры.
Техника безопасности во время проведения игр на воздухе и спортивном зале. Понятия: «игра», «правила игры». Разучивание игр «Жмурки», «Гуси-лебеди» Национальные традиции и факты из истории создания игр на Руси. Имитационные действия детей в игре. Сюжетные игры. Особенности игр русского народа: заклички, забавы, обряды на Руси. Разучивание игр «Шмель», «Дедушка рожок», «Краски», «Гори, гори, ясно!», «Падающая палка». Ролевые действия игроков в игре.
Игры народов России.
Разнообразие игр различных народов, проживающих в России. Разучивание игр народов Дагестана «Отгадай», Бурятии - «Рукавицу гнать», чечено-ингушской игры «Чиж», кабардино-балкарской игры «Под буркой». Имитационные сюжетные действия в играх. История игр Дагестана, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Правила игр и индивидуальные действия детей в играх.
Особенности игр разных народов России. Традиции калмыцкого, татарского народов, народа Карелии, Коми. Разучивание игр Калмыкии «Прятки», «Альчик!», татарской народной игры «Спутанные кони», игр народа Карелии «Мяч», «Я есть!», игр народа Коми «Невод», «Стой, олень!».
Игры на внимание
Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.
Соревнования, викторины, конкурсы.
Соревнования. Викторина по разученным играм. «Игровой марафон», «Фестиваль игр народов России»
Алгоритм работы с играми.
1. Знакомство с содержанием игры.
2. Объяснение содержания игры.
3. Объяснение правил игры.
4. Разучивание игр.
5. Проведение игр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Народные забавы»
Количество часов: 32 часа | на первое полугодие Всего 15 ч., в неделю 1 ч. | на второе полугодие Всего 17 ч., в неделю 1 ч. |
Дополнительная литература:
1.Ванюшкин В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостаточное интеллектуальное развитие. – Екатеринбург, 2007. – 142 с.
2.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
3.Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
4.Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура. – 2007. - №2. – С.78-79.
5.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
6.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: 31 Советский спорт, 2002. – 212 с.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Сроки проведения | |
По плану | По факту | |||
I четверть – 8 часов | ||||
Раздел 1. «Русские народные игры» – 13 часов | ||||
1. | «Русские народные игры» | 1 | 07.09 | |
2. | «Игры, в которые играли наши предки» | 1 | 14.09 | |
3. | Русская народная игра « Гори, гори, ясно!» | 1 | 21.09 | |
4. | Русская народная игра «Гуси-лебеди» | 1 | 28.09 | |
5. | Русская народная игра «Горелки». | 1 | 05.10 | |
6. | Русская народная игра «Краски» | 1 | 12.10 | |
7. | Русская народная игра «Шмель» | 1 | 19.10 | |
8. | Русская народная игра «Дедушка рожок» | 1 | 26.10 | |
II четверть – 7 часов | ||||
9. | Русская народная игра «Падающая палка» | 1 | 09.11 | |
10. | Русская народная игра «Царь горы» | 1 | 16.11 | |
11. | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | 23.11 | |
12. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | 30.11 | |
13. | Русская народная игра «Коршун и наседка» | 1 | 07.12 | |
Раздел 2. «Подвижные игры» – 8 часов | ||||
14. | Подвижные игры «Картошка». | 1 | 14.12 | |
15. | Подвижные игры «Вышибалы» | 1 | 21.12 | |
III четверть – 10 часов | ||||
16. | Подвижные игры «День и ночь». | 1 | 11.01 | |
17. | Подвижные игры «Туннель» | 1 | 18.01 | |
18. | Подвижные игры «Два Мороза». | 1 | 25.01 | |
19. | Подвижные игры «Волки во рву». | 1 | 01.02 | |
20. | Подвижные игры «Пятнашки» | 1 | 08.02 | |
21. | Подвижные игры «Штандер, стоп» | 1 | 15.02 | |
Раздел 3. «Игры народов России» – 4 часа | ||||
22. | Игры Калмыкии «Прятки», «Альчик!» | 1 | 22.02 | |
23. | Татарская народная игра «Спутанные кони» | 1 | 01.03 | |
24. | Игры народа Карелии «Мяч», «Я есть!» | 1 | 15.03 | |
25. | Игры народа Коми «Невод», «Стой, олень!» | 1 | 22.03 | |
IV четверть – 7 часов | ||||
Раздел 4. «Игры на развитие внимания» – 7 часов | ||||
26. | Игры на развитие внимания «Третий лишний». | 1 | 05.04 | |
27. | Игры на развитие внимания «Земля, вода, воздух». | 1 | 12.04 | |
28. | Игры на развитие внимания «Наперегонки парами». | 1 | 19.04 | |
29. | Игры на развитие внимания «Нас не слышно и не видно». | 1 | 26.04 | |
30. | Игры на развитие внимания «Хвосты». | 1 | 17.05 | |
31. | Игры на развитие внимания «Беги и собирай» | 1 | 24.05 | |
32. | Игры на развитие внимания «Успей перебежать» | 1 | 31.05 | |
ИТОГО: | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа "Экологические забавы"
Эта конкурсная программа может быть использована как на уроке, так и при проведении Недели экологии или биологии в школе для учащихся 1-4 классов....
Праздник "Русские народные забавы"
В сценарии стихи загадки о зиме. а также описане руских народных подвижных игр на свежем воздухе....
"Народные забавы"
ПОЛОЖЕНИЕо проведении соревнований «Народные забавы»среди учащихся 3-4 классов...
Программа внеурочной деятельности для 1 классов "Народные забавы"
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Двигательная активность - это биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье и развит...
Познавательно-игровая программа «Народные игры, забавы. Молодецкие игры»
Приобщить воспитанников к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями....
Классный час на тему: "Русские народные забавы"
Конспект занятия на тему: "Русские народные забавы". Много познавательного материала для младших школьников....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физической культуре "Русские народные забавы".
Заинтересовать детей к занятиям физической культурой, развивать чувство взаимовыручки и помощи....