Рабочая программа внеурочной деятельности :" Ответственное обращение с животными" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности для обучающися с нарушением интеллекта 4 класс (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Ответственное обращение с животными" | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №140 от «31» августа 2022 г. И.о. директора: _______Т.В. Гагарина | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В.Рыбакова | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «31» августа 2022 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «31» августа 2022г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Ответственное обращение с животными»
для обучающихся 4 «Б» класса
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(II вариант)
на 2022 – 2023 учебный год
Программу составила: Николаева Елена Викторовна учитель высшей квалификационной категории |
Смоленск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету.
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
- АООП образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений к животным, поиску пути самовоспитания, саморазвития. Важно понимать, что существует взаимосвязь между бережным, заботливым, ответственным отношением к животным и социальным поведением человека. Можно сказать, что ответственное отношение к животным является, безусловно, положительной характеристикой человека. А можно сказать и сильнее — ответственное отношение к животным, к «братьям нашим меньшим», является одной из характеристик социальной зрелости личности. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Назрела необходимость «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность общения с животными, оценить нравственный аспект поступков. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа «Ответственное обращение с животными» даёт возможность его использовать.
Цель программы:
- Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи:
- Расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных.
- Мотивировать к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о животных.
- Развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память.
- Воспитывать любовь животным, к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру, формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды.
- Способствовать сплочению детского коллектива.
Данная программа реализуется в 4 «Б» в объеме 34 часа с периодичностью 1 занятие в неделю.
Планируемые личностные результаты:
- интерес к изучению домашних животных;
- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, музыка и т.д.);
- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Планируемые предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере - сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере - сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
трудовой сфере - использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
эстетической сфере - умение оценить красоту животного;
сфере физической культуры - элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Ответственное обращение с животными»:
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в обращение с животными в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в Центре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Содержание программы и ожидаемый результат её реализации.
Тема 1. Берем животное в семью, что нас ждет на этом пути? (Появление в семье домашнего животного: принятие решения, подготовка, распределение обязанностей между членами семьи.)
Занятие 1. Мотивы появления животного в доме (почему люди хотят, чтобы у них были питомцы).
Занятие 2. Обязанности членов семьи, когда в ней появляется питомец.
Занятие 3. Ожидания и чувства от появления питомца у разных членов семьи: согласованность или противоречивость.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представления об основных мотивах появления животных в доме;
- представления о реальных обязанностях членов семьи по обеспечению потребностей животного, связанной с ними ответственности и дисциплины;
- представление об ответственном отношении к выполнению обязанностей по обеспечению потребностей животного;
- представления об эмоциональной стороне отношений людей и животных;
- представление о реалистичных ожиданиях в отношении возможной реакции
всех членов семьи на появление животного в доме;
- представление о том, что одни и те же события могут вызывать разный эмоциональный отклик у разных людей.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- умение различать конструктивные и неконструктивные мотивы к заведению питомца;
- развитие навыков по решению конфликтных ситуаций (например, в связи с распределением и выполнением обязанностей по уходу за домашним питомцем);
- формирование навыков называния различных чувств и эмоциональных переживаний у себя и у других людей.
Тема 2. Мы в ответе за тех, кого приручили! (Что значит быть ответственным хозяином.)
Занятие 1. Переживания боли: чем мы похожи, чем отличаемся?
Занятие 2. Социальные и несоциальные животные.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представление о бережном отношение к животным с точки зрения морали и этики;
- представление о переживании болевых ощущений животными и людьми;
- представление о внешних проявлениях боли у животных социальных/ несоциальных;
- представление о том, что домашние животные социальны, почему плохо оставлять их в одиночестве.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- умение распознавания боли у животных;
- умение правильного взаимодействия с животным с точки зрения осторожности и бережности;
- умение избегать возможного нанесения травм животному.
Тема 3. Мы воспитываем животных, и они воспитывают нас! (Воспитание животных.)
Занятие 1. Что значит «воспитывать животное»?
Занятие 2. Особенности воспитания разных животных.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представление о сущности дрессуры, о подходах к воспитанию домашних животных;
- представление о феномене положительного и отрицательного подкрепления, о механизмах его работы;
- представление о феномене условного подкрепления и условного рефлекса, об использовании их в дрессуре.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- умение определять основные компоненты воспитания и дрессуры, подходящих для разных видов домашних животных;
- умение выявлять основные сложности, возникающие на различных этапах воспитательного процесса, и устанавливать конструктивные способы их преодоления.
Тема 4. Лучшие друзья человека! (Животное-компаньон.)
Занятие 1. Животное-компаньон.
Занятие 2. Животные-компаньоны в различных странах мира.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представление о роли животного как «члена семьи»;
- представление о функции домашнего питомца в семье для улучшения качества жизни (здоровье, общение, снижение тревоги и стресса, избавление от чувства одиночества);
- представление о домашних питомцах в РФ;
- представление о культуре заботы о домашних животных в РФ и других
странах.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- понимание роли животного в семье, умение взаимодействовать с животным;
- понимание подходов (в том числе и в других государствах) к контролю за животными (чипирование, вакцинация, отлов «бродячих животных» и т. д.)
- понимание подходов (в том числе и в других государствах) к уходу за животными (меры предосторожности при выгуле, необходимость уборки во время выгула и т. д.)
Тема 5. Друг в беде не бросит! (Почему нельзя выбрасывать животное на улицу.)
Занятие 1. Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?
Занятие 2. Что можно делать, чтобы помогать бездомным животным в городе?
Занятие 3. Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представление о жизни животных в городской среде;
- представление о проблеме безнадзорных животных;
- представление о деятельности приютов для животных;
- представление о мерах предосторожности по обращению с бездомными животными.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- понимание условий жизни животных в городской среде;
- понимание деятельности приютов для животных;
- умение обезопасить себя при контакте с безнадзорными животными.
Тема 6. Кто заботится о животных без хозяев? (Организации, которые помогают животным.)
Занятие 1. Волонтерство.
Занятие 2. Организации, которые помогают животным.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представление о волонтерской помощи животным;
- представление об организациях, занимающихся помощью животным.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- понимание значимости волонтерского движения для помощи животным, способы стать волонтером;
- понимание деятельности организаций, которые помогают животным, способы связаться с данными организациями при необходимости.
Тема 7. Как можно сделать мир чуточку лучше? (Основы экологического воспитания.)
Занятие 1. Основные угрозы миру дикой природы.
Занятие 2. Раздельный сбор бытовых отходов.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность усвоить следующие знания:
- представление об основных угрозах миру дикой природы;
- представление о переработке мусора и раздельном сборе бытовых отходов;
- представление о безопасном и ответственном поведении в лесу.
В ходе работы с темой обучающиеся получат возможность приобрести следующие умения:
- понимание реальных угроз дикой природе;
- умение сортировать мусор, понимание необходимости данного занятия;
- умение правильно себя вести в лесу с точки зрения сохранения экосистемы.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов: 34 | на первое полугодие всего: 15 ч., в неделю 1 ч | на второе полугодие всего: 19 ч., в неделю 1 ч. |
Дополнительная литература:
«Ответственное обращение с животными» - методическое пособие для педагога для для учеников младших классов (1–4 класс) / под редакцией академика РАО А. А. Реана — М.:
Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив Собрание, 2021.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
I четверть – 8 часов | |||||
Тема 1. Берем животное в семью, что нас ждет на этом пути? (появление в семье домашнего животного: принятие решения, подготовка, распределение обязанностей между членами семьи.) | |||||
1. | Мотивы появления животного в доме (почему люди хотят, чтобы у них были питомцы). | 1 | 06.09 | ||
2. | Мотивы появления животного в доме (почему люди хотят, чтобы у них были питомцы). | 1 | 13.09 | ||
3. | Обязанности членов семьи, когда в ней появляется питомец. | 1 | 20.09 | ||
4. | Обязанности членов семьи, когда в ней появляется питомец. | 1 | 27.09 | ||
5. | Ожидания и чувства от появления питомца у разных членов семьи: согласованность или противоречивость. | 1 | 04.10 | ||
6. | Ожидания и чувства от появления питомца у разных членов семьи: согласованность или противоречивость. | 1 | 11.10 | ||
Тема 2. Мы в ответе за тех, кого приручили! (Что значит быть ответственным хозяином.) | |||||
7. | Переживания боли: чем мы похожи, чем отличаемся? | 1 | 18.10 | ||
8. | Переживания боли: чем мы похожи, чем отличаемся? | 1 | 25.10 | ||
II четверть 7 часов | |||||
9. | Социальные и несоциальные животные. | 1 | 08.11 | ||
10. | Социальные и несоциальные животные. | 1 | 15.11 | ||
Тема 3. Мы воспитываем животных, и они воспитывают нас! (Воспитание животных.) | |||||
11. | Что значит «воспитывать животное»? | 1 | 22.11 | ||
12. | Что значит «воспитывать животное»? | 1 | 29.11 | ||
13. | Особенности воспитания разных животных | 1 | 06.12 | ||
14. | Особенности воспитания разных животных. | 1 | 13.12 | ||
Тема 4. Лучшие друзья человека! (Животное-компаньон.) | |||||
15. | Животное-компаньон. | 1 | 20.12 | ||
III четверть – 11 часов | |||||
16. | Животное-компаньон. | 1 | 10.01 | ||
17. | Животные-компаньоны в различных странах мира. | 1 | 17.01 | ||
18. | Животные-компаньоны в различных странах мира. | 1 | 24.01 | ||
Тема 5. Друг в беде не бросит! (Почему нельзя выбрасывать животное на улицу.) | |||||
19. | Почему нельзя выбрасывать животное на улицу? | 1 | 31.01 | ||
20. | Почему нельзя выбрасывать животное на улицу? | 1 | 07.02 | ||
21. | Что можно делать, чтобы помогать бездомным животным в городе? | 1 | 14.02 | ||
22. | Что можно делать, чтобы помогать бездомным животным в городе? | 1 | 21.02 | ||
23. | Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев. | 1 | 28.02 | ||
24. | Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев. | 1 | 07.03 | ||
Тема 6. Кто заботится о животных без хозяев? (Организации, которые помогают животным.) | |||||
25. | Волонтерство. | 1 | 14.03 | ||
26. | Волонтерство. | 1 | 21.03 | ||
IV четверть – 7 часов | |||||
27. | Организации, которые помогают животным. | 1 | 04.04 | ||
28. | Организации, которые помогают животным. | 1 | 11.04 | ||
Тема 7. Как можно сделать мир чуточку лучше? (Основы экологического воспитания.) | |||||
29. | Основные угрозы миру дикой природы. | 1 | 18.04 | ||
30. | Основные угрозы миру дикой природы. | 1 | 25.04 | ||
31. | Основные угрозы миру дикой природы. | 1 | 02.05 | ||
32. | Раздельный сбор бытовых отходов. | 1 | 16.05 | ||
33. | Раздельный сбор бытовых отходов. | 1 | 23.05 | ||
34. | Викторина «Наши любимцы». | 1 | 30.05 | ||
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...