Игра - путешествие "Арктическая круговерть"
методическая разработка (4 класс)
Игра — путешествие «Арктическая круговерть» является совместным занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и «Литературное чтение на родном языке», осуществляемой по сетевому взаимодействию между МАОУ ДО «ДЦК» и МАОУ «СОШ №21».
Выбранная форма проведения позволяет использовать материал как на уроке, так и внеурочной деятельности.
Возраст обучающихся: 9 - 10лет (начальная школа).
Продолжительность: 30 минут
Цель: популяризация знаний об Арктике.
Задачи: расширение знаний об Арктике; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, уважения к людям.
Планируемые результаты: развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, формирование чувства сопричастности к родному краю.
Используемые методы: беседа, рассказ, инсценирование сказки, игра.
Приемы: устного опережения (предварительное знакомство с особенностями данной территории), зрительного анализа ( презентация об Арктике).
Условия реализации: занятие проводится в подготовленном кабинете.
Материально – техническое обеспечение: ноутбук; мультимедийный проектор.
Методические ресурсы: Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.
Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.
Сайт Арктика. ру.
Данный материал может быть использован как в общеобразовательных учреждениях , так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka-_arkticheskaya_krugovert.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования«Детский центр культуры»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21
имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»
Методическая разработка занятия
Игра - путешествие
«Арктическая круговерть»
Педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Детский центр культуры» Ермолина Любовь Радионовна высшей квалификационной категории Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №21» Капитанова Наталья Сергеевна высшей квалификационной категории. Возраст участников: 9 -10лет Количество - 20 человек |
г. Северодвинск
2022
Пояснительная записка.
Игра — путешествие «Арктическая круговерть» является совместным занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и «Литературное чтение на родном языке», осуществляемой по сетевому взаимодействию между МАОУ ДО «ДЦК» и МАОУ «СОШ №21».
Выбранная форма проведения позволяет использовать материал как на уроке, так и внеурочной деятельности.
Возраст обучающихся: 9 - 10лет (начальная школа).
Продолжительность: 30 минут
Цель: популяризация знаний об Арктике.
Задачи: расширение знаний об Арктике; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, уважения к людям.
Планируемые результаты: развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, формирование чувства сопричастности к родному краю.
Используемые методы: беседа, рассказ, инсценирование сказки, игра.
Приемы: устного опережения (предварительное знакомство с особенностями данной территории), зрительного анализа ( презентация об Арктике).
Условия реализации: занятие проводится в подготовленном кабинете.
Материально – техническое обеспечение: ноутбук; мультимедийный проектор.
Методические ресурсы: Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.
Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.
Сайт Арктика. ру.
Данный материал может быть использован как в общеобразовательных учреждениях , так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Игра — путешествие «Арктическая круговерть»
Цель: популяризация знаний об Арктике.
Задачи: расширение знаний об Арктике; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, уважения к людям.
Оборудование: глобус, лэпбук « Наш дом — Арктика», ноутбук, обитатели Арктики ( мягкие игрушки, макет чума, земной шар), звуковое сопровождение, костюмы для инсценировки, материалы для игр ( обручи, корзинки).
Ход игры:
Импровизация под песню:
«Где — то на белом свете,
там где всегда мороз
трутся спиной медведи
о земную ось.
Мимо плывут столетия
Спят подо льдом моря
Трутся спиной медведи
Вертится быстрей земля».
Ведущий 1.
Постарайтесь угадать
Что это за край:
Всё кругом белым — бело,
Снегом землю замело,
Валит снег из низкой тучи,
День и ночь мороз трескучий,
Ветра свист, метелей вой -
Край холодный, ледяной.
Ведущий 2.
Правильно, Арктика.
И мы с вами отправляемся в этот таинственный край.
Перед дальней дорогой полагается посидеть, чтобы путь был легким.
А мы постараемся вспомнить, что уже знаем об Арктике и ответим на вопросы.
Ведущий 1. - Что означает слово «Арктика»?
Ведущий 2. - Под каким созвездием она находится?
Ведущий 1. - Какой океан омывает северную часть России?
Ведущий 2. - Какие земли входят в Арктическую зону?
Ведущий 1. - Молодцы! Я думаю, мы можем смело отправляться в путешествие.
Ведущий 2. - Перед вами предметы, выберите то, что необходимо нам взять с собой ( компас, часы, теплую одежду, запас еды, термос, солнцезащитные очки).
Ведущий 1.
Все готовы в дорогу?
Путь наш далёкий и нелёгкий, пройти по нему нам помогут задания, которые вы должны будете выполнить на остановках.
Ведущий 2.
Первая остановка «Безмолвная Арктика». Вам нужно соединить по смыслу слова для описания Арктики, расположенные в двух столбиках:
сияние солнце день пустыня ветер пурга мороз природа ночь зима океан | седой полярная суровая длинная могучий безмолвная трескучий сильная долгожданный северное редкое |
Ведущий 1.
«Государь» Арктики — мороз! На протяжении многих — многих дней солнце не поднимается здесь из — за горизонта и на арктических просторах царит темная ночь. Только полярное сияние вспыхивает порой необычайными фантастическими красками.
Стихотворение. «Северное сияние» ( читает ученик)
Словно занавес цветной
В небесах мерцает
Над пустыней ледяной
Небо расцветает!
Кажется, взлетит сейчас
Занавес высоко,
И откроется для нас
край земли далёкой.
Там среди отвесных скал,
В синеве безбрежной
Ледяной нарядный зал
Королевы Снежной.
Ведущий 2.
Это красочное явление природы описал в своей сказке Степан Писахов, который несколько раз бывал в Арктике.
Инсценировка сказки С. Г. Писахова «Северное сияние».
Ведущий 1.
Спасибо нашим актерам. Теперь мы представили Арктику во всей её красках. А кто же живет здесь? Сейчас мы узнаем дальше на нашем пути.
Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам
Поднимай повыше ноги, проложи друзьям дорогу.
Завертелись, завертелись и помчались с ветерком
Поначалу еле — еле, а потом бегом, бегом
Через горы, через горы мы пойдем
Через горы ледяные перейдем.
По торосам ледяным мы пойдем
К океану Ледовитому придем.
Ведущий 2.
Зимой в Арктике очень холодно, сумрачно, свирепствуют ураганные ветры, бушуют метели и бураны, заметает дороги вьюга и пурга.
Но в условиях белой пустынной Арктики, среди снегов и льдов живут выносливые животные. Сейчас вы попробуете их отгадать на следующей нашей остановке « Обитатели Арктики»:
1. Этот зверь похож на глыбу,
Ловко лапой ловит рыбу. ( Белый медведь).
2. Не боится холодов,
Плавает в морях среди льдов (морж).
3. Этот зверь — пловец прекрасный,
Вместо лап у зверя ласты.
В море плавает весь день,
Угадайте , кто? ( тюлень).
4. Полярная птица
Пухом гордится. (гага).
5. Осторожный, чуткий, смелый
Зимой ходит в шубке белой.
Шубкою гордится-
младший брат лисицы. (песец).
6. У него пушистый мех,
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег
Роет норку быстро. ( Лемминг).
7. Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты.( Северный Олень).
Ведущий 1.
На севере используется санный способ езды на оленях.
Запрягают их в специальные узкие длинные сани — нарты и погонщик — каюр управляет упряжкой с помощью хорея.
Сейчас мы представим себе эту езду в игре «Оленья упряжка».
Дети берут обручи, ребенок «олень» встаёт внутрь, остальные держатся за край обруча. ( Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» Мы поедем утром ранним…)
Ведущий 1.
Южнее арктических ледовых пустынь располагается тундра болотная , безлесная равнина. На Севере нет ни высоких деревьев, ни густых лесов, здесь растут стелющиеся кустарники. Это карликовые березы и ивы.
Почему их называют карликовыми? Кто знает?
- Правильно. Маленькие и тоненькие. А почему?
Потому что им не хватает питательных веществ, тепла и света.
Лето очень короткое. Прохладное, и земля не успевает прогреться.
Удивительно красивой кажется тундра летом, когда расцветают все травы и кустарнички. Ягод в тундре видимо — невидимо. Это и голубика, и брусника, и клюква, а также морошка. Послушаете легенду об этой целебной ягоде, в народе её называют княженикой, а у нас царской. За что же эта ягода получила такие названия?
Ученица рассказывает легенду о морошке:
Девушка — Заря,
склоняя взор,
вышивала бисером узор-
после долгой, ледяной зимы
украшала девичьи пимы…
Как — то ветер прилетел во мгле
и рассыпал бисер по земле!..
С той поры далёкой, по утру
косы распуская на ветру,
Девушка — Заря по тундре ходит,
бисер свой по бусинке находит.
На болотных кочках, у дорожки
ягодки душистые морошки,
как живые капли янтаря,
собирает Девушка — Заря.
Ведущий 2.
Спасибо. А сейчас мы попытаемся собрать эту ягоду, поиграв в игру, кто больше соберет с завязанными глазами.
( вызывается 2 игрока, нужно собрать в корзинку разбросанные по полу половинки от киндер- сюрприза).
Ведущий 1.
Арктику называют часто белой пустыней. Слово «пустыня» происходит от слова «пусто». Мы увидели, что есть животные и своеобразный растительный мир. А как живут и чем занимаются здесь люди?
Мы узнаем на нашей остановке « Арктика и человек».
Смелые и отважные люди открывали Арктику на собачьих и оленьих упряжках, парусных судах и ледоколах, дирижаблях и самолётах. Среди участников арктических эспедиций были поморы и землепроходцы, полярные исследователи: Виллем Барец, Владимир Русанов, Георгий Седов, Иван Папанин, арктический капитан Владимир Воронин, летчик Валерий Чкалов, ученые — исследователи. Сейчас в Арктике добывают природный газ, нефть .
Строятся морские порты, аэропорты. Обживаются труднодоступные места .
Коренные народы Севера — ненцы, коряки, эвенки, чукчи, эскимосы, якуты живут на побережье океана и в тундре. Многие народы издавна занимаются оленеводством. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках пищи они кочуют: зимой на юг в поисках пищи (ягеля), а летом на север, спасаясь от полчищ мошкары.
Дом северного жителя называется чумом. Чум похож на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. Посреди чума располагается костер, вокруг которого греются оленеводы, их семьи и дети.
Отдыхают, рассказывают сказки, поют песни и вырезают фигурки из моржовой кости.
Ученик рассказывает стихотворение:
Резьба по кости.
Расскажи нам, дядя Костя,
Как умеешь резать ты
Из моржовой белой кости
Вещи сказочной красы?
Смотришь, сердце замирает:
Море, скалы, острова.
Вот песец в снегах играет,
кружит белая сова.
Мчатся весело олени,
Гонит их пастух вперед,
Неуклюжие тюлени
Улеглись на гладкий лед.
Кажется, что стужей веет
Ветер Арктики седой.
И встает морозный Север
Перед нами, как живой!
Ведущий 2.
Вот и заканчивается наше путешествие в Арктику.
Рефлексия. Я надеюсь, что оно вам понравилось и сейчас я порошу вас высказать свое мнение об Арктике со словом самая
Итак, Арктика — самая холодная
- самая белая
- самая северная
- с самыми сильными ветрами
- самая ледяная
- с самыми большими запасами пресной воды
- самая бедная растительность
- самая загадочная, мало изведанная земля.
Ведущий 1.
В завершении нашего путешествия девочки споют частушки, в которых поделятся своим впечатлением об Арктике:
- В путешествии мы побывали
Дальний путь преодолев
Сквозь снега и льды пробрались
И морозы нас не испугали.
- Там, где белый мишка
И тюлень в воде живет
Мы промчались по тундре
На оленях с ветерком.
- Несмотря на свой суровый климат
Арктика нас встретила тепло
Нас и чаем напоили
И морошкой угостили.
- Люди там живут большие
все с открытою душой
И обычаи все почитают
И традиции берегут.
- Арктику мы полюбили
Несмотря на холода
Много интересного узнали
Об удивительной земле.
Использованная литература
- Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.
- Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.
- Электронный ресурс / arktika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие «Семейная круговерть».
Воспитательное мероприятие о семье и семейных традициях....
«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)
Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....
Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».
Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....
Совместное мероприятие с родителями и детьми "Семейная круговерть"
Совместное мероприятие с родителями и детьми "Семейная круговерть"...
Внеклассное мероприятие "Семейная круговерть"
Игровая программа посвящена семье....
Сборник игр в лагере: "Игры на знакомство", "Игры на выявление лидера", "Игры в зале", "Игры на создание коллектива".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28296578","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Вожатый...Это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание,с...
Квест-игра "Финансовая круговерть"
Методическая разработка: занятие по внеурочной деятельности...