Проект "Бессмертный полк"
проект (3 класс)

Очирова Долгор Кимовна

Данная методическая разработка посвящена родственникам учащихся, фронтовикам, труженикам тыла, о которых дети обязаны знать. Был разработан проект «Бессмертный полк», в ходе которого дети находили материал, учили слова, родители помогли распечатать фотографии. Мы должны рассказывать нашим детям о Победе, чтобы сохранилась память, чтобы не угас вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessmertnyy_polk.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Книга Памяти "Бессмертный полк", посвящается нашим родственникам, на долю которых выпала Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

номинация "Священные даты истории"

Очирова Долгор Кимовна, учитель начальных классов МБОУ "СОСОШ 1" Еравнинского района, dolgor.ochirova.64@mail.ru


Аннотация

Данная методическая разработка посвящена родственникам учащихся, фронтовикам, труженикам тыла, о которых дети обязаны знать. Был разработан проект «Бессмертный полк», в ходе которого дети находили материал, учили слова, родители помогли распечатать фотографии. Мы должны рассказывать нашим детям о Победе, чтобы сохранилась память, чтобы не угас вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни.  

Введение

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
Память

День Победы… «Это радость со слезами на глазах», -сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.

  Если бы не смелость и самоотверженность наших бабушек и дедушек, а для многих уже прабабушек и прадедушек, то мы бы не видели чистого неба над головой.

Об этом с каждым поколением уже забывается.

Мы не должны допустить того, чтобы наши дети не будут знать о войне и ее героях.

Нашим детям надо рассказать о празднике, о войне, о сражениях. И чем ребенок старше, тем подробнее можно с ним беседовать на эту тему.

Дети должны знать и ценить то, что мы сейчас живем в мире, без войны. И это благодаря людям, которые избавили нас от фашистов.

Рассказав ребенку о Великой Отечественной Войне, о подвиге советских людей, Вы не только определите отношение ребенка к миру и к себе, Вы научите ребенка сопереживать чужой беде, гуманности, великодушию. Поведав о великом подвиге наших дедов и прадедов, Вы заложите основы патриотизма, всесторонне разовьете личность.  


Книга памяти - литературная композиция учащихся 3в, 4а класса.

1. Мы вспомним героев, с войны не пришедших

И ветеранов, с годами ушедших.

2. Вспомним всех тех, кому слово "Победа"

Было нужнее, чем корочка хлеба.

3. Вечная память тем, кто остался на полях войны, добывая победу!

4. Вечная память тем, кто работал в тылу и помогал фронту.

5. Цыдыпов Зугдыр Дориевич, учащиеся МБОУ «СОСОШ№1» обязаны знать заслуги учителя, чьим именем названа школа. Родился 10 января 1922 года. 8 августа 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Проучившись на краткосрочных курсах пулеметчика, был направлен на передовую и вскоре стал командиром отделения пулеметного взвода. Он был в самом пекле войны - на Курской дуге. был ранен в обе руки и после излечения в госпитале вернулся на передовую. Фронтовик, учитель, директор Сосново-Озерской средней школы. 27 лет работал директором школы Еравнинского района.

6. Жанчипов Далай, правнук.  Егоров Алагуй Ербахаевич, рядовой, пулеметчик. В составе 6 стрелковой роты принимал участие в наступлении Красной Армии в районе Старой Руссы. Перед бойцами была задача: овладеть деревнями Козлово и Верёвкино. Огнём пулемёта убил более 10 фрицев. Был ранен. После излечения в составе 2 роты принял участие в наступлении в районе Смоленской области с задачей овладеть районным центром Дуговщина. Уничтожил 7 офицеров во время их перехода из рощи в рощу. Был ранен в голову и левую ногу осколком снаряда. Награжден Орденом Отечественной войны 2 степении и медалью "За победу над Германией".

7. Доржиев Очир, внучатый племянник. Доржиев Ринчин Доржиевич, комбат, воевал с фашистами под Смоленском, защищая Москву. Был награжден орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Светлана Савельевна Садовская, Заслуженный учитель Бурятской АССР, вела мероприятия по увековечиванию памяти Ринчина Доржиевича Доржиева. В далёком 1980 году началась большая поисковая работа по изучению биографии Ринчина Доржиева, сбор материалов; фотографий, фронтовых писем, архивных справок, воспоминаний однополчан и родственников. В 1985 году к 40-летию Великой Победы по инициативе Светланы Савельевны улицу Садовую переименовали в улицу Ринчина Доржиева.В 2015 году при содействии районной администрации и ТОСа «Улан-Еравна», силами родственников был воздвигнут памятник от благородных потомков.

8. Доржиева Адьяна, внучатая племянница. Комбат Доржиев отличился при взятии важной высоты около деревни Уполозово Смоленской области. Он повел своих воинов в атаку. В той схватке 19 августа 1945 года Ринчин Доржиев героически погиб. Его похоронили в деревне Холмино Смоленской области.

9. Цыбиков Ринчин, правнук. Максаров Пама Максарович, родился 1900г. Был стрелком, дошел до Берлина. Награжден медалью "За отвагу".

10.  Доржиев Саян, правнук. Цынгежапов Доржо Цыбикович, 1912 года рождения. Был призван в армию в июле 1941 года. Служил на востоке, в 93-ей Краснознаменной Дальневосточной дивизии 51-го стрелкового полка. В октябре был направлен на защиту Москвы, по направлению города Малоярославец начали наступление на немцев. В ноябре 1941 года был ранен, лечился в госпитале в Новосибирске. После излечения его направили на Северо- Западный фронт, в 235-ю дивизию 806-го стрелкового полка.

11. Доржиева Светлана, правнучка. С 1942 года по 1943 год воевал на Западном направлении, в бою у города Старые Руссы был ранен в правую руку, был направлен в тыл в город Ушевск Удмуртской АССР. В 1944 году был признан негодным к военной службе. После возвращения с войны до выхода на пенсию работал в колхозно-совхозном производстве. Был награжден орденом Отечественной войны II cтепени, медалью Жукова, «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», юбилейными медалями. За трудовые заслуги награжден почетными грамотами и ценными подарками. Умер в 2001 году на 90-м году жизни.

12. Житихин Вадим, праправнук. Липатников Иннокентий Осипович, мой прапрадедушка. Он прадедушка моей мамы.Родился в 1912 г. в Читинской области, с. Красный Чикой. Проживал в с.Романовка Еравнинского района. У него была большая семья, 4 сына и дочка. В 1941 г. был призван в Красную Армию военным комиссариатом Еравнинского района. Судя по письмам, был стрелком в 1013 стрелковом полку 285 стрелковой дивизии. Связь была утрачена, спустя некоторое время пришло извещение о том что «солдат пропал без вести». Семье было очень тяжело, трое сыновей умерли в годы войны от голода. Долгое время моя прабабушка, его дочь искала сведения о нем. Только в 2010 году стало известно, что Иннокентий Осипович 25 марта 1942 года пал смертью храбрых в бою на Киришской земле и был похоронен в районе д. Дубовик Киришского района Ленинградской области. В последующем к 9 мая 2011года имя прапрадедушки увековечено на мемориальной плите Братской могилы в селе Посадников Остров Кусинского поселения Киришского района Ленинградской области. Также он был занесен в Книгу Памяти Республики Бурятия и его имя добавлено в список на памятнике в центре с. Сосново-Озерское.

13.  Шалдаева Алтана, правнучка. Шалдаев Санжимитап Билдаевич, 1915 года рождения. На фронте с июля 1941 года. Старший сержант, командир орудия, участвовал в боях на Смоленском направлении. Был ранен, затем в течение 4 лет прошел с боями в составе 3 и 2-го Белорусского фронтов под командованием Р.Я Малиновского. Участвовал в боях по освобождению Украины, Молдавии, Венгрии. За боевые заслуги награжден медалями. В день Победы его наградили главной солдатской медалью "За отвагу". Войну закончил в Германии.

14. Будаева Янжима, правнучка. Бадмаев Цыбикжап Базарович, 1920 года рождения. В 1939 году был призван на службу, воевал на Восточном фронте. Воевал в составе 9-го отдельного железнодорожного полка (составитель поездов I Белорусского фронта).В 1943 году был переведен на Западный фронт. Принимал участие в боях за взятие Берлина. За всю войну не получил серьезного ранения. В 1946 году вернулся домой. Был награжден медалями "За отвагу", "За победу над Германией". Вернувшись домой, в родной колхоз начал работать табунщиком. В 1946 году создал семью, воспитал 8 детей. Трудовая жизнь прошла в колхозе «Победа».

15. Байнзурова Ирина, правнучка. Шалдаева Цыбжит Сультимовна, 1925 года рождения. В годы войны работала в тылу, на животноводстве. Она родила и воспитала 6 (шестерых) детей. "Все для фронта, все для победы" звучали слова в годы войны. Вместе с воинами труженики тыла ковали победу! Моя прабабушка имеет много наград за свой труд в годы войны.

16. Лодоева Сурана, правнучка Лодоева Дулмажап Базаровна, 1911 года рождения. Она жена фронтовика Дымбрылова Ринчин-Нима Жигжитовича, который не вернулся с войны. Она в годы войны работала чабаном в колхозе «Рассвет», потом работала в совхозе «Сосновский». Она является заслуженным тружеником тыла и ветераном труда.  В военное время она работала, не зная отдыха. Имеет много наград и грамот за свой труд.

17. Они нам весну подарили, а сами

А сами цветами в полях проросли.

18. Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

19. Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

20. Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой

21. Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священной бой!

22. Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

23. Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

24. Благодарим, солдаты, вас

25. За жизнь, за детство и весну,

26. За тишину,

27. За мирный дом,

28. За мир, в котором мы живём!

29. Вечернее небо,

Победы салют.

30. Солдаты России

Наш сон берегут.

31. Я вырасту -

Детям своим расскажу,

32. Как прадеды их

Защищали страну!

О той весне - трогательная композиция, которая написана Еленой Плотниковой. Это произведение родилось тогда, когда, казалось бы, все песни о войне уже написаны и спеты. Руководитель детского музыкального коллектива «МультиКейс», Елена Ильинична, решила иначе. Она интуитивно поняла, что поколению начала 21 века нужна своя песня о далекой войне. Послушайте песню «О той весне» вместе с детьми. Это поможет вам убедиться в том, что Елена Плотникова нашла верные слова и аккорды для того, чтобы пробудить в молодежи патриотические чувства и гордость за подвиг своих предков.

Кино идет -
Воюет взвод.
Далекий год

На пленке старой.
Нелегкий путь -
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев:
И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых -
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!

Припев.

Заключение.

Данный материал собран в работе над проектом «Бессмертный полк». Более близкой для детей младшего возраста станет тема Великой Отечественной войны, если она связана с родственником, прадедом и прабабушкой.  В данной работе я показала, что учащиеся 3 и 4 класса вместе с родителями собрали материал, выучили слова (выборочно). У детей возникает чувство сопричастности к событиям, происходившим в стране, семье. Ведь их родственники были участниками Великой Победы. Привлечение краеведческого материала приближает историческое событие прошлого, стимулирует участие школьника в общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик оказался причастным к этому процессу. Была организована экскурсия к памятнику Ринчина Доржиева. Детям необходимо донести чувство исторической сопричастности к идее памятника Ринчину Доржиеву и названию улицы. Было подчёркнуто, что Родина чтит героев, отдавших жизнь за счастье людей. Памятник- это место памяти, оно требует соответствующего поведения. Необходимо проводить занятие перед памятниками, чтобы дети понимали их значение.  Был снят видеоролик с выступлением Номины Норбоевой, стихотворение на бурятском языке про войну. Девочка удостоена диплома за участие в межрегиональном конкурсе по бурятскому языку «Эдир Жэгуур-2021».  Родители распечатали фотографии, во время выступления дети показывали. Данный проект занял 1 место в школьном конкурсе, посвященном Великой Победе. Родители приобрели единую форму детям, пилотку, погоны, парадную одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал ."Слово о полку Игореве"

Древнерусская литература Программа "Школа 2100" 4 класс...

Конкурс "Золотая полка книг"

Презентация  и буклет к конкурсу "Золотая полка книг". Виктор Драгунский "Девчонкам и мальчишкам"....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. В.П.Катаев "Сын полка"

На уроке преследуются такие цели: • продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева; • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; • учить представлять и интер...

Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....

«Мудрые книжные полки»- классный час

Тематический информационно-познавательный классный часЗнакомство  учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание зна...

«Семья у книжной полки»

Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках....

Творческий проект "Моя книжная полка"

Автор знакомит со своими читательскими интересами, любимыми книгами и предлагает выполнить творческие задания по прочитанным книгам....