РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по краеведению "РУСИЧИ"
рабочая программа (1 класс)
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Образовательная программа по краеведению «Русичи» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kraevedenie.docx | 47.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА с. Большая Поляна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
"РУСИЧИ"
Автор-составитель:
Кобзева Лариса Ивановна
учитель начальных классов, высшая категория
2018-2022 г
Содержание
Пояснительная записка………………………………………............................
Учебно-тематический план…………………………………………………….
Содержание программы……………………………………………..................
Информационные ресурсы......…………………………………….…………..
Пояснительная записка.
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Анней Сенека (младший)
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Образовательная программа по краеведению «Русичи» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости шарьинцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Русичи» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Цель программы:
Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему малой родины на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с историей возникновения города Липецк, Елец,;
- познакомить с разными аспектами жизни и деятельности земляков их вкладе в развитие нашего края
- познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными заповедными местамиродного края;
- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых тербунцев;
- расширить представления обучающихся о природных особенностяхродного края;
- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;
- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;
- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;
- ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Практика работы в начальной школе в группе продленного дня, беседы с учителем и учащимися, наблюдения свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классе проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы «Русичи».
Новизна
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Русичи» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Шарья; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города.
Концепция
Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности.
В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей липецкого края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.
Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих родной край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Русичи» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- Основные этапы истории города: возраст города Шарья, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- историю своей семьи;
- название улиц названых в честь шарьинцев;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев шарьинцев в годы Великой Отечественной войны;
- участников военных событий в Афганистане;
- крупные промышленные предприятия города;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- средние специальные учебные заведения своего города.
Воспитанники должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
-работать в семейных архивах;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
-посещать музеи и другие культурные учреждения города.
Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие.
Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Базовый уровень | Повышенный уровень | Творческий уровень |
Обучающимися в основном усвоены: - возраст города Шарья, происхождение его названия, историю символики; - природные особенности родного края; - название улиц в честь шарьинцев; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места; - имена и достижения знаменитых земляков; - промышленные предприятия города Шарья; - герои шарьинцы в годы Великой Отечественной войны; -участники военных событий в Афганистане - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; У обучающихся недостаточно развиты: -развитая зрительная, слуховая и моторная память; -устойчивость внимания, наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - умение слушать и слышать друг друга; - дружелюбие. | Обучающиеся в достаточной мере знают: - возраст города Шарья, происхождение его названия, историю символики; - природные особенности родного края; - название улиц названных именами шарьинцев и их расположение; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места; - имена и достижения знаменитых земляков; - промышленные предприятия города Шарья; - герои шарьинцы в годы Великой Отечественной войны; -участники военных событий в Афганистане; - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся уверенно: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; - ориентируются на местности. У обучающихся в достаточной мере развиты: - зрительная, слуховая и моторная память; - устойчивость внимания, - наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - дружелюбие. | Обучающиеся полностью представляют: - возраст города Шарья, происхождение его названия, историю символики; - природные особенности родного края; - название улиц названных именами шарьинцев и их расположение; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места; - имена и достижения знаменитых земляков; - промышленные предприятия города Шарья; - герои шарьинцы в годы Великой Отечественной войны; -участники военных событий в Афганистане; - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся свободно: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; - ориентируются на местности. У обучающихся уверенно развиты: - зрительная, слуховая и моторная память; - устойчивость внимания, - наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - дружелюбие. |
.
Учебно-тематический план.
Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Форма и содержание занятия | Кол-во часов | |
Теорет. | Практ. | |||||
1 | Введение в краеведение | 1 | 1.Вводное занятие. Что такое краеведение? | Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе». Викторина «Путешествие в веселую страну краеведения» | 1 | - |
2 | Мой край на карте Родины | 2 | 1.Карта Липецкой области. 2.Происхождение географических названий. | Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая мастерская «Легенда о нашем крае» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. | 1 | 1 |
3 | Я и моя семья | 2 | 1. Профессии моих родителей. 3. Родословная. | Путешествие. Разные аспекты жизни и людей государства Российского. Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка» Творческая мастерская. Моя родословная - нарисовать родословное дерево. | 1 | 1 |
4 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | 1. Рассказ-описание своего дома. 2. Творческая-мастерская. | Виртуальная экскурсия. По архитектурным памятникам городаЛипецк. Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала | 1 | 1 |
5 | Моя улица | 2 | 1.Виртуальная экскурсия по улицам города Шарья с именами наших земляков. | Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков-шарьинцев именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря –дню Героев Отечества), выступления детей. Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”. | 1 | 1 |
6 | Наша школа | 2 | 1. Гимназия празднует юбилей. | Творческая мастерская. Встречи. Игровой тренинг. Знакомство с традициями, историей своей гимназии (экскурсия по гимназии, школьный музей). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа. (Примеры тем: Одаренные дети гимназии, медалисты гимназии, знаменитые выпускники гимназии, достижения учителей гимназии, ветераны педагогического труда гимназии и т.д.) | 1 | 1 |
7. | Моя малая Родина | 2 | Мой город. | Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города. Форма контроля: «Памятники города» в ребусах. |
| 2 |
8. | Природа нашего края | 5 | 1.Растительный и животный мир нашего края 2.Природные заповедные места родного края 3.Климат 4.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир Липецкой области». Творческая работа: Создание альбома животный и растительный мир нашего края. Игра «Угадайка», филворды по теме. Виртуальное путешествие по природным заповедным местам Акция «Сохраним город чистым! Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района. Беседа, знакомство с Красной книгой Липецкой области (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. | 1 | 4 |
9 | Что дает наш край стране | 2 | 1. Промышленность города Липецк и с. Тербуны. | Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”. |
| 2 |
10 | Наш край богат талантами | 3 | Гордость земли Шарьинской | Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных гражданах города. Посещение творческих выставок земляков, встречи. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей. Игра «Угадайка» |
| 3 |
11. | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 4 | 1. Герои-земляки 2. Труженики тыла. 3.Дети войны | Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 |
12 | Афганистан: история и судьбы | 1 | 1.Шарьинцы-афганцы | Встреча с участником афганских событий. События истории, жизни участников военных действий в Афганистане. |
| 1 |
13 | Герб района | 2 | 1. Символы Липецкой области, с. Тербуны | Лекция «Символика и геральдика г.Шарьи и Шарьинского района» Творческая работа по созданию символа (герба) своего города в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.). | 1 | 1 |
14 | День карьеры | 4 | Экскурсия в средние учебные заведения города | Экскурсия в Тербунский колледж Творческая мастерская со студентами колледжа «Новогодняя мастерская» |
| 4 |
15 |
| 2 1 | Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. Подведение итогов | Подготовка к участию в городских, областных конкурсах. Изучение положений. Выполнение работ. Игровой тренинг Повторение пройденного. Творческое задание «Реклама для путешественников» |
| 2 1 |
Итого: | 9 | 25 |
Содержание программы
Курс программы состоит из 15 разделов.
1 раздел - «Введение в краеведение»
Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В учащемся закладывается первоначальное представление о возникновении города Липецк, происхождении Тербунского района.
Рекомендации к первому разделу «Введение в краеведение».
На данном этапе педагог создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Занятие проводится в виде занятия-игры, Педагогу необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение области по отношению к определенным областям и на общей карте РФ.
Для закрепления полученных представлений можно дополнить занятие работой с раздаточным материалом; можно предложить задание с работой на мини-карте (отметить значками-указателями областной центр, город Липецк, реки Дон, Сосна).
2 раздел - «Мой край на карте Родины»
В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Костромского края, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Костромской земле; с историей возникновения города Липецк, Елец.
Рекомендации ко второму разделу «Мой край на карте Родины»
К занятию необходимо иметь карту Липецкой области, схематическую планкарту, на которой изображено расположение улиц городаЛипецк, образец жилища, предметы быта. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания. Дать опережающее задание: принести предметы быта, которые раньше использовали бабушки, дедушки.
3 раздел – «Я и моя семья»
Раздел нацелен познакомить учащихся с вкладом знаменитых земляков в развитие нашего края.
Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.
Рекомендации к третьему разделу «Я и моя семья»
Занятие в форме путешествия строится в форме лекции с элементами беседы, проводится научным сотрудником краеведческого музея города Липецк, в ходе которой лектор познакомит с вкладом знаменитых в развитие нашего края (Приложение 1).
Далее дети готовят сообщения о членах своей семьи. Закрепляют профессии своих родителей игрой «Угадайка». Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево.
4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»
Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры города Липецк (вокзал, ул. Вокзальная, нач. 20 в.; Горисполком, сер. 20в. ул. Октябрьская,19; Административное здание, 1950-е годы ул.П.Морозова,20)
На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.
Рекомендации к четвертому разделу «Дом, в котором я живу или хотел бы жить»
Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа. Видеофильм можно использовать как центральный момент занятия, который учитель дополняет исторической справкой и задает вопросы по содержанию.
Детям предложить выполнить проект - изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
5 раздел – «Моя улица»
В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города названных в честь наших земляков. Историческими объектами, мемориальными досками. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря – к дню Героев Отечества) (приложение 2). Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”.
Рекомендации к пятому разделу «Моя улица»
В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.
Занятие можно построить в виде игры-сообщения «Путешествия по улицам города». Учащиеся берут любимую улицу, находят о ней материал и представляют ее. Педагог может дать общее представление о расположении улиц в городеЛипецк; н примере рассказать об одной из улиц.
6 раздел – «Наша гимназия»
Дети знакомятся с традициями, историей своей гимназии.
Рекомендации к шестому разделу «Наша гимназия»
В этом разделе учащиеся познакомятся с традициями, историей своей гимназии. Поработают с творческими групповыми заданиями по разным темам ((Примеры тем: Одаренные дети гимназии, медалисты гимназии, знаменитые выпускники гимназии, достижения учителей гимназии, ветераны педагогического труда гимназии и т.д.)
7 раздел – «Моя малая Родина»
Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении города Шарьи. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края.
Анализируется, как изменился город за время его становления, что отличает современный город.
Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города.
Форма контроля: «Памятники города» в ребусах (приложение 3).
Рекомендации к седьмому разделу «Моя малая Родина»
Занятие провести в форме рассуждения о том, как зарождался город Шарья, о ее настоящем и о том какие преобразования ожидают Шарью в будущем, что для этого необходимо.
Педагог рассказывает о Шарье «вчерашней», а дети приводят пример Шарьи «сегодняшней». Идет активный анализ предлагаемых фотографий.
Можно провести занятие тремя блоками: Шарья послевоенная, Шарья в XX веке, в ХХI веке.
Разнообразить подачу материала можно, оформляя тематические выставки из фотографий, картин, книг, творческих работ учащихся.
У каждого города есть свое лицо – это его здания. Просмотр видео сюжета о родном городе. Для активизации учащихся можно провести Краеведческую игру «Город будущего»
Организовать экскурсию знакомство с памятниками города, с последующией творческой работой «Памятники города в ребусах»
Заключение.
В программе кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию младших школьников.
Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации, ресурсные круги, акции.
Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.
Я считаю, что данная программа способствует углубленному изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...