"Доблесть русского флота" (праздник-театрализация для 3-4 классов)
методическая разработка (4 класс) на тему

Хейфец Наталья Александровна

В  школе  всегда  большое  внимание  уделяется  военно-патриотическому  воспитанию.  Именно  с  малых  лет  мы  учим  детей  любить  свою  Родину,  расти  настоящими  патриотами своей  Родины. В  сценарии  "Доблесть  русского  флота"  в  театрализованной  форме  показано  как  царь  Пётр  Первый  создавал  флот.  Ребятам  рассказывается  о  великих  флотоводцах,  о  их  героических  подвигах, о  знаменитых  сражениях  русских  моряков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Новокузнецк

«Доблесть русского флота»

воспитательное мероприятие

Учитель начальных классов:

Хейфец Наталья Александровна

2014 г.

Цель:

  • воспитание патриотизма у школьников  младшего возраста

Задачи:

  • познакомить  школьников с историей создания русского военного флота, с памятными героическими событиями , с подвигами славных русских военных моряков;

  • развивать  познавательную потребность и активность у детей;

  • воспитывать чувства гордости на свою  Родину.

Чтение  стихов  учащимися.

    1 ученик:

          Широко  ты,  Русь, по лицу земли

В  красе  царственной  развернулася.                                                                                          

У  тебя  ли  нет поля чистого,

Где  б  разгул  нашла воля смелая?

У  тебя  ли  нет про запас казны.

Для  друзей  стола, меча недругу?

У  тебя  ли  нет   богатырских сил,                                                                                                        

Старины  святой, громких подвигов?

И  давно  ль  было, когда с Запада

Облегла  тебя туча чёрная?

  1. ученик:

Под  грозой  её

Леса  падали,

Мать  сыра-земля

Колебалася.

И  лишь  кликнула  ты

Свой  народ  на  брань –

Вдруг  со  всех  концов

Поднялася  Русь.

Собрала  детей,

Стариков  и  жён,

Приняла  гостей

На  кровавый  пир.

И  в  глухих  степях

Под  сугробами

Улеглися  спать                                                                                                                      

Гости  навеки.

  1. ученик:

И  теперь

Из  далёких  стран

На  поклон  к  тебе

Корабли  идут.

И  поля  цветут,

И  леса  шумят,

И  лежат  в  земле  груды  золота.

И  во  всех  концах

Света  белого

Про  тебя  идёт

Слава  громкая.

Уж  и  есть  за  что,

Русь  могучая,

Полюбить  тебя,

Назвать  матерью.

Стать  за  честь  твою

Против  недруга,

За  тебя  в  нужде

Сложить  голову.

Учитель:

    «Русским  людям  свойственна  любовь   к  своей  прекрасной  Родине.  Эта  любовь  испокон  века  проявляется  в  их  готовности  защищать,  не  жалея  жизни,  своё  Отечество  от  врагов.  Патриотизм – любовь  к  Родине,  преданность  ей,  стремление  защищать  её  от  врагов, - чувство  великое,  необходимое,  прекрасное. И  всегда  самым  тяжким  преступлением  было  предать  свою  Отчизну.                                                            

          Не  раз  приходилось  храбрым  русским  воинам  защищать  Родину  от  иноземцев,  участвовать  в  жестоких  сражениях,  в  которых  решалась  судьба  страны.  В  веках  осталась  и  по  сей  день  живёт  добрая  память  о  русском  воине,  как  о  самом  мужественном,  бесстрашном,   преданном  Отечеству.

        Сегодня  мы  собрались,  чтобы  поговорить  о  подвигах,  о  боевой  славе  русских  военных  моряков.  Вы  станете  свидетелями  многих  памятных  событий  героических  дел  наших  отцов,  дедов,  прадедов.

- С  чьим  именем  связано  рождение  флота  России?

- Верно. Рождение  русского  флота  связано  с  именем  царя  Петра Первого».

(Выходит  мальчик  в  костюме  царя  Петра  Первого)

Учитель:

    «Русский  военный  флот  начал  создаваться  очень  и  очень  давно,  в  конце  17  века.  Первые  военные  корабли  были  спущены  на  воду  ещё  при  царе  Алексее  Михайловиче – отце  Петра  Первого.  Но  ни  один  из  них  так  и  не  увидел  моря.  Поэтому  Пётр  Первый,  будучи  совсем  молодым,  решил,  что  он  создаст  свои  собственные  суда,  которые  обязательно  увидят  море.  

-Ребята,  я  думаю,  что  всем  вам  будет  интересно  узнать,  почему  Пётр  решил  создать  свою  флотилию.  Поступим  так:  я  расскажу  вам,  с  чего  начал  действовать  Пётр  Первый,  вы  внимательно  слушайте,  а  затем  примите  участие  в  игровом  задании.  Итак – внимание!

     В  мае  1688  г.  в  амбаре  подмосковного  села  Измайлово  молодой  царь  Пётр  обнаружил  ботик  голландской  работы.  Царь  решил  починить  его  и  испытать  на  воде.  В  помощь  себе  он  разыскал  искусного  столяра – голландца  Карштена  Бранта.  Работа  была  сложной  и  кропотливой,  но  Пётр  был  настойчив  и  терпелив.

   И  вот  в  начале  лета  паруса  и  мачта  были  готовы.  Теперь  можно  было  испытать  ботик  на  воде,  но  речка  Яуза  была  маловата  для  таких  дел.  Бот  перенесли  на  Просяной  пруд  В  Измайлово,  но  и  там  не  было  должного  простора.  Поэтому  Пётр  решил  перевести  бот  на  Плещеево  озеро,  что  находится  под  Ростовом  Великим. Оно  было  сравнительно  большим  и  глубоким.

    Здесь  и  началось  строительство  судов.  Их  строили  всю  зиму,  чтобы  к  весне  паруса  судов  оказались  готовыми.  Царь  лично  вникал  во  все  корабельные  тонкости. Он  принимал  участие  в  закладке  верфи  и  подготовке  леса,  учился  у  мастеров,  плотничал.  Около  села  Веськово  был  построен  для  царя  небольшой  дворец,  а  рядом  мастерские  для  изготовления  деталей  корпусов  кораблей  и  мачт,  кузницы,  сараи,  амбары  для  хранения  материалов».

  1. Игровое  задание.

  ( выбирают  3  учеников. Пётр Первый  задаёт  им  вопросы  и  лучшему  участнику  вручает  эмблему  со  словами: «Российскому  флоту  быть»)    

  1. Где  я  нашёл  голландский  ботик?
  2. Почему  я  не  стал  проводить  маневры  на  реке  Яузе?
  3. Какое  озеро  понравилось  мне  для  корабельных  работ?
  4. Чему  я  сам  научился  на  этих  работах?

Учитель:   

    «Продолжим  наш  рассказ  о  том,  как  же  дальше  велось  строительство  флотилии. Поможет  нам  в  этом  Пётр  Великий».  

Пётр Первый:

      «Я  издал  приказ  подвозить  к  Веськову  доски,  пеньку,  паклю,  канаты,  смолу,  пушки,  железо  и  берёзовый  уголь  для  кузниц.  По  моему  велению  начали  рыть  специальный  канал  и  котлован  для  спуска  и  вывода  в  озеро  кораблей.  Привлёк  я  к  этим  работам  всё  местное  население  и  даже  женщин.  К  лету  1692  года  было  построено  около  100  судов  различных  типов.  Все  мои  друзья  принимали  участие  в  строительстве  флотилии.  Я  их  называл  на  голландский  манер  «шкипманами».  

  1. игровое  задание:    

 На  каждую  букву  в  слове  ШКИПМАН  придумать  слова  на  морскую  тематику.      

Учитель: 

     «Но  мечта  увидеть  настоящее  море  и  настоящие  большие  морские  корабли  повела  Петра  дальше.  Он  решил  создать  крепкий  военный  и  торговый  флот.  Корабли  стали  первой  и  самой  сильной  любовью  в  его  жизни.  А  старому  ботику  он  сам  дал  гордое  имя  «Дедушка  русского  флота»

  1. игровое  задание:

« Как  называли  корабли  флота  при  Петре  Первом?»  (фрегат, шнява,  бригантина,  галера,  бот,  яхта)  

Учитель:  

     «До  Петра  Первого   у  русских  не  было  флота.  И  вот  построены  великолепные  корабли:  линкоры,  фрегаты,  галеры.  Обучены  морскому  делу  офицеры  и  матросы.  В  те  далёкие  времена  Россия  воевала  со  Швецией.  Шведы  заняли  наши  земли  у  Балтийского  моря  и  не  хотели  вернуть  добром.  Воинственный  король  шведов  Карл  12  намеревался  даже   захватить  Москву.  С  большой  армией  он  перешёл  границы  русского  государства.  Русские  войска  храбро  воевали  с  врагом.  В  жестоком  сражении  у  города  Полтава  армия  шведов  потерпела  поражение.  Русскими  войсками  командовал  замечательный  полководец  - царь  Пётр  Первый. Он  не  хотел  продолжать  войну  и  предлагал  шведам  мир.  Но  король,  потерявший  всю  армию,  не  соглашался.   Король  надеялся  на  военный  флот. Шведский  флот  считался  самым  сильным  на  Балтийском  море. Но  и  у  России тогда  уже  был  флот. И  вот  в  1714  году  произошло  первое  морское  сражение Гангутское.  В  этом  морском  сражении  русские  военные  моряки  показали  отличное  владение  оружием,  высокую  боеготовность,  героизм  и  отвагу,  верность  Военно-морскому  флагу  корабля.   Шведы  потерпели  поражение. А  ведь  до  Гангутского  сражения  шведский  флот  считался  непобедимым.    У  русского  флота  было  много  блестящих  побед  на  многих  морях.  Но  особо  мы  помним  победу  в  Гангутском  сражении,  потому  что  она  была  первой.

- Как  называют  людей,  которые  являются  самыми  главными  начальниками  на  флоте?

- Адмирал – это  самый  главный  начальник  на  флоте.  Он  командует  кораблями  в  морских  сражениях.

- Каких  знаете  русских  адмиралов?

  В  морских  сражениях  было  одержано  много  славных  побед. Никогда  не  забудутся  имена  мужественных  адмиралов,  отважных  матросов  прежнего  времени».

Рассказ  учащихся  о  русско-турецкой  войне  1787-1791 г.                        

  1. ученик:

«Это  было  больше  двух  веков  назад.    Правитель   Турции – султан, потребовал,  чтобы  Россия  отказалась от  Крыма  и  перестала  защищать  от  турок  Грузию.  Россия  не  стала  выполнять  эти  требования.  И  Турция  начала  войну.  В  те  времена  Турция    имела  огромную  армию  и  сильный  военный  флот.  Русские  солдаты  под  командованием  А.В.Суворова  разгромили  огромное  турецкое  войско.  Но  султан  не  хотел  говорить  о  мире.  Потеряв  сухопутную  армию,  он  ещё  надеялся  на  свой  военный  флот.  Русское  командование  поручило  адмиралу  Ф.Ф.Ушакову  найти  в  Чёрном  море  турецкий  флот  и  уничтожить  его».

  1. ученик:

«Адмирал  знал:  турецкий  флот  гораздо  больше  русского.  Командовал  турецким  флотом  адмирал  Саид  Али.  Это  был  опытный  флотоводец. Его  звали  «грозой  морей».  Саид  Али  пообещал  султану,  что  возьмёт  в  плен  Ушакова,  посадит  русского  адмирала  в  железную  клетку  и  привезёт  в  Турцию. И  вот  встретились  два  противника.  Турецких  кораблей  было  в  2  раза  больше.  Что  делать?  Очень  уж  неравные  силы.  Тем-то  и  был  славен  адмирал  Ф.Ф.Ушаков,  что  умел  побеждать  с  меньшим  числом  кораблей. Он  побеждал,  как  говорил  Суворов  «не  числом,  а  умением».    

  1. ученик:

«Было  одно  правило  у  Ф.Ушакова – свой  корабль  он  устремлял  на  адмиральский  корабль  врага. И  когда  тот  тонул  или  загорался,  то  весь  флот  противника  охватывала  растерянность. Ушаков  шёл  к  кораблю  Саида  Али.  Саид  Али  не  уклонился  от  боя.  Он  помнил  своё  обещание  султану – привезти  Ушакова  в  железной  клетке. На  борту  турецкого  корабля  сгрудились  янычары – отборные  солдаты  с  короткими  саблями.  Они  готовились  взять  корабль  Ушакова  на  абордаж – перескочить  на  его  палубу,  изрубить,  перестрелять  матросов  и  схватить  самого  адмирала.  Но  грянули  все  40  пушек  русского  корабля.  Ядра  перебили  на корабле  Саида Али  мачту  и  реи,  разворотили  корму».

  1. ученик:

Паника  охватила  неприятельский  флот.  И  началось  бегство.  Русские  моряки  преследовали  врага,  добивали  его. Много  кораблей  горело.  Ушаков  получил  приказ:  возвращаться  в  Севастополь.  Оказалось,  султан  запросил  мира.   Ф.Ф.Ушаков  командовал  кораблями  во  многих  сражениях.  Он  всегда  побеждал.  Матросы  видели  его  бесстрашие  и  сами  не  боялись  ни  штормов,  ни  вражеских  ядер,  совершали  во  славу  Родины  героические  подвиги.

Учитель:                    

      «Новое  тяжёлое  испытание  ждало  народ  во  время  Крымской  войны  1853-1856 г.  Это  была  война  между  Россией  с  одной  стороны,  и  Турцией,  Англией,  Францией  с  другой.  Решающим  моментом  войны  была  длительная  осада  Севастополя.  Враг  хотел  захватить  этот  город,  т.к.  он  был  главной  базой черноморского  флота.  Неприятельские  генералы  рассуждали:  «Севастополь  падёт.  С  ним  погибнут  корабли  черноморского  флота,  затем  весь  Крым  будет  отнят  у  России».

  1. ученик:

«Но  в  эти  опасные  и  тревожные  дни  севастопольские  моряки  и  солдаты,  все  жители  города  копали  на  окраинах  города  окопы  и  траншеи,  строили  блиндажи,  устанавливали  снятые  с  кораблей  орудия.  Руководили  этой  работой  адмиралы  Корнилов  и  Нахимов.  Опасным  местом  для  обороны  города  была  бухта.  В  неё  мог  войти  вражеский  флот.  И  чтобы  этого  не  случилось,  у  входа  в  бухту  были  затоплены  парусные  корабли» .

  1. ученик:

«Осада  города  длилась  349 дней.  Держаться  всё  было  труднее  и  труднее.  Не  хватало  пороха,  не  было  ядер  для  пушек.  Лазареты  переполнились  ранеными.  Но  солдаты  и  матросы  видели  своего  командира  П.С.Нахимова,  восхищались  его  храбростью  и  сами  становились  храбрей. Видели    Нахимова  и  враги. Они  тоже  удивлялись  его  бесстрашию.  Они  знали:  пока  жив  этот  командир,  Севастополь  им  не  взять.  И  вот случилось  самое  страшное.  Адмирал  Нахимов  П.С.  был  смертельно  ранен  и  30 июня  1855  года  умер».

  1. ученик:

«Люди  хранят  память о  великих  флотоводцах  России.  У  нашего  Военно-морского  флота  есть  крейсер  «Адмирал  Нахимов».  Мальчики,  которые  решили  стать  военными  моряками,  учатся  в  Нахимовском  училище.  Во  время  В.О.войны.  когда  наша  Родина  сражалась  с  фашистами.  Правительство  учредило  награды  для  военных  моряков – ордена  и  медали  Ушакова  и  Нахимова.  Самые  доблестные  воины  получают  эти  награды».

Исполняется  песня  «Нахимовцы»

Учитель:

     «Если  вы  поинтересуетесь  у  своих  родителей,  какой,  по  их  мнению,  военный  корабль  самый  знаменитый  в  истории  Российского  флота,  можно  не  сомневаться – большинство  ответит:  крейсер  «Варяг».  Имя  корабля,  как  его  командира  капитана  первого  ранга  Всеволода  Руднева,  после  славного  подвига  русских  моряков  во  время  русско-японской  войны  1904-1905  годов  облетело  весь  мир.  Та  война  стала  самой  горестной  страницей  для  русского  флота – наша  эскадра  потерпела  небывалое  поражение  в  Цусимском  сражении.  Однако  в  битве  на  море  проявился  и  героизм  русских  моряков  Подвиг  крейсера  «Варяг»  вписан  в  историю  флота  золотыми  буквами».

1ученик:

     «Утром  27  января  1904  года  командир  крейсера  Руднев  получил  ультиматум  от  японского  контрадмирала  выйти  в  море,  иначе  японцы  атакуют  крейсер  прямо  на  рейде.  Руднев  принял  решение  идти  на  прорыв.  Вступить  в  бой,  как  бы  ни  сильна  была  японская  эскадра.  Японцы  предложили  сдаться.  Не  получив  ответа,  враги  открыли  огонь.  Неравный  бой  продолжался  около  часа.  Два  японских  крейсера  были  серьёзно  повреждены.  Однако,  и  «Варяг»  получил  5  подводных  пробоин,  больше  половины  его  тяжёлых  орудий  было  выведено  из  строя.  Из  500  человек  команды – 100  погибли  или  были  тяжело  ранены.  Крейсер  «Варяг»  был  потоплен.  Но  не  спустил  своего  флага».

Учитель:

     «Для  военных  моряков  нашей  Родины  стало  традицией  защищать  флаг  до  последней  капли  крови.  В  петровские  времена  за  спуск  флага  перед  неприятелем  командир  лишался  жизни.  Позднее  спуск  флага  в  бою  считался  позорным  и  тяжким  преступлением.  Командиры  и  офицеры этого  корабля  лишались  чинов  и  орденов.  Отдавались  под  суд.  У  нас  в  стране  героический  бой  «Варяга»  превратился  в  легенду,  а  песня,  сложенная  о  нём  чуть  ли  не  век  назад,  по  сей  день  живёт. Песня «Варяг»

- Имя  какого другого корабля  знает  наша  страна?

- В  Санкт-Петербурге  напротив  Нахимовского  училища  на  Неве  стоит  крейсер  «Аврора». Почему  этот  корабль  считается  памятником?

Этот  корабль  стоит  как  памятник  революции.  Ещё  в  феврале  1917  года команда  «Авроры»  захватила  крейсер  и  подняла  на  нём  красный  флаг.  А  в  октябре  этого  же  года  был  дан  залп  с  крейсера  по  Зимнему  дворцу,  где  сидело  временное  правительство.  Этот  выстрел  был  сигналом  к  штурму  дворца.  Песня «Крейсер Аврора»

В  годы  В.О.войны  советские  военные  моряки  беспощадно  громили  врага.  Наш  Военно-морской  флот  в  1941-1945 годах  потопил  свыше  2500  вражеских  кораблей  и  судов.  За  беспримерную  храбрость  и  отвагу  в  боях  более  350  тысяч  военных  моряков  награждены  орденами  и  медалями,  513  стали  Героями  Советского  Союза.

Матросский  танец  «Яблочко»

Россия – великая  морская  держава.  По  всем  морям  и  океанам  плавают  наши  торговые,  военные,  научные,  пассажирские  корабли.  Военно-морской  флаг  России  можно  увидеть  и  в  Атлантике,  и  на  Тихом  океане,  и  в  тропических  широтах,  и  среди  суровых  льдов  Арктики.

Наши  мальчики  вырастут  и,  может,  кто-то  будет   служить  на  кораблях  Военно-морского  флота  России  под  флагом,  не  знавшим  позора  спуска  перед  неприятелем!».

Песня  «Экипаж»   (сл. Ю.Погорельского, муз. В.Плешака)