Рабочая программа внеурочной деятельности :" Ответственное обращение с животными" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Николаева Елена Викторовна

Программа внеурочной деятельности для обучающися с нарушением интеллекта 4 класс (2 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №140

от «31» августа 2022 г.

И.о. директора:

_______Т.В. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В.Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Ответственное обращение с животными»

для обучающихся 4 «Б» класса

с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(II вариант)

на 2022 – 2023 учебный год

Программу составила:

Николаева Елена Викторовна

учитель

высшей квалификационной категории

Смоленск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету.

Программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).

- АООП образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).

- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

         Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений к животным, поиску пути самовоспитания, саморазвития. Важно понимать, что существует взаимосвязь между бережным, заботливым, ответственным отношением к животным и социальным поведением человека. Можно сказать, что ответственное отношение к животным является, безусловно, положительной характеристикой человека. А можно сказать и сильнее — ответственное отношение к животным, к «братьям нашим меньшим», является одной из характеристик социальной зрелости личности. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Назрела необходимость «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность общения с животными, оценить нравственный аспект поступков. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа «Ответственное обращение с животными» даёт возможность его использовать.

Цель программы: 

- Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи:

- Расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных.

- Мотивировать к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о животных.

- Развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память.

- Воспитывать любовь животным, к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру, формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды.

- Способствовать сплочению детского коллектива.

Данная программа реализуется в 4 «Б» в объеме 34 часа с периодичностью 1 занятие в неделю.

Планируемые личностные результаты: 

- интерес к изучению домашних животных;

- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, музыка и т.д.);

- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;

- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.

Планируемые предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере - сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере - сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;

трудовой сфере - использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;

эстетической сфере - умение оценить красоту животного;

сфере физической культуры - элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Ответственное обращение с животными»:

  1. Личностные БУД:

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- расширение круга общения;

- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;

- готовность следовать этическим нормам поведения в обращение с животными в повседневной жизни.

  1. Регулятивные БУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  1. Познавательные БУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  1. Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в Центре и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Содержание программы и ожидаемый результат её реализации.

Тема 1. Берем животное в семью, что нас ждет на этом пути? (Появление в семье домашнего животного: принятие решения, подготовка, распределение обязанностей между членами семьи.)

Занятие 1. Мотивы появления животного в доме (почему люди хотят, чтобы у них были питомцы).

Занятие 2. Обязанности членов семьи, когда в ней появляется питомец.

Занятие 3. Ожидания и чувства от появления питомца у разных членов семьи: согласованность или противоречивость.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представления об основных мотивах появления животных в доме;

- представления о реальных обязанностях членов семьи по обеспечению потребностей животного, связанной с ними ответственности и дисциплины;

- представление об ответственном отношении к выполнению обязанностей по обеспечению потребностей животного;

- представления об эмоциональной стороне отношений людей и животных;

- представление о реалистичных ожиданиях в отношении возможной реакции

всех членов семьи на появление животного в доме;

- представление о том, что одни и те же события могут вызывать разный эмоциональный отклик у разных людей.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- умение различать конструктивные и неконструктивные мотивы к заведению питомца;

- развитие навыков по решению конфликтных ситуаций (например, в связи с распределением и выполнением обязанностей по уходу за домашним питомцем);

- формирование навыков называния различных чувств и эмоциональных переживаний у себя и у других людей.

Тема 2. Мы в ответе за тех, кого приручили! (Что значит быть ответственным хозяином.)

Занятие 1. Переживания боли: чем мы похожи, чем отличаемся?

Занятие 2. Социальные и несоциальные животные.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представление о бережном отношение к животным с точки зрения морали и этики;

- представление о переживании болевых ощущений животными и людьми;

- представление о внешних проявлениях боли у животных социальных/ несоциальных;

- представление о том, что домашние животные социальны, почему плохо оставлять их в одиночестве.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- умение распознавания боли у животных;

- умение правильного взаимодействия с животным с точки зрения осторожности и бережности;

- умение избегать возможного нанесения травм животному.

Тема 3. Мы воспитываем животных, и они воспитывают нас! (Воспитание животных.)

Занятие 1. Что значит «воспитывать животное»?

Занятие 2. Особенности воспитания разных животных.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представление о сущности дрессуры, о подходах к воспитанию домашних животных;

- представление о феномене положительного и отрицательного подкрепления, о механизмах его работы;

- представление о феномене условного подкрепления и условного рефлекса, об использовании их в дрессуре.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- умение определять основные компоненты воспитания и дрессуры, подходящих для разных видов домашних животных;

- умение выявлять основные сложности, возникающие на различных этапах воспитательного процесса, и устанавливать конструктивные способы их преодоления.

Тема 4. Лучшие друзья человека! (Животное-компаньон.)

Занятие 1. Животное-компаньон.

Занятие 2. Животные-компаньоны в различных странах мира.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представление о роли животного как «члена семьи»;

- представление о функции домашнего питомца в семье для улучшения качества жизни (здоровье, общение, снижение тревоги и стресса, избавление от чувства одиночества);

- представление о домашних питомцах в РФ;

- представление о культуре заботы о домашних животных в РФ и других

странах.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- понимание роли животного в семье, умение взаимодействовать с животным;

- понимание подходов (в том числе и в других государствах) к контролю за животными (чипирование, вакцинация, отлов «бродячих животных» и т. д.)

- понимание подходов (в том числе и в других государствах) к уходу за животными (меры предосторожности при выгуле, необходимость уборки во время выгула и т. д.)

Тема 5. Друг в беде не бросит! (Почему нельзя выбрасывать животное на улицу.)

Занятие 1. Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?

Занятие 2. Что можно делать, чтобы помогать бездомным животным в городе?

Занятие 3. Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представление о жизни животных в городской среде;

- представление о проблеме безнадзорных животных;

- представление о деятельности приютов для животных;

- представление о мерах предосторожности по обращению с бездомными животными.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- понимание условий жизни животных в городской среде;

- понимание деятельности приютов для животных;

- умение обезопасить себя при контакте с безнадзорными животными.

Тема 6. Кто заботится о животных без хозяев? (Организации, которые помогают животным.)

Занятие 1. Волонтерство.

Занятие 2. Организации, которые помогают животным.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представление о волонтерской помощи животным;

- представление об организациях, занимающихся помощью животным.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- понимание значимости волонтерского движения для помощи животным, способы стать волонтером;

- понимание деятельности организаций, которые помогают животным, способы связаться с данными организациями при необходимости.

Тема 7. Как можно сделать мир чуточку лучше? (Основы экологического воспитания.)

Занятие 1. Основные угрозы миру дикой природы.

Занятие 2. Раздельный сбор бытовых отходов.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:

- представление об основных угрозах миру дикой природы;

- представление о переработке мусора и раздельном сборе бытовых отходов;

- представление о безопасном и ответственном поведении в лесу.

В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:

- понимание реальных угроз дикой природе;

- умение сортировать мусор, понимание необходимости данного занятия;

- умение правильно себя вести в лесу с точки зрения сохранения экосистемы.

Календарно-тематическое планирование

Количество часов:

34

на первое полугодие всего:                          15 ч., в неделю 1 ч

на второе полугодие всего:

19 ч., в неделю 1 ч.

Дополнительная литература:

«Ответственное обращение с животными» - методическое пособие для педагога для для учеников младших классов (1–4 класс) / под редакцией академика РАО А. А. Реана — М.:

Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив Собрание, 2021.

 занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

по

 плану

по

факту

I четверть – 8 часов

Тема 1. Берем животное в семью, что нас ждет на этом пути? (появление в семье домашнего животного: принятие решения, подготовка, распределение обязанностей между членами семьи.)

1.

Мотивы появления животного в доме (почему люди хотят, чтобы у них были питомцы).

1

06.09

2.

Мотивы появления животного в доме (почему люди хотят, чтобы у них были питомцы).

1

13.09

3.

Обязанности членов семьи, когда в ней появляется питомец.

1

20.09

4.

Обязанности членов семьи, когда в ней появляется питомец.

1

27.09

5.

Ожидания и чувства от появления питомца у разных членов семьи: согласованность или противоречивость.

1

04.10

6.

Ожидания и чувства от появления питомца у разных членов семьи: согласованность или противоречивость.

1

11.10

Тема 2. Мы в ответе за тех, кого приручили! (Что значит быть ответственным хозяином.)

7.

Переживания боли: чем мы похожи, чем отличаемся?

1

18.10

8.

Переживания боли: чем мы похожи, чем отличаемся?

1

25.10

II четверть 7 часов

9.

Социальные и несоциальные животные.

1

08.11

10.

Социальные и несоциальные животные.

1

15.11

Тема 3. Мы воспитываем животных, и они воспитывают нас! (Воспитание животных.)

11.

Что значит «воспитывать животное»?

1

22.11

12.

Что значит «воспитывать животное»?

1

29.11

13.

Особенности воспитания разных животных

1

06.12

14.

Особенности воспитания разных животных.

1

13.12

Тема 4. Лучшие друзья человека! (Животное-компаньон.)

15.

Животное-компаньон.

1

20.12

III четверть – 11 часов

16.

Животное-компаньон.

1

10.01

17.

Животные-компаньоны в различных странах мира.

1

17.01

18.

Животные-компаньоны в различных странах мира.

1

24.01

Тема 5. Друг в беде не бросит! (Почему нельзя выбрасывать животное на улицу.)

19.

Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?

1

31.01

20.

Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?

1

07.02

21.

Что можно делать, чтобы помогать бездомным животным в городе?

1

14.02

22.

Что можно делать, чтобы помогать бездомным животным в городе?

1

21.02

23.

Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев.

1

28.02

24.

Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев.

1

07.03

Тема 6. Кто заботится о животных без хозяев? (Организации, которые помогают животным.)

25.

Волонтерство.

1

14.03

26.

Волонтерство.

1

21.03

IV четверть – 7 часов

27.

Организации, которые помогают животным.

1

04.04

28.

Организации, которые помогают животным.

1

11.04

Тема 7. Как можно сделать мир чуточку лучше? (Основы экологического воспитания.)

29.

Основные угрозы миру дикой природы.

1

18.04

30.

Основные угрозы миру дикой природы.

1

25.04

31.

Основные угрозы миру дикой природы.

1

02.05

32.

Раздельный сбор бытовых отходов.

1

16.05

33.

Раздельный сбор бытовых отходов.

1

23.05

34.

Викторина «Наши любимцы».

1

30.05

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...