Воронеж - колыбель русского флота
методическая разработка (4 класс)

Шашкина Елена Алексеевна

Данный материал представляет собой технологическую карту и презентацию по внеурочной деятельности на тему: «Воронеж - колыбель русского флота».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Выполнила: Шашкина Елена

Тема: «Воронеж-колыбель русского флота»

Форма организации: виртуальная экскурсия

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 4

Цель: расширение знаний об истории развития русского флота в нашей области

Задачи:

1. Образовательные: продолжать формировать представление обучающихся об истории родного края

2. Развивающие: развивать логическое мышление, память, связную речь

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к истории родного края

Планируемые результаты:

Предметные: знание истории родного края, в которое происходило формирование русского флота

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Личностные УУД: иметь представление о богатстве окружающего мира, об истории мира; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Познавательные УУД:  дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме, переводить её в модельный вид.

Коммуникативные УУД: делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения  по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, распечатанные изображения, карточки для рефлексии

Информационные ресурсы: презентация

Предварительная работа: подготовить презентацию и распечатать изображения для ватмана и для рефлексии

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационый этап

Словесные методы

Приёмы – диалог

Здравствуйте, ребята!

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Приветствуют учителя

уметь слушать высказывания собеседников; высказывать свои предположения  по обсуждаемым вопросам;

2. Этап актуализации знаний

Словесные, наглядные методы

Приёмы – диалог, демонстрация экрана

Вспомните, кто был основателем русского флота?

Верно, Пётр 1.

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Верно, тема нашего занятия сегодня - «Воронеж-колыбель русского флота».  

(сл.2)

Отвечают на вопросы

уметь слушать высказывания собеседников; высказывать свои предположения  по обсуждаемым вопросам;

3. Формулировка задач

Словесные методы

Приёмы – диалог

Как вы думаете, для чего мы с вами будем проходить эту тему?

Верно, для расширения  ваших знаний об истории развития русского флота в нашей области.

Обозначают цель занятия

уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения  по обсуждаемым вопросам;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения;

4. Составление плана решения задач

Словесные методы

Приёмы – диалог

Сегодня мы с вами просмотрим презентацию, после которой вам необходимо будет выполнить задание.

Слушают учителя

уметь слушать высказывания собеседников;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения;

5. Исполнительские действия

Словесные, наглядные, практические методы

Приёмы – диалог, демонстрация экрана, рисование

В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа. (сл.3)

Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.(сл.4)

Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.(сл.5)

Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».(сл.6)

Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли

Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.

19 ноября 1698 года царь Петр I лично заложил на воронежской верфи многопушечный боевой корабль с особой формой киля. Чертежи и расчеты корабля царь выполнил сам, сам же и руководил постройкой, когда находился в Воронеже. По-русски «Гото Предестинация» означает «Божье Предвидение».
Торжественный спуск корабля на воду планировался в Вербное воскресенье 24 марта 1700 года. Но из-за «малой воды» — зима тогда была малоснежной и холодной – торжества перенесли на 27 апреля.(сл.7)

В воскресенье, 27 июля 2014 года, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация».

Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь». (сл.8)

Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.

Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.

В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».

В 2014 году закончилось строительство и благоустройства корабля.(сл.9)

Ну а сейчас мы с вами приступаем к заданию: вам необходимо нарисовать на листе бумаги корабль, который бы вам хотелось построить, и на нём написать название, а в конце урока каждый из вас расскажет о названии своего корабля – почему именно так вы его назвали?

Раздаёт детям листы бумаги.

Задают вопросы по презентации, приступают к выполнению задания

иметь представление о богатстве окружающего мира;

развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

осуществлять взаимо- и самоконтроль;

дополнять свои знания;

понимать информацию, представленную в словесной форме, переводить её в модельный вид;

делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её;

уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения;

высказывать свои предположения  по обсуждаемым вопросам;

задавать вопросы и отвечать на вопросы других;

6. Рефлексивный анализ

Словесные, наглядные методы

Приёмы – диалог

Поднимите 1 картинку, если считаете, что хорошо работали на занятии,(сл.10)Приложение1 Поднимите 2 картинку, если считаете, что на занятии вы поработали недостаточно хорошо (сл.11)Приложение2

Проводят самоанализ

понимать информацию, представленную в словесной форме, переводить её в модельный вид;

развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

осуществлять взаимо- и самоконтроль;

Приложение1

https://img.favpng.com/5/4/22/ships-wheel-sailboat-sailing-ship-png-favpng-YcPJkEtzES61VUDMNMyV8q7es.jpg

Приложение2

https://img2.freepng.ru/20180723/htp/kisspng-brigantine-liqueur-amaro-ship-clipper-sinking-ship-5b55957c7a0b29.9698997515323354844999.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Воронеж-колыбель русского флота» Работу выполнила: Студентка 3 курса Группы 34Н ГБПОУ ВО "ГПК" Шашкина Елена Воронеж, 2020-2021 уч.год

Слайд 3

В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа.

Слайд 6

большая галера « Принципиум » многопушечный корабль «Апостол Петр»

Слайд 10

1

Слайд 11

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Рождение русского флота

Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Российская империя. Создание русского флота

Урок окружающего мира проведен в разделе "Российская империя" во время  знакомства с периодом правления ПетраI и его реформами. Показать необходимость выхода в Балтийское море. Для чего нужен был...

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

"Доблесть русского флота" (праздник-театрализация для 3-4 классов)

В  школе  всегда  большое  внимание  уделяется  военно-патриотическому  воспитанию.  Именно  с  малых  лет  мы  учим  детей ...

"Доблесть русского флота" (праздник-театрализация для 3-4 классов)

В  школе  всегда  большое  внимание  уделяется  военно-патриотическому  воспитанию.  Именно  с  малых  лет  мы  учим  детей ...

Путешествие в колыбель русского искусства Абрамцево

Урок с элементами функциональной грамотности. Игра-путешествие из Санкт-Петербурга в Абрамцево....