Игра - путешествие "Арктическая круговерть"
методическая разработка (4 класс)

 Игра — путешествие «Арктическая круговерть» является совместным  занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и «Литературное чтение на родном языке», осуществляемой по сетевому взаимодействию между МАОУ ДО «ДЦК» и МАОУ «СОШ №21».

Выбранная форма проведения позволяет использовать материал как на уроке, так и внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся: 9 - 10лет  (начальная школа).

Продолжительность: 30 минут

Цель: популяризация знаний об Арктике.

Задачи: расширение знаний об Арктике; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, уважения к людям.

Планируемые результаты: развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей,  формирование чувства сопричастности к родному краю.

Используемые методы: беседа,  рассказ, инсценирование сказки, игра.

Приемы: устного опережения (предварительное знакомство с особенностями данной территории),  зрительного анализа ( презентация об Арктике).

Условия реализации: занятие  проводится в подготовленном  кабинете.

Материально – техническое обеспечение: ноутбук; мультимедийный проектор.

Методические ресурсы: Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.

Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.

Сайт Арктика. ру.

Данный материал  может быть использован как в общеобразовательных учреждениях , так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka-_arkticheskaya_krugovert.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования«Детский центр культуры»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21

имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»

Методическая разработка занятия

Игра  - путешествие

«Арктическая круговерть»

Педагог дополнительного образования МАОУ ДО

«Детский центр культуры»

Ермолина Любовь Радионовна

высшей квалификационной категории

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №21»

Капитанова Наталья Сергеевна

высшей квалификационной категории.

Возраст участников: 9 -10лет

Количество - 20 человек

г. Северодвинск

2022

Пояснительная записка.

 Игра — путешествие «Арктическая круговерть» является совместным  занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и «Литературное чтение на родном языке», осуществляемой по сетевому взаимодействию между МАОУ ДО «ДЦК» и МАОУ «СОШ №21».

Выбранная форма проведения позволяет использовать материал как на уроке, так и внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся: 9 - 10лет  (начальная школа).

Продолжительность: 30 минут

Цель: популяризация знаний об Арктике.

Задачи: расширение знаний об Арктике; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, уважения к людям.

Планируемые результаты: развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей,  формирование чувства сопричастности к родному краю.

Используемые методы: беседа,  рассказ, инсценирование сказки, игра.

Приемы: устного опережения (предварительное знакомство с особенностями данной территории),  зрительного анализа ( презентация об Арктике).

Условия реализации: занятие  проводится в подготовленном  кабинете.

Материально – техническое обеспечение: ноутбук; мультимедийный проектор.

Методические ресурсы: Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.

Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.

Сайт Арктика. ру.

Данный материал  может быть использован как в общеобразовательных учреждениях , так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Игра — путешествие «Арктическая круговерть»

Цель: популяризация знаний об Арктике.

Задачи: расширение знаний об Арктике; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, уважения к людям.

Оборудование: глобус, лэпбук « Наш дом — Арктика», ноутбук, обитатели Арктики ( мягкие игрушки, макет чума, земной шар), звуковое сопровождение, костюмы для инсценировки, материалы для игр ( обручи, корзинки).

Ход игры:

Импровизация под песню:  

«Где — то на белом свете,

там где всегда мороз

трутся спиной медведи

о земную ось.

Мимо плывут столетия

Спят подо льдом моря

Трутся спиной медведи

Вертится быстрей земля».

Ведущий 1. 

Постарайтесь угадать

Что это за край:

Всё кругом белым — бело,

Снегом землю замело,

Валит снег из низкой тучи,

День и ночь мороз трескучий,

Ветра свист, метелей вой -

Край холодный, ледяной.

Ведущий 2. 

Правильно, Арктика.

И мы с вами отправляемся в этот  таинственный   край.

Перед дальней дорогой полагается посидеть, чтобы путь был легким.

А мы постараемся вспомнить, что уже знаем об Арктике и ответим на вопросы.

Ведущий 1. - Что означает слово «Арктика»?

Ведущий 2. - Под каким созвездием она находится?

Ведущий 1. - Какой океан омывает северную часть России?

Ведущий 2. - Какие земли входят в Арктическую зону?

Ведущий 1. - Молодцы! Я думаю, мы можем смело отправляться в путешествие.

Ведущий 2. - Перед вами предметы, выберите то, что необходимо нам взять с собой ( компас, часы, теплую одежду, запас еды, термос, солнцезащитные очки).

Ведущий 1. 

Все готовы в дорогу?

Путь наш далёкий и нелёгкий, пройти по нему  нам помогут задания, которые вы должны будете выполнить на остановках.

Ведущий 2.

Первая остановка «Безмолвная Арктика». Вам нужно соединить по смыслу слова для описания Арктики, расположенные в двух столбиках:

сияние

солнце  

день

пустыня  

ветер

пурга

мороз

природа

ночь

зима

океан  

седой

полярная

суровая

длинная

могучий

безмолвная

трескучий

сильная

долгожданный

северное

редкое

Ведущий 1.

 «Государь» Арктики — мороз! На протяжении многих — многих дней солнце не поднимается здесь из — за горизонта и на арктических просторах царит темная ночь. Только полярное сияние  вспыхивает порой необычайными фантастическими красками.

Стихотворение.  «Северное сияние» ( читает ученик)

Словно занавес цветной

В небесах мерцает

Над пустыней ледяной

 Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

 И откроется для нас

край земли далёкой.

 Там среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Ведущий 2. 

Это красочное явление природы описал в своей сказке Степан Писахов, который несколько раз бывал в Арктике.

Инсценировка сказки С. Г. Писахова «Северное сияние».

Ведущий 1.

Спасибо нашим актерам.  Теперь мы представили Арктику во всей её красках. А кто же живет здесь?  Сейчас мы узнаем дальше на нашем пути.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам

Поднимай повыше ноги, проложи друзьям дорогу.

Завертелись, завертелись и помчались с ветерком

Поначалу еле — еле, а потом бегом, бегом

Через горы, через горы мы пойдем

Через горы ледяные перейдем.

По торосам ледяным мы пойдем

К океану Ледовитому придем.

Ведущий 2. 

Зимой в Арктике очень холодно, сумрачно, свирепствуют ураганные ветры, бушуют метели и бураны, заметает дороги вьюга и пурга.

Но в условиях белой пустынной Арктики, среди снегов и льдов живут выносливые  животные. Сейчас  вы попробуете их  отгадать  на следующей нашей остановке « Обитатели Арктики»:

1. Этот зверь похож на глыбу,

Ловко лапой ловит рыбу. ( Белый медведь).

2. Не боится холодов,

Плавает в морях среди льдов (морж).

3. Этот зверь — пловец прекрасный,

Вместо лап у зверя ласты.

В море плавает весь день,

Угадайте , кто? ( тюлень).

4. Полярная птица

Пухом гордится. (гага).

5. Осторожный, чуткий, смелый

Зимой ходит в шубке белой.

Шубкою гордится-

младший брат лисицы. (песец).

6. У него пушистый мех,

Белый с золотистым.

Зарывается он в снег

Роет норку быстро. ( Лемминг).

7. Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты.( Северный Олень).

Ведущий 1. 

На севере используется санный способ езды на оленях.

Запрягают их в специальные узкие  длинные сани — нарты и погонщик — каюр управляет упряжкой с помощью хорея.

Сейчас мы представим себе эту езду  в игре «Оленья упряжка».

Дети берут обручи, ребенок «олень» встаёт внутрь, остальные держатся за край обруча. ( Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» Мы поедем утром ранним…)

Ведущий 1. 

Южнее арктических ледовых пустынь  располагается тундра болотная , безлесная равнина. На Севере нет ни высоких деревьев, ни густых лесов,   здесь растут стелющиеся кустарники. Это карликовые березы и ивы.

Почему их называют карликовыми? Кто знает?

- Правильно.  Маленькие и тоненькие. А  почему?

Потому что им не хватает питательных веществ, тепла и света.

Лето очень короткое. Прохладное, и земля не успевает прогреться.

Удивительно красивой кажется тундра летом, когда расцветают все травы и кустарнички. Ягод в тундре видимо — невидимо. Это и голубика, и брусника, и клюква, а также морошка. Послушаете легенду об этой целебной ягоде,  в народе  её называют княженикой, а у нас царской. За что же эта ягода получила такие названия?

Ученица рассказывает легенду о морошке:

Девушка — Заря,

склоняя взор,

вышивала бисером узор-

после долгой, ледяной зимы

украшала девичьи пимы…

Как — то ветер прилетел во мгле

и рассыпал бисер по земле!..

С той поры далёкой, по утру

косы распуская на ветру,

Девушка — Заря по тундре ходит,

бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

ягодки душистые морошки,

как живые капли янтаря,

собирает Девушка — Заря.

Ведущий 2. 

Спасибо. А сейчас мы попытаемся собрать эту ягоду, поиграв в игру, кто больше соберет с завязанными глазами.

( вызывается 2 игрока, нужно собрать в корзинку разбросанные по полу половинки от киндер- сюрприза).

Ведущий 1. 

Арктику называют часто белой пустыней. Слово «пустыня» происходит от слова «пусто». Мы увидели, что есть животные и своеобразный растительный мир. А  как живут  и чем занимаются  здесь люди?

Мы узнаем на нашей остановке « Арктика и человек».

Смелые и отважные люди открывали Арктику на собачьих и оленьих упряжках, парусных судах и ледоколах, дирижаблях и самолётах. Среди участников арктических эспедиций были поморы и землепроходцы, полярные исследователи: Виллем Барец, Владимир Русанов, Георгий Седов, Иван Папанин, арктический капитан Владимир Воронин, летчик Валерий Чкалов, ученые — исследователи. Сейчас в Арктике добывают природный газ, нефть .

Строятся морские порты, аэропорты.  Обживаются труднодоступные места .

Коренные народы Севера — ненцы, коряки, эвенки, чукчи, эскимосы, якуты живут на побережье океана и в тундре. Многие народы издавна занимаются оленеводством. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках пищи они кочуют: зимой на юг в поисках пищи (ягеля), а летом на север, спасаясь от полчищ мошкары.

Дом северного жителя называется чумом.  Чум похож на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. Посреди чума располагается костер, вокруг которого греются оленеводы, их семьи и дети.

Отдыхают, рассказывают сказки, поют песни и вырезают фигурки из моржовой кости.

Ученик рассказывает стихотворение:

Резьба по кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Смотришь, сердце замирает:

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

кружит белая сова.

Мчатся весело олени,

Гонит их пастух вперед,

Неуклюжие тюлени

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой.

И встает морозный Север

Перед нами, как живой!

Ведущий 2. 

Вот и заканчивается наше путешествие в Арктику.

Рефлексия. Я надеюсь, что оно вам понравилось и сейчас я порошу вас высказать свое мнение об Арктике со словом самая

Итак, Арктика — самая холодная

- самая белая

- самая северная

- с самыми сильными ветрами

- самая ледяная

- с самыми большими запасами  пресной воды

-  самая бедная растительность

- самая загадочная, мало изведанная  земля.

Ведущий 1. 

В завершении нашего путешествия девочки споют частушки, в которых поделятся своим впечатлением об Арктике:

  1. В путешествии мы побывали

Дальний путь преодолев

Сквозь снега и льды пробрались

И морозы нас не испугали.

  1. Там, где белый мишка

И тюлень в воде живет

Мы промчались по тундре

На оленях с ветерком.

  1. Несмотря на свой суровый климат

Арктика нас встретила тепло

Нас и чаем напоили

И морошкой угостили.

  1. Люди там живут большие

все с открытою душой

И обычаи все почитают

И традиции берегут.

  1. Арктику мы полюбили

Несмотря на холода

Много интересного узнали

Об удивительной земле.

Использованная литература

  1. Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.
  2. Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.
  3. Электронный ресурс / arktika.ru 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие «Семейная круговерть».

Воспитательное мероприятие  о семье и семейных традициях....

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Совместное мероприятие с родителями и детьми "Семейная круговерть"

Совместное мероприятие с родителями и детьми  "Семейная круговерть"...

Внеклассное мероприятие "Семейная круговерть"

Игровая программа посвящена семье....

Сборник игр в лагере: "Игры на знакомство", "Игры на выявление лидера", "Игры в зале", "Игры на создание коллектива".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28296578","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Вожатый...Это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание,с...

Квест-игра "Финансовая круговерть"

Методическая разработка: занятие по внеурочной деятельности...