Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в 3 классе
методическая разработка (3 класс)
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в 3 классе
Цель занятия: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственных ценностей:
Задачи: способствовать –
✓ закреплению понятия «толерантность», расширению понятия «толерантное отношение»,
✓ воспитанию уважения и доброго отношения к себе другим людям,
✓ развитию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti_vo_2_klasse_1.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Мы все такие разные, но…»
Цель занятия: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственных ценностей:
Задачи: способствовать –
✓ закреплению понятия «толерантность», расширению понятия «толерантное отношение»,
✓ воспитанию уважения и доброго отношения к себе другим людям,
✓ развитию коммуникативных навыков.
Планируемые результаты
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Умение осуществлять логические действия, строить рассуждения;
- Умение систематизировать и обобщать понятия;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение.
Этап занятия | Деятельность учителя и учеников | Метапредметные УУД | ||
Познавательные (обеспечивают готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации) | Регулятивные (обеспечивают уч-ся организацию их учебных действий) | Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей) | ||
Приветствие | Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. Мы живем на огромной и красивой планете Земля. На ней великое множество государств. Так давайте поприветствуем друг друга, как жители разных стран. Игра. - Как в Японии: сложить руки, как в молитве, на уровне груди и поклониться. - Как в Новой Зеландии: потереться носами. - Как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга. - Как на Тибете: показать язык. - Как в Германии: очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу. - Как в России: обняться и поцеловать друг друга в щеки. | |||
Организация класса (психологический настрой) Упражнение “Бутон” Звучит “волшебная музыка» | Закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна! А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вот какой цветок получился у нас. Цветок нашей дружбы! Столько цветов на нашей клумбе! - Скажите, а вы похожи? - Чем вы похожи? (ходим в одну школу, учимся в одном классе) - Чем отличаетесь? – Встаньте, пожалуйста, девочки. Посмотрите, какие у нас красивые и нарядные девочки. - А сейчас встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие у нас подтянутые и крепкие мальчики. - Встаньте, пожалуйста, ребята, у которых светлые волосы. -А сейчас я попрошу встать ребят с тёмным цветом волос. - Поднимите правую руку те ребята, у которых голубой цвет глаз. -Ребята с карими глазами поднимите левую руку. -Поднимите руки те, у кого цвет глаз зелёный. -Похлопайте в ладоши те ребята, у кого в нашем классе есть друзья. - Как вы думаете, можно ли среди нас найти хотя бы два одинаковых человека? (ответы детей) | - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | -осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
Карточка с темой | Чтобы точнее узнать об этом, давайте познакомимся поближе с некоторыми из них. Выберите из группы одного представителя. Они выйдут к доске. Передавая друг другу букву Я, каждый кратко расскажет о себе самое главное. Может кто-то узнает что-нибудь новое о своих одноклассниках. - Мне кажется, нам всем было интересно слушать о других, правда? Рассказывая о себе, вы лучше узнали друг друга. - Что же нового вы узнали о своих одноклассниках? - Значит, какие мы все? (Все мы разные, непохожие друг на друга, но у нас есть и общее, например, учимся в одном классе, живём в одном селе, отмечаем вместе праздники, и, несмотря на это, мы все дружим.) - Хорошо, что все люди разные или нет? Почему? - Надо ли сравнивать себя с другими? Зачем? | |||
Формулирование темы занятия | Попробуйте сформулировать тему нашего занятия… Тема сегодняшнего занятия «Мы все такие разные, но…» Предложение не закончено, а что скрывается за этим «но…» вы скажете в конце занятия. | |||
Целеполагание, планирование | Чтобы человека понять, надо в него внимательно вглядеться. Сегодня мы попробуем задуматься о себе и о других, попробуем сравнить себя с другими и по рассуждать о том, что же в человеке самое главное. А в итоге - соберем еще один цветок для нашей клумбы, имя которому ему «толерантность». | -осознавать познавательную задачу; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; | - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Актуализация знаний, полученных ранее | - Что такое Толерантность? (ответы детей) Толерантность – это милосердие. Толерантность – это доброта души. Толерантность – это сострадание. Толерантность – это уважение. Толерантность – это дружба. Толерантность – это терпение. – В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. | -осознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Определение качеств толерантной личности. Толерантность в мультфильмах | –«Толерантны ли вы?»- Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. • Младший брат сломал твою игрушку. 1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударишь его. • Ты поссорился со своей сестрой. 1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться. 2. Ты обижаешься и мстишь. • С тобой поступают жестоко. 1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью. • Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка у терминала попросила тебя помочь положить деньги на её сотовый телефон. 1. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь. 2. Ты помогаешь ей. • Ты недоволен собой. 1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других. - Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
- Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов. - Хотите узнать, кто они?
- Молодцы! Мы одна семья Вместе мы всегда. Улыбнись соседу слева, Улыбнись соседу справа! - Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (мама) Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста. | -осознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
- Каким словом можно заменить слово толерантность? (терпимость) - Какими качествами должен обладать любой человек, чтобы его можно было назвать толерантным? -Как вы думаете, каких качеств вам самим сейчас не хватает? - Если вы считаете, что к вам недостаточно хорошо относятся, что нужно сделать, чтобы отношение других к вам изменилось? Есть очень хорошая поговорка: "Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой". В жизни нужно всегда помнить об этом золотом правиле. | ||||
Творческая работа «Цветок толерантности» | Чтобы не забыть, какими мы с вами должны быть, чтобы нас назвали толерантными людьми, создадим цветок толерантности. На лепесточках этого цветка будут написаны нужные нам качества. Но, не на всех листочках качества записаны верно. Посовещайтесь и выберите правильные листочки. - Что общего в этих словах? (они толерантны) -Прикрепляем лепестки к сердцевине, на которой написано слово толерантность. Наш цветок такой красивый и разноцветный. - Какие листочки вы не взяли? Почему? А знаете, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности. | -осознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Рефлексия | Вернемся к теме занятия. Итак, выскажите ваше мнение… «Мы все такие разные, но мы вместе. «Мы все такие разные, но все мы люди и этим похожи. Если мы станем немного добрее, терпимее друг к другу, то мир вокруг нас станет немножечко лучше. -Вот и подошло к концу наше занятие. -Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Думаю, что мероприятие оставило след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. -Понравилось ли вам занятие? - Хотели бы вы ещё раз поговорить о толерантности? -Что было самым запоминающимся? Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Я хочу, чтобы этот круг стал кругом толерантности. Положите правую руку на плечо своему однокласснику. Это будет означать, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите своего товарища слева. Это значит, вы готовы поддержать друга. А сейчас напомните друг другу, как звучит тема нашего занятия. Мне очень хочется, чтобы эти слова стали нашим девизом: «Мы все разные, но мы равны». - Спасибо за сотрудничество! | -осознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение, доброта души, дружба, терпение, война, ссора, вежливость, единство, вражда
Давайте посмотрим, как переводится слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ с разных языков. На разных языках земного шара слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ звучит по-разному, но смысл его одинаковый:
– во французском языке – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;
– в английском языке – это готовность быть терпимым, снисходительным;
– в китайском языке – это проявление великодушия в отношении других;
– в арабском языке – это прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
– в испанском языке – это способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
– в русском языке – это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Список литературы
Карпова Т.И. Мы разные, но мы вместе!: сценарий для детей 6-7 лет /Т.И. Карпова // Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки. – 2012. - №9. – С.57-59.
Кузьмина Н.М. Давайте уважать друг друга: сценарий / Н.М. Кузьмина // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2011. - №3. – С.102-107.
Платонова Н.А. День толерантности в образовательном учреждении / Н.А. Платонова // Воспитание школьников. – 2010. - №9. – С.75-79.
Ресурсы Интернет. http:// www.tolerance.ru/ - Сайт «Толерантность» посвящён проблеме толерантности и экстремизма.
Целова Д.Д. Мы такие разные: игровая программа для 4-5 классов / Д.Д. Целова // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2010. – №11. – С.62-65.
сострадание, нетерпимость, милосердие, доброта, злость, чуткость, уважение, доверие, понимание, эгоизм, равнодушие, грубость, непонимание,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности«Математический калейдоскоп»...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в 4-х классах по программе "Музей - это интересно".
Занятие в рамках внеурочной деятельности в классепо программе «Музей – это интересно»Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нр...
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...
«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов
Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности во 2 классе «По страницам детских журналов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднедевятовская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан...