"Доблесть русского флота" (праздник-театрализация для 3-4 классов)
методическая разработка (4 класс) на тему
В школе всегда большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. Именно с малых лет мы учим детей любить свою Родину, расти настоящими патриотами своей Родины. В сценарии "Доблесть русского флота" в театрализованной форме показано как царь Пётр Первый создавал флот. Ребятам рассказывается о великих флотоводцах, о их героических подвигах, о знаменитых сражениях русских моряков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 31.17 КБ |
stsenariy.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Новокузнецк
«Доблесть русского флота»
воспитательное мероприятие
Учитель начальных классов:
Хейфец Наталья Александровна
2014 г.
Цель:
- воспитание патриотизма у школьников младшего возраста
Задачи:
- познакомить школьников с историей создания русского военного флота, с памятными героическими событиями , с подвигами славных русских военных моряков;
- развивать познавательную потребность и активность у детей;
- воспитывать чувства гордости на свою Родину.
Чтение стихов учащимися.
1 ученик:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет поля чистого,
Где б разгул нашла воля смелая?
У тебя ли нет про запас казны.
Для друзей стола, меча недругу?
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
И давно ль было, когда с Запада
Облегла тебя туча чёрная?
- ученик:
Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася.
И лишь кликнула ты
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях
Под сугробами
Улеглися спать
Гости навеки.
- ученик:
И теперь
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
Учитель:
«Русским людям свойственна любовь к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, - чувство великое, необходимое, прекрасное. И всегда самым тяжким преступлением было предать свою Отчизну.
Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, преданном Отечеству.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о подвигах, о боевой славе русских военных моряков. Вы станете свидетелями многих памятных событий героических дел наших отцов, дедов, прадедов.
- С чьим именем связано рождение флота России?
- Верно. Рождение русского флота связано с именем царя Петра Первого».
(Выходит мальчик в костюме царя Петра Первого)
Учитель:
«Русский военный флот начал создаваться очень и очень давно, в конце 17 века. Первые военные корабли были спущены на воду ещё при царе Алексее Михайловиче – отце Петра Первого. Но ни один из них так и не увидел моря. Поэтому Пётр Первый, будучи совсем молодым, решил, что он создаст свои собственные суда, которые обязательно увидят море.
-Ребята, я думаю, что всем вам будет интересно узнать, почему Пётр решил создать свою флотилию. Поступим так: я расскажу вам, с чего начал действовать Пётр Первый, вы внимательно слушайте, а затем примите участие в игровом задании. Итак – внимание!
В мае 1688 г. в амбаре подмосковного села Измайлово молодой царь Пётр обнаружил ботик голландской работы. Царь решил починить его и испытать на воде. В помощь себе он разыскал искусного столяра – голландца Карштена Бранта. Работа была сложной и кропотливой, но Пётр был настойчив и терпелив.
И вот в начале лета паруса и мачта были готовы. Теперь можно было испытать ботик на воде, но речка Яуза была маловата для таких дел. Бот перенесли на Просяной пруд В Измайлово, но и там не было должного простора. Поэтому Пётр решил перевести бот на Плещеево озеро, что находится под Ростовом Великим. Оно было сравнительно большим и глубоким.
Здесь и началось строительство судов. Их строили всю зиму, чтобы к весне паруса судов оказались готовыми. Царь лично вникал во все корабельные тонкости. Он принимал участие в закладке верфи и подготовке леса, учился у мастеров, плотничал. Около села Веськово был построен для царя небольшой дворец, а рядом мастерские для изготовления деталей корпусов кораблей и мачт, кузницы, сараи, амбары для хранения материалов».
- Игровое задание.
( выбирают 3 учеников. Пётр Первый задаёт им вопросы и лучшему участнику вручает эмблему со словами: «Российскому флоту быть»)
- Где я нашёл голландский ботик?
- Почему я не стал проводить маневры на реке Яузе?
- Какое озеро понравилось мне для корабельных работ?
- Чему я сам научился на этих работах?
Учитель:
«Продолжим наш рассказ о том, как же дальше велось строительство флотилии. Поможет нам в этом Пётр Великий».
Пётр Первый:
«Я издал приказ подвозить к Веськову доски, пеньку, паклю, канаты, смолу, пушки, железо и берёзовый уголь для кузниц. По моему велению начали рыть специальный канал и котлован для спуска и вывода в озеро кораблей. Привлёк я к этим работам всё местное население и даже женщин. К лету 1692 года было построено около 100 судов различных типов. Все мои друзья принимали участие в строительстве флотилии. Я их называл на голландский манер «шкипманами».
- игровое задание:
На каждую букву в слове ШКИПМАН придумать слова на морскую тематику.
Учитель:
«Но мечта увидеть настоящее море и настоящие большие морские корабли повела Петра дальше. Он решил создать крепкий военный и торговый флот. Корабли стали первой и самой сильной любовью в его жизни. А старому ботику он сам дал гордое имя «Дедушка русского флота»
- игровое задание:
« Как называли корабли флота при Петре Первом?» (фрегат, шнява, бригантина, галера, бот, яхта)
Учитель:
«До Петра Первого у русских не было флота. И вот построены великолепные корабли: линкоры, фрегаты, галеры. Обучены морскому делу офицеры и матросы. В те далёкие времена Россия воевала со Швецией. Шведы заняли наши земли у Балтийского моря и не хотели вернуть добром. Воинственный король шведов Карл 12 намеревался даже захватить Москву. С большой армией он перешёл границы русского государства. Русские войска храбро воевали с врагом. В жестоком сражении у города Полтава армия шведов потерпела поражение. Русскими войсками командовал замечательный полководец - царь Пётр Первый. Он не хотел продолжать войну и предлагал шведам мир. Но король, потерявший всю армию, не соглашался. Король надеялся на военный флот. Шведский флот считался самым сильным на Балтийском море. Но и у России тогда уже был флот. И вот в 1714 году произошло первое морское сражение Гангутское. В этом морском сражении русские военные моряки показали отличное владение оружием, высокую боеготовность, героизм и отвагу, верность Военно-морскому флагу корабля. Шведы потерпели поражение. А ведь до Гангутского сражения шведский флот считался непобедимым. У русского флота было много блестящих побед на многих морях. Но особо мы помним победу в Гангутском сражении, потому что она была первой.
- Как называют людей, которые являются самыми главными начальниками на флоте?
- Адмирал – это самый главный начальник на флоте. Он командует кораблями в морских сражениях.
- Каких знаете русских адмиралов?
В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных адмиралов, отважных матросов прежнего времени».
Рассказ учащихся о русско-турецкой войне 1787-1791 г.
- ученик:
«Это было больше двух веков назад. Правитель Турции – султан, потребовал, чтобы Россия отказалась от Крыма и перестала защищать от турок Грузию. Россия не стала выполнять эти требования. И Турция начала войну. В те времена Турция имела огромную армию и сильный военный флот. Русские солдаты под командованием А.В.Суворова разгромили огромное турецкое войско. Но султан не хотел говорить о мире. Потеряв сухопутную армию, он ещё надеялся на свой военный флот. Русское командование поручило адмиралу Ф.Ф.Ушакову найти в Чёрном море турецкий флот и уничтожить его».
- ученик:
«Адмирал знал: турецкий флот гораздо больше русского. Командовал турецким флотом адмирал Саид Али. Это был опытный флотоводец. Его звали «грозой морей». Саид Али пообещал султану, что возьмёт в плен Ушакова, посадит русского адмирала в железную клетку и привезёт в Турцию. И вот встретились два противника. Турецких кораблей было в 2 раза больше. Что делать? Очень уж неравные силы. Тем-то и был славен адмирал Ф.Ф.Ушаков, что умел побеждать с меньшим числом кораблей. Он побеждал, как говорил Суворов «не числом, а умением».
- ученик:
«Было одно правило у Ф.Ушакова – свой корабль он устремлял на адмиральский корабль врага. И когда тот тонул или загорался, то весь флот противника охватывала растерянность. Ушаков шёл к кораблю Саида Али. Саид Али не уклонился от боя. Он помнил своё обещание султану – привезти Ушакова в железной клетке. На борту турецкого корабля сгрудились янычары – отборные солдаты с короткими саблями. Они готовились взять корабль Ушакова на абордаж – перескочить на его палубу, изрубить, перестрелять матросов и схватить самого адмирала. Но грянули все 40 пушек русского корабля. Ядра перебили на корабле Саида Али мачту и реи, разворотили корму».
- ученик:
Паника охватила неприятельский флот. И началось бегство. Русские моряки преследовали врага, добивали его. Много кораблей горело. Ушаков получил приказ: возвращаться в Севастополь. Оказалось, султан запросил мира. Ф.Ф.Ушаков командовал кораблями во многих сражениях. Он всегда побеждал. Матросы видели его бесстрашие и сами не боялись ни штормов, ни вражеских ядер, совершали во славу Родины героические подвиги.
Учитель:
«Новое тяжёлое испытание ждало народ во время Крымской войны 1853-1856 г. Это была война между Россией с одной стороны, и Турцией, Англией, Францией с другой. Решающим моментом войны была длительная осада Севастополя. Враг хотел захватить этот город, т.к. он был главной базой черноморского флота. Неприятельские генералы рассуждали: «Севастополь падёт. С ним погибнут корабли черноморского флота, затем весь Крым будет отнят у России».
- ученик:
«Но в эти опасные и тревожные дни севастопольские моряки и солдаты, все жители города копали на окраинах города окопы и траншеи, строили блиндажи, устанавливали снятые с кораблей орудия. Руководили этой работой адмиралы Корнилов и Нахимов. Опасным местом для обороны города была бухта. В неё мог войти вражеский флот. И чтобы этого не случилось, у входа в бухту были затоплены парусные корабли» .
- ученик:
«Осада города длилась 349 дней. Держаться всё было труднее и труднее. Не хватало пороха, не было ядер для пушек. Лазареты переполнились ранеными. Но солдаты и матросы видели своего командира П.С.Нахимова, восхищались его храбростью и сами становились храбрей. Видели Нахимова и враги. Они тоже удивлялись его бесстрашию. Они знали: пока жив этот командир, Севастополь им не взять. И вот случилось самое страшное. Адмирал Нахимов П.С. был смертельно ранен и 30 июня 1855 года умер».
- ученик:
«Люди хранят память о великих флотоводцах России. У нашего Военно-морского флота есть крейсер «Адмирал Нахимов». Мальчики, которые решили стать военными моряками, учатся в Нахимовском училище. Во время В.О.войны. когда наша Родина сражалась с фашистами. Правительство учредило награды для военных моряков – ордена и медали Ушакова и Нахимова. Самые доблестные воины получают эти награды».
Исполняется песня «Нахимовцы»
Учитель:
«Если вы поинтересуетесь у своих родителей, какой, по их мнению, военный корабль самый знаменитый в истории Российского флота, можно не сомневаться – большинство ответит: крейсер «Варяг». Имя корабля, как его командира капитана первого ранга Всеволода Руднева, после славного подвига русских моряков во время русско-японской войны 1904-1905 годов облетело весь мир. Та война стала самой горестной страницей для русского флота – наша эскадра потерпела небывалое поражение в Цусимском сражении. Однако в битве на море проявился и героизм русских моряков Подвиг крейсера «Варяг» вписан в историю флота золотыми буквами».
1ученик:
«Утром 27 января 1904 года командир крейсера Руднев получил ультиматум от японского контрадмирала выйти в море, иначе японцы атакуют крейсер прямо на рейде. Руднев принял решение идти на прорыв. Вступить в бой, как бы ни сильна была японская эскадра. Японцы предложили сдаться. Не получив ответа, враги открыли огонь. Неравный бой продолжался около часа. Два японских крейсера были серьёзно повреждены. Однако, и «Варяг» получил 5 подводных пробоин, больше половины его тяжёлых орудий было выведено из строя. Из 500 человек команды – 100 погибли или были тяжело ранены. Крейсер «Варяг» был потоплен. Но не спустил своего флага».
Учитель:
«Для военных моряков нашей Родины стало традицией защищать флаг до последней капли крови. В петровские времена за спуск флага перед неприятелем командир лишался жизни. Позднее спуск флага в бою считался позорным и тяжким преступлением. Командиры и офицеры этого корабля лишались чинов и орденов. Отдавались под суд. У нас в стране героический бой «Варяга» превратился в легенду, а песня, сложенная о нём чуть ли не век назад, по сей день живёт. Песня «Варяг»
- Имя какого другого корабля знает наша страна?
- В Санкт-Петербурге напротив Нахимовского училища на Неве стоит крейсер «Аврора». Почему этот корабль считается памятником?
Этот корабль стоит как памятник революции. Ещё в феврале 1917 года команда «Авроры» захватила крейсер и подняла на нём красный флаг. А в октябре этого же года был дан залп с крейсера по Зимнему дворцу, где сидело временное правительство. Этот выстрел был сигналом к штурму дворца. Песня «Крейсер Аврора»
В годы В.О.войны советские военные моряки беспощадно громили врага. Наш Военно-морской флот в 1941-1945 годах потопил свыше 2500 вражеских кораблей и судов. За беспримерную храбрость и отвагу в боях более 350 тысяч военных моряков награждены орденами и медалями, 513 стали Героями Советского Союза.
Матросский танец «Яблочко»
Россия – великая морская держава. По всем морям и океанам плавают наши торговые, военные, научные, пассажирские корабли. Военно-морской флаг России можно увидеть и в Атлантике, и на Тихом океане, и в тропических широтах, и среди суровых льдов Арктики.
Наши мальчики вырастут и, может, кто-то будет служить на кораблях Военно-морского флота России под флагом, не знавшим позора спуска перед неприятелем!».
Песня «Экипаж» (сл. Ю.Погорельского, муз. В.Плешака)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Новокузнецк
«Доблесть русского флота»
воспитательное мероприятие
Учитель начальных классов:
Хейфец Наталья Александровна
2014 г.
Цель:
- воспитание патриотизма у школьников младшего возраста
Задачи:
- познакомить школьников с историей создания русского военного флота, с памятными героическими событиями , с подвигами славных русских военных моряков;
- развивать познавательную потребность и активность у детей;
- воспитывать чувства гордости на свою Родину.
Чтение стихов учащимися.
1 ученик:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет поля чистого,
Где б разгул нашла воля смелая?
У тебя ли нет про запас казны.
Для друзей стола, меча недругу?
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
И давно ль было, когда с Запада
Облегла тебя туча чёрная?
- ученик:
Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася.
И лишь кликнула ты
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях
Под сугробами
Улеглися спать
Гости навеки.
- ученик:
И теперь
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
Учитель:
«Русским людям свойственна любовь к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, - чувство великое, необходимое, прекрасное. И всегда самым тяжким преступлением было предать свою Отчизну.
Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, преданном Отечеству.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о подвигах, о боевой славе русских военных моряков. Вы станете свидетелями многих памятных событий героических дел наших отцов, дедов, прадедов.
- С чьим именем связано рождение флота России?
- Верно. Рождение русского флота связано с именем царя Петра Первого».
(Выходит мальчик в костюме царя Петра Первого)
Учитель:
«Русский военный флот начал создаваться очень и очень давно, в конце 17 века. Первые военные корабли были спущены на воду ещё при царе Алексее Михайловиче – отце Петра Первого. Но ни один из них так и не увидел моря. Поэтому Пётр Первый, будучи совсем молодым, решил, что он создаст свои собственные суда, которые обязательно увидят море.
-Ребята, я думаю, что всем вам будет интересно узнать, почему Пётр решил создать свою флотилию. Поступим так: я расскажу вам, с чего начал действовать Пётр Первый, вы внимательно слушайте, а затем примите участие в игровом задании. Итак – внимание!
В мае 1688 г. в амбаре подмосковного села Измайлово молодой царь Пётр обнаружил ботик голландской работы. Царь решил починить его и испытать на воде. В помощь себе он разыскал искусного столяра – голландца Карштена Бранта. Работа была сложной и кропотливой, но Пётр был настойчив и терпелив.
И вот в начале лета паруса и мачта были готовы. Теперь можно было испытать ботик на воде, но речка Яуза была маловата для таких дел. Бот перенесли на Просяной пруд В Измайлово, но и там не было должного простора. Поэтому Пётр решил перевести бот на Плещеево озеро, что находится под Ростовом Великим. Оно было сравнительно большим и глубоким.
Здесь и началось строительство судов. Их строили всю зиму, чтобы к весне паруса судов оказались готовыми. Царь лично вникал во все корабельные тонкости. Он принимал участие в закладке верфи и подготовке леса, учился у мастеров, плотничал. Около села Веськово был построен для царя небольшой дворец, а рядом мастерские для изготовления деталей корпусов кораблей и мачт, кузницы, сараи, амбары для хранения материалов».
- Игровое задание.
( выбирают 3 учеников. Пётр Первый задаёт им вопросы и лучшему участнику вручает эмблему со словами: «Российскому флоту быть»)
- Где я нашёл голландский ботик?
- Почему я не стал проводить маневры на реке Яузе?
- Какое озеро понравилось мне для корабельных работ?
- Чему я сам научился на этих работах?
Учитель:
«Продолжим наш рассказ о том, как же дальше велось строительство флотилии. Поможет нам в этом Пётр Великий».
Пётр Первый:
«Я издал приказ подвозить к Веськову доски, пеньку, паклю, канаты, смолу, пушки, железо и берёзовый уголь для кузниц. По моему велению начали рыть специальный канал и котлован для спуска и вывода в озеро кораблей. Привлёк я к этим работам всё местное население и даже женщин. К лету 1692 года было построено около 100 судов различных типов. Все мои друзья принимали участие в строительстве флотилии. Я их называл на голландский манер «шкипманами».
- игровое задание:
На каждую букву в слове ШКИПМАН придумать слова на морскую тематику.
Учитель:
«Но мечта увидеть настоящее море и настоящие большие морские корабли повела Петра дальше. Он решил создать крепкий военный и торговый флот. Корабли стали первой и самой сильной любовью в его жизни. А старому ботику он сам дал гордое имя «Дедушка русского флота»
- игровое задание:
« Как называли корабли флота при Петре Первом?» (фрегат, шнява, бригантина, галера, бот, яхта)
Учитель:
«До Петра Первого у русских не было флота. И вот построены великолепные корабли: линкоры, фрегаты, галеры. Обучены морскому делу офицеры и матросы. В те далёкие времена Россия воевала со Швецией. Шведы заняли наши земли у Балтийского моря и не хотели вернуть добром. Воинственный король шведов Карл 12 намеревался даже захватить Москву. С большой армией он перешёл границы русского государства. Русские войска храбро воевали с врагом. В жестоком сражении у города Полтава армия шведов потерпела поражение. Русскими войсками командовал замечательный полководец - царь Пётр Первый. Он не хотел продолжать войну и предлагал шведам мир. Но король, потерявший всю армию, не соглашался. Король надеялся на военный флот. Шведский флот считался самым сильным на Балтийском море. Но и у России тогда уже был флот. И вот в 1714 году произошло первое морское сражение Гангутское. В этом морском сражении русские военные моряки показали отличное владение оружием, высокую боеготовность, героизм и отвагу, верность Военно-морскому флагу корабля. Шведы потерпели поражение. А ведь до Гангутского сражения шведский флот считался непобедимым. У русского флота было много блестящих побед на многих морях. Но особо мы помним победу в Гангутском сражении, потому что она была первой.
- Как называют людей, которые являются самыми главными начальниками на флоте?
- Адмирал – это самый главный начальник на флоте. Он командует кораблями в морских сражениях.
- Каких знаете русских адмиралов?
В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных адмиралов, отважных матросов прежнего времени».
Рассказ учащихся о русско-турецкой войне 1787-1791 г.
- ученик:
«Это было больше двух веков назад. Правитель Турции – султан, потребовал, чтобы Россия отказалась от Крыма и перестала защищать от турок Грузию. Россия не стала выполнять эти требования. И Турция начала войну. В те времена Турция имела огромную армию и сильный военный флот. Русские солдаты под командованием А.В.Суворова разгромили огромное турецкое войско. Но султан не хотел говорить о мире. Потеряв сухопутную армию, он ещё надеялся на свой военный флот. Русское командование поручило адмиралу Ф.Ф.Ушакову найти в Чёрном море турецкий флот и уничтожить его».
- ученик:
«Адмирал знал: турецкий флот гораздо больше русского. Командовал турецким флотом адмирал Саид Али. Это был опытный флотоводец. Его звали «грозой морей». Саид Али пообещал султану, что возьмёт в плен Ушакова, посадит русского адмирала в железную клетку и привезёт в Турцию. И вот встретились два противника. Турецких кораблей было в 2 раза больше. Что делать? Очень уж неравные силы. Тем-то и был славен адмирал Ф.Ф.Ушаков, что умел побеждать с меньшим числом кораблей. Он побеждал, как говорил Суворов «не числом, а умением».
- ученик:
«Было одно правило у Ф.Ушакова – свой корабль он устремлял на адмиральский корабль врага. И когда тот тонул или загорался, то весь флот противника охватывала растерянность. Ушаков шёл к кораблю Саида Али. Саид Али не уклонился от боя. Он помнил своё обещание султану – привезти Ушакова в железной клетке. На борту турецкого корабля сгрудились янычары – отборные солдаты с короткими саблями. Они готовились взять корабль Ушакова на абордаж – перескочить на его палубу, изрубить, перестрелять матросов и схватить самого адмирала. Но грянули все 40 пушек русского корабля. Ядра перебили на корабле Саида Али мачту и реи, разворотили корму».
- ученик:
Паника охватила неприятельский флот. И началось бегство. Русские моряки преследовали врага, добивали его. Много кораблей горело. Ушаков получил приказ: возвращаться в Севастополь. Оказалось, султан запросил мира. Ф.Ф.Ушаков командовал кораблями во многих сражениях. Он всегда побеждал. Матросы видели его бесстрашие и сами не боялись ни штормов, ни вражеских ядер, совершали во славу Родины героические подвиги.
Учитель:
«Новое тяжёлое испытание ждало народ во время Крымской войны 1853-1856 г. Это была война между Россией с одной стороны, и Турцией, Англией, Францией с другой. Решающим моментом войны была длительная осада Севастополя. Враг хотел захватить этот город, т.к. он был главной базой черноморского флота. Неприятельские генералы рассуждали: «Севастополь падёт. С ним погибнут корабли черноморского флота, затем весь Крым будет отнят у России».
- ученик:
«Но в эти опасные и тревожные дни севастопольские моряки и солдаты, все жители города копали на окраинах города окопы и траншеи, строили блиндажи, устанавливали снятые с кораблей орудия. Руководили этой работой адмиралы Корнилов и Нахимов. Опасным местом для обороны города была бухта. В неё мог войти вражеский флот. И чтобы этого не случилось, у входа в бухту были затоплены парусные корабли» .
- ученик:
«Осада города длилась 349 дней. Держаться всё было труднее и труднее. Не хватало пороха, не было ядер для пушек. Лазареты переполнились ранеными. Но солдаты и матросы видели своего командира П.С.Нахимова, восхищались его храбростью и сами становились храбрей. Видели Нахимова и враги. Они тоже удивлялись его бесстрашию. Они знали: пока жив этот командир, Севастополь им не взять. И вот случилось самое страшное. Адмирал Нахимов П.С. был смертельно ранен и 30 июня 1855 года умер».
- ученик:
«Люди хранят память о великих флотоводцах России. У нашего Военно-морского флота есть крейсер «Адмирал Нахимов». Мальчики, которые решили стать военными моряками, учатся в Нахимовском училище. Во время В.О.войны. когда наша Родина сражалась с фашистами. Правительство учредило награды для военных моряков – ордена и медали Ушакова и Нахимова. Самые доблестные воины получают эти награды».
Исполняется песня «Нахимовцы»
Учитель:
«Если вы поинтересуетесь у своих родителей, какой, по их мнению, военный корабль самый знаменитый в истории Российского флота, можно не сомневаться – большинство ответит: крейсер «Варяг». Имя корабля, как его командира капитана первого ранга Всеволода Руднева, после славного подвига русских моряков во время русско-японской войны 1904-1905 годов облетело весь мир. Та война стала самой горестной страницей для русского флота – наша эскадра потерпела небывалое поражение в Цусимском сражении. Однако в битве на море проявился и героизм русских моряков Подвиг крейсера «Варяг» вписан в историю флота золотыми буквами».
1ученик:
«Утром 27 января 1904 года командир крейсера Руднев получил ультиматум от японского контрадмирала выйти в море, иначе японцы атакуют крейсер прямо на рейде. Руднев принял решение идти на прорыв. Вступить в бой, как бы ни сильна была японская эскадра. Японцы предложили сдаться. Не получив ответа, враги открыли огонь. Неравный бой продолжался около часа. Два японских крейсера были серьёзно повреждены. Однако, и «Варяг» получил 5 подводных пробоин, больше половины его тяжёлых орудий было выведено из строя. Из 500 человек команды – 100 погибли или были тяжело ранены. Крейсер «Варяг» был потоплен. Но не спустил своего флага».
Учитель:
«Для военных моряков нашей Родины стало традицией защищать флаг до последней капли крови. В петровские времена за спуск флага перед неприятелем командир лишался жизни. Позднее спуск флага в бою считался позорным и тяжким преступлением. Командиры и офицеры этого корабля лишались чинов и орденов. Отдавались под суд. У нас в стране героический бой «Варяга» превратился в легенду, а песня, сложенная о нём чуть ли не век назад, по сей день живёт. Песня «Варяг»
- Имя какого другого корабля знает наша страна?
- В Санкт-Петербурге напротив Нахимовского училища на Неве стоит крейсер «Аврора». Почему этот корабль считается памятником?
Этот корабль стоит как памятник революции. Ещё в феврале 1917 года команда «Авроры» захватила крейсер и подняла на нём красный флаг. А в октябре этого же года был дан залп с крейсера по Зимнему дворцу, где сидело временное правительство. Этот выстрел был сигналом к штурму дворца. Песня «Крейсер Аврора»
В годы В.О.войны советские военные моряки беспощадно громили врага. Наш Военно-морской флот в 1941-1945 годах потопил свыше 2500 вражеских кораблей и судов. За беспримерную храбрость и отвагу в боях более 350 тысяч военных моряков награждены орденами и медалями, 513 стали Героями Советского Союза.
Матросский танец «Яблочко»
Россия – великая морская держава. По всем морям и океанам плавают наши торговые, военные, научные, пассажирские корабли. Военно-морской флаг России можно увидеть и в Атлантике, и на Тихом океане, и в тропических широтах, и среди суровых льдов Арктики.
Наши мальчики вырастут и, может, кто-то будет служить на кораблях Военно-морского флота России под флагом, не знавшим позора спуска перед неприятелем!».
Песня «Экипаж» (сл. Ю.Погорельского, муз. В.Плешака)