Природные зоны родного края
методическая разработка (4 класс)
Данный материал представляет собой технологическую карту и презентацию по внеурочной деятельности на тему: "Природные зоны родного края".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_rodnogo_kraya._shashkina_elena._vd.docx | 37.49 КБ |
prirodnye_zony_rodnogo_kraya._shashkina_elena._vd.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Выполнила: Шашкина Елена
Тема: «Природные зоны родного края»
Форма организации: виртуальная экскурсия
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 4
Цель: формирование знаний о степной зоне
Задачи:
1. Образовательные: сформировать представление обучающихся о понятии «Степь» и «Лесостепь»
2. Развивающие: развивать логическое мышление, память, связную речь
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к природе
Планируемые результаты:
Предметные: знание животных и растений, относящихся к степной и лесостепной зоне
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Личностные УУД: иметь представление о богатстве окружающего мира; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять взаимо- и самоконтроль.
Познавательные УУД: дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме, переводить её в модельный вид.
Коммуникативные УУД: делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с кроссвордом
Информационные ресурсы: презентация
Предварительная работа: подготовить презентацию и разработать карточки с кроссвордом
Ход занятия:
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационый этап | Словесные, наглядные методы Приёмы – диалог, демонстрация экрана | Здравствуйте, ребята! Скажите, какой сегодня день - хмурый и пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? (сл.2) А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. (сл.3)
Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
| Приветствуют учителя, отвечают на вопросы | уметь слушать высказывания собеседников; высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам; |
2. Этап актуализации знаний | Словесные, наглядные методы Приёмы – диалог, демонстрация экрана | Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам необходимо отгадать загадки: Тут, куда ни кинем взгляд, Травы ровные стоят И колышутся волнами Под душистыми ветрами. (Степь) (сл.4) Что за зона у природы, (Лесостепь) (сл.5) Итак, сегодняшняя тема называется «природные зоны родного края». | Отвечают на вопросы, отгадывают загадку | уметь слушать высказывания собеседников; высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам; |
3. Формулировка задач | Словесные методы Приёмы – диалог | Как вы думаете, для чего мы будем с вами сегодня проходить эту тему? Верно, для формирования знаний о степной и лесостепной зоне. | Обозначают цель занятия | уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; |
4. Составление плана решения задач | Словесные методы Приёмы – диалог | Сегодня мы посмотрим презентацию, после которой вам необходимо будет решить кроссворд. В конце занятия мы сравним ваши ответы с верными. | Слушают учителя | уметь слушать высказывания собеседников; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; |
5. Исполнительские действия | Словесные, наглядные, практические методы Приёмы – диалог, демонстрация экрана, решение кроссворда | Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев. (сл. 6) Климат степных регионов, как правило, находится в диапазоне от умеренно континентального до резко континентального и всегда характеризуется жарким или очень жарким (до +50 °C) и сильно засушливым летом. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, от умеренно мягкой до суровой с трескучими морозами, иногда возможны даже морозы до −40 °C. (сл.7) В зависимости от растительности и режима увлажнения степи подразделяют на пять основных подвидов:
Лесостепи бывают лишь одного вида. Флора степей обычно состоит из растений, таких как небольшие кустарники и травы, которые могут выдерживать засуху и нехватку питательных веществ в почве. Есть также деревья, но только по берегам рек. Высокие травы, растущие до полутора метра в высоту, встречаются вблизи деревьев возле источников воды. Более низкие травы - до одного метра в высоту, можно найти в районах, расположенных ближе к пустыням. Флора лесостепи формирует чередующиеся участки небольших лесов и степей. (сл.13) В степях растут: Коровяк обыкновенный, Шизонепета многонадрезанная, Василек синий, Мятлик луговой, Донник белый, Шалфей степной, Ковыль, Тюльпан шренка, Ирис карликовый, Ковыль-волосатик, Кермек, Астрагал, Клубника, Змееголовник сибирский, Котовник, Астра алтайская, Вероника колосистая, Гвоздика степная и др. В лесостепях растут: дуб, липа, береза, сосна, осина, клевер горный, подмаренник настоящий и др. (сл.14 ) Благодаря своим природным условиям степи являются домом для уникальных представителей животного мира. Многие виды не встречаются больше нигде на планете. Лесостепь не имеет характерных лишь ей видов фауны. Здесь уживаются, как типичные для лесов животные, так и степные представители. (сл.15 ) В степи живут: Сайгак, луговая собачка, тушканчик, корсак, байбак, кулан, ушастый ёж, бизоны, манул, лиса, зубр, лошадь Пржевальского. В лесостепи живут: Дикая свинья, дрофа, лось, белка, тетерев, хомяк и др. (сл.16) К сожалению, эти виды природного ландшафта постепенно исчезают с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары. (сл.17 ) В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки. Лесостепи имеют одно название.(сл.18 ) По данным на 2014 год в Российской Федерации насчитывается 103 природных заповедника. Из этого числа 11 заповедников можно отнести к степным и лесостепным:
Заповедник был создан в 1923 году специально для охраны бобров, вид которых был практически истреблен на европейской территории России. На сегодняшний день, благодаря усилиям многих поколений работников заповедника, бобр стал обычным распространенным животным. Воронежский заповедник — одна из самых старых охраняемых природных территорий Российской Федерации.
На этом наша презентация окончена, теперь мы переходим к кроссворду. (сл.20) Приложение1 На листиках, что я вам раздала, необходимо указать ответы на вопросы с экрана. На этом время для решения кроссворда заканчивается, поэтому давайте сверим ваши ответы с верными. (сл.21) Приложение2 | Задают вопросы по презентации, приступают к выполнению задания Сравнивают свои ответы с верными | иметь представление о богатстве окружающего мира; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осуществлять взаимо- и самоконтроль; дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме, переводить её в модельный вид; делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других; |
6. Рефлексивный анализ | Словесные, наглядные методы Приёмы – диалог | Теперь те, у кого не было ошибок, либо была 1, поднимите обе руки вверх. Те, кто допустил от 2 до 3 ошибок, поднимите только правую руку. Те, кто допустил больше ошибок, не поднимайте руки. | Проводят самоанализ | понимать информацию, представленную в словесной форме, переводить её в модельный вид; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осуществлять взаимо- и самоконтроль; |
Приложение1
|
| 8 |
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение2
|
| 8 |
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
7 | в | о | р | о | н | е | ж | с | к | и | й |
|
|
|
|
|
| д |
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
| в |
|
| 3 |
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
| ы |
|
| п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| л |
|
| у |
|
|
|
|
| 4 | б | р | а | к | о | н | ь | е | р | с | т | в | о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | с | а | в | а | н | н | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
| н |
|
|
|
| 6 | л | е | с | о | с | т | е | п | ь |
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| п |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тут, куда ни кинем взгляд, Травы ровные стоят И колышутся волнами Под душистыми ветрами.
Что за зона у природы, Между степью и лесами? Где растёт овес, гречиха, Лён и рожь под небесами; И участки разнотравья, Разделённые природой, Между лесополосами Стали полем и дорогой? Где природные ландшафты Пашут трактора в зацеп? Как зовётся область дети? Подскажите ...
Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев. Лесосте́пь — природная зона Северного полушария, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков.
Степь летом Степь зимой Лесостепь летом Лесостепь зимой
Кроссворд 8 5 7 3 4 2 1 6 1. Название степи в Австралии и Африке? 2. Р авнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий? 3. Степи с участием пустынных трав и полукустарников полыни и прутняка, а также эфемеров и эфемероидов? 4. Причина исчезновения степей и лесостепей ? 5. Одно из растений степи, которое состоит из «волосков»? 6. Природная зона Северного полушария, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков? 7. Какой заповедник в нашей области был создан специально для охраны бобров ? 8. На сколько видов подразделяют лесостепи?
8 5 7 в о р о н е ж с к и й д о и в 3 н ы п л у 4 б р а к о н ь е р с т в о т 2 ы 1 с а в а н н а т н 6 л е с о с т е п ь ы п е ь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны края
Этот материал ученица 3 класса подготовила для выступления на школьной конференции " Моя Кубань - мой дом"...
План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области. Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...
Природная поверхность родного края
Природная поверхность родного края...
Технологическая карта урока кубановедения "Природные зоны Краснодарского края" 4 класс
Урок обобщения знаний в форме путешествия по станциям....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес."
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес." УМК "Школа России"...
Урок по предмету "Окружающий мир" "ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ (ЭКСКУРСИИ)"
создать условия для ознакомления учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; определения границы знания и «незнания»; способствовать фор...
Природные зоны Краснодарского края
Целью урока станет обобщение знаний учащихся о природных зонах Краснодарского края...