Квест-игра "Финансовая круговерть"
методическая разработка (4 класс)

Наталья Алексеевна Кашулина

Методическая разработка: занятие по внеурочной деятельности                                                             

 

Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.

А. А. Леонтьев

Одним из направлений  функциональной грамотности является финансовая грамотность.  Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 No 2039-р утверждена стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, в которой отмечено, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия «Финансовая круговерть»

Используемый метод: квест-игра

Приёмы: 

  • групповая работа
  • практическая работа
  • демонстрация (видео)
  • решение задач

Цель данного занятия: развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений, воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.

Реализуемые задачи:

  • изучить понятия «Деньги», история их возникновения с Древней Руси (товарообмен, денежная единица валюты) 
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

  • приобретение личного опыта в финансовых вопросах: уметь пользоваться карманными деньгами, в том числе рассчитывать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных расходов
  • формирование установки бережного отношения к деньгам

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • формирование понятий: бюджет, расход, деньги, виды денег, как они переходят (трансформируются, превращаются) друг в друга.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • формирование критического мышления

     Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  • осознание эффективности коллективной работы
  • воспитание умения договариваться друг с другом
  • умение рассчитывать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных расходов

Используемые образовательные ресурсы:

  • УМК Финансовая грамотность, С.Н. Федин, глава 1: что такое деньги и откуда они взялись, стр.10-29
  • Анимированная презентация. История денег: от куниц до бумажных [https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#1]

План проведения внеурочного занятия:

Этап 1. Организационный

Приветствие и мотивация учащихся, обсуждение и деление класса на команды,  выдача маршрутных листов и знакомство с критериями работы

Этап 2. Основной

Прохождение основных этапов квест-игры, и собирание общей картинки - пазла

Этап 3. Подведение итогов и рефлексия 

Подсчитывание результатов игры, подведение итогов, награждение команд, рефлексия

Ход игры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательный результат

Организационный момент

Приветствие друг друга:

- Ребята, предлагаю построить «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Улыбнемся друг другу и скажем хором:

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы – отлично учимся! Всё у нас получится!

-Ребята, посмотрите на серию картинок. Что общего у них? Что их объединяет? (приложение)

-Верно, а на каком уроке мы с вами говорили о деньгах? (на математике, окр.мире)

-Сегодня у нас занятие пройдёт в форме  квест-игры. Повторим правила.

Квест-игра – это игра, когда ребята бегают по маршрутному листу от станции к станции, выполняют задания на станциях и получают за это баллы и фрагменты пазла, из которых в заключении квеста нужно будет сложить общую картинку.

Условия проведения квест-игры

  1. Разделиться на команды

Из волшебного мешочка вытяните карточку. Соберитесь в группы по цвету своей карточки. Придумайте название вашей команды. Оно должно касаться темы сегодняшней игры.

  1. Выберите командира в каждой группе.

-Какими качествами должен обладать командир?

  1. Давайте ребята, вспомним правила работы в команде (приложение)
  2. Получите маршрутные листы.

Обратите внимание, что у каждой команды свой маршрут.

Ребята, работу вашей команды будут оценивать мои помощники – волонтёры по следующим критериям.

Сплочённость команды – 2 б

Поведение – 2 б

Правильность выполнения задания – 2 б

Общее построение, получение маршрутных листов командирами.

Приветствуют учителя, волонтёров и друг друга.

Повторяют слова вместе с учителем

Смотрят  серию картинок, отвечают на вопросы

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Слушают правила квест-игры

Слушают инструкцию учителя

Делятся на команды по цветовым карточкам

Вспоминают и обсуждают правила работы в команде

Выбирают командира команды

Командиры получают маршрутные листы

Знакомятся с критериями оценивания

Мотивируются быть сплочёнными

Учатся 

-строить суждение

- выделять в серии картинках общее (главное)

-выполнять инструкции учителя

-оценивать личностные качества человека

-работать по алгоритму

-соответствовать критериям

Финансовая пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Все команды приглашаются в кинозал

           Основной этап

«Кинозал»

(общая станция для всех  команд)

ребятам предлагается посмотреть анимированную презентацию  «История денег: от куниц до бумажных».

[https://youtu.be/i1Ofahsq1pQ ]

Задание: восстанови хронологическую цепочку истории денег, узнай денгу

1.Знакомятся с историей денег, узнают, что в старину заменяло деньги

2.Выполняют задание на станции

У ч а т с я

-быть внимательными,

-выполнять инструкции,

-работать в команде сообща,

-анализировать и выбирать правильные ответы,

-договариваться, учитывая интересы членов группы

-высказывать свои идеи

-правильно обращаться с деньгами  

-критически мыслить

-различать  бережливость от расточительности

-копить деньги

-решать финансовые задачи

-делать выводы

  1. «Дырка в кармане»

ребята знакомятся с вредными советами обращения с деньгами

Задание: вредные советы трансформировать в полезные

1.Обсуждают, к чему может привести следование вредному совету, 2.Трансформируют вредные советы в полезные

  1. «Богатенький Буратино»

1) ребятам предлагаются финансовые загадки, в которых они должны досказать словечко, узнавая по смысловому содержанию  и рифме

2) проводится мозговой штурм «Как можно накопить деньги ребёнку?»

Задание: составить реальный алгоритма накопления денег

1.Делятся личным опытом, гипотезами накопления денег (генерация идей)

2.Обсуждают предложенные ребятами способы накопления личных денег с точки зрения морали  и реальности

  1. «Деньги любят счёт»

Задание: решить математические задачи

Решают финансовые задачи из реальной жизни

  1. «Страна Дураков»

ребятам предлагается ситуация, связанная с мошенничеством.

 Задание: дать советы, как не попасться на уловку мошенников.

1.Обсуждают ситуации

2. Находят ошибки, 3.Составляют алгоритм правильного поведения

Все команды после прохождения станций, собирают из полученных элементов пазл и наклеивают его на картон и вместе маршрутным листом сдают учителю для подсчета общего количества баллов

Собирают из пазлов купюру и сдают учителю

Подведение итогов.

Рефлексия

Общее построение для подведение итогов квеста

За занятые места дети получают соответствующие сладкие призы (за счёт родительских средств).

Рефлексия.

Ребята, кто считает, что он сегодня был активным, - похлопайте себе в ладоши.

Ребята, кто считает, что сегодня был дисциплинированным – погладьте себя по голове.

Ребята, кому понравилось работать в команде, покажите, взявшись за руки, «мост дружбы»

А кому сегодня понравилась квест-игра покажите знак «сердечки».

ОБЩЕЕ ФОТО

Всем спасибо за занятие!

Подводят итоги

Рефлексируют

Получают сладкие призы



Предварительный просмотр:

Карта маршрута:Изображение выглядит как снимок экрана, графическая вставка, иллюстрация, мультфильм  Автоматически созданное описание



Предварительный просмотр:

Станция «Богатенький Буратино»

 Доскажи словечко

1.Чтоб не тратить слишком много,

Дам тебе один совет,

Каждый месяц снова снова,

Ты планируй свой .... (бюджет)

2.Дали деньги папа с мамой,

Это, значит, твой доход.

Ты купил гуашь с бумагой.

Это, братец, твой ... (расход)

3.В кошелёк мы их кладем,

С ними в магазин идём... (деньги)

4.Она рубль бережёт .... (копейка)

5.И врачу и акробату

выдают за труд ... (зарплату)

-Ребята, зарплаты у вас пока нет. Поднимите руки, у кого есть потребность что-то купить самостоятельно?

-Тогда следующая загадка именно для вас?

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.   (копилка)

Копилку принято   считать очень хорошим и полезным подарком. Но пустую копилку дарить не принято, надо обязательно опустить хотя бы одну монетку в прорезь. Новый хозяин копилки кладет туда еще монетку (воспитатель отпускает в копилку монетку), потом еще и еще одну…

Когда наберешься терпения, и продолжишь опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь (накопить).

Продолжите фразу: Деньги нам нужны…

• для покупки продуктов питания;

• для оплаты бытовых услуг;

• для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

• для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

• для оплаты проезда на транспорте;

• для покупки подарков;

• для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

 Составьте советы, как можно накопить карманные деньги

Мозговой штурм

(правило: принимаются любые идеи,  что предложат ребята, затем отбираются те, которые можно воплотить в жизнь)



Предварительный просмотр:

Задания по станциям

 «Деньги любят счёт».

Задачи по финансовой грамотности (3– 4 класс)

(выбрать по уровню подготовленности учащихся)

Задача 1

У Вики было 500 рублей. Она купила 2 книги по 80 рублей, 12 тетрадей по 5 рублей, 5 ручек по 25 рублей. Сколько денег осталось у Вики? Хватит ли ей денег, чтобы купить ещё 2 ластика по 10 рублей и 2 карандаша по 15 рублей?

Задача 2

Алёна и Маша решили купить себе шоколадные батончики по 40 рублей. У девочек есть по 50 рублей. Хватит ли им денег? Какую сдачу получат девочки? Хватит ли им ещё на такую же покупку?

Задача 3

Татьяне на день рождения подарили 5 банкнот номиналом 1000 рублей и 5 банкнот номиналом 500 рублей. Сколько всего денег подарили Татьяне? Сможет ли она купить себе планшет за 6200 рублей? Будет ли остаток? Какой?

Задача 4

Маме повысили зарплату на 3000 рублей, а папе на 2000 рублей больше, чем маме.  На сколько увеличился доход семьи?

Задача 5 

Саша накопил 100 рублей и решил их потратить на приобретение канцтоваров. Цена ластика 9 р., линейки  15 р., альбома 41 р. Хватит ли Саше на покупку? И сколько останется у него денег?

Задача 6

семья   Петровых

мама

учительница

зарплата

25 колобков

папа

директор фирмы

зарплата

50 колобков

бабушка

пенсионерка

пенсия

20 колобков

сын

ученик

 детское пособие

5 колобков

Итого:

 

В таблице даны доходы семьи.  Определи какой остаток средств будет у семьи, когда они потратят деньги на запланированные расходы. Какие незапланированные расходы может позволить себе семья?

 

Расходы запланированные:

Не запланированные расходы:

-продукты на месяц- 15 к.;

- коммунальные услуги- 20к.;

- хоз. товары- 15к.

-на лекарства- 10к.;

- на отдых- 15к.;

- на поездку- 15к.

- на ремонт квартиры- 35к.;

- на новые вещи- 15к.;

- на игрушки- 10к.



Предварительный просмотр:

Станция «Вредные советы»

(есть вариант в картинках)

СОВЕТ 1. ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ДЕНЬГИ  не дают покоя!

Если мама щедро денег дать решила в воскресенье,

Обязательно потрать их. Срочно, в этот самый день.

Потому что в воскресенье время есть, чтоб деньги тратить,

В понедельник будешь занят. Не носить же их пять дней.

(Львиная доля бюджета или карманных денег разлетается в первые дни)

СОВЕТ 2. ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ВЕРИТ В СВОИ СИЛЫ и распыляется на мелочи

Если хочется приставку или модные ботинки,

Жди спокойно день рожденья, попроси на Новый год.

Это сам себе не купишь, это дорого и долго.

Лучше взять сейчас же спиннер, он дешевле в 30 раз.

Действительно, мелкие траты сделать проще, чем крупные. Тратить по мелочи проще, чем копить. Люди недооценивают мелкие траты. Им кажется, что денег постоянно не хватает из-за кредитов и других крупных обязательств. Часто говорят про ЖКХ и большие затраты на детей. Но при детальном анализе бюджета выясняется, что именно мелочëвка «съедает» большую долю заработка.

СОВЕТ 3. ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ ОДНИМ ДНЁМ

Если вам пятнадцать-двадцать или чуть поменьше лет,

Вам до пенсии не ближе, чем до Чили на осле.

Вам вообще до взрослой жизни ещё очень далеко.

Можно отдыхать спокойно, все продумают за вас.

Задание: после каждого совета идет обсуждение и трансформирование вредного совета в полезный.



Предварительный просмотр:

Задания по станциям. «Страна Дураков».

Прочитай текст и выполни задание.

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку Валерия Шульжика «Фунтик неуловимый».

Фунтик – это поросёнок, который в витрине универмага рассказывал сказку про трёх поросят, потом снимал шапку и говорил:

«Дети, подайте на домики для бездомных поросят!» Добрые дети хотели помочь поросятам и давали Фунтику денежки. Они ведь не знали, что его хозяйка госпожа Беладонна все деньги забирает себе.

– Вот так, – признался Фунтик, – я обманул двадцать семь человек: одиннадцать мальчиков, пятнадцать девочек и одного очень доброго старичка. Я не мог их больше обманывать и убежал!

Задание: дайте совет ребятам, который поможет не попасться на такие уловки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие «Семейная круговерть».

Воспитательное мероприятие  о семье и семейных традициях....

Совместное мероприятие с родителями и детьми "Семейная круговерть"

Совместное мероприятие с родителями и детьми  "Семейная круговерть"...

Внеклассное мероприятие "Семейная круговерть"

Игровая программа посвящена семье....

Игра - путешествие "Арктическая круговерть"

Игра — путешествие «Арктическая круговерть» является совместным  занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и &l...