Организация начала урока | -Представьте, что если бы нескольким художникам, живущих в разных концах нашего края, предложили нарисовать пейзажи Краснодарского края, то получились бы совсем разные картины. - Предположите, какие? На одной мы увидели бы степь, на другой – пышный субтропический лес, на третьей –горные льды... И если все пейзажи собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько разнообразия у природы нашего края, как не похожи картины друг на друга.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем
|
Целепологание и мотивация | Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Природные зоны Краснодарского края». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам края, мы с вами убедимся в уникальности нашего края. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Составьте задачи урока по опорным словам : проверить, обобщить, доказать, . - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашего края? |
- Обобщить и проверить знания о природных зонах | Познавательные УУД: фиксация проблемы Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности |
Актуализация опорных знаний | - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России.
8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона?
12. Как называется сухой ветер степей? 13. Перечислите промежуточные природные зоны. 14. Какие горы есть на территории нашего края?
| Отвечают на вопросы
- 6
- Ледяная зона - Лесная зона
- Зона степей - Вечная мерзлота
- Арктика, тундра
- Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг
- В горах
- Области с высотной поясностью - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня -Кавказские | Регулятивные УУД: умение соотносить свои знания Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин |
Обобщение знаний о природных зонах: - о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;
- о животных, населяющих природные зоны
- о растениях природных зон
- о национальных парках и заповедниках России
| Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения
Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в степях, лесостепи, лесах, субтропиках, зоне альпийских и субальпийских лугов, льдов,.) - Что вы знаете об этих животных?
Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию - Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши.
- Про это растение с плодами фиолетового цвета есть загадка:
Чем больше семечек, тем слаще, И форма у него изящна, Хоть волосатый он слегка, Напомнит грушу он всегда! - Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.
- Это не дерево, а куст.
Он колюч, быть может густ. Кисло-сладкий плод ввозил, Кто растил в саду ….
Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. липа лес ежевика лесостепь ковыль степь инжир субтропики каштан тёрн типчак магнолия анемоны, колокольчики альпийские луга Карточка 2 Корни-луковицы Широкая крона Деревья, растущие и цветущие зимой Мхи | зона льдов леса Субтропики
Степи |
По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. - Обменяйтесь листочками.
Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. – Выбери лишнее (что не относится к заповедникам Краснодарского края): - Остров Врангеля
- Таймырский
- Черные земли
- Сочинский национальный парк
- Утриш
Обсуждение экологических ситуаций - Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.
- В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?
| Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану
Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга
Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники
- Дуб
- Инжир
- Ковыль
- Кизил
Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга
Обсуждают в группах экологические ситуации | Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность
Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания
Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело
Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы
Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности
Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента
Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |