Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию
методическая разработка

Ратушина Екатерина Геннадьевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по гражданско-правовому воспитанию для учащихся 10-11 классов на тему "Жизнь моя - Моя Россия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx175.9 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

(РОЛЕВАЯ ИГРА) для учеников 10-11 классов

по теме:

 «ЖИЗНЬ МОЯ - МОЯ РОССИЯ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач, стоящих перед современной образовательными организациями, так как именно детство и юность являются самой благодатной порой для привития священного чувства любви к Родине, формирования духовно- нравственных качеств личности, воспитания чувства достоинства, ответственности, совести и чести.

Последнее десятилетие в истории России стало временем крутого перелома, глубоких преобразований экономического и общественного устройства нашей страны. Экономическая реформа, переход к рыночным отношениям, серьезные проблемы и противоречия, возникающие на этом пути, а также широкая наступательная пропаганда в средствах массовой информации «западного» образа жизни и культуры в значительной мере обострили социальные и национальные проблемы, заметно ослабили позиции российского патриотизма.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы учреждений всех уровней. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной политики.

Дидактическое пространство внеклассного мероприятия, представленное презентацией Power Point, видеороликами, раздаточным материалом в совокупности с применяемыми приемами направлено на стимулирование мотивации к активной позиции обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«ЖИЗНЬ МОЯ – МОЯ РОССИЯ»

Дата проведения

Время проведения

45 минут

Тема занятия

«Жизнь моя – моя Отчизна»

Направление:

Патриотическое

Форма  события:

Участники:

Ролевая  игра

Ученики 10-11 классов

Методическая цель

- Патриотическое воспитание, привить чувство любви и гордости за свою Отчизну. Воспитание социально-активной личности.

Цели занятия

коммуникативно-развивающая:

- развитие культуры устной речи обучающихся;

- развитие умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

- развитие умения представить свой ответ слушателям.

социально-ориентационная:

- воспитание патриотических качеств личности и гражданской позиции обучающихся; 

- воспитание чувства ответственности за свою страну, за свободу своих близких и окружающих, готовность защищать свою Родину;

Преполагаемые результаты

Личностные

- сформированность правильного осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития общества и государства;

  • - сформированность положительной нравственной оценки таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу;

- уважительное и бережное отношение к историческим событиям России, к историческому прошлому России и современной России.

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;

- формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности.

Метапредметные (УУД)

- выбор успешных стратегий поведения в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие поведение с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Методы, применяемые в проведении внеклассного занятия:

метод проблемного изложения.

Приемы педагогических технологий:

приемы технологии критического мышления, технологии группового обучения, развития критического мышления через чтение, здоровьесберегающей технологии обучения.

Форма организации познавательной деятельности

групповая

Дидактическое пространство занятия

раздаточный материал, листы, маркеры, проектор, ноутбук, презентация (слайд-шоу) в программе Power Point, видеоролики.

Межпредметные связи                                    

«Обществознание», «Право», «История».

Критерии оценивания

за каждый правильный ответ команды получают «звездочки» (Приложение А).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный этап

1) Взаимоприветствие.

2) Настрой обучающихся на положительную работу, активное участие.

3) Разъяснение условий проведения внеклассного мероприятия в форме деловой игры и требований, предъявленных к ней.

II. Мотивация к определению темы внеклассного мероприятия и к обсуждению (через показ видеоролика).

Постановка проблемы. Беседа после просмотра видеоролика

Обсуждение на основе обобщения ответов обучающихся преподавателем.

III. Основная часть. Актуализация знаний. Обсуждение

1) Исторические даты. События.

2) Моя законодательная инициатива.

IV. Осмысление, понимание темы учебного внеклассного мероприятия через синквейн

Составление синквейна в группах  и его представление

V. Рефлексия

        Составление социальной рекламы по теме и представление рекламы группе.

VI. Заключительный этап

1) Подведение общих итогов внеклассного занятия. Просмотр видеоролика.

2) Подведение итогов игры.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Учебная группа заранее делится на две или три команды. Количество команд может быть увеличено. Аудитория заранее подготовлена, парты расставлены так, чтобы обеспечить интерактивное обучение. На партах листы бумаги формата А4, маркеры. Также преподаватель заранее подготавливает «звездочки» из цветной бумаги для отметки работы студентов в командах.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Взаимоприветствие. Настрой обучающихся на положительную работу, участие в беседе

Преподаватель: Добрый день уважаемые ученики. Я рада Вас видеть. Наше сегодняшнее мероприятие мне бы хотелось начать с просмотра видеоролика.


II. МОТИВАЦИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕМЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ И К ОБСУЖДЕНИЮ

Учитель:  О чем этот ролик, как вы думаете? Какие чувства и эмоции у вас возникли при просмотре? Как вы думаете, с какими чувствами Исполнитель поет песню в этом видеоролике?

Возможные ответы: патриотизм, любовь к Родине, уважение к Отчизне и тп.

Учитель: Ребят, а кто такой патриот? Вы являетесь патриотами?  Что же все - таки значит быть сегодня патриотом в России?

Учитель:  Как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами поговорим? (слайд 2). (Ученики высказывают свою точку зрения.)

Учитель: Сегодня мы с вами побеседуем о нашей Родине.

Отчизна, для каждого это слово значит что-то особенное. А с чем у вас ассоциируется Отчизна и Родина? (слайд 3).

Возможные варианты ответов учеников: Родина это там где я родился. Родина это место семейного очага. Родина это моя семья Родина это место где красота безгранична и всегда гармонична и т.п.

Учитель: Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита ее – это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.

Посмотрите на экран, мы видим глаголы. Давай попробуем дополнить пропуски.

Возможные варианты ответов

Любить                      Родину

Делать                       добрые и важные дела

Помнить                    уроки войны

Побуждать                других уважать Отчизну

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ОБСУЖДЕНИЕ.

Учитель: Предлагаю теперь на деле сегодня окунуться в исполнение намеченных дел. Проведем ролевую игру. Вы будете работать в 2-х группах, вам будут предложены разные задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете зарабатывать «Звездочки», подсчитав их в конце занятия, мы определим победителя. На выполнение каждого задания вам будет выделено время.  

1) Исторические даты. События

Учитель: Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. В истории нашей России много памятных дат, которые являются ключевыми, важными для истории нашей страны, которые каждый из нас должен знать и помнить.

Учитель: Сейчас вы выступите в роли Экспертов по событиям и датам в истории России (слайд 4).

Каждой группе предлагается лист с памятными датами и событиями, ваша задача  сопоставить правильно даты и события. Время на выполнения  5 минут (слайд 5).

Лист с заданием

Дата

Событие

18 января 1943 г.

Сталинградская битва. Начало коренного перелома.

8 мая 1945 г.

Олимпиада в г. Сочи

12 декабря 1993 г.

Прорыв блокадного Ленинграда

21 декабря 1812  г.

Избрание В.В. Путина Президентом РФ

942,  19 ноября — 1943, 2 февраля —

Присоединение Крыма к России

 7 по 23 февраля 2014 г.

1905, июнь — Восстание на броненосце «Потемкин».

20 февраля 2014 г.

Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил

26 марта, 2000 г.

Приказ М.И.Кутузова по армии об изгнании французской армии из пределов России.

30 апреля, 1945

Принятие Конституции РФ

1905, июнь

Водружение знамени Победы над рейхстагом в Берлине

(По окончании работы над данным заданием, каждая группа проверяет правильность выполнения задания другой группой совместно с преподавателем. По окончании работы над заданием на экране таблица с правильными ответами.)

Учитель: Нельзя забывать об уроках войны.  Пусть каждый почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутить ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших.

2) Моя законодательная инициатива

Учитель: Мы с вами идем дальше и переходим к современности. Правительство нашей страны всячески пытается способствовать активной политической деятельности молодёжи. На занятиях по праву вы уже узнали, что такое парламент, местное самоуправление, можете участвовать в конкурсе «Моя законодательная инициатива»

(слайд 6).

Учитель: Предлагаю вам выступить сейчас с законодательной инициативой. Представьте себе ситуацию: депутаты хотят принять законопроект «О патриотическом воспитании молодежи 21 века». Вам необходимо в группах придумать доводы «ЗА» принятие данного законопроекта и расписать возможные мероприятия, которые помогут воспитать молодежь в духе патриотизма. Время на выполнение 8 минут.

Доводы «ЗА» законопроект

Мероприятия

1.

2.

3.

4.

По окончании времени каждая команда представляет свои ответы. Обсуждение. Учитель корректирует работу, каждая команда получает по одной «звездочке» за выполненное задание.

IV. ОСМЫСЛЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ СИНКВЕЙН

Учитель: Много есть стихотворений и произведений, посвященных любви к Родине, патриотизму, верности и преданности. Например ученица нашей школы написала стихотворение о России:

Россия, Россия, Россия!

Как громко звучит!

Это место, где я родился,

Где хочется жить!

От края до края, красива:

И степь, и леса, и поля!

Россия, Россия, Россия-

Это Родина моя!

Как много она повидала:

Набеги и войны врагов,

Но только краше стала,

Несмотря на течение веков.

И так здесь красиво и мило,

Что сердце замирает сейчас.

Россия, Россия, Россия!

Нет лучше ОТЧИЗНЫ ДЛЯ НАС!

Учитель: Я предлагаю Вам сейчас попробовать себя в творчестве,  в роли поэтов, написать синквейн. Скажите, что такое синквейн? (Ученики дают свои ответы)

учитель: Синквейн – это стихотворение, которое пишется по определенным правилам. Знаете ли Вы как его писать? (слайд 7).

Выслушиваются ответы учеников

Правила написания синквейна:

1. Первая строка - обозначается тема.

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Учитель: Посмотрите на экран. Здесь пример написания синквейна (слайд 8).

Родина.

Могущественная, большая.

Почитать, жить, помнить.
Место, где я родился.
Отечество.

Учитель: Перед вами лист бумаги, маркеры. Ваша задача - создать синквейн по теме: Отчизна.  Время на выполнение с защитой - 5 минут. По окончании работы над синквейном представители команд должны будут зачитать свой синквейн (слайд 9). (По окончании задания, каждая команда озвучивает свой синквейн)

 

V. Рефлексия

Создание социальной рекламы

Учитель: Все вы, наверное, слышали про социальные рекламы. Для чего создаются социальные рекламы? Какие социальные рекламы Вы видели?

(Выслушиваются ответы учеников)

Учитель: Социальная реклама – вид рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам общества, а также на пропаганду того или иного общественно правильного поведения.

На данных слайдах вы видите социальную рекламу, посвященную уважению, преданности, любви к Отчизне, патриотизме, Что в них является главным? (слайд 10).

Учитель: Перед вами лист бумаги, маркеры. Ваша задача - создать социальную рекламу по предложенной теме. Время на выполнение - 6 минуты. По окончании работы над рекламой представители команд должны будут представить свою социальную рекламу (слайд 11).

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Учитель:  Сегодня, Вы - молодое перспективное поколение. Именно на плечи молодых ляжет тот груз ответственности, те проблемы, которые придётся решать, чтобы вывести Россию на новый уровень развития. И мы должны быть готовы к этому. Мы хотим жить в сильной, богатой стране, традиции и историю которой знают и чтут на международном уровне, стране, которая не стоит с протянутой рукой, а сама помогает тем, кто  нуждается (слайд 12).

   Каждый из нас решить для себя: поднимать страну или остаться незамеченным. Каждый сделает свой выбор! Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня - это значит быть готовым отдать свои знания, своё умение стране завтра. Патриотизм - это не просто красивые слова. Это, прежде всего дело, служение Отчизне.

Учитель: Подведем итоги игры, подсчитаем «звездочки».

Учитель: Закончить нашу беседу я хочу словами римского философа Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».

(слайд 13).

Результаты с описанием социальной значимости и возможностью тиражирования в других условиях

  • авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
  • предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.

Оценка эффективности внеурочного занятия

Оценка эффективности реализации мероприятия осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- знание символики Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. участие в поисково- исследовательской работе;

4. 100% участие  обучающихся 10-11 классов,  участвовавших во внеклассном мероприятии.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

«ЗВЕЗДОЧКА»

(отметка работы учеников)

depositphotos_9961023-stock-illustration-vector-illustration-of-red-star.jpg

Список литературы

  1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
  2. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
  3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
  4. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
  5. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
  6. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
  7. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис.  канд. пед. наук. М., 2003.
  8. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
  9. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
  10. Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г. М.
  11. Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.
  12. Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
  13. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
  14. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
  15. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.

16. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.

17. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.

18. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

Интернет-ресурсы

1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www. 1september.ru/.

2. http://smolpedagog.ru/box.html

3. http://www.vesti-moscow.ru/

4. http://www.dissercat.com/

5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc

6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по нравственному воспитанию "Мы живы, пока помним!"

Мероприятие  рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Проведено в форме устного журнала, который состоит из трех страниц:1. А завтра была война.2. Блокадный Ленинград3. Наши родственники в годы во...

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению,  уважение к подвигу ЧЕЛО...

Методическая разработка занятия по половому воспитанию 5-6 класс "Мы взрослеем"

Методическая разработка занятия по половому воспитанию 5-6 класс "Мы взрослеем"...

Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию на занятиях по теме «Исторические постройки Кронштадта 18 века».

Рисование дает огромные возможности для развития творческого потенциала ребенка, его самовыражения. Любой сюжет продумывается, прорабатывается «через себя», несет отпечаток личного эмоциональног...

Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию "Любовь к Родине начинается с семьи"

Моральные основы подрастающего поколения позволяют им успешно усваивать не только жизненные ценности, но и принципы гражданского права. Одним из важных вопросов для педагога является вопрос: кем в буд...