Урок по предмету "Окружающий мир" "ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ (ЭКСКУРСИИ)"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

создать условия для ознакомления учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию целостности мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_28.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 28–30. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ
(ЭКСКУРСИИ)

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию целостности мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, навыками самостоятельного изучения окружающей действительности; понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления; умеют слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании

Методы и формы
обучения

Исследовательский; беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://www.menobr.ru/materials/1227/37084/


Организационная структура (сценарий) урока (общие рекомендации)

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Подготовка учителя

Обозначение темы.

Определение цели, задач, составление плана.

Выбор места проведения.

Уточнение содержательной части.

Методика проведения

1. Обозначить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для проведения подвижных игр, сообщения информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионных занятий.

6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые
и групповые наблюдения, выполнение общественно-полезных дел), распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

и дисциплинированность.

8. После окончательного уточнения содержания и методики проведения экскурсии можно доработать план

II. Подготовка обучающихся
к экскурсии

Определение темы, прогнозирование цели и задач экскурсии.

Подготовка оборудования.

Деление
на группы

1. Заранее знакомит учащихся с целью экскурсии: куда и зачем они пойдут, что надо наблюдать на экскурсии, какой материал собрать для дальнейшей работы в классе. Для повышения интереса и внимания целесообразно поставить перед учениками несколько вопросов, ответ на которые они смогут дать только в результате наблюдений, сделанных на экскурсии.

2. Особое внимание следует уделить вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, целесообразно напомнить правила поведения, сделав особое предупреждение тем ученикам, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.

3. Знакомит учащихся с планом экскурсии, дает задания по подготовке необходимого оборудования. Для того чтобы приучить учеников к ответственности и бережному отношению к школьному имуществу,

Знают цель экскурсии.

Внимательно слушают.

Готовят необходимое оборудование.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

необходимо заранее распределить, кто из них за какое оборудование отвечает.

4. Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью класс можно разделить на небольшие группы (по 5–6 человек) и назначить в каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий. Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария, этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости
от характера экскурсии. Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

5. Можно предложить учащимся заучить перед экскурсией стихотворения о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Благининой, Е. Серовой, Р. Федькина

Разбиваются
на группы.

Заучивают стихи

учебной задачи.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

III. Проведение экскурсии

Общее введение (место, время проведения экскурсии, инструктаж).

Проводит инструктаж.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Внимательно слушают, высказывают предположения.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравне-

ние, обобщение, аналогию; самостоятель-

Устные ответы,

выполненные

задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Вводная беседа (тема, цель,

актуализация знаний по теме).

Непосредственно экскурсия, объясне-

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании учащихся, вызвало у них живой образ, обострило их восприятие, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако учащимся надо помочь найти эти поэтические краски.

С этой целью можно использовать чтение отрывков
из художественных произведений, в которых имеются поэтические описания природы. Если учитель видит, что ученики устали на экскурсии и, значит, внимание к какому-либо объекту снижено, можно использовать для повышения интереса к экскурсии занимательные вопросы и загадки.

Прежде чем переходить к изучению частностей, надо рассмотреть явление в целом всем классом под руководством учителя. Здесь уместен краткий рассказ об изучаемом объекте, но не следует предвосхищать то, что ученики могут дальше рассмотреть сами.

Показывая объект на экскурсии, учитель должен позаботиться о том, чтобы объект был хорошо виден всем обучающимся. Это достигается правильной рас-

Читают отрывки из художественных произведений.

Отвечают
на вопросы,
отгадывают
загадки.

Внимательно слушают.

но выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; при-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ние учителя, самостоятельная работа
учащихся.

становкой учащихся вокруг рассматриваемого предмета (кольцом или полукругом).

Центральный момент экскурсии – наблюдение объекта или явления. Здесь возможны разнообразные приемы: если материал труден для самостоятельного изучения, учитель ведет работу со всем классом: задает вопрос, выслушивает ответы, исправляет их, задает следующий вопрос и т. д. и попутно или в конце дает задание собрать необходимый материал для дальнейшего изучения в классе.

Если материал нетруден для понимания и у учеников уже имеются некоторые навыки самостоятельной работы, можно перейти к работе по заданиям.

Задания могут быть индивидуальными или групповыми. Прежде чем обучающиеся приступят к выполнению заданий, в некоторых случаях необходимо показать приемы работы.

Необходимо давать учащимся по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Уделить большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, направленные на сравнение увиденного
и воспроизведение в памяти того, что было

Рассматривают объект, наблюдают за явлением, отвечают на вопросы, собирают материал.

Выполняют задания, участвуют
в дидактических играх

нимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям;


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

IV. Подведение итогов. Релаксация

Отчет о проделанной работе, демон-

страция собранного материала.

Дополнительное сообщение учителя
(по необходимости).

Заключительная беседа

Работа по заданиям обычно чередуется с моментами общей работы. По сигналу учителя все собираются, сообщают о результатах наблюдений, показывают материал. Учитель помогает сформулировать вывод, сообщает необходимые дополнительные сведения.

Далее снова переходят к самостоятельным наблюдениям и т. д. По окончании деловой части экскурсии можно позволить отдохнуть, организованно поиграть

Рассказывают о результатах экскурсии, делают выводы
и обобщения, участвуют
в дидактических играх, отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются
в собственной системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: владеют навыками познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

V. Домашнее задание

Инструкция по выполнению

Заполнить таблицу, составить коллекцию, нарисовать и т. д.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».

Методическая разаботка знакомит с особой  структурой уроков  изучения природных сообществ, содержащих природоведческий  и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников.  По типу  - урок систематиза...

Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Задачи урока: Обучающая:   познакомить учащихся с разнообразием живых  организмов луга, с ролью человека; показать  разнообразие животных  и растений лугов и  св...

Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе  Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг,  на формиров...

Статья "Путешествие по родному краю. Экскурсия на третье ратное поле"

В статье рассказывается об экскурсии на прохоровское поле, где в 1943 году произошло известное танковое сражение....

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес."

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес." УМК "Школа России"...