«Уроки с оригинальной организацией учебного материала»
методическая разработка (1 класс)
Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания младших школьников.
Необычные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока вниманием детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные уроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs._liparteliani.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И. Прокопьева городского округа Сызрань Самарской области
Методические рекомендации:
«Уроки с оригинальной организацией учебного материала»
Разработал: учитель начальных классов
Липартелиани Миранда Марадьевна
ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани
2023 год
2023 г
Содержание.
1. Введение .……………………………………………………………………………….3
2. Урок-портрет « Я творю свою жизнь, ценность человеческой жизни»………….4-8
3.Тема« Добро и зло»………………………………………………………………….9-11
4. Список литературы…………………………………………………………………...14
Введение
Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания младших школьников.
Необычные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока вниманием детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные уроки.
Урок-портрет
« Я творю свою жизнь, ценность человеческой жизни»
Цели:
- Формирование понятия ценности человеческой жизни. Выяснение с детьми ценности человеческой жизни:
- Как вы думаете, что самое дорогое для каждого человека? ) дети перечисляют: родители, здоровье, игрушки и т. д.)
- Согласные ли вы с мнением, что самое дорогое у человека — это жизнь?
- Почему у разных людей жизнь складывается по разному?
- Что нужно делать, чтобы прожить интересную, счастливую жизнь?
- Думаете ли вы, что другие дети живут лучше, чем вы?
- Что является самым важным для всех детей?
- Что бы ты хотел изменить в своей жизни?
- Каким ты хочешь быть в будущем?
Творческая разминка.
- « История из жизни» - дети передают друг другу « Камень повествования» ( яркий поделочный камень) и рассказывают историю из собственной жизни ( не более 2 минут каждый). Эта игра учит детей вживаться в чужой опыт, понимать особенности переживаний других людей.
- Игра « Что важно для меня?». Представьте, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него только 3 вещи, очень важные для вас. Что вы берете? Нарисуйте на листе бумаги эти вещи и напишите их названия. Теперь походите по классу и посмотрите, что написано у других.
Анализ упражнений по вопросам.
- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
- Чьи записи тебя удивили?
- Есть ли на свете вещи, которые интересны и важны большинству из вас?
- О ком ты узнал что-нибудь новое?
Ключевые понятия: жизнь, ценность, смысл жизни, ценность человеческой жизни.
Как быть счастливым?
Цели:
- Формирование положительного образа «Я».
- Повторение и закрепление преставлений о чертах характера.
Выяснение и обобщение представлений детей о счастье.
- Что такое счастье?
- Кого из сказочных героев вы назвали бы счастливым?
- Считаете ли вы себя счастливым человеком?
- Можно ди быть счастливым постоянно?
- Зависит ли счастье человека от его характера?
- От чего оно зависит?
- Когда вы чувствуете себя особенно счастливым?
- Что вы делаете, чтобы после какой-нибудь неприятности стать радостным?
- Умеете ли вы делать счастливыми других?
Творческая разминка:
- Придумать или вспомнить историю про какое-нибудь счастливое событие.
- Нарисовать картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы ( используя краски и линии, форсы и образы, которые выразят ваше понимание счастья);
- Сочинить стихотворение, в котором каждая строчка начинается со слов: « Счастье — это...» ( рифмовать не обязательно).
Ключевые понятия: смысл жизни, радость, счастье.
Фрагмент занятия « Я и моя семья»
( развитие речи)
Тема: « Я и моя семья»
Задачи:
1. воспитание духовных потребностей:
- любовь и уважение к окружающим;
- этические;
- познавательные;
- эстетические.
2. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей.
3. Помочь сформировать правильное отношение к себе, ее членам, их взаимоотношениям.
4. Разыгрывание жизненных ситуаций, помочь детям увидеть образцы поведения членов семьи.
5. Помочь ребенку оценить свое место в семье.
Оборудование:
1. Плаката для оформления.
2. Ноутбук.
3. Карточки с вопросами.
4. необходимые атрибуты к домашнему заданию.
5. Большие листы бумаги, гуашь, кисти.
6. Карточки с перечнем продуктов, промтоваров.
7. Карточки с описанием заданий.
Ход занятия:
Звучит музыка ( «Песенка про мамонтенка»). Учитель читает стихи Рябинина « Родительский дом»:
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобой в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
Ведущий: Сегодня мы поговорим на тему «Я и моя семья». Мы просили вас сесть разделившись на 2 группы: мужскую и женскую. Попробуем сегодня выяснить взгляды мужчин и девочек на устройство семьи. Семья — это материальная и духовная ячейка воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье — забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботиться обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучимся на практике планировать бюджет семьи, ее досуг, отдых.
Вы можете обратиться за помощью в « консультативное бюро».
I.Деловая игра « Что значит любить родителей?»
Вопросы к группе девочек « Хозяюшки» и к группе мальчиков « Настоящие мужчины».
1. Почему важно в семье любить друг друга?
2. Как выразить свою любовь к родителям?
3. Как научиться не огорчать близких?
4. Как вести себя, когда провинился?
5. Как научиться понимать настроение родителей?
6. Как повысить настроение папе, маме?
II. Задание №2. «Хозяюшки».
1. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?
2. Как приучить младшего брата делать «женскую работу?»
3. Какие семейные праздники сплотят семью?
4. Как помочь папе более внимательно и нежно относиться к маме?
Вопросы к «Настоящим мужчинам».
1. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?
2. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?
3. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?
4. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?
Тема « Добро и зло»
Задачи: показать учащимся способы взаимодействия с окружающими, способствовать правильному выбору жизненной позиции в обществе. Воспитывать ценностные ориентиры.
I. Упражнение-энергизатор «Комплимент».
- Ребята поделитесь своими впечатлениями после услышанных комплиментов.
- определите, по какому принципу я распределила слова в два столбика. ( слайд 1)
II. Введение в тему занятия.
Добро | Зло |
Чуткость | Невнимательность |
Отзывчивость | Пассивность |
Серьезность | Легкомыслие |
Трудолюбие | Лень |
Щедрость | Жадность |
Правдивость | Лживость |
Смелость | Трусость |
Радость | Гнев |
Справедливость | Хитрость |
Нежность | Грубость |
Доброжелательность | Агрессивность |
- Как можно озаглавить каждый столбик? Вы правильно определили и сегодня мы с вами разберемся, что же значит добро и зло?
- Где вы чаще всего встречаетесь с добром и злом? ( В сказках, в жизни).
- Какие сказочные герои на ваш взгляд добрые, злые? Почему? ( Злые совершают плохие поступки, добрые — благородные, смелые, честные). Ребята, давайте выясним, почему в жизни и в сказках одних героев мы считаем злыми, а других — добрыми.
III. Работа в группах.
1. Слайд 2 — разбор плана работы в группе:
Регулировщик.
Чтец.
Секретарь.
Докладчик.
2. Вопросы к заданию ( слайд 4)
Кто герои произведения?
Как он ведет себя с окружающими?
Как отреагировали на его поступки?
Как чувствует себя герой? ( Лиса, бабочка, воробей, муравей).
3. Отчет групп.
Грубо, агрессивно готов прийти на помощь
смело, отзывчиво
СТРАХ РАДОСТНО
обман, агрессивно благодарно, смело, решительно
- Мы с вами теперь видим, по каким законам живут герои сказок. А по какому закону будете жить вы?
Поднимите руку, кто выбирает закон (1)? (2)?
- Я очень рада, что вы выбрали закон добра. Значит, вы готовы совершать чуткие и щедрые поступки ( знак готовности).
IV. Работа в группах.
- У каждого из вас есть волшебный лепесток цветика-семицветика. Напишите на нем, чтобы вы пожелали всем присутствующим в классе. Но только не испортите лепестки,не повторяйтесь в своих желаниях, советуйтесь в группе.
Выход групп и чтение пожеланий.
V. Рефлексия.
Фрагмент занятия « Общаемся вместе»
Цель: способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений.
Задачи:
- объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии;
- объяснить смысл правила «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе».
Теоретические положения.
Эффективное общение предполагает уважительное отношение людей к друг другу. Уважительные отношения формируются в процессе совместной деятельности.
Словарь.
Взаимодействие — это когда человек делает что-то вместе с другими людьми. Например: играет, учится, работает.
Материалы для занятия.
Доска, мел, ножницы для каждого ученика, компьютер.
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний.
а) упражнение — энергизатор.
- Ребята, мне хотелось бы с вами поближе познакомиться.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относится к людям.
- Вот и состоялось наше знакомство. Думаю, что теперь можно начать работу. И начнем ее с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос, а вы дружно отвечаете — да или нет.
- Вам нравится принимать участие в интересных играх, учебе, работе?
- У вас есть желание решать проблемы совместно?
- Вам хотело бы во время игры, работы на уроке слышать обидное, грубое слово?
- А всю жизнь прожить в одиночестве, без общения с людьми?
2. Постановка цели и задач перед учащимися.
- Да, человек живет среди людей и ему необходимо с ними общаться. А для этого,каждый из нас должен соблюдать правила поведения и законы общения, принятые в обществе. А зачем люди придумали эти правила поведения и законы? Может быть, и без них можно обойтись?
- Так вот, наше занятие сегодня посвящается правильному общению при взаимодействии. А учиться этому мы начнем на приемах всем известной басни И.А. Крылова « Лебедь, рак и щука». Послушайте ее и найдите те строки, в которых заключена мораль.
Чтение басни.
3. Усвоение новых знаний.
а) Восприятие.
- Так какова же мораль басни?
- Почему же воз и ныне там?
- Не было согласия у героев этой басни, но мы знаем и другую, в которой герои прислушивались к советам друг друга. Давайте посмотрим инсценировку.
б) Ролевое моделирование.
- А какова мораль этой басни?
- А как они старались разрешить свой спор, свое сомнение?
- Правильно ли это? Какой тот должен быть при решении любого спора и конфликта?
- Так чему же учит нас великий русский баснописец И.А. Крылов?
в) Групповая дискуссия.
- А как вы думаете, ребята, с чего начинается общение, совместная работа, игра?
- Посмотрите на картинки. Давайте проследим, почему альпинистам удалось покорить вершину самой высокой горы, а гребцам перегнать даже рыбку?
- Согласие, понимание, уважительное отношение друг к другу очень важны для достижения цели.
4. Итог.
- Что мы с вами учились нашей сегодня?
- А что нужно для эффективного общения и взаимодействия? В чем оно проявляется?
- Какое из правил подходит к нашей теме?
*Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе.
* Будьте добрыми!
* Никогда не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
- В чем смысл?
Список литературы
1. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе ( Часть 1: Особенности группы уроков, методика): - Ростов н/Д: ЗАО « Книга»; изд-во «Учитель» 2018. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Урок-настроение с оригинальной организацией учебного материала .
Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». ( Урок развития речи в 3 классе)Цель урока: Создание условий для самореализации учащихся путем овладения способами решения уче...
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс
Тема: «День народного единства»Цели деятельности учителя:1) содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...
Индивидуальный проект мультимедийного урока: «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
1. Русский язык2. Класс 43. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Урок 38. 4. Цель:...
Методы, формы организации проверки учебного материала.
Данная диагностическая работа составлена для учащихся 2 класса для итоговой проверки знаний учащихся ....
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...